Методики диагностики отношения младших школьников к школе и учению

Разделы: Школьная психологическая служба


Мотивация учения и отношение детей к школе постоянно находятся в центре внимания психологов и педагогов. От отношения ребенка к школе и учению, от его мотивации зависят успешность освоения учебной деятельности, психологическое благополучие ученика в классе, отношение к нему со стороны учителя и сверстников и многое другое. При этом сама мотивация и эмоциональное отношение к школе, во-первых, не наблюдаемы непосредственно, мы не можем их увидеть и оценить напрямую. Во-вторых, сами эти категории достаточно сложны для изучения и анализа. Поэтому педагоги и школьные психологи должны владеть целым арсеналом разнообразных методов и методик для комплексной диагностики отношения к школе, учению и выявлению учебной мотивации учащихся. Материалами данной статьи можно воспользоваться для пополнения своей копилки психодиагностических методик, направленных на выявление учебной мотивации и отношения к различным сторонам школьной жизни. 

Психодиагностические методы можно разделить на прямые, косвенные и проективные [2]. Каждый из этих подходов имеет как свои преимущества, так и недостатки. К прямым методам относятся, например, известная анкета для оценки уровня школьной мотивации Н.Г. Лускановой, а также методика «Ранжирование мотивов учения» (для родителей) [1]. Косвенные диагностические процедуры не нашли пока широкого применения. Большую практическую ценность представляют проективные методики, примеры которых приведем ниже.

Методика «Рисунок школы» [1] позволяет выявить эмоциональное отношение ребенка к школе. Она может быть проведена как индивидуально, так и в групповой форме. Еще один вариант подобной методики – рисунок «Школа зверей», где ребенку предлагается представить, что его одноклассники и учитель превратились в животных. Другие варианты проективных рисунков – «Что мне нравится в школе», «Наш класс», «Моя учительница».

Методики, представляющие собой фантастический выбор [3]. «Представь, что волшебник целиком и полностью изменил твою школу на новую, современную, красивую. Но разрешил тебе оставить в школе только три объекта, очень тебе дорогих. Кого или что ты оставишь?»

Методика «Незавершенный рассказ». Детям предлагается закончить (дописать) небольшой рассказ, позволяющий выявить их отношение к определенным людям, ценностям. «Я устроился поудобнее и приступил к домашней работе. Тут позвонил Дима. «Иди скорее ко мне! – закричал он в трубку. – Ты ахнешь, когда увидишь!» Я…» [3].

Незавершенные предложения тоже нравятся детям. С помощью этого метода можно получить очень важные данные. Приведем примеры таких предложений. «В прошлом учебном году мне больше всего запомнилось…», «В новом учебном году мне хотелось бы…», «В течение этой четверти я…», «Каникулы закончились, и это здорово, потому что…», «Я горжусь своим классом, потому что…», «Я огорчаюсь, когда в школе…», «В школе мне интереснее всего…», «В школе я больше всего боюсь…», «Я радуюсь, когда в школе…»

Прерванный диалог [3]. Этот метод предоставляет большие возможности для выявления отношений к различным явлениям школьной жизни. Приведем пример. « – Света, ты решила задачу? Я не смогла. – Да, решила! – Дай списать! – ?..»

«Составь расписание». Детям предлагают представить, что можно было бы составить свое собственное расписание уроков на неделю. Можно оставить те предметы, которые уже есть, можно придумать и дописать свои, можно убрать какие-то из имеющихся. Количество уроков тоже можно менять.

«Памятка для новичков». Предлагают детям написать советы для новичков, как им вести себя, какие правила соблюдать, чтобы лучше освоиться в школе.
Несомненно, список можно продолжать и дальше. Обработка проективных методик качественная. Следует отметить, что при проведении и интерпретации всех перечисленных методик необходимо помнить о соблюдении этических принципов психодиагностики.

Литература

  1. Нижегородцева Н.В., Шадриков В.Д. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе: Пособие для практических психологов, педагогов и родителей. –  М.: ВЛАДОС, 2001.
  2. Шадриков В.Д. Психология деятельности человека. – М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2013.
  3. Щуркова Н.Е. Педагогическая диагностика личностного развития младшего школьника. – М.: Ювента, 2013.