Интерактивный урок «Древнеегипетские мастера». 5-й класс

Разделы: История и обществознание

Класс: 5


Цели урока.

  1. Предметная: у обучающихся должно сложиться представление об уникальности памятников культуры Древнего Египта (архитектуры, скульптуры, живописи).
  2. Познавательная: анализируя памятники культуры Египта, обучающиеся должны научиться объяснять связь архитектуры и изобразительного искусства Древнего Египта с религиозными представлениями древних египтян.
  3. Регулятивная: обучающиеся должны научиться давать собственную оценку о должном и справедливом в отношении порядков египетского общества (повинность египтян работать на строительстве пирамид).
  4. Коммуникативная: обучающиеся должны уметь работать с историческими источниками в парах и группах.

Ход урока

I. Создание проблемной ситуации.

Показ слайдов с изображением пирамид, гробниц, статуй, рисунков Древнего Египта.

Слайд 1

Слайд 2

Слайд 3

Слайд 4

Слайд 5

Слайд 6

Слайд 7

Слайд 8

Слайд 9

Итак, тема нашего урока: “Древнеегипетские мастера”. Вы просмотрели слайды с изображением памятников искусства Древнего Египта.

Чем они между собой связаны? Для кого и почему создавались?

Дл того, чтобы ответить на эти вопросы, мы должны ближе познакомиться с этими памятниками культуры. Давайте начнем с древнеегипетских пирамид, которые являются одним из 7 чудес света и единственным сохранившемся до наших дней. Какое впечатление произвели на вас эти сооружения? Как вы думаете, легко ли было построить пирамиду без машин, техники, которой тогда не было в Египте? Существует множество теорий о происхождении пирамид. Одни специалисты утверждают, что пирамиды построены инопланетянами, другие придерживаются более земной версии. Согласно их исследованиям, пирамиды были построены людьми. Каким же образом?

II. Версии.

Учащиеся делятся на 3 группы.

1 группа читает текст учебника §13 с.59.

2 группа изучает документ “Строительство пирамид”.

Строительство пирамид

II. 124. .. .Хеопс1 вверг страну в пучину бедствий. Прежде всего он повелел закрыть все святилища и запретил совершать жертвоприношения. Затем заставил всех египтян работать на него. Так, одни были обязаны перетаскивать к Нилу огромные глыбы камней из каменоломен в Аравийских горах (через реку камни перевозили на кораблях), а другим было приказано тащить их дальше, до так называемых Ливийских гор. Сто тысяч людей выполняло эту работу непрерывно, сменяясь каждые три месяца. Десять лет пришлось измученному народу строить дорогу, по которой тащили эти каменные глыбы,— работа едва ли не столь же огромная, как и постройка самой пирамиды. Ведь дорога была 5 стадий длины, а шириной в 10 оргий2, в самом высоком месте 8 оргий высоты, построена из тесаных камней с высеченными на них фигурами. Десять лет продолжалось строительство этой дороги и подземных покоев на холме, где стоят пирамиды. В этих покоях Хеопс устроил свою усыпальницу на острове, проведя на гору нильский канал3. Сооружение же самой пирамиды продолжалось 20 лет. Она четырехсторонняя, каждая сторона ее шириной в 8 плефров4 и такой же высоты и сложена из тесаных, тщательно прилаженных друг к другу камней. Каждый камень длиной по крайней мере в 30 футов.

1 Хеопс — царь IV династии (2600—2480 гг. до н. э.).

2 Оргий — мера длины – 1,85 м.

3 Имеется в виду канал, по которому доставлялись строительные материалы к месту сооружения пирамиды.

4 Плефр — мера длины – 30 м.

3 группа работает по иллюстрациям, изображающим строительство пирамид.

В итоге дети выдвигают предположения, которые сводятся к тому, что эти сооружения поражают своими огромными размерами, вызывают удивление и восторг.

Вывод: строительство пирамид занимало много времени и сил египтян (записывается на доске и в тетради).

Учитель: Давайте узнаем, для кого возводили египтяне эти грандиозные сооружения.

Обучающиеся читают учебник с.58 п.1 и фиксируют в тетради (пирамиды строились для фараонов). Что такое пирамиды? (Это гигантские каменные гробницы.)

Какие у вас есть предположения, почему египтяне тратили так много сил ради одного фараона?

Версии: 1) заставляли, 2) боялись, 3) любили.

III. Актуализация знаний.

1) На сколько личность фараона была связана с религиозными представлениями египтян о мире и существовании Египта?

Египтяне наделяли фараонов божественной силой, благодаря которой существовал Египет. Считалось, будто само Солнце – Ра – было отцом фараона; фараон являлся живым воплощением бога Света – Гора. Божественная сила фараона обеспечивала урожай по всему Египту.

2) Что знали египтяне о “царстве мертвых”?

Для существования в “царстве мертвых” человеку нужно тело, в которое могла бы вновь вселиться его душа. Поэтому египтяне заботились о сохранении тела умершего (превращали в мумию), затем клали в гроб и строили дом покойного (для фараона - пирамиду).

3) Что, по религиозным представлениями египтян, должно произойти с фараоном после его смерти?

Фараон становился воплощением возрождающейся силы Осириса. От этого зависела жизнь на Земле.

Выводы:

1. Фараон после смерти – воплощение Осириса.

2. Благодаря божественной силе фараонов существует Египет.

3. Египтяне хотели возродить фараона, так как без него невозможна жизнь на Земле.

IV. Открытия нового знания.

1. С середины II тысячелетия до н.э. фараонов начали хоронить в гробницах в скалах. Но они были столь же величественны.

Обучающиеся смотрят слайды с изображением гробницы в сколе и читают текст учебника на с. 60.

2. До нас дошли тысячи статуй обитателей Древнего Египта – от царей до слуг. Объясните, почему древнеегипетские мастера создали так много статуй (учебник с.61 текст и иллюстрации).

Версии:

1) Они были связаны с представлениями о загробной жизни.

2) Считались двойниками умерших.

3) Обладали сверхъестественной силой.

3. Среди храмов и гробниц много изображений и надписей. Искусные художники создавали на стенах гробниц яркие росписи. Это были прекрасные картины из жизни богов и людей, наполненные всем, что надо для блаженства. Египтяне верили, что изображения оживут, и умерший будет вечно наслаждаться всем этим совершенством. Произведения искусства создавались по строгим правилам - канонам.

На основании учебника (§13 с.60-61) учащиеся самостоятельно заполняют памятку “Правила для художников и скульпторов Древнего Египта”.

V. Выражение решения проблемы.

Древнеегипетское искусство отражает главную идею загробного культа. Оно было обращено не столько к миру живых, сколько к царству мёртвых. Памятники искусства создавались для верхушки египетского общества – фараонов и знати, и так или иначе были связаны с религией.

В гробницах, храмах, при раскопках древних городов Египта найдено множество прекрасных произведений искусства. Они собраны в разных музеях мира. В Москве вы можете посетить Музей изобразительного искусства, а в Санкт-Петербурге – Эрмитаж. В этих музеях вы увидите египетские мумии и саркофаги, статуи богов и фараонов.

VI. Применение нового знания.

Письменный ответ на вопрос: Как в Древнеегипетской культуре отразились представления о загробной жизни?

Домашнее задание: §13, вопросы с. 62; подготовить сообщение о египетских пирамидах.