Психологический тренинг как эффективное средство повышения родительской ответственности

Разделы: Школьная психологическая служба


В детстве закладывается основа личности человека и его судьбы. Исследования психологов показывают, что современные родители все больше нуждаются в помощи специалистов. Многие родители хотят научиться воспитывать своих детей психологически грамотнее, им нужны средства и методики, которые они могут использовать на доступном для них уровне. Одним из важных направлений содержания работы школы является повышение психолого-педагогических знаний родителей. Необходимо знакомить их с основными положениями, подходами, научить лучше чувствовать и понимать своего ребенка, открыто и честно выстраивать с ним взаимоотношения.  На наш взгляд, многие проблемы и трудности ребенка могут решаться через призму семейных отношений. Изменяя семейную ситуацию, корректируя отношение к ребенку в семье можно разрешить его проблемы. Поэтому активное взаимодействие с родителями  является одним из важнейших аспектов деятельности психологической службы в школе.

Основная цель нашей работы с семьей -  гармонизация детско-родительских отношений в формировании активной позиции родителей, вооружение их психолого-педагогическими знаниями и умениями.

Задачами в реализации данной цели являются:

- психологическое исследование взаимоотношений в семье, условий семейного воспитания и потребностей родителей;

- изменение психологической установки родителей на роль семьи в формировании личности ребенка;

- оказание своевременной психологической помощи семье;

-организация практической направленности взаимодействия участников образовательного процесса с родителями.

Взаимодействие с родителями строится в соответствии со следующими принципами: доброжелательность, уважение к родителям, обеспечение предельной конфиденциальности и эмоциональной безопасности.

При изучении семьи нас, прежде всего, интересуют общие сведения о семье, интересы родителей к делам школы, воспитательные возможности семьи, микроклимат в семье, семейные традиции.

Цель и задачи работы психологической службы с родителями связаны с насущными проблемами школы. Диагностическое обследование (анкетирование, опрос, беседа) выявляет межличностные отношения в семье, определяет уровень удовлетворенности родителей образовательными услугами школы. Консультирование способствует решению проблем, с которыми обращаются к психологу родители нашего образовательного учреждения через классных руководителей, администрацию школы. Виды консультирования - индивидуальные и семейные.

Наиболее актуальными для родителей являются следующие вопросы:

- проблемы адаптации ребенка к условиям школы младшего и среднего звена;

- проблемы поведения (агрессия, капризы, упрямство, эмоциональная нестабильность);

- тревожность, детские страхи;

- проблемы в развитии познавательных процессов у детей младшего школьного возраста (внимания, памяти, мышления т.д.);  

- внутрисемейные конфликты, проявляющиеся в подростковый период развития;

- воспитание ребенка в неполной семье;

- профессиональный выбор старшеклассника;

- наличие проблем по результатам психодиагностических обследований, мониторингов.

Родительское собрание является одной из основных форм работы психолога с семьей в информационно-просветительском направлении. Темы родительских собраний составляются с учетом запросов классных руководителей, поручений администрации школы: “Адаптация первоклассников”, “Первый раз в пятый класс”, “Как общаться с ребенком, если…”, “Этот трудный подросток”, “Как подготовиться к экзаменам?”, “Искусство быть родителем”. В помощь родителям на сайте школы представлены, разработанные психологами, рекомендации: “Как организовать родителям занятие с ребенком при подготовке к школе”, “Как помочь ребенку преодолеть тревожность”, “Антистрессовые приемы для взрослых и подростков”, “Как помочь старшекласснику подготовиться к экзаменам”, “Продукты, улучшающие память”.

Обучение родителей проходит и через психологические тренинги. Тренинг — это не лекции, это добывание ценного жизненного опыта совместно с ведущим и товарищами по группе. Тренинг — это содержательные упражнения, ролевые и психологические игры, добрые провокации, обучающая парная и групповая работа и многое другое. Способ решения своих проблем участники находят благодаря не только помощи самого психолога, но и получая поддержку от остальных членов группы. Тренинговая группа в целом обладает "терапевтическим" эффектом, поскольку каждый участник по-своему, уникально откликается на проблему другого человека, и это позволяет понять сложную ситуацию с учетом разных точек зрения. Психологические тренинги помогают смоделировать различные ситуации общения и выработать эффективную линию поведения в каждой из них. Выполняя предложенные задания, участники сеансов учатся налаживать межличностные отношения и решать проблемы любой сложности, возникающие в процессе общения. Коллективные сеансы дают возможность инсценировать жизненные ситуации, а их участникам “примерить” на себя различные поведенческие схемы.

В нашей школе тренинговые формы занятий в настоящее время приобрели актуальность, так как имеют практическую направленность в повышении компетентности родителей по воспитанию своих детей и формированию навыков позитивных детско-родительских отношений в семье.

Содержание занятий было направлено на решение следующих задач:

- дать родителям психологические знания о развитии детей в разные возрастные периоды;

- научить выстраивать конструктивное общение родителей со своими детьми;

- сформировать навыки саморегуляции у родителей в преодолении стрессовых ситуаций.

Данные задачи решались с помощью психолого-педагогических приемов: сюжетно-ролевые игры, сочинение и рисование сказок, психотехнические упражнения, дискуссии, элементы арт-терапии, рефлексия. В проведении встреч использовались также мини-лекции. Все это позволяет познакомиться с теоретическим материалом по обсуждаемой теме, отработать некоторые навыки взаимодействия на практике. Содержание занятий разрабатывалось с учетом интересов тренинговой группы, повышая мотивацию каждого участника. Каждая встреча была посвящена обсуждению актуальной темы, определению входящих в нее понятий, выявлению психологических причин возникающих проблем в детско- родительских взаимоотношениях, возможных путях их решения. Некоторые игры повторялись в течение всех встреч, способствуя созданию благоприятного психологического климата, сплочению и работоспособности группы. Опыт показал, что данный подход наиболее эффективен при планировании и проведении тренинга, поскольку позволяет последовательно и наиболее полно раскрыть тему, отработать практические навыки, полезные в решении как индивидуальных, так и семейных вопросов. Тренинг помог открыть родителям новые способы общения с ребенком, благодаря которым их дети стали бы самостоятельными личностями, уверенными в себе и уважительными к другим, также позволил им лучше понять себя и мотивы своего поведения, потренироваться в применении техник эффективного взаимодействия с ребенком, увидеть новые пути разрешения проблемных ситуаций. 

Наибольший интерес родителей вызвали занятия, направленные на формирование эффективного взаимодействия с детьми, понимание и осознание следующего: что значит быть родителем, что такое родительская любовь, что значат для нас наши дети.

По запросу родителей были разработаны и проведены занятия, в которых участвовали и родители, и их дети. Такие занятия способствуют созданию атмосферы внутрисемейного доверия, развитию эмпатии, коммуникативных способностей, укреплению семейных уз. Интерес и эмоциональный отклик вызвали такие упражнения как совместное рисование: “Герб семьи”, “Семейная драгоценность”; сочинение сказок: “Счастливая семья”, “Волшебные приключения”; создание мини-проектов: “Семейные увлечения”, “Дружная семья”.

Во время обратной связи все участники тренинговых занятий отметили их актуальность, практическую помощь в приобретении необходимого опыта, для повышения родительской ответственности: были выявлены общие проблемы детско-родительских отношений, пути их решения; надо больше уделять внимание в семье, так как каждый ребёнок со всеми положительными и отрицательными качествами, личность; практические занятия помогают повысить родительскую мотивацию в улучшении взаимодействия со своими детьми, помогли осознать ответственность и найти ответы на волнующие вопросы.

Таким образом, через различные направления и формы работы психологической службы осуществляется эффективное взаимодействие всех участников образовательного процесса с родителями детей, обучающихся в нашей школе.

Список литературы

1. Гиппенрейтер Ю. “Общаться с ребёнком. Как?”. – Издательство: “АСТ”, “Астрель”, 2010.

2. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Шпаргалка для взрослых: Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми. -- М., 2000.

3. Родительские собрания с психологом. 1-11классы. / О.К. Симонова. – М.: Планета, 2011.

4. Хухлаева О.В. В каждом ребенке- солнце? Родителям о детской психологии. – М.: Генезис, 2009.

5. Целуйко В.М. Вы и ваши дети. Психология семьи. – Ростов н/Д: “Феникс”, 2004.