Цель занятия: формирование у детей безопасного поведения на дороге и на улице.
Задачи:
- обучение детей правилам безопасного движения на дороге и на улице;
- формирование сознательного отношения к выполнению Правил дорожного движения;
- формирование ценного отношения к своему здоровью;
- воспитание чувства ответственности за личную безопасность;
- развитие самостоятельности, активности, приемов логического мышления.
Принципы:
- принцип актуальности;
- принцип опоры (учёт интересов и потребностей обучающихся, опора на них);
- принцип доступности и наглядности;
- принцип практической направленности;
- принцип обратной связи.
Форма занятия: беседа-диалог, игра.
Личностные результаты:
- Понимание необходимости вести здоровый образ жизни и формирование внутренней дисциплины по соблюдению правил дорожного движения.
Регулятивные УУД:
- ориентироваться в различных жизненных ситуациях и применять знания, умения и навыки в практической деятельности;
- контролировать свою деятельность по ходу или по результатам выполненного задания;
- самостоятельно оценивать правильность решения в любой ситуации.
Познавательные УУД:
- знать и соблюдать правила дорожного движения;
- знать основные дорожные знаки;
- наблюдать и делать выводы.
Коммуникативные УУД:
- сотрудничать с одноклассниками при выполнении заданий;
- выполнять требования и условия ролевых игр;
- учиться договариваться и приходить к общему решению;
- формулировать собственное мнение;
- осуществлять взаимопомощь.
Оборудование: дорожные знаки, светофор, таблица “Знай правила движения, как таблицу умножения”.
“На мостовой не играть, не кататься,
если хочешь здоровым остаться”.
Дети входят в класс, садятся.
Ведущий: Ребята, представим себе, что мы с вами попали в необычный город.
Ученик читает стихотворение Я. Пишумова “Азбука города”:
Город, в котором с тобой мы живем,
Можем по праву сравнить с букварем.
Азбукой улиц, проспектов, дорог
Город дает нам все время урок.
Вот она, азбука, над головой:
Знаки развешаны над мостовой,
Азбуку города помни всегда,
Чтоб не случилась с тобою беда.
Ведущий: Это что за письмо? (читает)
“Мы, жители страны дорожных знаков, находимся в беде. Наш светофор попал в плен к Неумехе, и теперь у нас в городе происходят аварии. Помогите нам, пожалуйста, вернуть его”.
Ребята, поможем жителям страны дорожных знаков вернуть светофор?
(вбегает Неумеха)
Неумеха: Ха, помощи захотели? Не будет им никакой помощи! Да и кто им поможет?
Ведущий: Мы поможем, верно, ребята?
Неумеха: А вы кто такие?
Ведущий: Это ребята из 1 класса.
Неумеха: Не получите вы светофор, я его хорошо спрятала. Хотя... Впрочем, если вы выполните мои задания, я верну вам светофор.
Ведущий: Ребята, постарайтесь выполнить задания Неумехи. (обращается к Неумехе) Давай свои задания.
Неумеха: Задание первое – отгадайте загадки:
Широка в ширину,
Но, зато, длинна в длину,
Где вода и глубина –
Там бетонная она. (Дорога)В два ряда стоят два дома,
Десять, двадцать, сто подряд,
И квадратными глазами
Друг на друга глядят. (Улица)Маленькие домики по улице бегут,
Мальчиков и девочек домики везут. (Автобус)Стою с краю улицы в длинном сапоге,
Чучело трёхглазое на одной ноге. (Светофор)
Неумеха: С первым заданием вы справились, молодцы! А теперь следующее задание.
(вбегает Кот и обращается к Неумехе)
Кот: А вот ты где. А я тебя везде ищу.
Ведущий: А ты кто такой?
Кот: Я – кот, друг Неумехи.
Ведущий: Кот, а ты знаешь правила дорожного движения?
Кот: А зачем мне их знать? Я без них прекрасно обхожусь!
Ведущий: Ну что же, это мы сейчас проверим. Скажи, пожалуйста, как следует ходить по улице и как правильно переходить её?
Кот: Как? Да как хочешь: хоть бегом, хоть вприпрыжку, хоть на четырех лапах.
Ведущий: Ребята, правильно Кот нам ответил? А как надо?
(дети читают стихотворение С. Михалкова “Шагая осторожно”)
1 ученик:
Движеньем полон город: бегут машины в ряд.
Цветные светофоры и день и ночь горят.
Шагая осторожно, за улицей следи –
И только там, где можно,
И только там, где можно,
И только там её переходи.
2 ученик:
И там, где днём трамваи спешат со всех сторон,
Нельзя ходить зевая, нельзя считать ворон.
Шагая осторожно, за улицей следи –
И только там, где можно,
И только там, где можно,
И только там её переходи.
Ведущий: А теперь тебе кот другой вопрос:
Как следует вести себя, если ты вышел из транспорта и тебе надо перейти на другую сторону улицы?
Неумеха: Я знаю, я знаю: автобус, троллейбус, надо обойти сзади, а у трамвая надо пролезать под колёсами.
Кот: Нет, Неумеха, ты не прав. Трамвай надо обходить сзади.
Ведущий: Ребята, давайте поможем Коту и Неумехе разобраться в этом вопросе, а то они совсем запутались.
1 ученик:
Глупо думать: как-нибудь
Проскочу трамвайный путь.
Никогда не забывай,
Что быстрей тебя трамвай.
2 ученик:
С площадки трамвая сходя, не забудь
Направо взглянуть: безопасен ли путь.
Трамвай ты сзади не огибай,
Легко под встречный попасть трамвай.
Ведущий: А теперь, Кот и Неумеха, ответьте на последний вопрос: можно ли играть на проезжей части дороги?
Кот: Смотря во что... В шахматы – нельзя!
Ведущий: Почему?
Неумеха: Машины все фигуры сбивают! А вот в мячик играть можно и на велосипеде кататься тоже можно.
Ведущий: А вы, ребята, согласны с ними?
1 ученик:
Глупый ребенок играет в футбол,
Хочется очень забить ему гол.
Гонит по улице мяч со двора,
Разве для улицы это игра?
Сразу за домом, рядом со школой,
Есть у ребят уголок для футбола.
Там целый день, хоть вприпрыжку, хоть вскачь,
Будешь гонять в безопасности мяч.
2 ученик:
На мостовой не играть, не кататься!
Если ты хочешь здоровым остаться.
Неумеха: Вам, дорогие ребята, следующее задание.
Проводится игра “Угадай знаки”. Ребята отгадывают знаки, которые показывает Неумеха.
- предупреждающие
- запрещающие
- указательные
- знаки сервиса
Неумеха: И с этим заданием справились. Кот, придумаем для ребят задание потруднее.
Кот и Неумеха уходят.
Дети поют частушки:
Как шофёр не тормозит,
А машина всё скользит.
На колесах как на лыжах,
Ближе, ближе, ближе.Для спасенья есть возможность:
Лучший тормоз – осторожность.
Жизнь свою побереги,
Перед машиной не беги.Мы подруженьки – подружки,
Есть глаза у нас и ушки:
По дороге мы идём
Все читаем и поём.Дорогие вы подружки,
Наш послушайте совет:
Ведь дорога – не читальня
И не место для бесед.
Мы хорошие спортсмены,
Любим мы играть в футбол.
Мостовую превратили
В наше поле – стадион.Мне, бесспорно, вывод ясен,
Что для жизни пас опасен.
Не дороги, а дворы –
Место для такой игры.
(за дверью слышится грохот)
Ведущий: Ой, ребята, слышите? Это, наверное, авария. Может, кому то нужна помощь?
(входит кот с перевязанной лапой) Кот, что с тобой, что случилось?
Кот: Я попал в аварию, повредил лапу. Ребята, можно я буду с вами учить правила дорожного движения? Я понял, что очень важно знать эти правила!
Ведущий: Конечно. Кот, оставайся с нами. Только нам ещё нужно спасти светофор, который похитил Неумеха.
Кот: Я знаю, как спасти светофор: надо собрать его из волшебных деталей и сказать волшебные слова: “Раз, два, три, светофор – гори!”
Игра “Собери светофор”. Перед детьми круги разных цветов. Дети должны выбрать круги нужных цветов и в правильном порядке прикрепить их на модель светофора. Учащиеся собирают светофор и хором повторяют слова.
Появляются Светофор, Регулировщик, Неумеха.
Неумеха: Мое колдовство теперь бессильно – вы спасли светофор.
Светофор: Теперь в стране дорожных знаков опять будет порядок.
Регулировщик: Ребята, зачем на дорогах нужен светофор?
Ученик читает стих “Светофор” М. Пляцковского.
Стоп, машина! Стоп, мотор!
Тормози скорей, шофёр!
Красный глаз глядит в упор –
Это строгий светофор.
Вид он грозный напускает,
Дальше ехать не пускает.
Обождал шофёр немножко,
Снова выгляни в окошко.
Светофор на этот раз
Показал зелёный глаз.
Подмигнул и говорит:
“Ехать можно, путь открыт!”
Кот: Зачем нужен светофор, я понял. Он управляет движением машин и людей. А зачем нужен регулировщик?
Ученик читает стихотворение “Постовой” Я.Пишумовой
Посмотрите – постовой
Встал на нашей мостовой.
Быстро руку протянул,
Ловко палочкой махнул.
Вы видали? Вы видали?
Все машины сразу встали.
Дружно встали в три ряда
И не едут никуда.
Не волнуется народ,
Чрез улицу идёт
И стоит на мостовой.
Как волшебник - постовой.
Все машины одному
Подчиняются ему.
Неумеха: Теперь я тоже знаю, зачем нужны светофор и регулировщик. Ребята, простите нас. Мы бы хотели вместе с вами изучать правила дорожного движения.
Ученик:
Чтобы жить, не зная огорченья,
Чтобы бегать, плавать и летать.
Ты должен правила движения
Всегда и всюду соблюдать!
Дети хором:
Знайте правила движенья,
Как таблицу умноженья.
Ведущий: Что же вы узнали для себя? Зачем нужно изучать правила дорожного движения?