Цель: актуализировать представления детей о лекарственных растениях.
Задачи:
- способствовать формированию актёрских способностей детей;
- развивать навыки сотрудничества между родителями и детьми;
- развивать умение детей отгадывать загадки о лекарственных растениях;
- совершенствовать речевые навыки, умение декламировать стихи.
1. Подготовительный этап
- ознакомление с полезными свойствами растений для человека;
- проведение бесед о лекарственных растениях;
- выставка детских рисунков «Зеленые лекари»;
- организация наблюдений и исследовательской деятельности во время прогулок;
- оформление слайдовой презентации «Загадки о лекарственных растениях»;
- заучивание текста и стихов для драматизации экологической сказки «Поучительная история;
- изготовление декораций;
- подготовка элементов костюмов для детей.
2. Организационный этап
- оформить и украсить группу;
- разместить в группе экологическую библиотечку, гербарий, панно «Зеленая аптека»;
- подготовить необходимое оборудование и материалы для проведения досуга: ноутбук, проектор, атрибуты для проведения конкурсов.
3. Этап проведения мероприятия
Ведущий: Природа полна необыкновенных чудес. Если с ней дружить, она раскроет нам свои секреты и тайны. Сегодня мы вместе с нашими детьми попробуем разгадать некоторые из них. Природа предоставляет человеку огромное разнообразие даров — лекарства от всех на свете болезней. Их надо только знать и уметь ими пользоваться. Давным-давно люди заметили, что все звери лечатся травами. Больные животные уходят в лес, чтобы найти какую-то травку, съев которую, они выздоравливают. Так и человек стал искать помощи от болезней у растений. Разные растения помогают от разных болезней. Сотни лет люди накапливали знания о лекарственных растениях и передавали их своим потомкам из поколения к поколению, составляя целые тома книг. Давайте и мы с вами вспомним некоторые полезные для здоровья растения, которые окружают нас в деревне и в городе, в лесу и в парке, на лугу и в поле, и даже дома на подоконнике (проводится игра для детей и родителей «Отгадай загадку» с использованием слайдовой презентации).
Загадки о лекарственных растениях:
Если ты уже больной,
Быстро в баню –
Там в парной
Бабушки и деды
Прогоняли беды.
Если кашель от мороза,
Парься веником… (берёзы)У меня длинней иголки,
Чем у самой рослой ёлки.
Подо мной полно соседей –
Кабанов, волков медведей. (Сосна)Ветки деревца – как руки,
Серебристые листы.
А из гибких, тонких прутьев
Можно многое сплести:
И диваны, и корзины,
Стулья, кресла и гардины.
И полезна, и красива
Вечно плачущая… (ива)Я из крошки-бочки вылез,
Корешки пустил и вырос.
Стал высок я и могуч,
Не боюсь ни гроз, ни туч.
Я кормлю свиней и белок –
Ничего, что плод мой мелок. (Дуб)Где-то в чаще дремучей,
За оградой колючей,
У заветного местечка
Есть волшебная аптечка.
Там красные таблетки
Развешаны на ветке. (Шиповник)Бусы красные висят
Из кустов на нас глядят,
Очень любят бусы эти
Дети, птицы и медведи. (Малина)Что за кустарник ароматный?
Ягод вкус его приятный –
Висят, как черный виноград,
И каждый пробовать их рад!
Давно у вас в саду растет,
Свой дом не бросит, не уйдет,
Теперь его там родина.
Как куст зовут? (Чёрная смородина)В лесу расту я маленькой,
Душистою и аленькой.
Но меньше, чем клубника...
Так кто я? (Земляника)В лес уходили –
Здоровыми были,
А вернулись обратно
В синяках да в пятнах.
Не дрались, не падали,
Собирали ягоду. (Черника)Тонкий стебель у дорожки.
На конце его — серёжки.
На земле лежат листки —
Маленькие лопушки.
Нам он — как хороший друг,
Лечит ранки ног и рук. (Подорожник)Белая корзинка,
Золотое донце.
В ней лежит росинка
И сверкает солнце.
Мы домой ее возьмем
И на стол поставим.
Если вдруг мы прихворнём –
Мы ее заварим (Ромашка)На лужайке, возле леса,
Расцвели цветочки.
Желтые, как солнышко.
На зеленой ножке.
А как только подрастут
Шапочки наденут –
Мягкие, воздушные –
Ветерку послушные! (Одуванчики)
Ведущий: Молодцы! Вы правильно отгадали все загадки. Расскажите, как люди могут использовать разные лекарственные растения (рассказы детей).
А сейчас наши дети немного побудут артистами и покажут вам экологическую сказку.
«ПОУЧИТЕЛЬНАЯ ИСТОРИЯ»
(игра-драматизация с участием детей подготовительной группы и воспитателей)
Входит Лесовичок.
Лесовичок: Давным-давно жили-были в лесу дружные деревья. Дружба их была крепкой, временем проверенной. А звали их так: Береза-Веселушка, Дуб-Крепыш, Ива-хохотушка, Осина-Краснощечка, Ель-Зеленушка, Рябинушка-Красавица. Они радовались солнышку, прятались от ветра и мороза в холодную зимнюю пору, помогали друг другу во всем. Слава об их дружбе разнеслась по всему лесу и дошла до злой волшебницы. Лишилась она сна и аппетита, всё думала о том, как поссорить друзей. Думала-думала, и, наконец, придумала. Решила она напоить их настоем для хвастовства. (Злая волшебница под музыку «поливает» деревья зельем). Попробовали деревья этого настоя и сразу же начали хвастаться друг перед дружкой.
Ребёнок 1 (Берёза-Веселушка): Лучше меня дерева нету! Я такая нежная, веточки мои гибкие, ствол у меня белоснежный. Обо мне люди даже стихи и песни сочиняют. А ещё я очень полезная для людей и для зверей. Мои веники в бане просто незаменимы! А почки мои от простуды лечат. Дрова мои дают много тепла. А какой вкусный мой берёзовый сок весной! Он укрепляет организм и людям, и животным. А ещё из меня делают мебель и лыжи. Так что я — самая нужная. Я — королева леса!
Ребёнок 2 (Дуб-Крепыш): А меня люди называют долгожителем, потому что я могу жить 300 лет. Посмотрите, какой у меня мощный ствол, крепкие руки-ветви. Из моей древесины получается самая надёжная мебель, а под тенью моих листьев в летнюю жару может укрыться и зверь, и человек. Моими плодами питаются звери, а на моих ветвях живут птицы. Мои веники в бане силы прибавляют, а моей толчёной корой можно вылечить ожоги. Я такой сильный, что даже мои листья осенью держатся на ветвях дольше всех. Я — король леса!
Ребёнок 3 (Ива-Хохотушка): Это я красивей всех вас! Посмотрите на мои листочки — сверху они гладкие, а снизу нежные, пушистые. А весной что может быть прекрасней моих серёжек? И людям я тоже очень нужна. Из моей коры готовят лекарства от разных болезней. Их пьют, когда болят ноги или желудок, когда высокая температура. Из моих гибких веточек плетут корзины и делают плетёную мебель. Вот какая я! Лучше всех!
Ребёнок 4 (Осина-Краснощёчка): Как бы не так! Мои листья осенью самые яркие, и они так красиво трепещут на ветру! Из моих почек, листьев и коры делают лекарства, которые улучшают аппетит, снимают боль и понижают температуру. На моих ветвях щебечут птички и всех радуют. Я — самая нарядная и полезная!
Ребёнок 5 (Ель-Зеленушка): Это лучше меня, ели, вы нигде не найдёте! Все деревья на зиму свои листья сбрасывают, а я всю зиму зелёная. Вот где настоящая красота! Про меня даже загадку сочинили: «Зимой и летом одним цветом». А на Новый год вокруг какого дерева дети веселятся? А? И бумагу из меня делают — раз! И искусственный шёлк — два! И дома из меня строят — три! И музыкальные инструменты — четыре! А ещё мои молодые иголочки помогают вылечить ангину. Вот так, я лучше и нужнее всех вас!
Ребёнок 6 (Рябина-Красавица): А я вот что вам скажу — стройнее меня вы нигде не найдёте! И ещё: когда я осенью наряжаюсь в жёлтый наряд, гроздья моих ярких ягод видны издалека, а в них много витаминов. Скольких птиц я спасаю от голода! Да и люди не прочь полакомиться ими. Из моих ягод можно варить компоты, варенье и джемы, они помогают вылечить разные болезни. А из моей прочной древесины делают музыкальные инструменты и даже посуду. Вот так-то!
Лесовичок: Этот спор не замолкал ни на минуту ни днём, ни ночью. Все так привыкли к нему, что постепенно стали забывать о былой дружбе деревьев. Но однажды случилось вот что. У одного мальчика заболела мама, а лекарств нужных не было. Сел он около дома и заплакал. И вдруг мимо него пролетели две птицы: ворона…
Ворона: Кар-кар-кар…
Лесовичок: … и сова.
Сова: ух-ух-ух!
Ворона: Мальчик, а почему ты плачешь?
Мальчик: У моей мамы болят руки и ноги, и она сильно кашляет.
Сова: Нужно срочно идти в лес. Там есть полянка, а на ней растут дружные деревья. Они тебе помогут.
Мальчик: А как мне найти эту полянку?
Ворона: А ты спроси у лесных жителей.
Лесовичок: Собрал мальчик рюкзак и отправился на поиски. Навстречу мальчику выходит Ёжик.
Ёжик: Мальчик, что ты ищешь в нашем лесу и почему ты плачешь?
Мальчик: Я ищу полянку, на которой растут дружные деревья. Не поможешь мне её найти?
Ёжик: Да, была в нашем лесу такая полянка. Правда, я там давно не был и забыл дорогу. Помню только, что на пути мне встречались еловые шишки, ягоды рябины, жёлуди, снова шишки… Ой, да у меня же осталась карта нашего леса! Думаю, она поможет тебе найти дорогу на полянку. Вот, возьми (отдаёт карту мальчику).
Мальчик: Спасибо тебе, Ёжик, за помощь! (уходит).
Ведущий: С помощью карты нашёл мальчик дорогу на полянку с деревьями, обратился к ним за помощью, но ни одно дерево не удостоило его своим вниманием. Сел тогда мальчик посреди полянки и расплакался. И были его слёзы такими горячими, что растопили колдовство злой волшебницы. Деревья стали, как и прежде, добрыми и приветливыми. Берёза дала мальчику свой сок и кору, чтобы мама набиралась сил и натирала настоем из коры руки и ноги. Рябина отдала все свои ягоды, в которых много витаминов. Ива из своих веточек сплела корзинку, чтобы мальчик смог донести дары до дома. А остальные деревья пожелали маме мальчика скорейшего выздоровления. Так и произошло. А деревья по сей день живут в дружбе и согласии, и никакому колдовству не под силу разрушить их дружбу. И хотят они только одного: чтобы люди относились к ним бережно.
1 ребёнок:
А деревьям просто нужно,
Чтоб Земля была прекрасна.
И живут они, деревья,
Украшая нашу Землю:
Красотой листвы зелёной,
Красотой стволов могучих,
Несказанной красотою
Доброты своей извечной!
2 ребёнок:
Потому что все деревья
И кусты, цветы и травы —
Все они живут на свете
По Зелёному Закону:
Ничего они не ищут,
Ничего не отнимают,
Никого не обижают,
Всем готовы поделиться.
Все дети берутся за руки и выходят на поклон.
Ведущий: Вот какую поучительную
историю рассказали дети, теперь мы точно знаем,
что дружба очень нужна всем — и людям, и
растениям.
Давайте поиграем с вами в игру «Узнай по
запаху». На тарелке вносятся яйца из
«Киндер-сюрпризов», в которые помещено понемногу
разных растений: мята, чабрец, ромашка, укроп,
чеснок. Родители вместе с детьми пытаются по
запаху определить, какое растение находится в
каждом контейнере. Затем ведущий приглашает всех
за стол для чаепития, предлагает к чаю на выбор
мяту, чабрец, шиповник и травяной зеленый чай.
Список литературы, использованной при подготовке мероприятия:
- Бондаренко Т. М. «Экологические занятия с детьми 6-7 лет». Воронеж. ТЦ «Учитель», 2002. – 184с.
- Волчкова В. Н., Степанова Н. В. «Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Экология». Воронеж, ТЦ «Учитель», 2004. – 131с.
- Масленникова О. М., Филиппенко А. А. «Экологические проекты в детском саду». Издание 2-е. Волгоград, «Учитель», 2015. – 232с.