Программное содержание.
1. Уточнить представление детей о знакомых им комнатных растений (бальзамин, фикус, колеус). Различать листья, стебли, цветы. Знать, что корни в земле.
2. Познакомить с новым растением – герань, объяснить название растения.
3. Познакомить детей со способом ухода растений (поливом). Учить уметь замечать изменение в развитии знакомых растений.
4. Формировать бережное, заботливое отношение к растениям.
Материал.
Демонстрационный: цветы в кашпо, иллюстрации с изображением комнатных растений (герань разных цветов), лейка, схема цветка.
Раздаточный: медальоны с изображением разноцветных бабочек (для детей).
Методы и приемы для непосредственной образовательной деятельности:
- подгрупповая деятельность;
- индивидуальная работа;
- моделирование;
- решение задач, направленных на развитие мышления;
- поисковая деятельность;
- методы стимулирования сознательности, ответственности;
- познавательные игры, дискуссии, неожиданность, занимательность;
- методы стимулирования мотивов интереса;
- убеждения, приучения, упражнения, поощрения.
Ход урока
1 этап - организационный
Педагогическая цель: мотивирование детей на игровую деятельность.
Детская цель: принятие участие в игровой деятельности, для того, чтобы узнать много нового.
Данную непосредственно образовательную деятельность я начну с ритуала приветствия “Здравствуй, друг!”, использование этого приема позволит мне создать в группе благоприятный морально-психологический настрой на предстоящую совместную деятельность. Цель педагогического приема – воспитание доброжелательных отношений друг к другу, создание ситуации сплоченности группы детей и педагога. Итогом проведения ритуала приветствия является создание замкнутого круга, что символизирует готовность к совместному выполнению предстоящей работы. Сегодня я предлагаю поиграть с нашими растениями, где мы познакомимся с новым растением, которое будет “жить” в нашей группе. Предлагаю подойти к “живущим” в группе растениям. На фикусе сидит бабочка. Обращаю внимание, что к нам прилетела бабочка-красавица. (Зачем она к нам прилетела? Как называется этот цветок? Где находятся корни у цветка? Какой формы литья? Какой формы листья фикуса? Какого цвета листья? Почему-то бабочке неуютно на этом цветке? (У этого растения нет цветов, оно не цветет))
2 этап с опорой на личный опыт детей (опрос детей)
Педагогическая цель: активизация личного опыта детей, их знания о строении комнатных растениях, уточнение знание каждого ребёнка.
Детская цель: формирования навыка называть части растений (стебель, листья, корни) и их форму.
Бабочка перелетает на другой цветок (бальзамин). Восхищается им и хочет узнать название этого цветка и отнести “фотографию” его своим друзьям. Создаем схематическое изображение этого цветка (выбираем листочки, стебель, цветочки, корень). Бабочка выражает благодарность детям. Обращаю внимание детей, что у бальзамина цветочки, очень красивые, яркие похожи на огонёк, поэтому в народе этот цветок называют “огонёк”. И растение называется цветущим. Бабочка перелетает на другое растение (колеус). Чем отличается бальзамин от колеуса? (Формой и цветом листьев)
3 этап – основной (изучение нового)
Педагогическая цель: ознакомление с новым растением, поддержание познавательной активности, воспитание любви к живой природе, знакомство со способами ухода за комнатными растениями.
Детская цель: знакомство с новым растением и формирование умения поливать цветы.
Бабочка спряталась, ищем бабочку и находим на новых растениях (герани, цветы которых белого, розового и красного цвета).
На окне в такую рань
Распустилась герань
Круглые листочки
Пышные цветочки
Даже очень хороши
Так решили малыши.
Может быть кто-нибудь знает как называется это растение? (Герань). Рассказываю о герани (герань с греческого “geranion” - журавль. Форма цветка чем-то напоминает клюв аиста или журавля. Народ придумал ещё названия: орлинная лапка, голубинный цвет, придорожная иголка, пеларгония. Существует красивая легенда о происхождении цветка: "Во время перелета один из журавлей выбился из сил, отбился от стаи и упал среди пустынного поля. Шел холодный, промозглый дождь, у птицы окоченели все члены, но внезапно дождь прекратился и полетел пушистый белый снег, которых заботливо укрыл журавля своим пухом. Из глаз умирающей птицы благодарно выкатилась слезинка, которая как зернышко сохранилась до весны. А весной из этой слезинки выросло прекрасное растение, цветы его напоминали лазоревое небо, куда так стремился и о котором так тосковал журавль. Поэтому это растение и назвали геранью...").
Рассматриваем листья (форма, цвет), стебель, цветы. Отличие одного сорта герани от другого.
Бабочка радуется красивым цветам. Что-то случилось, но бабочка не хочет садиться на другой цветок. Почему? (Завял) Почему он завял? (Его не поливали, определяем экспериментальным путем).
Показываю, как правильно полить цветок: я возьму лейку, налью в неё воды, вода должна быть прохладной, лейку держат так, чтобы носик касался края горшка, поливать надо землю осторожно, не лить воду на листья и стебли. Дети поливают другие цветки.
4этап – закрепление знаний
Педагогическая цель: развитие умения соотносить с сенсорным эталоном.
Детская цель: формирование умения называть растения и различать цвета и цветовые оттенки.
Бабочка предлагает поиграть с детьми.
Дети превращаются в бабочек (на грудь повесить бабочек разного цвета). В горшочках растёт разноцветная герань. Игра называется “ Раз, два, три цветок найди”. Дидактическая задача: найти по сходству цветок.
Игровые действия: поиск похожего цветка по цвету.
Правило: показывать узнанное растение можно только по сигналу воспитателя, выслушав его описания.
Ход игры: Воспитатель описывает цветок, а дети должны найти этот цветок (какого цвета бабочка и цветок должен быть такого же цвета).
Материал: Карточки с изображением герани разных расцветок, бабочки разных цветов.
5 этап - заключительный, мотивирующий на дальнейшее познание
Педагогическая цель: создание условий для обобщения и закрепления полученной информации.
Детская цель: при поддержки взрослых, формулирование и обоснование результатов своей деятельности.
Бабочка благодарит ребят, забирает “фотографию цветка” и улетает к себе домой. Вот и закончилась наша сегодняшняя игра, где мы познакомились с новым комнатным растением, которое будет “жить” теперь в нашей группе, научились, как ухаживать за растениями, чтобы они не погибли.
Для рефлексии и уточнения уровня усвоения детьми материала мини-тренинг “Обсуждение в кругу” в ходе, попрошу каждого ребенка высказать свое мнение о том, что узнали нового, а что уже знали, что понравилось, что вызывало затруднение.
Список литературы
1. Программа “Развитие” Л.А. Венгер, О.М. Дьяченко, Москва. 2000 г.
2. Библия комнатных растений Берёзкина И.В. Москва, Эксмо, 2008 г.
3. Иллюстрированная энциклопедия комнатных растений. Москва, Эксмо, 2010 г.