Программа курса “Химия в профессиях” предназначена для учащихся 9 классов. Курс рассчитан на 17 часов, включает в себя 12 практических занятий.
Цель курса: создание условий для формирования мотивационной и ориентационной основы осознанного выбора естественно-научного профиля при дальнейшем профессиональном самоопределении.
Задачи курса:
• познакомить учащихся с практической значимостью химических знаний и умений в различных областях экономики;
• развивать умения работы с различными источниками информации (справочниками, дополнительной научно-популярной и учебной литературой, инернет–ресурсами и т. д.);
• осуществлять комплексный подход к рассмотрению вопросов практической значимости химических знаний и умений, профориентации, бережного отношения к окружающей среде и человеку;
• интегрировать межпредметные знания и умения, полученные при изучении школьных предметов (химии, биологии, физики, математики, обслуживающего труда), и основы специальных предметов (товароведение, фармакология, технология производства продукции общественного питания, аналитическая химия, материаловедение);
• организовать исследовательскую деятельность учащихся через систему практических работ для развития специальных практических умений и навыков проведения химического анализа.
Предлагаемый курс “Химия в профессиях” состоит из шести разделов, каждый из которых представляет собой логически завершенный мини-курс:
1. Аналитическая химия – основа профессии лаборанта химического анализа (3 часа).
2. Химия в профессиях пищевой промышленности (повар, кондитер, диетолог) (3 часов).
3. Химия в профессиях сферы обслуживания (2 часа).
4. Химия и автомобиль (2 часа).
5. Химия и металлургия (2 часа).
6. Химия и фармакология (3 часа).
Планируемые результаты изучения курса:
1. Формирование знаний и представлений о:
– прикладном характере выбранного химического профиля;
– роли химического анализа для развития современной промышленности, медицины, сельского хозяйства; о методиках проведения качественного и количественного анализа;
– химической основе процессов, происходящих с продуктами питания, содержащими белки, жиры и углеводы, в ходе их кулинарной обработки;
– возможных экологических проблемах, возникающих при эксплуатации автомобиля, и влиянии токсических веществ на организма человека и окружающую среду;
– фармакологии как науке и технологии приготовления лекарственных сборов, растворов, применяемых в медицине;
– различных видах топлива, веществах, влияющих на качество топлива.
2. Формирование умений:
– осуществлять химический эксперимент с использованием методов качественного и количественного анализа;
– обращаться с тканями и волокнами исходя из их свойств;
– использовать свойства химических веществ для очистки волокон и тканей без повреждения самих изделий;
– самостоятельно работать с различными источниками информации.
Практические занятия частично могут проводиться в химико-биологических лабораториях, либо, по возможности, на конкретных производствах (экскурсии).
Учебно-тематическое планирование
№ | Содержание | Кол-во часов | Форма проведения | Форма контроля |
1. | Введение | 1 | Беседа | - |
2. | Аналитическая химия – основа профессии лаборанта химического анализа. |
3 | 1 ч – лекция 2 ч – практические занятия |
Наблюдение, анализ результатов экспериментов |
3. | Химия в профессиях пищевой промышленности. |
3 | 1 ч – лекция 2 ч – практические занятия |
Наблюдение, анализ результатов экспериментов |
4 . | Химия в профессиях сферы обслуживания. |
2 | Практические занятия | Наблюдение, анализ результатов экспериментов |
5. | Химия и автомобиль. | 2 | Практические занятия | Наблюдение, анализ результатов экспериментов |
6. | Химия и металлургия. | 2 | 1 ч – лекция 1 ч – практическое занятие |
Наблюдение, анализ результатов экспериментов |
7. | Химия и фармакология. | 3 | 1 ч – лекция 2 ч – практические занятия |
Наблюдение, анализ результатов экспериментов |
8. | Итоговое занятие. | 1 | Анкетирование | Рефлексия |
Содержание программы
Введение
Цели и задачи курса: ознакомление учащихся с общей структурой и примерным содержанием курса, формами проведения занятий, видами практических, самостоятельных и творческих работ; изучение представлений учащихся о роли химических знаний для овладения профессиями фармацевта, повара, кондитера, диетолога, лаборанта химического анализа, портного, швеи, автослесаря и т. д.
Формы и методы занятия: эвристическая беседа, входное тестирование.
Тема 1. Аналитическая химия – основа профессии лаборанта химического анализа
Занятие 1. Аналитическая химия – наука о методах исследования состава вещества. Значение химического анализа для развития современной промышленности. Методы химического анализа. Виды химического анализа – качественный и количественный. Задачи на специфичность, условия и способы их выполнения, анализ мокрым и сухим путем, системный и дробный ход анализа.
Лабораторное оборудование, реактивы и техника проведения качественного полумикроанализа.
Формы и методы занятия: установочная лекция.
Занятие 2. Классификация катионов по аналитическим группам(кислотно-щелочная система анализа катионов). Понятие группового реагента. Классификация анионов по аналитическим группам.
Форма занятия: практическая работа.
Практическая работа 1. Анализ раствора, содержащего смесь катионов разных аналитических групп (работа по инструктивной карте).
Занятие 3. Задачи и методы количественного анализа (гравиметрический, титриметрический, хроматографический). Классификация методов анализа (нейтрализация, осаждение, комплексообразование, окисления-восстановления). Методы титрования. Кислотно-основное титрование. Приготовление рабочих растворов кислотно-основного метода.
Формы и методы занятия, практическая работа.
Практическая работа 2. Приготовление рабочего раствора соляной кислоты. Приготовление рабочего раствора гидроксида натрия.
Определение точной концентрации раствора щелочи методом титрования. Хроматографическое определение компонентов красителей.
Тема 2. Химия в профессиях пищевой промышленности(повар, кондитер, диетолог)
Занятие 1. Основные компоненты пищи (нутриенты). Белки. Свойства белков, используемые в пищевой технологии: гидратация, дегидратация, денатурация (тепловая, механическая, химическая). Характеристика аналитических реакций: деструкция, пенообразование. Значение белков в кулинарных рецептурах. Пищевая ценность белков. Воздействие различных видов кулинарной обработки пищевого сырья и продуктов на усвояемость содержащихся в них белков.
Формы и методы занятия: лекция-беседа, обзор сообщений учащихся
Практическая работа 3. Качественные реакции на белки (биуретовая, ксантопротеиновая, реакция Фоля – цистеиновая проба).
Занятие 2. Жиры. Роль жиров в процессе приготовления пищи. Изменение жиров в процессе тепловой обработки. Углеводы. Физико-химические и биохимические изменения, происходящие в процессе технологической обработки продуктов: брожение, гидролиз дисахаридов и крахмала, карамелизация сахарозы, набухание, клейстеризация и декстринизация крахмала.
Формы и методы занятия: лекция, беседа, практическая работа.
Практическая работа 4. Карамелизация сахарозы. Гидролиз сахарозы, определение продуктов ее гидролиза качественными реакциями. Установление свежести растительного масла и исследование физико-химических показателей жиров .
Занятия 3. Анализ пищевых продуктов. Анализ молока и молочных продуктов: определение кислотности, содержания белков и молочного сахара; установление свежести молока. Определение кислотности хлеба и яблок, глюкозы и фруктозы в яблоках, сахарозы в карамели. Открытие белков в мясе и муке. Изучение свойств пигментов свеклы, моркови, хлорофилла.
Форма занятий: практическая работа.
Практическая работа 5. Анализ пищевых продуктов.
Тема 3. Химия в профессиях сферы обслуживания
Занятие 1. Исследование свойств тканей из синтетических, искусственных и натуральных волокон.
Формы и методы занятия: практическая работа, обсуждение индивидуальных сообщений учащихся (“Растения – источники получения волокон”, “Чем стирают и красят одежду: из истории открытия и применения первых красящих и чистящих веществ”).
Практическая работа 6. Исследование свойств тканей из синтетических, искусственных и натуральных волокон. Влияние на ткани различных видов обработки (глажение, отпаривание, механическое воздействие). Изучение информации на ярлыках одежды.
Занятие 2. Работа химчистки: очистка тканей от пятен жира, чернил, краски, фруктов и ягод.
Формы и методы занятия: деловая игра, обсуждение индивидуальных заданий учащихся: “Химия красит, химия чистит”, “Использование волокон в различных отраслях промышленности”, практическая работа.
Практическая работа 7. Выведение пятен с одежды.
Тема 4. Химия и автомобиль
Занятие 1. Ведущее место металлов в машиностроении. Сплавы железа, алюминия. Зависимость направлений использования сплавов в машиностроении от их качественного и количественного состава и свойств.
Формы и методы занятия: лекция, беседа, практическая работа.
Практическая работа 8. Решение расчетных задач на состав сплавов, используемых в автомобилестроении.
Занятие 2. Неметаллические материалы. Пластмассы – конструкционные пластики. Способы переработки пластмасс: прессование, литье под давлением. Автомобильные шины. Эластомеры. Натуральный каучук, процесс вулканизации, резина. Синтетические каучуки.
Формы и методы занятия: обсуждение индивидуальных заданий учащихся: (“Неметаллические материалы, используемые в автомобиле”, “Автомобильные шины”, “Автомобильное стекло”).
Практическая работа9. Определение бензина прямой перегонки и крекинг-бензина.
Тема 5. Химия и металлургия.
Занятие 1 .Профессии связанные с металлами. Роль ЧМЗ в металлургической отрасли.
Формы и методы занятия : лекция, беседа.
Занятие № 2. Анализ сплавов металлов черной металлургии и цветной металлургии .
Практическая работа № 10
Тема 6. Химия и фармакология
Занятие 1. Что такое фармакология? Цели и задачи данной науки. Формы лекарственных препаратов. Фитотерапия. Классификация лекарственных растений по их фармако-терапевтическому действию и применению в фармакологии.
Формы и методы занятия: семинар, возможные темы групповых и индивидуальных заданий учащихся: “Что такое фармакология?”, “Аптека и ее функции”, “Поиск и сбор лекарственных растений”
Занятие 2. Растворы как одна из форм лекарственных препаратов. Виды растворов. Необходимость контроля за количественным и качественным составом растворов, применяемых в медицине. Приготовление растворов.
Форма занятия: практическая работа.
Практическая работа 11. Приготовление растворов перманганата калия для полоскания горла, для обработки ожогов. Приготовление изотонического и гипертонического растворов хлорида натрия, водно-спиртового раствора йода, борной кислоты.
Занятие 3. Соки растений – источники здоровья. Целебные яды растений.
Форма занятия: семинар, возможные темы индивидуальных заданий: “Целебные яды растений”, “Соки растений – источники здоровья”, “Культурные растения, используемые как лекарственные”, “Охрана лекарственных растительных ресурсов” .
Практическая работа 12. Решение расчетных задач с фармакологическим содержанием.
Итоговое занятие.
Подведение итогов изучения предпрофильного курса “Химия в профессиях”; анкетирование или мини-сочинение о содержании курса, формах его проведения; задания для самостоятельных и творческих работ (“Что меня удивило (поразило, заинтересовало)?”.