Одним из важных условий становления личности ребенка является развитие его познавательных способностей, позволяющих формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах, их свойствах и отношениях в окружающем мире. Именно в дошкольном возрасте закладываются основы мировоззрения человека, его отношения к окружающему миру, его эмоциональность, особая восприимчивость и огромный интерес к природе – все это является основополагающими факторами успешного экологического образования в ДОУ. Наиболее яркими и наиболее интересными проявлениями окружающего мира для ребенка является природа. Поэтому формирование у дошкольника представлений о сезонных изменениях в природе служит понятным для него инструментом развития его способностей и осознания окружающей его реальности
При ознакомлении дошкольников с сезонными изменениями в природе обогащается кругозор детей, они получают представление о богатстве мира природы. Наряду с этим развивается интерес детей к природе, наблюдательность, любознательность, речь. Развитие представлений о сезонных изменениях в природе может использоваться для развития интеллектуальных умений, так как оно представляет обширный материал для сравнения, установления причинно-следственных связей, применения знаний в новой ситуации.
В дошкольном возрасте доступны следующие знания об изменениях природных процессов: каждый сезон имеет свою продолжительность дня и ночи, определенный характер погоды, температуру воздуха, типичные осадки; особенности явлений неживой природы определяют состояние растительного мира и образ жизни животных в данный сезон. Важно развивать у детей умение наблюдать за изменениями природных явлений, воспитывать чувство любви ко всему живому, обучать некоторым несложным способам охраны природы, а также умению отражать свои представления в процессе создания выразительных образов в рисунках и поделках.
Для реализации поставленных задач я использовала современные образовательные технологии:
- технология проектной деятельности;
- технология исследовательской деятельности;
- здоровьесберегающие технологии;
- личностно-ориентированные технологии;
- игровая технология.
Мною был разработан исследовательско-творческий проект “Азбука времени года”.
Вместе с детьми мы наблюдали за изменениями в природе и пытались отразить эти изменения в рисунках, создавая выразительный образ каждого месяца. В процессе изобразительной деятельности я стремилась развивать творческие способности детей, формировать эмоционально-образное восприятие через произведения искусства, знакомила с репродукциями картин известных художников, изображающих состояния природы в разное время года. Таким образом, я пыталась создавать необходимую базу для их творчества. Чем больше ребёнок видит, слышит, переживает, тем значительнее и продуктивнее, станет деятельность его воображения.
Чтобы расширить знания и представления детей об особенностях времён года, мы обращались к пословицам, поговоркам, загадкам, стихам. В ходе проекта работа велась не только с детьми, но и родителями. Ребята совместно с родителями составили альбом с рассказами и иллюстрациями “Моё любимое время года”, участвовали в конкурсе поделок из природного материала на тему “Осенний калейдоскоп”, в конкурсе “Новогодняя открытка”. В конце каждого сезона я проводила итоговые мероприятия: “Заглянула осень в сад”, “Зимушка – зима”, “Весенняя викторина”.
Кроме того мы с ребятами рассмотрели различные календари и собрали небольшую их коллекцию.
Результатом всей этой плодотворной работы стали листы календаря, созданные в процессе совместной деятельности с детьми. Каждая страница нашего календаря содержит рисунок, название месяца, стих, пословицу. Все рисунки выполнены в различных техниках. Для создания выразительности мы использовали не только традиционные методы и способы рисования, но и нетрадиционные (набрызг, рисование мятой бумагой, рисование методом тычка, рисование в смешенной технике (масляная пастель и акварель), рисование по сырому листу). Работа с нетрадиционными техниками изображения стимулирует положительную мотивацию, вызывает радостное настроение, снимает страх перед процессом рисования, является важнейшим средством эстетического воспитания.
Тип проекта: творческо-исследовательский, долгосрочный, коллективный.
Срок реализации проекта: в течение года
Участники: дети старшего возраста, воспитатели, музыкальный руководитель, родители.
Возраст детей: старший дошкольный возраст (5-7 лет).
Форма организации детей: групповая, подгрупповая, индивидуальная.
Форма проведения: непосредственно образовательная деятельность, самостоятельная деятельность детей, совместная деятельность детей с педагогом, работа с родителями, проведение итогового мероприятия.
Методы: наблюдения, экскурсии, беседы, чтение художественной литературы, заучивание стихов, пословиц, поговорок и песен, прослушивание музыкальных произведений, рассматривание репродукций и фото, просмотр видеофильмов, презентаций, игра.
Образовательная область: познавательное развитие.
Интеграция: социалиально-коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.
Проблема.
Природа оставляет глубокий след в душе ребенка, воздействуя на его чувства своей яркостью, многообразием и динамичностью. Дошкольники с огромным интересом смотрят на окружающий мир, но видят не все, иногда даже не замечают главного.
М.В. Лучич считает: “Убеждение человека формируется с детства. Одна из главных нравственных задач, стоящих перед педагогами – воспитывать любовь к родным, а значит и бережное отношение к родной природе. Достичь этого можно в том случае, если знакомить ребенка с её тайнами, показывать интересное в мире растений и животных, учить наслаждаться запахом цветущих трав, красотой цвета, пейзажами родных мест”.
Актуальность.
Формирование у детей элементарных представлений о сезонных изменениях в природе является важной задачей экологического воспитания. Особенно важен в экологическом воспитании начальный этап дошкольного обучения, когда дети получают первые знания о культуре взаимоотношений с природной средой.
Любовь к природе можно воспитать лишь на основе знаний, о растениях и животных, условиях их жизни, основных потребностях, а также навыков и умений по уходу за растениями и животными. Формированию бережного отношения к природе способствует и ее эстетическое восприятие. Кроме того, у детей всех возрастных групп необходимо воспитывать познавательное отношение к природе, желание узнать о ней как можно больше, а также отразить свои впечатления в ходе изодеятельности.
Цель: формировать у детей элементарные представления о времени года, его периодичности, последовательности месяцев.
Задачи.
-
Образовательная область “Познавательное
развитие”: познакомить детей с сезонными
изменениями в природе; развивать способность
наблюдать за объектами и явлениями природы;
рассказать о народных приметах каждого
временного сезона; формировать представления
детей о календаре, как азбуке времени года.
- Образовательная область “Социально-коммуникативное развитие”: способствовать развитию общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становлению самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; воспитывать патриотические чувства через восприятие красоты русской природы.
- Образовательная область “Речевое развитие”: формировать навыки связной речи через совершенствование речи как средства общения, придерживаясь схемы – плану и включая в него примеры, поговорки, стихи; совершенствовать диалогические и монологические формы речи; продолжать развивать интерес к художественной и познавательной литературе; пополнить литературный багаж детей стихотворениями о временах года, поговорками, приметами, загадками, рассказами, сказками.
- Образовательная область “Физическое развитие”: формировать у дошкольников интерес к физическим упражнениям и играм в разные времена года; способствовать становлению целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; становлению ценностей здорового образа жизни, овладению его элементарными нормами и правилами.
- Образовательная область “Художественно-эстетическое развитие”: формировать творческие способности детей и развивать их индивидуальные качества в процессе изобразительной деятельности; формировать эмоционально-образное восприятие через произведения искусства; продолжать знакомство с репродукциями картин известных художников, изображающих состояния природы в разное время года; обогащать музыкальные впечатления детей, слушая музыку разного характера.
Предполагаемые результаты в ходе проведения проекта.
1. У детей развивается познавательный интерес и любознательность, высокая активность к явлениям природы, бережное отношение к природе.
2. Актуализируются ЗУН о временных представлениях, последовательности времен года.
3. У детей формируется представление о календаре как азбуке времени года.
4. Устанавливаются партнёрские взаимоотношения между детьми и родителями, благодаря совместной деятельности в ходе организации и проведения совместных праздников и развлечений, создания совместных творческих работ.
5. Дети осваивают различные техники изобразительной деятельности в ходе передачи картин времен года.
Этапы работы | Сроки выполнения каждого этапа | Действия и мероприятия, проводимые в процессе работы над темой |
Начальный | Сентябрь - октябрь | Определение участников проекта:
дети разновозрастной группы, родители,
воспитатели группы, музыкальный руководитель. Понимание значимости и актуальности данной темы в рамках всестороннего развития детей. Составление перспективного плана мероприятий. Уточнение имеющейся информации по теме. |
Планирование | Октябрь | Доведение до участников проекта
важности данной темы. Создание развивающей среды: подбор материалов, игрушек, атрибутов для игровой, театральной деятельности, материалов для продуктивной работы, иллюстраций. Подбор художественной литературы, пословиц, поговорок, народных примет, рассказов и сказок по данной теме. Изучение методической литературы, просмотр видеоматериалов, подбор музыкальных произведений, репродукций картин художников. Подбор подвижных игр на каждый период времени года. |
Выполнение | Октябрь - ноябрь | Беседы:
Чтение пословиц, поговорок, рассказов и стихотворений об осени. Подвижные игры:
Дидактические игры:
Слушание музыкальных произведений по теме “Осень” (П.И. Чайковский “Времена года”, А. Вивальди “Времена года”), пение песен об осени. Рассматривание репродукций: И.С. Остроухов “Золотая осень”, И.И. Левитан “Золотая осень”, “Осень”, В.Д. Поленов “Золотая осень”, “Ранний снег” и др. Художественное творчество:
Выставка поделок, выполненных детьми совместно с родителями “Осенний калейдоскоп”. Экскурсии с детьми в парк. Составление детьми совместно с родителями загадок, рассказов об осенних месяцах. Создание страничек календаря: “Июнь”, “Июль”, “Август”, “Сентябрь”, “Октябрь”, “Ноябрь”. Итоговое НОД “Заглянула осень в сад…”. |
Декабрь - февраль | Беседы:
Чтение пословиц, поговорок, рассказов и стихотворений о зиме. Подвижные игры:
Дидактические игры:
Художественное творчество:
Экскурсии с детьми в парк. Слушание музыкальных произведений по теме “Зима” (П.И. Чайковский “Времена года”, А. Вивальди “Времена года”), пение песен о зиме. Рассматривание репродукций: И.И. Шишкин “Зима”, К.А. Коровин “Зимой”, А.А. Пластов “Первый снег”, А.И. Куинджи “Зима. Пятна света на крышах хат”, И. Грабарь “Февраль лазурь” и др. Создание коллекции календарей. Составление детьми совместно с родителями загадок, рассказов о зимних месяцах. Конкурс новогодних открыток, созданных детьми совместно с родителями. Создание страничек календаря: “Декабрь”, “Январь”, “Февраль”. Итоговое НОД “Зимушка-зима”. |
|
Март - май | Беседы:
Чтение пословиц, поговорок, рассказов и стихотворений о весне. Подвижные игры:
Дидактические игры:
Художественное творчество:
Экскурсии с детьми в парк. Слушание музыкальных произведений по теме “Весна” (П.И. Чайковский “Времена года”, А. Вивальди “Времена года”), пение песен о весне. Рассматривание репродукций: И.И. Левитан “Весна – большая вода”, К.А. Коровин “Зимой”, И. Грабарь “Мартовский снег”, “Иней. Восход солнца”, “Иней” и др. Составление детьми совместно с родителями загадок, рассказов о весенних месяцах. Создание страничек календаря: “Март”, “Апрель”, “Май”. Итоговое НОД “Весенняя викторина” |
|
Защита проекта | Май | Выставка детского творчества
“Времена года” Календарь “Азбука времени”. Презентация альбома с рассказами и рисунками детей “Моё любимое время года”. |
Результат:
- дети закрепили последовательность времен года, систематизировали представления об особенностях каждого временного промежутка;
- повысился познавательный интерес к природе, явлениям в окружающем мире, художественной литературе, фольклору;
- пополнилась групповая библиотечка, создана коллекция календарей, репродукций картин;
- организованна выставка детского творчества;
- оформлен альбом “Мое любимое время года”;
- у родителей повысилась активность, заинтересованность.
Список использованной литературы
- http://detochki-doma.ru/stihi-pro-vremena-goda/#ixzz2gRmnTvkO”
- http://bibliotekar.ru/muzeu.htm
- Бондаренко А.К. “Дидактические игры в детском саду”, М., 1991.
- Давыдова Г.Н. “Детский дизайн. Пластилинография”, М., 2008
- “Как научиться рисовать: Универсальное пособие для детей и взрослых” / Пер. с англ. М.Д. Лахути. – М., 2000.
- Казаручик Г.Н. “Дидактические игры в экологическом образовании дошкольников”. – Ж/л “Дошкольная педагогика”, №2, 2008 г.
- Лучич М.В. Детям о природе. Книга для воспитателей детского сада / – М., 1984.
- Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Подготовительная к школе группа. – М.: “КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА”, 2008.
- Лаптева Г.В. “Развивающие прогулки для детей 3-4 лет”, СПб., 2011.
- Лаптева Г.В. “Развивающие прогулки для детей 5-6 лет”, СПб., 2012.
- Шорыгина Т.А. “Какие месяцы в году”, М., 1999.