Цель урока: формирование читательской компетентности учащихся через обучение осознанному чтению произведения, способам освоения прочитанного, умение ориентироваться в книгах.
Задачи:
- учить оценивать поступки героев;
- формировать навык выразительного чтения;
- развивать интерес к чтению, речь, мышление;
- воспитывать нравственные ценности человека.
I. Орг. момент.
II. Целеполагание.
- Сегодня на уроке чтения мы продолжим с вами разговор о хороших и плохих поступках. Определите по символам, над чем еще будем работать.
- учиться четко и правильно говорить.
- учиться выразительно читать и говорить.
- узнаем мудрость.
- думать над прочитанным.
III. Активизация.
Речевая разминка
1) Чистоговорка
2) Состязание между рядами.
Прочитать строчку слов с ударением на выделенной букве:
1 ряд: оио, аоа, иои, ооо.
2 ряд: оио, аоа, иои, ооо.
3 ряд: оио, аоа, иои, ооо.
3) Состязание двух учеников “Ораторская дуэль”
Прочитать с нужной интонацией
Это? Этот. Эти! Эта?
4) Работа со скороговоркой.
Женя с Жанной подружилась.
Дружба с Жанной не сложилась.
Чтобы жить с друзьями дружно,
Обижать друзей не нужно.
Учитель читает громко, дети повторяют тихо.
- Что прочитали? (Скороговорку). Появляется табличка со словом “скороговорка” напротив символа.
- Как догадались? (Повторяется звук “ж”). Как нужно говорить?
- Дайте характеристику этому звуку. (Согласный, всегда твёрдый, звонкий парный).
- Игра “Голова и хвост”. (Учитель начинает читать, останавливается, класс продолжает)
- Бинарное чтение (2 пары): читают два ученика одновременно.
- Можно ли следующее задание назвать скороговоркой?
5) Читает учитель:
Как начну конфеты есть,
У меня друзей не счесть.
А закончились конфеты
И друзей в помине нет.
За конфету каждый друг
Так и рвёт её из рук.
Ну, зачем мне дружба эта?
Я и сам люблю конфеты.
- Что это такое? Стихотворение (есть рифма). Стихотворение тоже нужно читать быстро? Появляется табличка со словом “стихотворение”.
Задание: прочитать стихотворение выразительно, выделяя голосом выделенные слова. Дети читают вполголоса.
Чтение стихотворения одним учеником вслух.
- Настоящие ли это друзья?
- Почему так считаете?
- Нужна ли такая дружба?
- Что такое для вас настоящая дружба?
Составление паукограммы.
Дружба – это взаимопомощь, игра вместе, доверие, терпение, забота, защита.
Толковый словарь Ожегова: близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов.
- Давайте узнаем народную мудрость. Какие пословицы, поговорки о дружбе вы знаете? (Проверка домашнего задания). Появляется табличка со словом “пословица и поговорка”.
(Старый друг лучше новых двух. Не имей сто рублей, а имей сто рублей. Сам пропадай, а товарища выручай).
9 июня Международный день друзей.
30 июля – Международный день дружбы.
- Как по-другому можно назвать друга? (Товарищ, приятель). Подберите родственные слова-действия, слова-признаки (дружить, подружиться, дружный).
Физминутка.
IV. Работа с текстом.
- Остался последний символ.
- Прочтите автора и название произведения, которое мы будем сегодня изучать.
- Назовите тему нашего урока. (Л.Н. Толстой. “Два товарища”).
- Посмотрите на портрет. Что можете сказать об этом человеке?
(Умный, серьезный…)
Рассказ учеников о Л. Толстом (портрет). Что вы еще узнали о Л.Н. Толстом. Доклады детей.
1 - Толстой Лев Николаевич родился 28 августа 1828, в усадьбе Ясная Поляна Тульской губернии — умер 7 ноября 1910.
2 - Толстой был четвертым ребенком в большой дворянской семье. Его мать умерла, когда Толстому не было еще двух лет, но по рассказам членов семьи он хорошо помнил ее.
3 - Отец Толстого был добродушным человеком, любил читать, охотиться. Рано умер. Воспитанием детей занималась дальняя родственница.
4 - Лев Николаевич Толстой всю свою жизнь провел в поселке Ясная поляна. Он очень любил родные места, любил гулять по лесу. В Ясной поляне им были написаны рассказы для детей.
- Л.Н. Толстой очень много писал произведений на нравственные темы. Его произведения помогают понять, как поступать можно, а как нельзя.
- О ком пойдёт речь в этом произведении? (О товарищах)
- Сколько их было? (Двое)
- Можно ли по названию предположить, что с ними произойдёт? (Нет)
- Читает учитель с детьми.
- Что означает “упал наземь”?
- Посмотрите на иллюстрацию.
- Кто мог выскочить? Что могло произойти дальше?
- Сравним с авторским текстом. Читает учитель.
- Совпали ли ваши предположения?
Чтение текста с остановками
Отрывок № 1. Читает ученик.
- Где шли товарищи?
- Что с ними случилось?
- Давайте понаблюдаем за поступками наших героев. Как вели себя товарищи во время опасности? Найдите слова, обозначающие их действия.
1 мальчик: бросился бежать, влез, спрятался.
2 мальчик: остался, упал, притворился.
Таблица.
- Что вы можете сказать о поведении людей в опасной ситуации?
- Как поступил первый мальчик? Второй?
(Один повел себя трусливо, а другой находчиво, первый мальчик струсил, второй проявил смекалку, смелость).
- Какой герой больше нравится? Это положительный герой, а другой отрицательный.
1 мальчик “–” | 2 мальчик “+” |
бросился бежать влез спрятался |
остался упал притворился |
Отрывок №2. Читает ученик.
- Что вы узнали из этого отрывка?
- Почему медведь не тронул мальчика?
- Какие чувства вызвал этот отрывок? Если бы вы были на его месте, какие чувства вы бы испытывали в этот момент?
Отрывок №3.
Будем работать в парах. Найдем отрывок в тексте, где мальчики разговаривают друг с другом. Отметьте слова мальчиков, приготовьтесь их читать по ролям.
Чтение по ролям.
- Чем закончилась история?
- Можно ли этих ребят назвать товарищами? (Нет, нельзя. Друзья не бросают в беде)
- Чего нет в этой дружбе? (Обращение к паукограмме).
- Как поведут себя главные герои дальше?
-Почему автор назвал этот рассказ “Два товарища”?
- Чему учит рассказ Л. Толстого? (Не бросать друзей в беде)
- Какая пословица о дружбе больше подходит для этой истории?
- Вот такие поучительные небольшие рассказы называют баснями.
У Л.Н. Толстого есть много интересных и поучительных рассказов и басен для детей, которые рекомендую вам прочитать. (Слайд)
- Мне бы хотелось закончить урок словами одного мудреца: “В мире нет ничего лучше и приятнее дружбы, исключить из жизни дружбу это – все равно, что лишить мир солнечного света”.
Рефлексия. Дружба – это солнечный свет, солнце греет всю планету, а человека может согреть одно приятное, доброе слово, улыбка, с которой может начаться дружба. Ребята, повернитесь друг к другу, улыбнитесь, похвалите друг друга за отличную работу, взаимопомощь.