Формирование государственности у восточных славян. Рождение Киевской Руси

Разделы: История и обществознание


Стоя между Востоком и Западом, Россия должна совмещать Историю всего земного шара.

П.Я.Чаадаев

Тип урока: нового материала.

Форма: урок-практикум.

Цель: формирование общенациональных и общечеловеческих  ценностных ориентиров и убеждений учащихся.

Задачи:

1. Создать условия для дальнейшего развития ценностно-смысловой, коммуникативной,  общекультурной компетенции учащихся  через их знакомство с историей и особенностями становления и развития российской государственности и культуры, а также  факторами, повлиявшими на формирование  российской цивилизации   и ее место в мировом историческом процессе.
2. Способствовать формированию регулятивных, познавательных и коммуникативных УУД: определять и формулировать цель деятельности, давать определение ключевым понятиям темы,; владеть приемами осмысленного чтения, высказывать свою точку зрения; преобразовывать информацию в слайдовые презентации, в таблицу, предъявлять презентационные навыки, владеть письменной и устной речью, на основе представления о тексте как продукте  речевой (коммуникативной) деятельности, эффективно работать в паре.
3. Воспитывать чувство уважения и гордости за свою Родину, российский народ, чувство сопричастности к отечественной культуре и истории,  осознание своей этнической и национальной принадлежности.

Методические методы и приемы: частично-поисковый, метод «Корзина идей», метод самостоятельной работы учащихся – работа с текстами  различного содержания, словесный – эвристическая беседа, прием  использования межпредметных связей.

Видыучебной деятельности учащихся: использование мультимедийных образовательных ресурсов (презентации уч-ся), элементы интегрирования предметов (литература, МХК), индивидуальные выступления учащихся, участие в обсуждении, индивидуальная самостоятельная работа  и работа в парах.

Межпредметные связи: МХК, обществознание.

Время: 2 часа

Материально-техническое обеспечение урока:

  • Рабочие листы с текстами.
  • Н.П. Строков. Серия таблиц «Цивилизационные альтернативы в истории России» – М.:«СПЕКТР».
  • Атласы по истории России.
  • Презентация.
  • Компьютер.
  • Мультимедийный проектор.

Примечание. Данный бинарный урок уместно провести после предварительной подготовительной работы:

  • Отбор  необходимой информации (исторические источники, литературно-художественные тексты, иллюстративный материал, Интернет-ресурсы и пр.).
  • Работа с информационным листом
  • Составление небольших презентаций :  «Восточные славяне в догосударственный период», «Архитектура и живопись», «Литература и письменность», «Двоеверие на Руси».

Информационный лист  для учащихся:

1. Повторить материал:

  • Учебник истории  В.В. Артемов, Ю.Н.Лубченков §1, 2, 3-5.
  • Учебник истории А.Н. Сахаров, В.И. Буганов §5-8, 9-11, 13, 17, 18.
  • Курс лекций по обществознанию.  Лекция «Многовариантность общественного развития».

2. Повторить понятия:

  • Цивилизация
  • Теории цивилизаций
  • Цивилизационный подход к изучению истории
  • цивилизационный выбор
  • этнос
  • этногенез
  • космополитизм
  • двоеверие
  • колонизация
  • Язычество

3. Повторить даты: 862, 988, 1054,1240, 1242,  1238-1380.
4. Повторить имена: О. Шпенглер («Закат Европы»), Н.Я. Данилевский («Россия и Европа»), А. Тойнби («Постижение истории»),  Л. Морган («Древнее общество»), Д.Белл  и Э. Тоффлер.

Конструктор урока:

I. Вводная часть урока:

1. Актуализация знаний – вводная  беседа.
2. Организационная часть:

  • Формулирование цели и задач урока
  • составление  глоссария урока

II. Основная часть: самостоятельная индивидуальная работа, работа в парах, фронтальная работа
III. Заключительный этап. Подведение итогов обсуждения, оценивание, домашнее задание.

Ход:

I. Вступительное слово учителя

– Обратите внимание на тему нашего урока.
– Как вы думаете, какова цель и задачи  нашего занятия?
Учащиеся высказывают свои точки зрения. Метод «Корзина идей». Формулируется цель и задачи урока.

Учитель: В курсе обществознания вы знакомились  с понятием "цивилизация", ее видами и теориями. Вспомните, что вы знаете о цивилизациях вообще и о российской конкретно?

Варианты ответа:

ЦИВИЛИЗАЦИЯ – понятие многозначное. Его значение трактуется по-разному. Все зависит от угла зрения.
а) синоним культуры;
б) уровень, ступень общественного развития материальной и духовной культуры (античная, современная);
в) ступень общественного развития, следующая за варварством;
г) в некоторых теориях эпоха деградации  и упадка в противовес целостности, органичности культуры.
Известны теории цивилизаций О. Шпенглера («Закат Европы»), Н.Я. Данилевского («Россия и Европа»), А. Тойнби («Постижение истории»),  Л. Моргана («Древнее общество»), Дэниела Белла и Элвина Тоффлера и др. Одной из распространенных теорий является теория локальных цивилизаций, которая делит цивилизации на Западные и Восточные. Но кроме деления цивилизаций на Западные и Восточные в настоящее время в российской философии признано разделение локальных цивилизаций, предложенное историком Ю. Кобищановым, на первичные, вторичные и периферийные. Первичные возникли как результат имманентного (внутреннего) цивилизационного синтеза. Они возникли на "голом" месте. Они сверхустойчивы, но архаичны по природе и не способны к развитию. Их роль заключается в "переброске" человечества из предыстории в историю (китайская, индийская, египетская, шумерская и др.) Вторичные возникли на месте ушедших цивилизаций. Они впитывают то, что дала первичная (архитектуру, систему хозяйственных связей, социальную культуру и т.д.), они впитывают их "соки" (европейская, исламская, эллинская). Периферийные складываются на окраине мировой цивилизации. Они испытывают влияние развитых цивилизаций (монгольская, Латинской Америки в ХIХ в). До сих пор нет единства в вопросе о том, какой является Российская цивилизация.

Учитель: Что мы называем цивилизационным выбором? При решении каких проблем, по вашему мнению, Россия стояла перед таким выбором?

Варианты ответа: Цивилизационный выбор или цивилизационные альтернативы  – небольшие по длительности фазы смены вектора движения,   поворотные по своим последствиям события, меняющие ход развития целого народа и государства. Было их несколько, причем, исследователи называют  разные количество, но сходятся в  основных:

  1. Призвание варягов на Русь, IX век
  2. Крещение Руси,Xв.
  3. Раскол христианской церкви, XIв.
  4. Внешнеполитическая экспансия с Востока и Запада, XIIIв.
  5. Модернизация Петра I, XVIIIв.
  6. Либеральные реформа Александра II, XIXв.
  7. События февраля и октябрь 1917 года
  8. «Перестройка» в России конца  ХХ века
  9. Интеграция РФ в мировое сообщество XXIв.

Учитель: Какие из этих альтернатив будут интересовать нас сегодня? (первые четыре)
Древнерусский период становления и развития отечественной государственности и культуры является начальным, основополагающим и самым длительным этапом исторического бытия нашего народа. Он длился примерно с VIII века н.э. по конец XVII века, что составляет около тысячи лет, причем начало его может быть отодвинуто на одно-два столетия назад, оно трудно определимо. Дореволюционные историки выделяли три основных периода в развитии страны и ее культуры. Первоначальный называли Киевским по наименованию столицы восточного славянства, второй – Московским, связанный со становлением Российского централизованного государства, и третий – Петербургским, начиная с реформ Петра Великого и до революции 1917 г.

Наша задача – разобраться  с особенностями становления и развития российской государственности и культуры, а также  факторами, повлиявшими на формирование  российской цивилизации.

II. Практикум.

Задание 1. Используя карты атласа и дополнительный материал (Приложение 1), докажите, что  еще в догосударственный период на  Руси    существовал межкультурный обмен с другими этносами.

Выводы:

1. Норманны, проложившие речной путь «из варяг в греки» от Балтийского до Черного моря, называли Древнюю Русь «Гардарикой», страной городов. Старейшим градом был Киев, основанный на берегах Днепра более полутора тысяч лет назад. Немного моложе его были Чернигов, Смоленск, Новгород, Ладога, Углич и другие древнерусские города. Эти данные свидетельствуют о том, что еще в догосударственный, дохристианский период на Руси существовала не только сельская, аграрная культура, но и городская, которая была связана торговыми и межкультурными отношениями со странами Балтийского региона, с Византией, Балканами, степными кочевыми народами юга нынешней Украины и Северного Кавказа. Об этом свидетельствуют археологические данные, письменные источники, устные предания. Таким образом, история межкультурного обмена начинается с самой ранней истории Руси.

2. История возникновения древнерусского народа (Этногенез (от греч. ethnos — племя, народ и ...генез), процесс сложения этнической общности на базе различных этнических компонентов ), происходил не только на основе восточнославянского субстрата, но и с участием финно-угорского, балтского, тюркского, норманнского, сарматского и иных компонентов, что отразилось в мифологии, языке, топонимике ранней Руси. На обширном пространстве Восточной Европы от южных степей до северных лесов жило много племен и этносов, которые, общаясь между собой, заложили основу внутреннего диалога в рамках будущего государства, а потом после его создания и христианизации Руси вышли на уровень внешнего диалога с соседними странами и народами.

3. 862 год – время призвания князя Рюрика в Новгород, с которого начинается государственный период отечественной истории и усиливается воздействие норманнского фактора.
В ходе ответов учащиеся демонстрируют свои домашние презентации.

Задание 2. Проанализируйте документы (Приложение 2) и ответьте на вопросы к ним.

Выводы:

988 год – начало массовой христианизации Руси при великом князе Владимире и активного влияния византийской культуры.
Древняя Русь, равно как новая Россия, находилась на стыке Европы и Азии, Севера и Юга, понимаемом не в географическом, а культурно-типологическом смысле. Важнейшим цивилизационным вектором в отечественной истории на раннем этапе был южный, связанный с воздействием эллинской культуры через города-полисы Причерноморья и Приазовья, а затем с широким и массированным воздействием Византии потому, что именно оттуда пришла православная вера, и были заимствованы высокие достижения греческой цивилизации

Традиционное язычество и привнесенное христианство образовали то, что принято называть «двоеверием», сложным соединением двух разных типов мировоззрения и культуры. Язычество осталось на уровне бытовых привычек, народного фольклора, архаических верований, а христианство способствовало развитию высокой духовной культуры, храмового зодчества, книжности, изобразительного искусства. Язычество носило этноцентричный, то есть традиционно народный, фиксирующий прошлый опыт, характер, а христианство было космополитично, интернационально, оно стояло над этническими различиями и формировало культуру европейского и мирового уровня. В этом состоит его великая заслуга.
В ходе ответов учащиеся демонстрируют свои домашние презентации.

Задание 3. Проанализируйте документы (Приложение 3) и ответьте на вопросы к ним.

Выводы: Монгольское нашествие, в ходе которого погибло много людей и памятников культуры, имело не только негативные последствия. Сопротивляясь Золотой Орде, подчинив ее остатки в виде Казанского, Астраханского, Сибирского ханств, Россия двинулась на Восток вплоть до Тихого океана и стала в результате этого великой евразийской державой, оставаясь до сего дня самой большой в мире по территории и обладающей огромными природными ресурсами.
Древняя Русь, а потом Россия, вошла в соприкосновение с великими цивилизациями Востока, откуда были заимствованы многие дары материальной культуры – чай, фарфор, хлопок, шелк, порох. В русский язык попали и стали давно привычными слова «богатырь», «базар», «ямщик», «деньга», «ярлык» и многие другие. Немало российских дворян имели восточное происхождение в лице Юсуповых, Шереметьевых, Годуновых и других знатных фамилий. Немало таковых и среди видных деятелей культуры, достаточно вспомнить Тургенева, Булгакова, Рахманинова.

III. Заключительное слово учителя:

В России как нигде более произошло соединение, смешение, взаимовлияние множества культур, этносов, традиций. Одаренность, присущая нашему народу, связана в значительной степени с широким генетическим кодом, который плодотворно проявил себя в потомстве от смешанных браков.
Коренное население присоединяемых территорий не испытывало культурно-национального гнета, оно не ассимилировалось, как это было при создании других империй, а имело возможности для сохранения своих традиций. На этой же основе в нашей стране сложилось взаимоуважительное отношение к представителям разных вер, культур, обычаев. И это не декларируемая ныне толерантность, а давний способ взаимного сосуществования многих народов, входящих ныне в состав Российской Федерации.

Выставление оценок

Домашнее задание. «Может ли кто-нибудь заимствовать чужую цивилизацию частично, не рискуя быть постепенно втянутым в ее принятие целиком и полностью?» – писал английский философ А. Тойнби. Как вы ответите на этот вопрос?

Список используемой литературы:

1. Вернадский Г.В. Монгольское иго в русской истории.
2. Гумилев Л.Н. От Руси к России: очерки этнической истории. М., с. 123-127.
3. Гумилев Л.Н. Древняя Русь и Великая степь.
4. Данилевский И.Н. Русские земли глазами современников и потомков (XII-XIVвв.). Курс лекций. М., 2001. С.217-220.
5. Ионов И.Н. Россия и мировая цивилизация. //Отечественная история. –1992.– № 4.
6. Российская цивилизация IX – начало XX в.: Учеб. для 10-11 кл.–М.: Просвещение, 2009.
7. Н.П. Строков. «Цивилизационные альтернативы в истории России». Методич. рекомендации к таблицам по истории. – М.:ЗАО «Интерсигнал СП».
8. Степанянц М.Т. и др. Программа учебного курса «Диалог культур» для 9-10 классов негосударственных  общеобразовательных учреждений ОАО «РЖД».– Москва. 2013г.– с.144-151.

Интернет-ресурсы:

http://istorik.3dn.ru/publ/lekcii_po_istorii_rossii/istorija_rossii_lebedev_v_eh/civilizacionnyj_vybor_rusi/2-1-0-10