Тип урока: интегрированный, нестандартный.
Цель: проверить умения распознавать «части речи», определять их род и число, умения работы за компьютерами в разных программах.
Технологии: программы Microsoft Office Word 2007, Microsoft Office Power Point 2007, Microsoft Office Excel.
Оборудование. Компьютер персональный, индивидуальные карточки.
ХОД УРОКА
Организационный момент
Учитель. Всем, всем, добрый день! Ребята, сегодня я шла в школу с отличным настроением. Как вы думаете, почему?
Дети.
На улице наступила осень.
– Сочно красно-жёлтые краски сопровождают нас до
школы.
– Что-то интересное ждёт нас впереди.
Учащиеся формулируют собственное мнение и позицию, проявляют интерес к новому (коммуникативные и личностные УУД).
Учитель. Да, всё, что вы сказали верно. А ещё
у меня такое приподнятое настроение от ожидания
интересной, плодотворной с вами работы на нашем
уроке русского языка. Каждый из вас сидит за
компьютером, поэтому необходимо повторить
правила работы за компьютером, так как вы
откроете презентацию и будете путешествовать по
ней, выполняя интересные задания.
Дети. Вслух озвучивают правила работы на
компьютере.
Постановка проблемы, её решение (выполнение заданий)
Учитель. Ребята, откройте презентацию.
Чтобы узнать, что вас ждёт дальше, нажмите в
правом углу конверт и выполните задание.
Внимательно вчитайтесь в задание и выполните
его. (2 слайд в презентации).
Учитель. Что общего в этих понятиях?
Дети. Это части речи.
Учитель. Вот и сформулировали тему урока. Что
вы видите в правом нижнем углу слайда?
Дети. Туфельку.
Учитель. Нажмите на туфельку и выполните задание.
Найдите и превратите существительное в
собственное имя героя сказки. (3 слайд).
Дети. Это сказка «Золушка». Значит, мы будем
путешествовать по сказке.
Учащиеся осуществляют поиск нужной информации (познавательные УУД).
Актуализация умений
Учитель. Ребята, кто из вас расскажет
содержание сказки, которое поможет нам выполнять
задания по данной сказке.
Дети. Рассказывает один из учеников.
Учитель. Перед вами сама Золушка. Нажмите на
туфельку и увидите задание для первого
превращения (4слайд).
Дети. Нужно выбрать глагол превратить.
Учитель. Почему вы так решили? (5слайд)
Дети. Мы знаем это по содержанию сказки.
Карета превратилась в тыкву.
Учитель. А что должно дальше произойти?
Догадались?
Дети. По содержанию сказки мыши должны
превратиться в коней.
Учитель. Для того, чтобы ваше желание и
Золушки сбылось, вы должны выполнить задание.
Нажмите конверт в правом углу двойным нажатием
мыши, прочтите внимательно задание и приступите
к его выполнению. (6 слайд)
Учитель. Что необходимо уметь, для верного
выполнения задания?
Дети. Верно определить числа частей речи.
Учитель. В этом задании каждый из вас узнает
свои способности и «Золушка» выставит вам
отметки индивидуально.
Физкультминутка.
Дети встают. Называю имена существительные из сказки, ребята хлопают в ладоши, прилагательные – приседают, глаголы – делают хлопки над головой. По мере называния на доске появляются слова: тыква, карета, поселились, приглашение, обрадовались, тяжёлая, грязная, волшебница, башмачок, зола, Золушка.
Учащиеся планируют свои действия, устанавливают аналогии (познавательные, регулятивные УУД).
Использование материала в выполнении заданий в презентации.
Учитель. Ребята, Золушка не терпит
отправиться на бал. Вы должны ей помочь.
Продолжение следует. Кто может продолжить
дальнейшие действия?
Дети. Чтобы крыса превратилась в кучера,
нужно выполнить задание, которое откроется в
правом углу.
Учитель. Да, откройте, прочитайте. Определите
род частей речи. Будьте внимательны, а иначе
Золушка снизит за неверные ответы балы. (7 слайд)
Дети. Мужской, женский, мужской.
Учитель. Всё ли готово к поездке на бал?
Дети. Карета, кучер, кони, а Золушка не
нарядная.
Учитель. В следующем слайде вас ждёт задание.
Вы должны выбрать прилагательное,
соответствующее наряду Золушки. А если выберете
неверно, то ей придется остаться в замке. (8 слайд).
Дети. Платье должно быть бальное.
Учитель. Пока Золушка будет до полуночи на
балу, вам, ребята, она оставила работу, которую
необходимо выполнить в тетрадях.
Работа по карточкам, в тетрадях
Учитель. Золушка, вам предлагает выполнить
карточки в тетрадях, в которых вы напишите число,
классная работа, пропишите элементы букв, затем,
прочитав задание к своей карточке, выполните.
Задание: спишите текст из сказки, расставьте
знаки препинания, надпишите над словами
правильно части речи. Слово вздорные разобрать
по составу.
Жил-был один человек жена его умерла и остался он
с дочерью – милой и доброй девушкой вскоре он
женился второй раз на очень сварливой и злой
женщине у которой были две вздорные дочери они
поселились в красивых светлых комнатах
бездельничали и долго спали.
Дети. Справились с заданием.
Учитель. Проведите взаимопроверку с рядом
сидящим соседом.
Ребята, вы заработались так, как Золушка
позабылась на бале. И вдруг часы пробили полночь
и, что произошло дальше, расскажите вы.
Дети. Золушка потеряла туфельку, а нашёл её
надо узнать кто?
Учитель. Найдёте прилагательное в
предложение и узнаете, кто нашёл туфельку
Золушки. (слайд 9)
Дети. Злая, добрая.
Учитель Кто же нашёл туфельку?
Дети. Принц, как мы и предполагали.
Ребята высказывают предположения, владеют монологической и диалогической формами речи(коммуникативные и личностные УУД).
Рефлексия деятельности
Учитель. Какое у вас в конце урока
настроение? Солнышко – радостное. Туча –
грустное, выберите и нажмите, какое считаете
нужным.
Дети. Настроение весёлое, так как счастливое
завершение сказки.
Учитель. Помогли вы, ребята, исполнению
желаний Золушки и как? Каждый из вас получил три
отметки за задания, где надо определить средний
бал.
Дети. Мы выполняли все задания, в которых
применили все умения, приобретённые и на уроках
русского языка и на уроках литературного чтения.
Понравилось работать, потому, что урок
нестандартный, в форме сказки. Каждый из нас сдал
зачёт по частям речи, повторили и применили
умения работы за компьютером.
Учитель. Ребята, получите девочки эмблемы с
Золушкой (на балу), мальчика принца.
Домашнее задание
Учитель. (Задание дифференцированное).
Получаете карточку, в которой выполняете по
сказке «Золушка» каждый индивидуально.
– На этой радостной ноте заканчивается
урок-сказка. Спасибо, ребята за урок!!!
Учащиеся ориентированы на понимание причин
успехов в учёбе, на интерес к материалу, который
нужно выполнять на компьютере, формулируют
собственное мнение и позицию.(ИКТ,
коммуникативные, познавательные и личностные
УУД).
Список используемой литературы:
- А.Г. Асмолов. Пособие для учителей «Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли» М.2008.
- Л.М. Зеленина, Т.Е. Хохлова. «Русский язык.2 класс». М. Просвещение 2009.
- С.В. Кутявина. Пособие по русскому языку к учебному комплекту Л.М. Зелениной, Т.Е.Хохловой. М.Просвещение 2009.
- А.Л. Семёнов, Т.А. Рудченко. Информатика. Учебник для 5кл. 7кл. М. 2009.