Урок биологии "Вегетативное размножение растений". 6-й класс

Разделы: Биология, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 6


Презентации к уроку

Загрузить презентацию (3 МБ)

Загрузить презентацию (2 МБ)


Тип урока: ;изучение нового материала.

Цели урока:

  • изучить способы вегетативного размножения цветковых растений и научиться применять полученные знания на практике;
  • показать возможность применения информационно-коммуникационных технологий на уроке биологии.

Образовательные задачи:

  • раскрыть значение понятий: выводковые почки, дочерние розетки, черенки и их виды, отводки, корневые отпрыски, прививка почкой (окулировка), привой, подвой;
  • охарактеризовать значение прививки в садоводстве;
  • рассмотреть особенности вегетативного размножения комнатных растений.

Развивающие задачи:

  • развитие общеучебных и коммуникативных умений и навыков (сравнение, анализ, обобщение), навыков работы с современным компьютерным оборудованием, с электронными источниками информации;
  • формирование практических умений по осуществлению вегетативного размножения комнатных растений.

Воспитательная направленность урока:

  • осуществление экологического, трудового воспитания;
  • воспитание уважения к мнению окружающих людей.

Формы организации обучения: групповая практическая работа

Оборудование и материалы к уроку:

– для учителя: ПК, мультимедийный проектор, интерактивная доска (экран), учебник, презентация (Презентация 1).
– для учащихся: учебник, оборудование для практической работы, посадочный материал, горшки, ящички с землей, лейка, перчатки.

Структура урока:

I. Организационный момент – 2 мин
II. Актуализация знаний – 3 мин
III. Изучение нового материала – 29 мин
IV. Закрепление  – 3 мин.
V. Итог урока – 1 мин
VI. Домашнее задание – 2 мин.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационный момент (2 мин.)

   

Актуализация знаний (3 мин.)

 

 

 

 

 

Изучение нового материала
Самостоятельная практическая работа учащихся (27 мин.)

У: Добрый день дорогие ребята!
Сегодня мы продолжаем  с вами говорить о размножении растений.
Что вы понимаете под размножением?
Д: Воспроизведение себе подобных
У: С каким видом размножения мы познакомились на предыдущем уроке? Д: Генеративным.
У: Генеративное размножение относится к половому размножению, почему? (Слайд 2) Д: Потому что происходит с участием половых клеток
У: Какие органы растения осуществляют генеративное размножение? Д: Цветок,  плод, семя.
У: Посмотрите следующий слайд (Слайд 3)
Проанализируйте сказанное и попытайтесь ответить на вопрос: Как размножают черные тюльпаны?
Д: Не все растения размножаются генеративно, возможно с помощью других органов
У: Каким образом можно осуществить этот тип размножения мы изучим на сегодняшнем уроке, с помощью практической работы.
Для ее выполнения, ребята, мы разделимся на  4 группы (Слайд 4).
Каждая группа для работы выбирает комплект и выполняет работу по инструктивной карте (Приложение 1).
После выполнения работы участники расскажут об итогах работы: назовут растения и орган, с помощью которого удалось осуществить размножение.
Напоминаю вам о технике безопасности в ходе выполнения работы (Приложение 2)
Д: выполняют практическую работу по инструктивной карте.

Закрепление полученных знаний (3 мин.)

У: Итак, ребята, давайте подведем итог.
Назовите растение, и расскажите,  с помощью какого органа удалось  или не удалось осуществить размножение растения
Д: 1 гр. – сансевьера – корень,
2 гр. – картофель  – стебель,
3 гр. – хлорофитум  – стебель,
4 гр. – сенполия  – лист (Слайд 4)
У: Какие это органы по выполняемым функциям? (Слайд 5) Д: Вегетативные
У: Как называется размножение, которое осуществляется с помощью вегетативных органов Д: Вегетативным
У: Обращаю ваше внимание, ребята, что вегетативное размножение относится к бесполому типу размножение, а значит осуществляется … Д: ... без участия половых клеток

Итог урока (1 мин.)

У:  Итак, сегодня мы с вами, ребята, познакомились с другим видом размножения растений вегетативным и сделали вывод о том,  что оно относится к бесполому размножению.
Каким же образом осуществляется вегетативное размножение?
Хорошо. А  вот способы размножения этими органами достаточно разнообразны. Результат этого разнообразия представлен в таблице (Слайд 6), а более подробное описание далее (Слайды 7-16)
Д.: Вегетативное размножение осуществляется с помощью вегетативных органов: корня, стебля и листа.

Домашнее задание (2 мин.)

У.: Ребята скажите, как вы относитесь к подаркам, какие чувства вы испытываете, когда вам дарят подарки?
У.: Хотели бы вы,  чтобы такие же чувства испытали ваше близкие люди: мамы, бабушки, педагоги?
У.: Вот тогда наше домашнее задание будет заключаться в следующем: Вам необходимо дома, изучив «Путеводитель по вегетативному размножению» (Слайды 7-16 или Презентация 2), подобрать растение которое вы бы хотели сами размножить и подарить своим мамам, бабушкам и педагогам в праздник Жен-мироносиц, который празднуется Православной церковью во второе воскресенье после Пасхи, в который мы вспоминаем всех женщин и поздравляем их в этот день.
У.: Скажите, ребята, кто из вас уверен, что с помощью нашего сегодняшнего урока, у вас получиться вырастить самим новое растение?
У.: Тема подарков еще не окончена и,  чтобы потренировать нашу память и просто не забыть сегодняшний урок, в качестве продукта нашей деятельности будет не только посаженное растение, но и «Путеводитель по вегетативному размножению растений», который вы сейчас получите.
Благодарю вас за урок! Желаю успеха!!!
Д.: хорошо, радость и др.

Д.: да

 

 

Д.: дети поднимают руки

Используемая литература:

1. УМК Д.И.Трайтак “Биология 6 класс” , 2012 г. изд-во “Мнемозина”.
2. Е.П. Сидоров “Ботаника для поступающих в вузы”. 2008 г. “Уникум – центр” Москва.
3. А.Н. Никишов “Справочник школьников по биологии”, 2009 г. издательский дом “Дрофа”.