Цель: систематизировать знания детей о здоровом образе жизни.
Задачи:
Образовательные: учить детей соотносить геометрические фигуры с предметами; учить узнавать сказку по персонажу; дать представления о составляющих здорового образа жизни.
Развивающие: формировать умение пользоваться носовым платком; закрепить сюжет сказки “Колобок”; развивать коммуникативные навыки.
Воспитательные: воспитывать потребность быть здоровым; продолжать воспитывать опрятность, привычку следить за своим внешним видом, самостоятельно умываться, мыть руки с мылом по мере загрязнения; воспитывать сострадание к герою сказки.
Предварительная работа: беседа о здоровом образе жизни, чтение К. Чуковского “Мойдодыр”, разучивание физминутки, заучивание потешек о воде, повторение домашнего адреса.
Оборудование: мяч, мыло, ванночка, мочалка, шампунь, колобок – игрушка, полотенце, зубная щетка, салфетки, картинки: бабушка, дома, геометрические фигуры.
Словарная работа: чумазый, полицейский, деревенский дом.
Ход урока
Дети входят в группу с воспитателем; на полу грязные следы.
Воспитатель: Ребята, что это такое? Кто нам пол испачкал?
Дети: Это не мы. Может кто-то к нам заходил?
Воспитатель: Сейчас мы всё узнаем. Пойдем по грязным следам и увидим виновника.
(Подходят к стульчикам, садятся; рядом лежит Колобок с грязными щечками).
Воспитатель: Кто это?
Дети: Это Колобок.
Воспитатель: Он мог оставить эти следы? Почему?
Дети: Потому что Колобок грязный. Он по грязи катился и щечки испачкал.
Воспитатель: Правильно, а потом и наш пол замарал. Ну и Колобок, совсем на себя не похож. Бабушка так старалась, по сусекам… что делала?
Дети: Поскребла.
Воспитатель: По амбару...?
Дети: Помела.
Воспитатель: Тесто...
Дети: Замесила.
Воспитатель: В печку...
Дети: Посадила.
Воспитатель: На окошко положила, остывать оставила, а он...?
Дети: Убежал! Укатился!
Колобок: Здравствуйте, ребята!
Дети: Здравствуй, Колобок!
Воспитатель: Колобок, Колобок, ты почему такой чумазый?
Колобок: Я очень долго катился, сначала в одну сторону, потом в другую, потом по улицам, вот и испачкался.
Воспитатель: Ребята, а что надо делать, когда испачкаешься?
Дети: Надо руки с мылом помыть, одежду постирать.
Колобок: А что для этого надо?
Воспитатель: Это мы тебе сейчас расскажем и покажем. Ребята, посмотрите, на столе лежат разные предметы: и мыло, и дудочка, и куколка, и полотенце и ещё много всего. Подойдите и принесите, пожалуйста, то, что нам нужно для стирки, умывания.
Проводится игра “Принеси то, что надо”.
(Дети из разных предметов выбирают ванночку, мыло, щетку, мочалку, полотенце, шампунь, салфетки; сопровождают действия и названия предметов словами).
Воспитатель: Ребята, давайте ещё раз расскажем Колобку об этих предметах и для чего они нужны? Маша, что ты принесла для Колобка? Для чего мыло нужно?
Дети: Мылом надо мыть руки, когда они грязные, когда приходишь с улицы. В ванночку наливают воду и т.д.
Колобок: Спасибо, ребята, я все запомнил. А вы не могли бы меня умыть?
Дети: Конечно, Колобок, мы тебя салфеточкой вытрем.
Воспитатель: Ребята, давайте вспомним стихи про умывание. Кто из вас расскажет?
“Надо, надо умываться
По утрам и вечерам,
А не чистым - трубочистам
Стыд и срам! Стыд и срам!”
“Водичка, водичка,
Умой моё личико!
Чтобы глазки, блестели,
Чтобы щечки алели,
Чтоб кусался зубок,
Улыбался роток!”
Воспитатель: А сейчас каким стал Колобок?
Дети: Чистый, красивый, умытый, аппетитный.
Колобок: Ой, только не ешьте меня! А то все хотят Колобка съесть. (Плачет). И заяц...
Дети продолжают: И медведь, и волк, и лиса.
Воспитатель: Не плачь колобок, мы тебе песенку споем.
(Дети подходят к Колобку, жалеют его и поют)
“Ты колобок, колобок
На сметане мешён
На окошке стужён.
Ты от бабушки ушел,
Ты от дедушки ушел,
Ты от зайца ушел,
Ты от волка ушел,
От медведя ушел,
От лисички ушел
И к нам в гости пришел”.
Колобок: Спасибо, ребята! Развеселили меня. А знаете, как в лесу одному страшно было? Хотел немного погулять и заблудился. Катился, катился то в одну сторону, то в другую. Нигде бабушкиного дома не нашел. А потом увидел полицейского, еще сильнее испугался и укатился прямо в лес.
Воспитатель: Ох, Колобок, Колобок! Сколько ошибок наделал. Во-первых, когда потерялся, надо не бегать, а что делать?
Дети: Надо на месте стоять, чтобы быстрее тебя нашли.
Воспитатель: Молодцы, сейчас мы отдохнем и повторим, что надо делать, когда потеряешься.
Физминутка “Я однажды потерялся”.
Я однажды потерялся - (изобразить испуг),
Только быстро догадался - (слегка ударить себя по лбу, улыбнуться),
Посмотрел туда-сюда - (повороты),
Нету мамы - вот беда — (развести руки в стороны внизу),
Побежал направо я - (бег на месте с поворотом направо),
Мама не нашлась моя - (руку "козырьком"),
Побежал налево я - (бег на месте с поворотом налево),
Мама не нашлась моя - (руку "козырьком"),
Повернулся я вокруг - (поворот вокруг себя),
Может быть, увижу вдруг - (руку "козырьком"),
Нету. Я решил стоять - (руки скрестить на груди),
И на месте маму ждать.
Колобок: Жалко, я не знал этого раньше. Спасибо, ребята, я запомню!
Воспитатель: Во-вторых, Колобок, ты ещё одну ошибку сделал.
Колобок: Какую?
Воспитатель: От полицейского убежал. Правильно сделал Колобок?
Дети: Нет. От полицейского не надо убегать. Ведь ничего плохого ты не сделал. А он мог бы тебе помочь.
Воспитатель: Конечно бы, помог. Надо было сказать ему, что ты потерялся, назвать свой адрес, и он бы проводил тебя домой.
Колобок: Но я же маленький, я адреса не знаю.
Воспитатель: А наши ребята, хоть и малыши, но свой адрес знают. Сейчас сам все увидишь.
(Дети с воспитателем выходят на ковер, встают в круг).
Воспитатель: Кому мячик брошу, тот свой адрес скажет.
Проводиться игра с мячом “Назови свой адрес.
Колобок: Какие все умницы, все адрес свой
знаете, от мамы не убегаете. А мне что же делать? Я
от бабушки ушел, я от дедушки ушел…(плачет).
Воспитатель: Не плачь, Колобок, мы тебе поможем.
Ребята, подойдите, пожалуйста, к столу и выберите
себе картинку с изображением дома. А Колобок
найдет домик своей бабушки.
Дети из разных картинок выбирают те, на которых изображен дом.
Приносят их на магнитную доску. Колобок выбирает деревенский дом.
Воспитатель: Теперь, Колобок, вспомни, какое окно было в домике.
Дети подбирают окно по форме:
Воспитатель: А теперь вспомни, Колобок, как выглядела твоя бабушка.
Колобок: Моя бабушка очень добрая, ласковая, улыбается; в синем платочке, в красном платье и в белом фартуке. Ох, как я соскучился по бабулечке и дедулечке.
Воспитатель: Не грусти, осталось недолго. Ребята по твоему описанию найдут бабушку.
(Дети выбирают из нескольких картинок ту, которая подходит по описанию, выставляют её на доску, рядом с домиком).
Воспитатель: Ну, что, Колобок, узнаешь свой дом?
Колобок: Да, это точно мой дом!
Воспитатель: Тогда минутку терпения. Закройте глаза и повторяйте за нами:
“1,2,3,4,5 - будем бабушку искать.
Один - не грусти, ты не один,
Два - ведь с тобой твои друзья.
Три - не подглядывай, смотри!
Четыре - теперь можно встать,
Пять - и бабушку обнять!”
(Входит бабушка с корзинкой).
Бабушка: Здравствуйте, мои хорошие. Это вы нашего Колобка нашли?
Дети: Мы.
Колобок: Бабушка, я здесь! Я нашелся! Спасибо, ребята!
Бабушка: Спасибо и от меня, и от дедушки. Мы так волновались за нашего Колобка. Ведь он ещё совсем маленький. Мог и пропасть, и злых зверей встретить, и под машину попасть. Столько опасностей кругом.
Воспитатель: А вы его к нам в садик приводите. Мы его многому научим. Правда, ребята?
Дети: Конечно, пусть приходит.
Бабушка: Вот как вы все замечательно придумали. Мы обязательно будем Колобка к вам приводить. Надо и ему уму-разуму набираться. А теперь нам пора идти, дедушку обрадовать. А вам угощение от нас.
Дети: Спасибо, приходите к нам ещё.
Бабушка с колобком уходят, а дети садятся за стол и пьют чай с угощением. За чаем, воспитатель предлагает вспомнить, что случилось с Колобком, как можно было избежать неприятностей. Хвалит ребят за отзывчивость, чуткость, желание помочь Колобку.