Цель: познакомить с новой геометрической фигурой – отрезком, его признаками, учить сравнивать отрезки; отличия от луча.
Задачи.
- Познакомиться учащихся с понятием “отрезок”, “луч”.
- Научить сравнивать отрезки при помощи циркуля.
- Развивать математическую речь, логическое мышление, навыки самоконтроля.
- Развивать воображение детей, интерес к предмету.
Ход занятия
1. Игра “Внимание!”
- Сегодня мы начнем наше путешествие, но сначала потренируем наше внимание (по команде учителя начинается игра).
2. Ну, а теперь отправляемся вместе с Точкой путешествовать.
Вышла Точка на прямую и пошла по этой прямой. И мы отправимся вслед за нею.
Рис. 1.
Шла-шла, устала. Остановилась и говорит: “Долго ли я буду еще идти? Скоро ли конец у прямой?”
- Что вы ей ответите ребята? (У прямой нет конца).
Опечалилась Точка: “Как же мне быть? Так и идти без конца?”
Тут явились ножницы. Узнали они, о чем печалилась Точка, щелкнули перед самым Точкиным носом и разрезали прямую с одной и с другой стороны.
Рис.2.
“Как интересно, - воскликнула Точка, - что же из моих прямых получилось?”
Отрезок – часть прямой, ограниченная с двух сторон. А то, что осталось, - лучи, у них конец только с одной стороны.
Рис. 3.
лучи похожи на лучи солнышка.
Рис.4.
3. Практическое задание
А) начертите отрезок в тетради.
Б) на доске отрезки разного цвета.
Рис.5.
- Сколько на рисунке отрезков?
- Какой самый длинный?
- Какие отрезки одинаковой длины?
- Как мы определили, что отрезки одинаковой длины?
На глаз, поэтому могли и ошибиться.
- А что поможет нам определить равные отрезки?
В) Знакомство с циркулем как измерительным прибором.
Учитель объясняет как при помощи циркуля сравнивать отрезки. Под руководством учителя ученики чертят в тетрадках два отрезка (обязательно один короче другого) и сравнивают при помощи циркуля. Затем при помощи циркуля сравнивают карандаш и ручку, ручку и счетную палочку и др. предметы.
4. Физминутка.
5. Логические задачи.
А) коля выше ростом чем Вася, но ниже Сережи. Кто выше Вася или Сережа?
Б) Ира и Лена одинакового роста. Лена выше Оли, а Таня выше Иры. Кто выше Таня или Оля?
В) В семье несколько детей. Один ребенок говорит, что у него есть 1 брат и 1 сестра. Другой ребенок говорит, что у него ни одной сестры. Сколько детей в семье? Сколько мальчиков и сколько девочек?
6. Подведение итогов
- Что такое отрезок?
- Что такое луч?
- Как можно определить длину отрезка?
- Как можно сравнить отрезки?