Класс: 9
Методическая цель: повторение материала с опорой на ранее полученные знания, закрепление, применение знаний в знакомой и новой учебной ситуации, использование полученных знаний в различных жизненных ситуациях.
Образовательная цель: обобщение и систематизация знаний по теме “Углерод”.
Развивающая цель: способствовать овладению основными способами мыслительной деятельности (умение выделять главное сравнивать, анализировать); формировать умение владеть грамотной химической терминологией; развивать самостоятельность в мышлении и учебной деятельности;
Воспитательная цель: поддерживать познавательный интерес к изучаемому материалу и к предмету в целом; использовать полученные знания в различных жизненных ситуациях.
Тип урока: урок повторения и закрепления.
Методы и приемы обучения: метод самостоятельной работы и работы под руководством учителя.
План-структура урока
У-1. Организационный момент
У-2. Актуализация опорных знаний
1. “- Посмотрите, Габриэль, - сказала мисс Рэчель и поднесла сверкнувший алмаз к солнечному лучу, падавшему из окна. Господи, помилуй! Вот уж по истине алмаз! Величиной с яйцо ржанки! Блеск, струившийся из него, походил на сияние полной луны.
Один мистер Годфри сохранил самообладание. Он обнял за талию своих сестер и, снисходительно посматривая то на алмаз, то на меня, сказал:
- Уголь! Простой уголь, мои друзья!”
Учитель: Как можно объяснить слова мистера Годфри? (Очевидно, мистер Годфри хотел сказать, что алмаз - это аллотропное видоизменение углерода).
Учитель: Какие аллотропные модификации углерода вы знаете? (Графит и алмаз)
Учитель: Заполните таблицу “Сравнение графита и алмаза”.
Характеристика | Графит | Алмаз |
Цвет | ||
Твердость | ||
Кристаллическая решетка | ||
Применение |
2. Учитель: Какие химические свойства углерода вы можете назвать?
Ответ: углерод может проявлять себя как восстановитель, например, при взаимодействии с кислородом, серой, фтором, и как окислитель при взаимодействии с водородом, кремнием, алюминием.
Учитель: на доске написаны вещества, выберите те, с которыми взаимодействует оксид углерода. Запишите возможные реакции взаимодействия, назовите исходные и конечные продукты реакции, укажите тип реакции.
Вещества: гидроксид железа, оксид магния, оксид серы, вода, водород, гидроксид кальция, соляная кислота.
У-3. Практическая работа.
1. Лабораторный практикум.
1. Учитель: в каком виде углерод встречается в природе? (Углекислый газ СО2)
Учитель: какую качественную реакцию по распознаванию углекислого газа вы знаете? (По помутнению известковой воды)
Ребята, давайте сделаем небольшой эксперимент.
В выданную пробирку с прозрачной известковой водой опустите стеклянную трубку и аккуратно продувайте через неё выдыхаемый воздух.
Учитель: Что наблюдаете?
Ученики: Раствор мутнеет.
Учитель: Какой газ содержится в выдыхаемом воздухе?
Ученики: СО2
Учитель вызывает ученика к доске записать уравнение качественной реакции.
2. Решение задачи.
Какая масса углерода (C) содержится в углекислом газе (CO2) массой 8,8 грамма?
Рассчитаем молярную массу углекислого газа (CO2):
M (CO2) = 12 + 16 • 2 = 44 (г/моль).
Учитывая, что молярные массы углекислого газа (CO2) и углерода (C) соответственно равны 44 г/моль и 12 г/моль, следовательно, по формуле, устанавливающей связь между массой и химическим количеством вещества:
m =n*M
найдем массы углекислого газа (CO2) и углерода (C):
m (CO2) = 44 (г),
m (C) = 12 (г).
Вычислим, сколько углерода (C) (в г) содержится в 8,8 г углекислого газа (CO2). Составим соотношение:
в CO2 массой 44 г содержится углерод массой 12 г
в CO2 массой 8,8 г содержится углерод массой 1 x г
Откуда: ;
х=
Ответ: масса углерода (C) равна 2,4 грамма.
У-4. Контроль.
Выберите один верный ответ:
1. С каким веществом может взаимодействовать углерод:
А) натрием
Б) гидроксидом калия
В) сульфатом натрия
Г) раствором серной кислоты
2. Количество электронов на внешнем энергетическом уровне у элемента углерода:
А) 2 В) 4
Б) 3 Г) 5
3.При взаимодействии углерода и кремния углерод имеет степень окисления:
А) -1
Б) -4
В) +1
Г) +4
Ответы: 1-а, 2-в, 3-б.
У-5. Рефлексия.
Учитель: Ребята, почему важно изучение темы “Углерод”.
Ученики: потому что углерод есть в органах и тканях всех организмов, углерод участвует в круговороте веществ в природе.
Учитель: Ребята, что вам было не понятно на уроке?
Какие вопросы у вас возникли?
У-5. Домашнее задание.
Выполнить самостоятельно цепочку превращений.
С—> СаС2—>С2Н2—>СО2—>СО