Урок на тему «Внешний угол треугольника и его свойство»

Разделы: Математика


Цели.

Знакомство учащихся с понятием внешнего угла треугольника, с формулировкой определения; рассмотреть свойство внешнего угла треугольника; закрепить знания учащихся о сумме углов треугольника и о внешнем угле треугольника при решении задач.

Задачи.

1. Обучающаяобеспечить усвоение материала всеми учащимися; учить и научить каждого ученика самостоятельно добывать знания; формировать навыки, умения, которые обеспечивают успешное выполнение деятельности.

2. Развивающаяспособствовать развитию математического кругозора, мышления: умения анализировать, выделять главное, сравнивать, обобщать и систематизировать, развивать устную и письменную речи, внимание и память; продолжить работу по развитию умения самостоятельно приобретать новые знания; использование для достижения поставленной задачи уже полученных знаний.

3. Воспитывающаясодействовать воспитанию интереса к математике, активности, дисциплинированности, честности, ответственности за свой труд и труд одноклассника, воспитание навыков самоконтроля и взаимоконтроля.

Оборудование:

  • линейка, карандаш, треугольник;
  • компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска;
  • презентация.

Литература

  • Учебник Геометрия 7-9 классы: учеб. для общеобразоват. учреждений Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов.
  • Уроки геометрии с применением информационных технологий. 7-9 классы. Методическое пособие с электронным приложением, / Е.М.Савченко. - 2-е издание, стереотипное. Москва “Планета”, 2012.

Ход урока

I. Организационный момент

ІI. Активизация познавательной деятельности

  1. Один из учащихся доказывает теорему о сумме углов треугольника.
  2. Второй учащийся решает на доске задачу № 230.
  3. Устно со всем классом решаем задачи по готовым чертежам.

Вычислить все неизвестные углы треугольника

  1. Найдите неизвестный угол треугольника, если у него два угла равны 50° и 60°. (Слайд 2, рисунок 1). Презентация
  2. Найдите неизвестный угол треугольника, если у него один угол прямой, а другой равен 20°. (Слайд 2, рисунок 2)
  3. Найдите угол при основании равнобедренного треугольника, если угол между боковыми сторонами 40°. (Слайд 2, рисунок 3)
  4. Найдите угол между боковыми сторонами равнобедренного треугольника, если угол при основании у него равен 30°. (Слайд 2, рисунок 4)
  5. Вычислить все неизвестные углы прямоугольного равнобедренного треугольника. (Слайд 3, рисунок 1)
  6. Вычислить все неизвестные углы равностороннего треугольника. (Слайд 3, рисунок 2)
  7. Вычислите все неизвестные углы треугольников (Слайд 4)
  8. Определите вид треугольника (Слайды 5, 6, 7)

III. Изучение нового материала.

Вступительное слово учителя (постановка проблемы урока).

Ребята, сегодня перед нами стоит такая проблема: нам нужно познакомиться ещё с одним углом, с которым мы раньше не встречались, у которого так же есть своё свойство. Мы сегодня повторили многие углы, которые мы знаем, и некоторые из них помогут нам в решении нашей поставленной задачи.

1. Ввести понятие внешнего угла треугольника:

Ребята, давайте выполним следующую практическую работу, а именно:

  • Постройте произвольный треугольник АВС
  • Проведите луч ВД так, чтобы полученный угол был смежным с углом В треугольника АВС.

  • Назовите получившийся угол (может быть два варианта АВД или СВД)
  • Где они лежат по отношению к треугольнику, внутри или вне его?
  • Эти углы имеют специальное название – они называются внешними углами треугольника.
  • А теперь запишем тему урока “Внешний угол треугольника и его свойство”
  • А как вы думаете, можно ли при других вершинах этого треугольника построить внешние углы?
  • Итак, попробуем сформулировать определение внешнего угла треугольника.

Вывод: Внешним углом треугольника называется угол, смежный с каким-нибудь углом этого треугольника.

IV. Физкультминутка.

а) Дыхательное упражнение. 
б) Упражнение для позвоночника.
в) Упражнение для глаз.

  • Что мы знаем об углах треугольника? (°)
  • Что мы знаем о смежных углах? (Сумма смежных углов равна 180° или °)
  • Посмотрите на эти равенство повнимательнее и скажите , что из них следует? ()
  • Какой можно сделать вывод?

Вывод: Внешний угол треугольника равен сумме двух других углов треугольника, не смежных с ним.

Это и есть свойство внешнего угла треугольника, и мы его вместе доказали.

V. Решение задач

1. Устно решить задачу: в треугольнике АВС =110°.

Чему равны:

а) сумма остальных внутренних углов треугольника?

б) внешний угол при вершине С?

2. По готовому чертежу на доске устно решить задачу:

Найдите внутренние и внешний угол СДF треугольника КСД.

3. Решить задачу № 232 под руководством учителя на доске и в тетрадях.

Дано: внешний угол треугольника АВС; .

Доказать: равнобедренный.

Решение

Проведем биссектрисы ВF и ВД смежных углов СВЕ и АВС, тогда ВF || АС, так как , а углы 1 и А соответственные при пересечении прямых ВF и АС секущей АВ, ВД , так как ВД , а BF || AC.

В треугольнике АВС биссектриса ВД является высотой, следовательно, треугольник АВС – равнобедренный (см. задачу № 133)

2. Обратное утверждение также верно, а именно: если треугольник равнобедренный, то внешний угол при вершине, противолежащей основанию треугольника, в два раза больше угла при основанию Действительно, этот внешний угол равен сумме двух углов при основании равнобедренного треугольника, с так как углы при основании равны, то данный внешний угол в два раза больше угла при основании треугольника.

VI. Самостоятельная работа обучающего характера (на четыре варианта)

Вариант 1

1. Один из углов равнобедренного треугольника равен 96°. Найдите два других угла.

2. В треугольнике СДЕ с углом проведена биссектриса СF, . Найдите

Вариант 2

1. Один из углов равнобедренного треугольника равен 108°. Найдите два других угла.

2. В треугольнике СДЕ проведена биссектриса СF, , .

Найдите

Вариант 3

1. В равнобедренном треугольнике МNP c основанием MP и углом проведена высота MH. Найдите .

2. В треугольнике СДЕ проведены биссектрисы СК и ДР, пересекающиеся в точке F, причем Найдите

Вариант 4

1. В равнобедренном треугольнике СДЕ c основанием СЕ и углом проведена высота СH. Найдите .

2. В треугольнике АВС проведены биссектрисы АМ и BN, пересекающиеся в точке K, причем Найдите

VII. Домашнее задание: изучить пункты 30-31; ответить на вопросы 1-5 на стр. 84; решить задачи № 233, 235.

VIII. Итоги урока

С чем мы сегодня познакомились?

- Что такое внешний угол треугольника?

- Какое свойство внешнего угла мы сегодня доказали?

- Чему вы сегодня научились?

- Какие теоремы сегодня на уроке мы использовали при решении задач?

IX. Рефлексия