Формирование эмоциональных и нравственных проявлений у детей со сложными дефектами в группе компенсирующей направленности

Разделы: Коррекционная педагогика


I. Эмоции и нравственность дошкольника.

Всем педагогам известно, что в дошкольном детстве закладываются основы личностной культуры, именно тогда и начинается приобщение ребенка к социальному миру и построение отношений с другими людьми. Основополагающим в процессе социализации ребенка считается развитие представлений о самом себе. При формировании первоначальных представлений о себе “Я сам” у детей важным является установление доверительных отношений с начала с взрослым- установление эмоционального контакта, затем с другими детьми. Развитие позиции “Я и другие” идет на формирование представлений о способах взаимоотношений с взрослыми и сверстниками. А с включением позиции “Я и окружающий мир” формируется у ребенка понимание взаимосвязи с природой. А для того чтобы ребенок достиг успеха ему необходимо усвоить нравственные нормы, овладеть навыками правильного поведения, понимать свои и чужие чувства и эмоции. Таким образом, формирование личности ребенка складывается на основе базовых общечеловеческих ценностей - любви, дружбы, взаимопомощи, сострадания. Если начать развивать эмоциональную сферу в детстве, тренируя способности предвидеть последствия действий, а так же брать на себя ответственность и руководить своими желаниями, то в зрелом возрасте можно достичь большего согласия и совершенства в управлении самим собой. Вместе с тем, обязанности и мотивы, которые ставит перед человеком общественная жизнь, требует от него выполнение, как нравственных норм, так и эмоционального отклика. Эмоции проходят путь прогрессивного развития, приобретая богатое содержание и более сложные формы проявления под влиянием воспитания и социальных условий жизни. В то же время эмоциональные переживания вызывают сам процесс деятельности, то радость процессом труда, то преодоление трудностей, то чувство успеха, то горечь неудач. В зависимости от сложившейся ситуации любые качественно разнообразные эмоции гнев, любовь, радость и ненависть могут быть положительными, отрицательными, ориентировочными, тем самым эмоциональное состояние будет способствовать умению и желанию выразить нравственные поступки. Нравственность – одна из важнейших сторон   процесса становления личности. Она включает в себя формирование нравственных качеств, способность жить согласно принципам, нормам и правилам морали. Выполнение нравственных норм требует от сознания человека волевого усилия, он должен сознательно выполнять общественные правила, которые исторически сложились в ходе развития человечества. Нравственность воплощается в реальных поступках, культурном поведении, а так же в чутком, доброжелательном, отзывчивом отношении к окружающим, и в умении управлять собой. Нравственное воспитание ребенка необходимо начинать именно с развития эмоциональной сферы, так как никакое взаимодействие не будет эффективным, если его участники не способны, во-первых, управлять своими собственными эмоциями, а во-вторых “читать” состояние другого.

Стоит отметить, что в связи с ростом желания родителей и педагогов развивать деловые качества у ребенка, теряется внимание формированию умения дифференцировать свои эмоции и нравственные проявления в поступках. Дошкольное детство самый важный период в эмоционально-нравственном становлении личности ребенка. Из совершенно беспомощного, ничего не умеющего младенца, ребенок превращается в самостоятельного и активного человека. Только к трем годам эмоциональное развитие ребенка достигает уровня, образцового поведения.

С развитием ребенка, его эмоции и нравственные поступки начинают подчиняться мышлению, качественно влияют на уровень формирования познавательных процессов, коммуникативных умений и поведение дошкольника. Происходит открытие, всего мира и человеческих отношений, интенсивное понимание сути происходящего в окружающем его мире. Вся жизнь ребенка подчинена его чувствам и эмоциям, управлять которыми он еще до конца не может. Поэтому дети гораздо больше подвержены переменам настроения, чем взрослые. Их легко развеселить, но еще легче огорчить или обидеть, так как они почти совсем не знают себя и не умеют владеть собой.

II. Общие направления работы и игровая деятельность.

Речь идет о воспитанниках с органическим поражением ЦНС (легкой или умеренной умственной отсталостью) с последующим комплексом вторичных расстройств в возрасте от трех до семи лет. Дети с синдромом Дауна, расстройством аутистического спектра, детским церебральным параличом, системным недоразвитием речи тяжелой степени. Большинство детей нуждаются в постоянной помощи и присмотре. Главной целью работы группы - обеспечение адаптации, социализации и интеграции детей со сложными дефектами, а также коррекции нарушений в их развитии с учетом индивидуальных возможностей и личностных особенностей каждого ребенка. У большинства воспитанников группы не сформирована самостоятельная деятельность, что создаёт большие трудности в обучении и воспитании. Проявления самосознания, отделения своего “Я”, находит выражение в негативных реакциях на замечания, порицания, собственную неудачу. Наблюдается самые примитивные мотивы, трудности в регуляции поведениям, импульсивные действия, сиюминутные желания. У детей эмоциональный фон значительно снижен, контакт с взрослым часто оказывается нарушенным и к моменту прихода в дошкольную организацию нравственные поступки, чувства и эмоции не только не развиты сами по себе, но и не имеют достаточных предпосылок для своего развития. Дети крайне слабо контролируют свои эмоциональные проявления. Характерны безынициативность, слабая мотивация, слабость внутренних побуждений. На фоне общей эмоциональной обеднености, имеет место снижение эмоциональной отзывчивости, крайне слабая способность к эмоциональному заражению, подражанию. Так же нравственные представления у воспитанников находятся весьма в плачевном состоянии. Из-за несформированности умения дошкольниками, верно, оценивать ситуацию, усложняется работа по формированию, развитию нравственных поступков в поведении в отношении с другими детьми. Коллективная деятельность складывается своеобразно. Дети практически не действуют в коллективе, не проявляют желание выделить другого ребенка, как партнера; различные ссоры, обиды, выхватывание игрушек без мотивации, крики. Поэтому становление партнерских отношений происходит медленно, и с большим трудом. И все же воспитанники группы живут в определенной социальной среде, и они вынуждены пользоваться предметами, созданными человечеством, удовлетворять требования общества по отношению к поведению, общению. Стоит подчеркнуть, что социально-личностное развитие моих воспитанников начинается с формирования эмоциональных и нравственных проявлений, которые в свою очередь помогут ребятам усвоить и отразить общественные правила в своей жизнедеятельности. Помогая воспитанникам умению создать положительную атмосферу от их присутствия в обществе, главным образом я опираюсь на формирование и активизацию у детей наиболее важных нравственных качеств таких как:

Вежливость: вызывает у окружающих чувство симпатии. Без неё невозможно выстроить взаимоотношения с окружающими людьми. Деликатность: способность не навязывать “свои проблемы” окружающим, умение быть сдержанным. Чуткость: проявляется в заботе о людях, умения прийти на помощь, умение сочувствовать. Скромность: нравственная черта, показатель воспитанности, уважение к другим и требования к себе. Общительность: элементы доброжелательности, приветливости к окружающим, культура взаимоотношений. Такой подход к эмоционально-нравственному воспитанию является специфическим, обусловлен возрастными и индивидуальными особенностями развития ребенка.

Так, в коррекционной работе по формированию эмоциональных и нравственных проявлений детей со сложными дефектами данной группы, мною выбраны следующие направления:

  1. Вызывание адекватных эмоциональных проявлений на сложившуюся ситуацию.
  2. Создание практических ситуаций, для реализации нравственные преставления и эмоции.
  3. Использование игровые ситуаций с привлечением внимания детей к ситуации, даже если ситуация повторяется.
  4. Формирование осознанности собственных состояний и открытие у ребенка переживаний других детей.
  5. Расширение социальных умений, навыков, для налаживания контакта с окружающими.
  6. Упражнять в действиях по коллективным взаимоотношениям, взаимопомощи, в умении передавать свои эмоциональные состояния другому, используя выразительные средства.
  7. Формирование навыков поведения, нравственных норм, понимание и эмоциональное отношение к своим нравственным обязанностям, проводя анализ реальных ситуаций.
  8. Знакомить с нравственными и безнравственными поступками, объяснять их смысл, показывать   необходимость нравственных поступков, давать им оценку.
  9. Воспитывать отзывчивость, понимание затруднительного положения, состояния других.
  10. Формировать способность к деятельной доброте и непримиримость ко всем проявлениям зла на примерах жизни семейного окружения (роль семьи).

Формирование эмоций и нравственных представлений может происходить во всех видах образовательной деятельности и режимных моментах виде игровой формы. Именно в игре ребенок может самостоятельно построить реальные отношения, учась при этом проявлять эмоции, чувства и поступки. В игре дети упражняются управлять своими сиюминутными желаниями, что помогает тренировать волевые процессы. Постепенно идет перезарядка эмоциональных чувств и нравственных проявлений, что позволяет отметить пусть незначительную, но все же положительную динамику их развития. Чтобы эмоции и нравственные представления детей развивались успешнее, важно включать в деятельность определённые средства игры и игровых ситуаций в различных образовательных областях развития: социально-коммуникативного, познавательного, речевого, художественно-эстетического, физического.

Так, в игровой ситуации под руководством взрослого уходят негативные проявления свойственные детям. Как подчеркивал Лев Семенович Выготский: “Только зная эмоциональную, волевую и другие стороны ребенка и общий тип его социального поведения, мы сможем правильно подойти к его умственному дефекту…” [2]. Планомерная и систематическая работать над ростом сознания ребенка, непосредственным образом повлияет на структуру дефекта. Поэтому выполнение принципа единства обучения и воспитания, это важное условие в педагогической работе с детьми группы. Разрабатывая коррекционные игры по формированию эмоциональных и нравственных проявлений, учитывались задачи на развитие произвольной регуляции эмоциональных состояний и нравственных поступков у воспитанников. В связи с этим используются следующие методы в работе:

Проведение эмоциональных оценок своих и чужих поступков. Побуждать желание откликнуться на помощь, эмоционально прореагировать на проявления добра и зла. Обращать внимание детей на эмоции: радости, горя, гнева, страха, удивления. Различать эмоции по схематическим изображениям, рисунки на бумаге, настенной доске. Побуждать понимать свои чувства и чувства других людей и рассказывать об этом. Упражнять в умении переключаться с одного эмоционального состояния на другое. Практическим примером показывать управление поведением, способность сопереживать, проявлять волевое усилие, сосредотачиваться на определенной работе.

Примерная часть игровой деятельность по формирования и развития эмоциональных и нравственных проявлений у детей разновозрастной группы со сложными дефектами поможет сориентироваться в представленной работе.

"Ладушки"

Задачи: Формировать эмоциональный контакт ребенка с взрослым; позицию “Я сам”. Продолжать развивать мелкую моторику пальцев рук.

Оборудование: стулья, мучное тесто, салфетки, подносы. Ход игры: Взрослый предлагает "испечь оладушки": хлопает в ладоши, просит ребенка также похлопать, говорит потешку: “Ла-душ-ки, ладушки, будем печь оладушки! Испечем оладушки, для своей, для бабушки!”. Обращается внимание ребенка на мягкое тесто, из которого будут делать оладушки. Педагог вместе с ребенком изготовляет оладьи. Затем взрослый просит малыша спрятать в ладонях оладушку и ещё раз поиграть. "Молодец, испекла оладушки! Вот, какие умелые ручки у нашей девочки! Ещё раз проговаривается потешка: “Ла-душ-ки, ладушки, во и напекли оладушки! Напекли оладушки, для своей, для бабушки!”.

"Нарисуем игру"

Задачи: Познакомить ребенка с выразительной мимикой, жестами. Дать понятие об эмоциях радости, показать их схематическое изображение. Эмоционально сблизиться с ребенком.

Оборудование: Картинки-пиктограммы (для педагога), карандаши, бумага, мяч.   

Ход игры:   Ребенок и педагог сидят напротив друг друга. Педагог, бросая мяч ребенку, называет его имя: “Тетя Наташа бросит мяч Владику! Лови! Молодец, ты поймал мяч!”. Педагог хлопает в ладоши, демонстрируя эмоциональное отношение к результату. Педагог предлагает посмотреть на круги - пиктограммы: “Посмотри, это улыбаюсь тебе я (указываю на большой круг), а это улыбаешься мне ты! (показываю маленький круг). Это тетя так улыбается, а как Владик. Давай нарисуем, как мы улыбались”. Рисунок 1.

“Улыбаемся вместе”

Задачи: Закреплять у ребенка умение рассматривать себя в зеркале. Эмоционально реагировать на свое изображение и взрослого, выражая эмоции радости.

Оборудование: зеркало.

Ход игры: Ребенок и взрослый перед зеркалом. " Вместе будим улыбаться, и не будим огорчаться”. Педагог указывает на лицо ребенка отраженного в зеркале: “Посмотри и улыбнись. Улыбнись, не сердись!”, “Вот Илюша, а вот и тетя, очень хорошо нам вместе!”. “Мы улыбаемся. Мы рады”.

"Вот и я!"

Задачи: Формировать умение выделять себя, употребляя местоимение "я". Подражать действиям. Упражнять в действиях коллективных взаимоотношений, взаимопомощи, отзывчивости.

Оборудование: стулья, большой платок.

Ход игры: Дети (могут участвовать группа, двое или один ребенок) сидят на стульях. Педагог предлагает закрыть глазки: “Сейчас я спрячусь (присаживается, накрываясь большим платком). Под платком взрослый сообщает: “Я спряталась, найдите меня” (дети снимают платок). Затем педагог встает и эмоционально говорит: “Вот я!” (делая жест на себя указательным пальцем). “А теперь вы спрячьтесь, как я”. Дети повторяют движения и слова. Можно спрятаться сразу двум детям.

"Ласковая кукла"

Задачи: Формировать умение подражать положительным эмоциям, тактильным и вербальным способам взаимодействовать с партнером.

Оборудование: стулья по количеству детей, кукла в одежде.

Ход игры: Педагог предъявляет куклу, поясняет какая она добрая, обнимает её, гладит по спине. Затем вызывает предлагает обнять игрушку, смотреть ей в глаза, улыбнуться. "Ах, какая хорошая Илона, иди ко мне. Обними, куклу вот так. Посмотри ей в глазки, улыбнись вот так. Посмотрите, как кукла Оля обнимает Илону, вот так. Смотрит ей в глазки, вот так. Оля хорошая. А Илона наша ласковая и добрая". Педагог приглашает еще одного ребенка к себе и предлагает ему повторить действия, эмоционально акцентируя каждое действие ребенка и при необходимости оказывая ему помощь. Рисунок 2.

"Паровоз построим сами"

Задачи: Формировать умение у ребенка отзываться на свое имя и имя другого ребенка. Упражнять в умении передавать собственные эмоциональные состояния другим, в совместной деятельности. Действовать по показу и словесной инструкции.

Оборудование: Игрушка паровоз.

Ход игры: Педагог предлагает поиграть с поездом. Затем предлагает сделать, поезд самим. Паровозом будет сам взрослый, а вагончиками дети. “Вагончики должны крепко держаться друг за друга”. “Саша, иди ко мне, становись за мной, держи меня за пояс, вот так. Теперь Владик иди сюда, встань за Сашей, держи её за пояс. “Держите крепко друг друга. Поехали!” Педагог имитируя движения паровоза "Чух-чух, чух-чух- у-у-у!" (громко и тихо), побуждает детей повторить их.

"Это Я "

Задачи: Закрепить умение называть себя и сверстника. Совершенствовать умение произносить местоимения “я”. Вызывать адекватные эмоциональные проявления на сложившуюся ситуацию.

Оборудование: игрушка заяц.

Ход игры: Педагог показывает игрушку. Вместе с детьми читает стихотворение: “Зайка серенький” сопровождая действиями. “Зайка хочет с вами познакомится: “Тебя как зовут?”. Проходит знакомство. “Ой, зайка забыл, как кого зовут, заяц спрашивает: “Кто Байсал?”. Ребенок указывает пальцем на себя и произносит: “Я” и т.д. Затем педагог ошибается: “Зайка смотри это Коля, а это Валя” (дети его поправляют). Заяц просит подойти к нему того, кого зовут София (девочка выходит) далее со всеми детьми. Педагог: “Скажи зайке “Я” (ребенок должен указать на себя и сказать “я”). Важно, чтобы ребенок использовал указательный жест, направленный сначала на самого себя "я". Заяц: “Давай дружить, я зайчик-побегайчик, а ты? (Ответ ребенка). Теперь мы друзья я (указательный жест) и ты (указательный жест”).

“Да и Нет”

Задачи: Продолжать знакомить детей с выразительной мимикой лица, понятие об эмоциях радости, грусти. Развивать умение жестами выражать эмоции и различие “Да” и “Нет”, как средство положительного или отрицательного выражения чувств. Воспитывать умение анализировать ситуации. Формировать нравственные проявления.

Оборудование: игрушка Мишка.

Ход игры. Педагог сообщает, что у мишки заболело горло, он не может говорить, он только нам покажет, что случилась. Дети мишка грустный? “Мишка у тебя болит горло?” (Молчит, не движется). “Ребята, давайте покажем, как можно сказать- “да” , а без помощи язычка”. (Кивок). “У тебя болит горлышко, тебе больно?” (Молчит). “Ребята давайте покажем как, как можно показать. Нахмурим брови и покачаем головой”. “Мишка, а ты хочешь, что бы горлышко ни болело?” (Молчит). “Ребята, помогите мишке”. Дети кивают головой и произнося “да”. “Да, ты хочешь, что мы тебе помогли? На мишка теплого молока, пей!”. (Имитация питья). “Прошло горло?” (Молчит). “Нет? Тогда на, пей ещё”. Имитация питья. “Прошло?”.

Мишка кивает. “Да, прошло!” (педагог эмоционально подчеркивает, хлопает вместе с детьми в ладоши). Анализируем ситуацию. Рисунок 3.

"Маленький художник"

Задачи: Обратить внимание ребенка на явление природы – солнце. Формировать эмоциональные проявления к явлениям природы.

Оборудование: Сюжетная картинка, листы бумаги, карандаши( красный, желтый, синий, зеленый).

Ход игры: Педагог предлагает рассмотреть сюжетную картину “ЛЕТО” обращает внимание ребенка на то, что когда светит солнце, становится тепло. Солнышку рады птички, цветы, дети катаются на велосипедах, играют в песочнице, в мяч. Все люди легко одеты, ходят без зонтиков. После рассмотрения сюжетной картины, педагог предлагает нарисовать картину. Рисуя круг-солнышко, предлагая ребенку нарисовать лучики к нему. Затем рисуя травку, просит продолжить дальше. Рисуя серединки цветов (4х основных цветов) предлагает нарисовать лепестки. При этом произносит: “Свети солнышко, свети (педагог поднимает руки, вверх имитирует солнце). Вместе весело идти (топает на месте). Зеленей скорей лужок (складывает ладони перед собой). Расцветай весной цветок (раздвигает пальцы, имитируя распускание цветка). В солнечную погоду, взрослый во время прогулки, может предложить рассмотреть явления природы.

“Глазки играют”

Задачи: Продолжать знакомить: с выразительной мимикой лица, жестами; понятиями об эмоциях радости, показать их схематическое изображение. Эмоционально сблизить детей.

Оборудование: Картинки-пиктограммы (далее круг-пи), для педагога и по количеству детей, карандаши, бумага, мяч.

Ход игры: Дети и педагог сидят па ковре. Вместе с педагогом дети выполняют упражнение под стихотворение: “Глазки мы зажмурим сильно” (зажмуривание глаз). Ставиться круг-пи. “Оказалось нам не видно!” (поднимание плеч, ладони повернуты вперед). “Ты открой и улыбнись” (открывая глаза улыбнуться). Ставиться круг-пи. “А теперь и удивись!” (округлить губы, поднять брови и развести руки в разные стороны). Ставиться круг-пи. Педагог показывает, и называет мимические движения, дети повторяют. Предлагаю закрыть глаза и переставляю круги-пи. “Я буду говорить, а вы мне помогайте найти круг”. Повторяю стихотворение, дети указывают на соответствующий круг-пи. “Давайте нарисуем”.

“Грустно и весело”

Задачи: Закрепить знания об эмоциональных состояниях (радость-грусть), схематическое изображение. Формировать нравственные проявления; развивать взаимопонимания.

Оборудование: Картинки - пиктограммы (для педагога и для каждого ребенка), кукла.

Ход игры. “Смотри Вика, я прислала рисунки”. Показываю конверт с пиктограммами. “Посмотри на картинку (показываю круг-пи. - лицо мальчика). “Какое лицо у мальчика? (Грустное). Наверно его кто-то обидел: отняли машинку, не захотели с ним играть? Ему грустно. Мальчик грустит, ему не весело, он не улыбается, видишь у него лицо грустное. Жалко мальчика? Найди у себя такую картинку, как у меня, грустного ребенка. “Посмотри на эту девочку (показывает круг-пи. - лицо девочки.). Как ты думаешь, девочка грустит, или улыбается? Ей наверно купили новую куклу, позвали поиграть вместе. У девочки хорошее настроение, она улыбается, она веселая. Ты рады за девочку? Найдите у себя такую картинку, как у меня, веселого ребенка. “Кто нравится больше: радостная девочка или грустный мальчик? Мальчика мы пожалеем, а с девочкой порадуемся”. Давай нарисуем”. Рисунок 4.

III. Результативные итоги.

Результат, проведенный работы по формированию эмоциональных и нравственных проявлений у детей со сложными дефектами данной группы достаточно позитивный. У воспитанников группы все чаще стали диагностируется следующие показатели:

1. Значительную глубину и устойчивость приобрели личные эмоции.

2. Повысилось усваивание “языка” эмоций для выражения тончайших оттенков переживаний, интонаций голоса.

3. Увеличилось умение сдерживать свои бурные, резкие выражения чувств.

4. Эмоциональная реакция, проявление нравственных поступков стала максимально адекватна ситуации.

5. Появляется желание дружить с другими детьми и взрослыми, проявляя элементарные нравственные поступки в процессе взаимодействия.

6. Изменился характер детских рисунков (уверенный контур рисунка, выражение положительных эмоций через рисунок).

Целью моей педагогической деятельности на первом плане ставится: “сформировать у воспитанников со сложными дефектами умение “жить” в современной резко меняющейся социальной среде, безболезненно адаптироваться к её требованиям и правилам. И говоря образно “из куколки превратить ребенка в прекрасную бабочку”, а как это произойдет, все зависит не только от педагогической работы, но и желания “любить таких детей, какие они есть”. Опыт работы в данной группе подтверждает, что существует возможным формирование эмоциональных и нравственных проявлений у дошкольников со сложными дефектами.

Литературные источники:

1. Басилова Т.А. Как помочь малышу со сложным нарушением развития. -М.: Просвещение, 2008.

2. Выготский Л.С. “Проблемы дефектологии”. Том 5. Часть 3. Глава IX. -М: Просвещение, 1983.

3. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М., 2005.

4. Стребелева Е.А., Мишина Г.А. Игры и занятия с детьми раннего возраста, имеющими отклонения в психофизическом развитии. - М: Полиграф. сервиз, 2002.