Цель урока: продолжить формирование целостного представления о материке Евразия, как о едином крупном природном комплексе
Задачи урока.
Образовательные:
Сформировать представление об общих особенностях внутренних вод Евразии, познакомить с крупными реками и озёрами, другими видами внутренних вод материка.
Развивающие:
Развивать умение выявлять зависимости одних компонентов природы от других, устанавливать причинно-следственные связи, развивать логическое мышление.
Воспитательные:
продолжить формирование экологической культуры у учащихся, формирование понимания рационального и нерационального природопользования, умения соблюдать меры безопасности в случае природных стихийных явлений.
Оборудование:
1) География материков и океанов.7 класс: учебник/ В.А.Коринская;
2) Физическая, климатическая карты Евразии;
3) Карты атласа, контурные карты материка;
4) Компьютер, проектор;
5) Презентация к уроку “Внутренние воды Евразии”;
6) Раздаточный материал с климатическими диаграммами. (Приложение 1)
Подготовительный этап: заранее учащиеся получают задание подготовить сообщения о реках Евразии
Ход урока
1. Организационный момент
Учитель сообщает тему урока и его цели (Слайд №1. Презентация)
2. Проверка домашнего задания
- В каких климатических поясах находится Евразия?
(Учащийся показывает на настенной карте)
- На партах лежит раздаточный материал, здесь представлены две климатограммы климатических поясов Евразии, точно такие же климатограммы мы видим поочерёдно на экране
(Слайды №1, 2)
- Какому климатическому поясу соответствует каждая климатограмма?
(Учащиеся анализируют и приходят к выводу, что это арктический и тропический пояса)
- Что общего в климатограммах? (Слайд №3)
(Мало осадков)
- Почему в этих климатических поясах выпадает мало осадков?
(Высокое давление и нисходящие токи воздуха)
- Какой климатический пояс занимает в Евразии наибольшую площадь? (Умеренный)
- В связи с большой протяженностью с запада на восток в нём выделяют четыре типа климата. Назовите их и покажите на карте.
(Учащийся показывает на настенной карте)
- На экране представлена диаграмма осадков одного из типов климата умеренного пояса.
(Слайд №5)
- Вы её также видите в раздаточном материале. Какому типу климата она соответствует?
(Муссонному, так как максимум осадков приходится на летний период, а в зимний период выпадает минимум осадков)
3. Актуализация опорных знаний
- Какие воды относятся к внутренним водам или водам суши?
(Учащиеся перечисляют) (Слайд №6)
- Ребята, сейчас на экране поочередно будут появляться характеристики одного и того же географического объекта. Постарайтесь определить его по минимуму характеристик.
(Слайды № 7-12)
(Учащиеся определяют, что это ледник) (Слайд №13)
- Назовите виды ледников. (Горные и покровные)
4. Формирование новых знаний, умений, навыков
1) Ледники
- По физической карте атласа определите, в каких горах Евразии формируются горные ледники?
(Один учащийся показывает на настенной карте Гималаи, Тянь-Шань, Тибет, Кавказ)
- Где формируются покровные ледники?
(На островах Северного Ледовитого океана)
- Какие ледники играют большую роль для человека?
(Учащиеся рассуждают и приходят к выводу, что горные ледники, так как дают начало рекам)
2) Реки
- А теперь мы более подробно поговорим о реках Евразии. Какие океаны омывают
Евразию?
(Учащиеся перечисляют все океаны)
- Ребята, реки, текущие по территории Евразии, относятся к бассейнам всех четырёх океанов. И начнём мы их изучение с бассейна Северного Ледовитого океана.
Реки бассейна Северного Ледовитого океана . (Слайд №14)
Учитель даёт краткую характеристику этим рекам и говорит о том, что более подробно мы их будем изучать при изучении курса “Географии России”
Реки бассейна Тихого океан (Слайд №15)
- Самая длинная река Евразии – Янцзы. В переводе с китайского означает “сын океана”. Где она начинается? Куда впадает? В каком направлении течёт?
(Учащиеся отвечают с места)
- Предлагается послушать небольшое сообщение о реке Хуанхэ
Сообщение о реке Хуанхэ
Река Хуанхэ начинается в Восточном Тибете. Её истоки открыл 20 мая 1884 г. Н.М.Пржевальский. Хуанхэ – вторая по величине река Китая, но крупные суда по ней не ходят. Причина этого – мелководье. Вода в реке мутная, жёлтая от взмученного ила. В нижнем течении реки ил оседает и дно Хуанхэ постепенно повышается. (Как же быть?) С давних пор вдоль берегов реки строили дамбы и плотины, которые удерживают воду в русле. Получается так, что река течёт выше окружающей её местности на отдельных участках до 10 метров.
- Назовите ещё одну реку, относящуюся к бассейну Тихого океана. (Меконг)
- Какое питание получают реки? Почему?
(Учитель уточняет, что дождевое питание преобладает)
- Посмотрите на рисунок 96 стр.244.вашего учебника. Анализируем схему уровня воды в реке Меконг. Когда уровень воды в реке максимальный? Почему?
(Летом в сезон муссонных дождей и таяния ледников)
Если дети затрудняются ответить, нужно вспомнить в каком типе климата протекает эта река.
Реки бассейна Индийского океана
Учитель называет эти реки, показывает на карте и даёт краткую характеристику. Затем слушается сообщение о реке Ганг (Слайды №16-19)
Сообщение о реке Ганг
Ганг берёт начало в Западных Гималаях от таяния ледников. На пути река принимает много притоков и становится полноводной. В нижнем течении Ганг сливается с Брахмапутрой и распадается на множество рукавов. Болотистые острова его дельты поросли непроходимыми джунглями. Ганг с давних времён является центром индийской цивилизации. Сейчас в её бассейне проживает более полумиллиона человек. Ганг – священная река для индийцев. В её водах совершаются омовения. Верующие спускаются к Гангу, чтобы искупаться в его водах, очиститься от грехов и защитить себя от напастей.
По последнему слайду идёт обсуждение наводнений на Ганге, их причин и последствий, мерах безопасности.
Реки бассейна Атлантического океана
Учащиеся заслушивают сообщение о реке Дунай (Слайды № 20-22)
Сообщение о реке Дунай
Дунай в Европе по длине (2850 км) уступает только Волге. Река судоходна почти на всем протяжении и имеет большое значение как международный путь, так как протекает по территории многих стран Европы.
Прорываясь между Балканами и Карпатами, Дунай образует узкое ущелье, так называемые Железные ворота. Зажатый горами, Дунай превращается в бурлящий поток и несется с бешеной скоростью.
Вырываясь из железных ворот, Дунай широко разливается и становится спокойной равнинной рекой. При впадении в Черное море он образует большую дельту.
При закреплении домашнего задания одному из учащихся можно предложить задание: определить, по территории каких стран протекает река Дунай. Сейчас он может выйти к доске и показать на карте эти страны.
- Другая крупная река Европы, несущая свои воды в Северное море Атлантического океана - Рейн. Рейн начинается в средней части Альп, в Швейцарии от таяния ледников. Выйдя на равнину, Рейн становится судоходным. Летом уровень воды в нем повышается. Почему?
(Таяние ледников)
- Рейн – река древних замков и легенд. Один из учеников читает стихотворение Г.Гейне “Лореляй” (Слайды 23-26)
Лореляй
Не знаю, что стало со мною,
Печалью душа смущена.
И всё не даёт мне покоя
Старинная сказка одна.
Прохладен воздух темнеет,
И Рейн уснул во мгле.
Последним лучом пламенеет
Закат на прибрежной скале.
Там девушка, песнь напевая,
Сидит на вершине крутой.
Одежда на ней золотая
И гребень в руках золотой.
И кос её золото вьётся,
И чешет их гребнем она,
И песня печальная льётся
Неведомой силы полна.
Реки бассейна внутреннего стока
- Ребята, в бассейне какой реки мы с вами живём? (Нерской)
- В какую реку впадает Нерская? (Москву)
- А река Москва? (В Волгу)
- А Волга? (В Каспийское море)
- Значит, мы живём в бассейне Каспийского моря. Но, что мы знаем об этом море? (Озеро, не связанное с мировым океаном)
Делаем вывод, что на материке Евразия существует бассейн внутреннего стока.
Учитель знакомит детей с крупными реками этого бассейна: Сыр-Дарья и Аму-Дарья.
Обращает внимание учащихся на то, что многие реки Центральной Азии пересыхающие. Учащиеся находят их на карте атласа.
Затем обсуждается хозяйственное использование рек. (Слайд №27)
Учитель обсуждает с учащимися, что означают понятия рационального и нерационального природопользования. Учащиеся приводят примеры.
На примере Аральского моря обсуждается проблема рационального и нерационального природопользования. Строительство Каракумского канала и его неэффективное использование приводит к тому, что Аральское море практически погибает на глазах у нашего поколения. Это проблема международная. (Слайды №28-31)
3) Озёра
- Назовите самое глубокое озеро планеты. Где оно расположено? Почему имеет такую глубину?
(Байкал, Евразия, разлом земной коры) (Слайд №32)
Затем учитель знакомит с другими озёрами материка. Учащиеся подписывают их на контурной карте. Обсуждаются вопросы:
- Почему озеро Лобнор считается блуждаюшим?
(Режим впадающих рек)
- Почему Балхаш имеет разную окраску
(Разная солёность, зависящая от впадающих рек)
5. Закрепление изученного материала
На этом этапе урока можно предложить игру “Третий лишний”
А) по принадлежности рек к бассейну океана:
1. 1) Лена; 2) Енисей; 3) Янцзы;
2. 1) Инд; 2) Ганг; 3) Хуанхэ;
3. 1) Дунай; 2) Волга ; 3) Рейн.
Б) по режиму рек (половодье): 1) Волга; 2) Инд; 3) Ганг.
В) по типу питания рек: 1) Меконг; 2) Янцзы; 3) Лена.
Г) по солёности озёр: 1) Ладожское; 2) Онежское; 3) Балхаш.
6. Домашнее задание
§ 63, подписать на контурной карте реки материка.
7. Итоги урока
Рефлексия. Оценка деятельности учащихся. Выставление отметок.