Цель урока: формировать в детях такие качества, как сострадание и милосердие; любовь к матери через содержание литературных образов стихотворения “Лебедушка” С.Есенина.
Задачи урока:
- продолжить знакомство с произведениями С.Есенина;
- развивать речь, внимание, творческое воображение, эмоциональное восприятие окружающего мира;
- формировать навык выразительного чтения;
- познакомить с понятием “пейзажная лирика”;
- учить видеть изобразительно-художественные средства языка, художественные особенности стихотворения, поэтического слова, близость к устному народному творчеству, фольклору;
- воспитывать любовь к природе, ко всему живому.
Оборудование: Ожегов С.И. “Толковый словарь русского языка”, презентация.
Ход урока
- Ребята, какой праздник мы будем отмечать в это воскресенье?
- Правильно, День матери! 30 ноября в последнее ноябрьское воскресенье мы будем поздравлять наших мам, бабушек с этим замечательным праздником! Ведь нельзя переоценить значение самого главного человека в нашей жизни – Мамы!
- Сегодня на уроке вы познакомитесь со стихотворением Сергея Александровича Есенина “Лебедушка”. Прослушав стихотворение, ответьте на вопрос: - Почему именно с этим стихотворением я решила вас познакомить в канун праздника Дня матери?
- Подумайте, постарайтесь представить себе образ Сергея Есенина; понять, кого он любил, что его восхищало, каким человеком он был.
Чтение учителем стихотворения.
- Ребята, как вы думаете, как же связано стихотворение “Лебедушка” с Днем матери?
- Какие чувства вызвало у вас это стихотворение? Чем взволновало?
(ответы детей)
- Почему так трагично заканчивается стихотворение? ( Что бы мы еще раз задумались над тем, какую роль играет в нашей жизни мама. Иногда ценой своей жизни она спасает своих детей.)
- На какое фольклорное произведение похоже это стихотворение?
-на народную песню;
- на сказку;
- на былину (глаголы на “ся”).
- С какой интонацией вы будете читать это произведение? Будет ли она меняться?
- Какой ритм?
В стихотворении вам встретятся незнакомые слова. Найдите лексическое значение слов:
1 – ватага
2 – затон
3 – пряные
4 – лазоревый
Чтение стихотворения детьми.
- Как поэт относится к лебедушке? Давайте докажем словами Есенина:
1 – Какой мамой была лебедь?
2 – Как поэт ее называет?
3 – Найдите эпитеты
4 – Найдите сравнение
Вывод: Какой мамой была лебедушка? Как поэт относится к ней?
Ф/минутка (звучит произведение Сен-Санса “Лебедь”).
- Сегодня на уроке мы познакомимся с таким понятием как “пейзажная лирика”, но сначала вспомним, что такое лирика, лирическое стихотворение.
- Можно ли отнести стихотворение “Лебедушка” к лирическому произведению? Почему?
Что же такое пейзажная лирика? (Это словесное искусство. Поэт изображает виды природы с помощью слов, изобразительно – художественных средств.)
- Какие изобразительно-художественные средства вы знаете?
- Какую картину рисует Есенин в начале стихотворения? Какое время суток?
(Прочитайте строчки.)
Найдите:
1 – эпитеты
2 – метафоры
3- сравнения
4 – олицетворения
Вывод: Какую же роль играют изобразительно-художественные средства?
(Они помогают нам увидеть красоту утра. Мы видим краски, представляем звуки.)
- Вернемся к вопросу, который я задала вначале урока. Как вы думаете, каким был Сергей Есенин? Что он любил? Кого любил? (Поэт очень любил своих родителей, любил русскую природу, животных.)
- Какой цветок вы видите на экране? ( Незабудка.)
- Это цветок – символ Дня матери. О чем говорит название цветка?
Вывод: Нельзя забывать свою маму и все то, что она для нас делает.
Домашнее задание: выразительное чтение стихотворения, подумать над эскизом открытки ко Дню матери.