Цели:
- Образовательные:
- уточнить артикуляцию звуков [ П ], [ Пь];
- совершенствовать навык фонематического анализа и синтеза;
- учить определять позицию звука в словах;
- познакомить детей с графическим образом буквы П;
- учить анализу и синтезу слогов АП, ПА.
- Коррекционные:
- развивать артикуляционный аппарат детей; нормализация мышечного тонуса мимической мускулатуры;
- развивать речевое дыхание;
- развивать слуховую память, внимание и восприятие;
- развивать умение концентрировать внимание;
- учить строить грамматически правильные предложения;
- закреплять умения согласовывать слова в предложении;
- совершенствовать навыки плавной речи.
- Воспитательные:
- воспитывать умение работать в течение всего занятия.
Оборудование: предметные картинки (два мальчика Петя и Паша, парусник, почтальон); картинки для составления слов из первых звуков (перечисленные в ходе занятия); конверты с заданиями; предметные картинки на звук “П” в начале слова, карандаши, карточки с картинками и схема позиции звука в слове, наборы для составления схемы слога, индивидуальные зеркала; буквы.
ХОД ЗАНЯТИЯ
I. Организационный момент
Логопед: Мне приятно вас всех видеть. Давайте улыбнемся друг другу и начнем заниматься.
Психологический настрой
Раз, два, три, четыре, пять.
Будем мы сейчас опять,
Смотреть, слушать, размышлять,
И друг другу не мешать.
На занятиях, в игре
Спокойно, плавно говорим.
И никуда мы не спешим.
II. Релаксация. Развитие общей моторики, голоса, дыхания, мимики. Массаж лица
1. Общее расслабление
Логопед: Давайте в начале занятия мы еще чуть-чуть отдохнем, а затем выполним нашу артикуляционную гимнастику.
Реснички опускаются.
Глазки закрываются.
Сном волшебным засыпаем,
В страну сказок улетаем.
Раз, два, три, четыре, пять –
Смотрим глазками опять.
2. Массаж лицевых мышц
Логопед: Сегодня на улице очень холодно, мы всегда бодрые и весёлые, потому, что нам помогает массаж “Наше солнышко”. Покажем, как мы его делаем? Ладошка – это солнышко, а пальчики– лучи.
Солнышко, милое (поглаживающие круговые движения правой рукой левой ладони и наоборот поочередное поглаживание пальчиков)
Поделись своей силою
Просыпайтесь лучики
Согревайтесь, рученьки
Солнце личико согрело (поглаживающие движения от середины лба к верхней части ушей)
Потеплело, потеплело
Разотрем мы щеки, нос (поглаживание от носа к средней части ушей)
Не догонит нас мороз
Наши губки улыбнулись (поглаживание от середины подбородка к нижней части ушей.
Наши ручки потянулись Потянуться руками вверх
Логопед: Улыбнемся еще раз друг другу и займем свои места.
3. Артикуляционная гимнастика
Упражнения: «Окошко», «Расческа», «Самовар пыхтит», «Маляр».
III. Упражнения по развитию произношения и обучению грамоте
1. Сообщение темы занятия
Логопед: Посмотрите у нас в гостях Паша и Петя (Выставляются картинки с изображением двух мальчиков).Какой первый звук вы слышите в их именах? Догадайтесь, о каких звуках будем говорить сегодня? (О звуках [П], [Пь].)
2. Характеристика звуков [ П |. [Пь|
Логопед: Возьмите зеркала. Произнесите звук [П]. Что вы видите? (Губы сжимаются и разжимаются.) Звук [П| гласный или согласный? (Согласный). Положите руку на горло, произнесите звук [II]. Голос спит или звенит? (Спит.) Значит, звук [П] глухой или звонкий? (Глухой.) Какой звук мы произносим твердо [П] или [ Пь ]? (Звук [П|.) А как мы произносим звук [Пь]? (Мягко.)
3. Развитие фонематического восприятия
Логопед: Паша и Петя любят играть на пианино. Давайте вместе с вами сыграем их любимые песенки
Игра «Звуковое пианино»
Логопед предлагает детям поиграть на «Звуковом пианино» и сыграть песенки
па-па-па пя-пя-пя па-пя-па
пу-пу-пу пю-пю-пюпу-пю-пу
Слоги с твердым звуком проигрываются на синих клавишах, а с мягким согласным звуком на зеленых клавишах.
4. Развитие фонематических процессов
Логопед: Паша и Петя собираются отправиться в кругосветное путешествие на паруснике (Выставляется картина с изображением парусника).Давайте поможем им собрать в дорогу чемоданы.
Игра «Раздели на слоги»
Предметные картинки: па-лат-ка, пу-го-ви-ца, по-душ-ка, пе-че-нье, пи-ла, пись-мо и др.
5. Дыхательное упражнение
Логопед: Чемоданы собраны. Пора в путь. Давайте поможем нашему паруснику отправиться в путешествие
Упражнение «Надуваем паруса»
Паруса мы надуваем,
Животик рукой мы проверяем.
6. Физпауза Упражнение «Кораблик»
Стало палубу качать,
Ногу к палубе прижать!
Крепче ногу прижимаем,
А другую расслабляем
7. Дифференциация звуков. Игра «Почтовые ящики»
Логопед: Долго наши ребята находятся в пути. Много писем им отправили друзья. Посмотрите, кто это? (Это почтальон.) Что он нам принес? (Письма.) Какой первый звук в слове «почтальон»? (Звук П.) Какой первый звук вы услышали в слове «письма»? (Звук [Пь].) Это письма для Паши и Пети. Давайте поможем почтальону рассортировать письма по почтовым ящикам. Будем отправлять письма с картинками, которые начинаются со звуков П и Пь по почтовым ящикам.
8. Формирование фонематического анализа и синтеза
Игра «Письма»
Логопед: Ребята, посмотрите нам тоже пришли письма от Пети и Паши. Это не простые письма, а письма-задания. Они просят нас помочь им выполнить задания.
Первое письмо
Логопед: Вот в первом письме ребят
просят заменить первый звук и узнать, какие слова
получатся.
Заменяем первый звук в словах на звук П: точка,
тачка, карта, мальчик, мост, кол.
Заменяем первый звук на звук Пь: лекарь, лесенка,
лесок, зелёнка, вила, медаль.
Второе письмо
Логопед: нужно определить место звука
в словах с использование звуковой линейки
«Рыбки».
Слова: суп, укроп, повар, лампа, пила, копилка,
пень.
Третье письмо
Детям предлагается выполнить звуковой анализ слогов АП ПУ ОП
Задание выполнено на доске |
Индивидуальная работа |
Четвертое письмо
Логопед: Нужно составить слова из первых звуков названий картинок. (Предъявляются картинки.)
Сова, усы, пушка (слово «суп»).
Плита, улитка, хлеб (слово «пух»).
Панама, антенна, роза (слово «пар»).
Логопед: Какой общий звук во всех словах? ([П] ). Назовите слова, начинающиеся со звука [П]. (Пух, пар.). Назовите слово, где звук [П| в конце. (Суп.) Где звук [П| в середине? (Лапа.)
9. Знакомство с графическим образом буквы П
Пятое письмо.
Логопед: Ребята, нужно помочь починить букву П. Но что бы выполнить задание, нужно узнать, как пишется буква П. Посмотрите, вот буква П. На что она похожа? (На перекладину, на ворота.) Послушайте, я расскажу вам стихотворение о букве П.
Буква П на мост похожа,
По мосту идет прохожий.
А внизу через проход
Проплывает пароход.
10. Восстановление графического образа буквы П
Логопед: Видите, буква П здесь поломалась. Почините ее, пожалуйста. (Детям раздаются картонные элементы буквы П, из которых они складывают букву)
Вариант выполнения задания на доске
11. Закрепление зрительного образа буквы П иразвитиеконцентрации внимания
Логопед: Петя и Паша просят вас найти и подчеркнуть все буквы П (на листках, лежащих перед детьми, написаны известные им буквы).
А П У И П Л П А О Д П У О И П С Н М П А И О У П П Ы В Т Г П О К П И О П |
12. Работа над предложением
Логопед:Вот и подошло к концу путешествие ребят. Парусник друзей прибыл в порт. Давайте выложим схему предложения
Вариант предложения для анализа: Парусник прибыл в порт.
Анализ предложения: подсчет слов в предложении, определение первого, второго и третьего слова.
Вариант выполнения на доске |
Индивидуальная работа детей |
IV. Развитие лексико- грамматической стороны речи
1. Упражнение «Какой, какая, какие?»
Логопед: Петя и Паша какие? Какое это было путешествие? Парусник какой? Письма были какие?
2. Отработка произнесения звуков [П], [Пь] в предложениях.
Проговаривание чистоговорок со звуками П и Пь
Логопед: Паша и Петя за время своего путешествия многому научились и сочинили небольшие стихи об этом. Давайте их послушаем, а потом вместе попробуем произнести.
Па-па-па – в пути нужна крупа.
Пу-пу-пу – забыли мы крупу.
Пы-пы-пы – плохо без крупы.
Пей-пей-пей – воду сырую ты не пей.
Пи-пи-пи – знания копи.
IV. Итог занятия
Оценка работы детей.
Логопед: Молодцы! С заданием справились отлично, какие звуки мы сегодня учили? ([П], [Пь].) Назовите по одному слову со звуком [П].