Воспитать человека
Сколько написано в мире статей
И сколько прочитано лекций умных
О том, как воспитывать нам детей,
Пытливых и добрых, смешных и шумных.
Советы несутся со всех сторон;
Пишут ученые, и писатели,
И методисты, и воспитатели,
Иные из кожи аж лезут вон.
Пишут о строгости и о такте,
Что благо, а что для учебы враг.
Твердят, что воспитывать надо так-то,
А вот по-иному нельзя никак!
Тысячи мнений простых и сложных,
Как разные курсы для корабля,
О том, что любить надо осторожно
И мудрости вдалбливать детям должно
С первых шагов, ну почти с нуля.
Все верно, беда, коли мало знаний.
И все-таки в этом ли только зло?
А что как успехов при воспитанье,
Простите крамолу мою заранее,
Добиться не так уж и тяжело?!
Нет, беды не сами собой являются,
Хотите вы этого, не хотите ли,
И дети с пороками не рождаются,
А плюсов и минусов набираются
Все чаще от мудрых своих родителей.
Все ждут, чтоб горели глаза ребят
Незамутненно, светло и ясно.
И детям с утра до темна твердят,
Что надо быть честным, что ложь ужасна.
Но много ли веры внушеньям этим?
Ведь если родители сами лгут,
На службе и дома, и там и тут,
Лгут просто, как будто бы воду пьют,
Откуда же взяться правдивым детям?!
А совесть? Всегда ли она слышна?
Ведь если мы, словно играя в прятки,
Ловчим иль порою хватаем взятки,
Да всем нашим фразам лишь грош цена!
И кто будет верить словам о том,
Что вреден табак и спиртное тоже,
Коль взрослые тонут в дыму сплошном
И кто-то нарежется так вином,
Что только у стенки стоять и может!
А что до красот языка родного,
То все хрестоматии – ерунда,
Коль чадо от папочки дорогого
Порой понаслышится вдруг такого.
Что гаснут аж лампочки от стыда!
Как быть? Да внушать можно то и се,
А средство, по-моему, всем по росту,
Тут все очень сложно и очень просто:
Будьте хорошими. Вот и все!
(Э. Асадов)
Родители составляют первую общественную среду ребёнка. По мере взросления ребёнка родительская любовь всё больше выполняет функцию поддержания безопасности внутреннего, психологического мира человека. Поэтому первой и основной задачей родителей является создание у ребёнка уверенности в том, что его любят и о нём заботятся. Никогда ни при каких условиях у ребёнка должно возникать сомнений в родительской любви. Казалось бы, сколь нередки высказывания типа:
- “Нет, не такого ребёнка мы хотели иметь”.
- “Я ему всё отдаю, а он не ценит”.
- “Не знаю в кого он такой уродился” и пр.
За этими фразами - внутреннее неприятие своего ребёнка, эмоциональный дефицит в отношениях с ним.
Многие родители считают, что нельзя показывать детям свою любовь к ним, что это ведёт к избалованности, эгоизму и пр. Но это совсем не так. Любовь, которая реализуется понимать и слушать маленького человека.
Известный детский писатель выделяет восемь типов родительской любви:
- Действенная любовь (симпатия, уважение, близость). Формула родительского семейного воспитания при этом такова: “Хочу, чтобы мой ребёнок был счастлив, и буду помогать ему в этом”. Она включает активное внимание к интересам ребёнка, принятие его как самостоятельной личности, тёплое эмоциональное отношение.
- Отстранённая любовь (симпатия, уважение, но большая дистанция в общении). Воспитание осуществляется по формуле: “Смотрите, какой у меня прекрасный ребёнок, жаль, что у меня так мало времени для общения с ним”. Родители высоко оценивают ребёнка, особенно его успехи или способности, но это сочетается с незнанием душевного мира ребёнка, с неумением помочь ему в его проблемах.
- Действенная жалость (симпатия, близость, но отсутствие уважения). “Хотя мой ребёнок недостаточно умён и развит, но всё равно я его люблю” в результате чего родители склоняются к чрезмерной его опеке, не верят в детские способности и возможности, не доверяют ребёнку.
- Снисходительное отстранение (неуважение, большая дистанция общения). Родителям свойственно не вполне осознанное оправдание личностных особенностей ребёнка его наследственностью, условиями рождения и т.п. Неблагополучие ребёнка признаётся его правом при условии реального невмешательства родителей в дела ребёнка, плохого знания его переживаний и внутреннего мира.
- Отвержение (неуважение, большая дистанция в общении). “Ребёнок меня раздражает, не хочу иметь с ним дело”. Родитель холоден и неприступен даже тогда, когда ребёнок нуждается в помощи и поддержке.
- Презрение (антипатия, неуважение). “Я мучаюсь и страдаю от того, что мой ребёнок неразвит, неумён”. В общении с ребёнком родители мучительно переживают свою связь со своим неудачником.
- Преследование (антипатия, уважение, близость). Родители пытаются строгостью и жёстким контролем “переломить” ребёнка. В это же время при внутренней убеждённости, что их ребёнок превратится в законченного негодяя, присутствует признание детской силы и воли.
- Отказ (неуважение, большая дистанция в общении): “Я не хочу иметь дело с этим негодяем”. Чаще всего в его поведение родителей смешивается несколько вариантов отношений. Однако данный подход позволяет определить, какая именно установка на данный момент времени стала для родителей ведущей.
Искусство быть родителем
Психологи выделяют несколько установок:
- Ваш малыш ни в чём не виноват перед вами. Ни в том, что не оправдал ваши ожидания. И вы не вправе требовать, чтобы он разрешил вам эти проблемы.
- Ваш ребёнок не ваша собственность, а самостоятельный человек. И решать до конца его судьбу, а тем более ломать по своему усмотрению ему жизнь вы не имеете права. Вы можете лично помочь ему выбрать жизненный путь, изучив его способности, интересы и создав условия для их реализации.
- Ваш ребёнок далеко не всегда и совсем не обязательно будет послушным и милым.
- Во многих капризах малыша повинны вы сами, ведь вы стали требовать от него то, что он попросту не может вам дать в силу особенностей возраста или характера. Вы не желали принимать его таким, каким он есть.
- Вы должны всегда верить в лучшее, что есть в вашем малыше. И сохранять оптимизм во всех педагогических невзгодах. Именно эти пять принципов отношения к ребёнку определяют воспитательный климат семьи и задают весь строй личности ребёнка.
Как наказывать?
Какие наказания существуют? К самым неправильным наказаниям следует отнести физическое воздействие. Устойчивость применения физических наказаний связана с сильной эффективностью этого метода. Если родители использовали физическое наказание тогда, когда дети не подчинялись их требованиям, то данное воздействие не решало конфликта, а лишь создавало иллюзию в том случае, если родители хотят воспитать в ребёнке моральное поведение без внешних ограничений. Речевая агрессия (ругань, оскорбления), так же как и физические наказания нельзя допускать в адрес малыша , недопустимо слова родителей о том, что мама уйдёт из дома, оставит его одного. Очень важно в таких случаях контролировать речевые высказывания, ограничиваясь кратким замечанием: “Нельзя!”. Лучше показать своё недовольство мимикой, жестом, выражением лица. Тогда ребёнок научится понимать, какие поступки вызывают эмоциональную поддержку родителей, а какие нет. “Чем больше у ребёнка свободы , тем меньше необходимости в наказаниях”. Чем больше поощрений, тем меньше наказаний”.
Целесообразно при беседах с родителями использовать следующую памятку.
Владимир Леви:
Наказывая, подумай: “Зачем?”
7 правил для всех:
- Наказание не должно вредить здоровью - ни физическому, ни психическому.
- Если есть сомнение, не наказывайте.
- Даже если проступков много, наказание может быть только одно, за все сразу, а не поодиночке – за каждый, - не лишайте ребёнка заслуженной похвалы и награды.
- Лучше не наказывать, чем наказывать запоздало. Риск внушить ребёнку мысль о возможной безнаказанности не так страшен, как риск душевного развития.
- Наказан - прощён. Не мешайте начинать жизнь сначала.
- Без унижения!
Законы, статьи о защите прав детей:
Уголовный кодекс Российской Федерации:
- ст.19 - даёт определение понятия “жестокое обращение” и определяет меры защиты;
- ст.6 - предусматривает обеспечение в максимально возможной степени здорового развития ребёнка;
- ст.16 - защиту от произвольного или незаконного вмешательства в личную жизнь ребёнка, от посягательства в личную жизнь ребёнка, от посягательств на его честь и репутацию;
- ст.24 - обеспечение мер по борьбе с болезнями и недоеданием;
- ст.27 - признание каждого ребёнка на уровне жизни, необходимый для физического, умственного, духовного , нравственного и социального развития;
- ст.34 - защиту ребёнка от сексуального совращения;
- ст.37 - защиту ребёнка от других форм жестокого обращения;
- ст.39 - меры помощи ребёнку, явившемуся жертвой жестокого обращения;
- ст.150- 157 - за преступления против семьи и несовершеннолетних.
Закон Российской Федерации об образовании:
- ст.5 - утверждает право детей, обучающихся во всех образовательных учреждениях на “уважение их человеческого достоинства”;
- ст.56 - предусматривает административное наказание педагогических работников за допущенное физическое или психическое насилие “насилие над личностью обучающегося или воспитанника”.
Семейный кодекс Российской Федерации:
- ст.54 - утверждает право ребёнка на уважение его человеческого достоинства;
- ст.56 - право ребёнка на защиту и обязанности органа опеки и попечительства принять меры по защите ребёнка;
- ст.69 - предусматривает меру “лишение родительских прав” как меру защиты детей от жестокого обращения.
Закон Российской Федерации: “О защите прав детей”:
- ст.14 гласит: “Жестокое обращение с детьми, физическое и психологическое насилие над ними запрещены”.
Таким образом, дошкольное детство – уникальный период в жизни человека, в процессе которого формируется здоровье и осуществляется развитие личности. В то же время это период, в течение которого ребенок находится в полной зависимости от окружающих его взрослых – родителей и педагогов. Здоровье детей и их полноценное развитие во многом определяется эффективностью по защите их прав. У ребенка, обделенного заботой и вниманием, нет второй возможности для нормального роста и здорового развития, поэтому проблеме охраны детства на всех уровнях нужно уделять первостепенное внимание.
Неравенство
Так уж устроено у людей,
Хотите вы этого, не хотите ли,
Но только родители любят детей
Чуть больше, чем дети своих родителей.
Родителям это всегда, признаться,
Обидно и странно. И все же, и все же
Не надо тут, видимо, удивляться
И обижаться не надо тоже.
Любовь ведь не лавр под кудрявой кущей,
И чувствует в жизни острее тот,
Кто жертвует, действует, отдает,
Короче: дающий, а не берущий.
Любя безгранично детей своих,
Родители любят не только их,
Но плюс еще то, что в них было вложено:
Нежность, заботы, труды свои,
С невзгодами выигранные бои,
Всего и назвать даже невозможно!
А дети, приняв отеческий труд
И становясь усатыми "детками",
Уже как должное все берут
И покровительственно зовут
Родителей "стариками" и "предками".
Когда же их ласково пожурят,
Напомнив про трудовое содружество,
Дети родителям говорят:
– Не надо, товарищи, грустных тирад!
Жалоб поменьше, побольше мужества!
Да, так уж устроено у людей,
Хотите вы этого, не хотите ли,
Но только родители любят детей
Чуть больше, чем дети своих родителей.
И все же – не стоит детей корить.
Ведь им не всегда щебетать на ветках.
Когда-то и им малышей растить,
Все перечувствовать, пережить
И побывать в "стариках" и "предках"!
(Э. Асадов)