Современное общество нуждается в людях, способных к самостоятельным суждениям и оценкам, поступкам и действиям. В способности и возможности проявить самостоятельность выражаются потребности ребенка. Самостоятельность не рождается сама по себе, она воспитывается и развивается. Особое место в этом процессе занимает начальная школа. Младший школьный возраст – особый самоценный период, в котором развиваются важнейшие качества личности.
Большую роль в формировании развития ребенка как самоизменяющегося субъекта образовательного процесса играет положительная мотивация к школьному обучению. Большую роль в этом играет совместная учебно-познавательная деятельность учащихся и учителя. Особенно важно привлечение учащихся к оценочной деятельности и формированию у них позитивной самооценки. Чтобы ученик научился оценивать себя и свои действия адекватно, учитель должен поддерживать положительную общую самооценку и развивать способность ребенка к конкретным оценкам своего учения. Реализация этой задачи успешно проходит на уроках математики в начальных классах.
Так, с первого класса вводятся условные обозначения “-” (не согласен) и “+” (согласен), которыми ученики показывают своё отношение к выполненному заданию.
Потом школьники учатся оценивать друг друга, выделяя достоинства и недочёты в ответе, а к концу третьего класса вводится план отзыва об ответе.
План отзыва об ответе:
- Правильность.
- Полнота.
- Последовательность.
- Структура: вступление, доказательство, вывод.
- Самостоятельность ответа.
Наличие в учебнике заданий вида: “Найди ошибку и исправь её” помогает ученику объективно оценить свои действия, стимулирует выполнение новых заданий.
Так же эффективно действуют задания предполагающие проверку по эталону. Сравнение своего результата с эталоном становится инструментом анализа ошибки (причина ошибки, выявление уже возникших или потенциальных затруднений, сбоев в операционном составе действия и т.д.) Это позволяет организовать самооценку детьми правильности выполнения задания, а при необходимости – коррекцию ошибок.
Пример. Используется карточка с текстом самостоятельной работы.
Учащиеся выполняют самостоятельную работу, по окончании которой проверяют себя по эталону для самопроверки.
|
|
полученное число записать в частное. |
Ответ: 480352 : 10 = 48035 (ост.2) |
|
|
полученное число записать в частное. |
Ответ: 480352 : 100 = 4803 (ост.52) |
- Проверьте себя по эталону для самопроверки и зафиксируйте результат проверки при помощи знаков “-” или “?”.
- Кто допустил ошибки при выполнении задания? В чем причина?
- Что нам поможет исправить ошибки? (Эталон)
- Поднимите руки, у кого все верно.
- Вы молодцы! Поставьте себе “+”.
Можно организовать работу по коррекции ошибок в группах или фронтально. Консультантами назначаются учащиеся, которые не допустили ошибок.
Еще один пример выработки самоконтроля – это использование таблицы фиксации результатов.
Без ошибок | С ошибками | Не умею | |
Я умею читать двойное неравенство | |||
Я умею записывать двойное неравенство | |||
Я умею решать двойное неравенство |
Заполняя эту таблицу, ребенок осознает, какого вида трудности встретились в задании, а учителю это помогает определить пути помощи данному ребенку.
Аналогичного вида задание используется на этапе рефлексии. Эта карта даёт возможность оценить не только конкретное задание, но и всю свою деятельность на уроке в целом.
Утверждения | “+” или “-” перечисление ошибок, темы для доработки |
У меня все сегодня получилось, я не допускал ошибок ( “+” или “-”) | |
Я допустил ошибки в самостоятельной работе №1 (перечислить ошибки) | |
Я самостоятельно исправил свои ошибки в процессе работы над ними ( “+” или “-”) | |
Я не смог самостоятельно исправить ошибки, но исправил их с помощью эталона ( “+” или “-”) | |
Я без ошибок выполнил самостоятельную работу №2 ( “+” или “-”) | |
Во второй самостоятельной работе я допустил ошибки (перечислить их) | |
Я выполнил дополнительное задание (перечислить выполненные номера) | |
В дополнительном задании я допустил ошибки (перечислить их) | |
Мне необходимо поработать над (перечислить темы) |
Задания такого типа усиливают мотивацию и активизируют внимание ученика, формируют ответственное отношение, как к выполнению задания, так и к выполнению контроля.
Систематическая и целенаправленная работа по формированию самоконтроля оказывает положительное влияние на усвоение знаний, умений и навыков, предусмотренных программой, стимулируют творческую активность и самостоятельность мышления учащихся. Уровень сформированности навыков самоконтроля во многом определяет как осознанность усвоения программного материала, так и развитие способности к саморегуляции.