Тип урока: ;изучение нового материала.
Цели урока:
- изучить способы вегетативного размножения цветковых растений и научиться применять полученные знания на практике;
- показать возможность применения информационно-коммуникационных технологий на уроке биологии.
Образовательные задачи:
- раскрыть значение понятий: выводковые почки, дочерние розетки, черенки и их виды, отводки, корневые отпрыски, прививка почкой (окулировка), привой, подвой;
- охарактеризовать значение прививки в садоводстве;
- рассмотреть особенности вегетативного размножения комнатных растений.
Развивающие задачи:
- развитие общеучебных и коммуникативных умений и навыков (сравнение, анализ, обобщение), навыков работы с современным компьютерным оборудованием, с электронными источниками информации;
- формирование практических умений по осуществлению вегетативного размножения комнатных растений.
Воспитательная направленность урока:
- осуществление экологического, трудового воспитания;
- воспитание уважения к мнению окружающих людей.
Формы организации обучения: групповая практическая работа
Оборудование и материалы к уроку:
– для учителя: ПК, мультимедийный проектор,
интерактивная доска (экран), учебник, презентация
(Презентация 1).
– для учащихся: учебник, оборудование для
практической работы, посадочный материал,
горшки, ящички с землей, лейка, перчатки.
Структура урока:
I. Организационный момент – 2 мин
II. Актуализация знаний – 3 мин
III. Изучение нового материала – 29 мин
IV. Закрепление – 3 мин.
V. Итог урока – 1 мин
VI. Домашнее задание – 2 мин.
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Организационный момент (2 мин.) |
||
Актуализация знаний (3 мин.)
Изучение нового материала |
У: Добрый день дорогие
ребята! Сегодня мы продолжаем с вами говорить о размножении растений. Что вы понимаете под размножением? |
Д: Воспроизведение себе подобных |
У: С каким видом размножения мы познакомились на предыдущем уроке? | Д: Генеративным. | |
У: Генеративное размножение относится к половому размножению, почему? (Слайд 2) | Д: Потому что происходит с участием половых клеток | |
У: Какие органы растения осуществляют генеративное размножение? | Д: Цветок, плод, семя. | |
У: Посмотрите следующий
слайд (Слайд 3) Проанализируйте сказанное и попытайтесь ответить на вопрос: Как размножают черные тюльпаны? |
Д: Не все растения размножаются генеративно, возможно с помощью других органов | |
У: Каким образом можно
осуществить этот тип размножения мы изучим на
сегодняшнем уроке, с помощью практической
работы. Для ее выполнения, ребята, мы разделимся на 4 группы (Слайд 4). Каждая группа для работы выбирает комплект и выполняет работу по инструктивной карте (Приложение 1). После выполнения работы участники расскажут об итогах работы: назовут растения и орган, с помощью которого удалось осуществить размножение. Напоминаю вам о технике безопасности в ходе выполнения работы (Приложение 2) |
Д: выполняют практическую работу по инструктивной карте. | |
Закрепление полученных знаний (3 мин.) |
У: Итак, ребята, давайте
подведем итог. Назовите растение, и расскажите, с помощью какого органа удалось или не удалось осуществить размножение растения |
Д: 1 гр. – сансевьера –
корень, 2 гр. – картофель – стебель, 3 гр. – хлорофитум – стебель, 4 гр. – сенполия – лист (Слайд 4) |
У: Какие это органы по выполняемым функциям? (Слайд 5) | Д: Вегетативные | |
У: Как называется размножение, которое осуществляется с помощью вегетативных органов | Д: Вегетативным | |
У: Обращаю ваше внимание, ребята, что вегетативное размножение относится к бесполому типу размножение, а значит осуществляется … | Д: ... без участия половых клеток | |
Итог урока (1 мин.) |
У: Итак, сегодня мы с вами,
ребята, познакомились с другим видом размножения
растений вегетативным и сделали вывод о том,
что оно относится к бесполому размножению. Каким же образом осуществляется вегетативное размножение? Хорошо. А вот способы размножения этими органами достаточно разнообразны. Результат этого разнообразия представлен в таблице (Слайд 6), а более подробное описание далее (Слайды 7-16) |
Д.: Вегетативное размножение осуществляется с помощью вегетативных органов: корня, стебля и листа. |
Домашнее задание (2 мин.) |
У.: Ребята скажите, как вы
относитесь к подаркам, какие чувства вы
испытываете, когда вам дарят подарки? У.: Хотели бы вы, чтобы такие же чувства испытали ваше близкие люди: мамы, бабушки, педагоги? У.: Вот тогда наше домашнее задание будет заключаться в следующем: Вам необходимо дома, изучив «Путеводитель по вегетативному размножению» (Слайды 7-16 или Презентация 2), подобрать растение которое вы бы хотели сами размножить и подарить своим мамам, бабушкам и педагогам в праздник Жен-мироносиц, который празднуется Православной церковью во второе воскресенье после Пасхи, в который мы вспоминаем всех женщин и поздравляем их в этот день. У.: Скажите, ребята, кто из вас уверен, что с помощью нашего сегодняшнего урока, у вас получиться вырастить самим новое растение? У.: Тема подарков еще не окончена и, чтобы потренировать нашу память и просто не забыть сегодняшний урок, в качестве продукта нашей деятельности будет не только посаженное растение, но и «Путеводитель по вегетативному размножению растений», который вы сейчас получите. Благодарю вас за урок! Желаю успеха!!! |
Д.: хорошо, радость и др. Д.: да
Д.: дети поднимают руки |
Используемая литература:
1. УМК Д.И.Трайтак “Биология 6 класс” , 2012 г.
изд-во “Мнемозина”.
2. Е.П. Сидоров “Ботаника для поступающих в
вузы”. 2008 г. “Уникум – центр” Москва.
3. А.Н. Никишов “Справочник школьников по
биологии”, 2009 г. издательский дом “Дрофа”.