«Предложения с прямой речью». 5-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 5


Цели урока.

Образовательная

1. Повторить изученное об обстоятельствах, закрепить умение детей находить обстоятельства в тексте, определять их разряд.

2. Познакомить детей с новым видом предложений - предложениями с прямой речью. Учить записывать этот вид предложений, отличать их от других видов.

3. Продолжить работу над предложениями как синтаксической единицей русского языка.

Развивающая

Развивать способность грамотно и быстро отличать предложения с прямой речью от других видов.

Воспитывающая

Воспитывать интерес к изучению русского языка, к творчеству А.С.Пушкина.

Оборудование и материалы:

  • Ход урока сопровождается показом слайдов.
  • На каждую парту – текст с прологом к поэме “Руслан и Людмила”.
  • Карточка – помощь для определения разряда обстоятельства.
  • Выставка книг “Сказки Пушкина”.

Ход урока

I. Организация внимания.

П. Повторение изученного материала.

- Сегодня мы будем повторять с вами ранее изученный материал и знакомиться с новой темой. А помогут нам в этом всеми любимые сказки великого русского поэта А.С.Пушкина. Перед вами отрывок из пролога к поэме “Руслан и Людмила”. Ваша задача - найти обстоятельства и подчеркнуть их. Работаем парами. Время - 5 минут.

Слайд № 4. Презентация.

У лукоморья дуб зеленый,
Златая цепь на дубе том.
И днем и ночью кот ученый
Все ходит по цепи кругом;
Идет направо - песнь заводит,
Налево - сказку говорит.
Там чудеса: там леший бродит,
Русалка на ветвях сидит.
В темнице там царевна тужит,
А бурый волк ей верно служит;
Там царь Кощей над златом чахнет;
Там русский дух... там Русью пахнет!

/Проверка - устно/

- На какие 3 группы можно разделить данные в тексте обстоятельства? Запишите в тетрадях эти группы. Кто затрудняется это сделать сразу, можно воспользоваться карточкой - подсказкой.

Слайд № 5

Карточка — помощь.

1. Определи, что обозначают найденные обстоятельства.

2. Распредели обстоятельства в группы:

Обстоятельство места Обстоятельство времени Обстоятельство образа действия
Где? Куда? Откуда? Когда? Как долго? Как? Каким образом?

3. Запиши обстоятельства в группы.

Слайд № 6.

Правильный ответ

1. Обстоятельства места: у лукоморья, на дубе, по цепи, направо, налево, там, на ветвях, в темнице.

2. Обстоятельства времени: днем, ночью.

3. Обстоятельства образа действия: кругом, верно.

III. Изучение нового материала.

1. Сообщение темы и целей урока.

Слайд № 7

(отрывок из “Сказки о рыбаке и рыбке” для изучения нового материала)

- Посмотрите на экран. Прочитайте отрывок. Из какой сказки Пушкина этот отрывок? (“Сказка о рыбаке и рыбке”)

Приплыла к нему рыбка, спросила:
“Чего тебе надобно, старче?”
Ей с поклоном старик отвечает:
“Смилуйся, государыня рыбка”.

- Обратите внимание на запись и построение предложений. Что нового вы увидели в оформлении предложений? (Есть кавычки, слова автора, старика и рыбки)

- Прочитайте 1-ое предложение. Из скольких частей оно состоит и из каких? (1-ое предложение состоит из двух частей: слов автора и слов рыбки)

- Ребята, кто знает, как называются такие предложения в русском языке? (Такие предложения называются предложениями с прямой речью).

- Это и есть главная тема нашего сегодняшнего урока. А наша задача - научиться правильно, грамотно записывать такие предложения и отличать их от других предложений.

Слайд № 8

(определение прямой речи)

- Чтобы наша работа была успешной, прочитайте определение термина “прямая речь” и запишите его в тетрадь.

2. Исследование построения предложений с прямой речью.

- Чьи это слова: “Чего тебе надобно, старче?” (Это слова рыбки)

- Как вы это узнали? (Есть слова, которые на это указывают: приплыла рыбка, спросила - слова автора)

- Где стоят слова автора? (Слова автора стоят в начале предложения)

- Речь, которая передается дословно, именно так, как ее произнесли, называется прямой речью. Как оформлена прямая речь? (Она заключена в кавычки. Написана с большой буквы. После слов автора – двоеточие).

Слайд № 9

(композиция предложения с прямой речью)

- Верно, ребята. Запишите схему – композицию предложения с прямой речью в тетрадь.

- А кто знает, что это за слово старче? (Выслушиваются ответы ребят)

- Это устаревшее уважительное обращение к старому человеку. В древнерусском языке, кроме известных нам ныне падежей, был еще один, он назывался звательный. Примером тому являются слова - сын мой, отче,

старче. Как вы думаете, почему этот падеж так назывался? (3вательный - значит звать кого-либо).

- Верно. Слово старче в данном случае стоит в звательном падеже. В современном русском языке такого падежа нет, а когда мы зовем кого-либо, спрашиваем или обращаемся к кому-либо, это называется обращением. Обратите внимание, как на письме выделяется обращение. (Запятыми.)

Слайд № 10

(определение термина “обращение”)

- Давайте вспомним и запишем определение в тетрадь.

- Кто сможет разобрать 2-ое предложение? (2-ое предложение состоит из слов автора - “Ей с поклоном старик отвечает”, прямой речи - “Смилуйся, государыня рыбка”, в которой есть обращение государыня рыбка).

- Давайте обобщим то, что узнали о предложениях с прямой речью.

Слайд № 11

(правило написания предложений с прямой речью)

1. Имеют 2 части - слова автора, прямая речь.

2. Прямая речь пишется всегда с большой буквы, где бы ни стояла.

З. Прямая речь заключается в кавычки.

4. После слов автора ставится двоеточие.

- Мы будем пользоваться с вами разными схемами при записи предложений с прямой речью. Буквой А мы будем обозначать слова автора, вот так непосредственно саму прямую речь – “П”.

- Посмотрите, какие схемы принято использовать для записи предложений с прямой речью.

Слайд № 12

(схемы предложений с прямой речью)

- Удивлены? Да, вариантов записи предложений с прямой речью много, И это еще не все. Мы с вами пока рассмотрим только некоторые. Вот отрывок из знакомой вам сказки А.С.Пушкина. Кто знает, из какой?

Слайд № 13

(работа с деформированным предложением)

“Мы объехали весь свет;
За морем житье не худо,
В свете ж вот какое чудо”.

- Согласны ли вы с тем, как оформлено это предложение? Нужны ли здесь кавычки? (Нет, так как отсутствуют слова автора).

- Давайте, исправим ошибку. Кто помнит слова автора? (Корабельщики в ответ: “Мы объехали ...”)

(Запись в тетради.)

- А теперь посмотрим, какие глаголы вводят прямую речь? (Спросила, сказала, говорит, отвечает).

Слайд № 14

(глаголы говорения)

- Такие глаголы принято называть глаголами говорения. Когда в речи употребляют один и тот же глагол, это говорит о бедности словарного запаса говорящего. Чтобы этого не произошло с вами, старайтесь не повторяться, заменяйте глагол другими глаголами, близкими ему по смыслу.

- Давайте вместе попробуем подобрать синонимы к глаголу сказала. (Выслушиваются ответы детей)

Возможный вариант ответов: вымолвила, произнесла, поинтересовалась, прошептала.

- Составьте с одним - двумя названными вами глаголами предложения и запишите их в тетради.

IV. Физкультминутка.

3. Самостоятельная работа.

Слайд № 15

(предложения без знаков препинания)

- А вот еще две сказки А.С.Пушкина. Узнали, откуда эти строки?

• И вопрос свой задала я ль на свете всех милее, всех румяней и белее.

• Балда мыслит этого провести не шутка!

• Вот из моря вылез старый Бес и спросил зачем ты Балда к нам залез.

• Ясный месяц продолжал погоди, об ней, быть может, ветер знает.(Это “Сказка о мертвой царевне и семи богатырях” и “Сказка о попе и работнике его Балде”)

- Расставьте знаки препинания, пользуясь схемами.

1-й вариант - “Сказка о мертвой царевне…”

2-й вариант - “Сказка о попе…”

(Проверка – устно)

4. Работа с предложением, содержащим косвенную речь.

Слайд № 16

(предложение с косвенной речью)

- Со всеми заданиями вы справились очень хорошо. Постепенно мы добрались до последней сказки. Ну-ка, знатоки, из какой сказки эти строки?

Воевода говорит, что петушок опять кричит. (“Сказка о золотом петушке”)

- А вот это предложение называется предложением с косвенной речью. Запишите его в тетрадь. Как вы думаете, чем оно отличается от предложения с прямой речью? (Выслушиваются ответы ребят)

- Верно. Эти предложения отличаются друг от друга и по смыслу, и по знакам препинания. Во втором предложении речь передана не дословно, в искажённом виде, и записана в форме сложного предложения. Запишите определение в тетрадь.

Слайд № 17

(определение косвенной речи)

Косвенная речь

  • передаёт содержание чужого высказывания (т.е. общий смысл)
  • не воспроизводит его дословно
  • записывается в форме сложного предложения

- Давайте сделаем синтаксический разбор записанного предложения с косвенной речью. Составьте схему данного предложения. (Проверка – устно).

- А теперь запишите это предложение в виде прямой речи, как у Пушкина.

V. Подведение итогов урока.

- Наш урок подошел к концу. Что вы хотите сказать об уроке? Что особенно понравилось? Кому понравилось, как он работал? Кто считает, что работал не в меру своих сил?

VI. Домашнее задание.

  • Прочитать параграф 48 учебника “Русский язык” М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской.
  • Запомнить правила правописания предложений с прямой речью.
  • Выписать 4-5 предложений с прямой речью из сказок А.С.Пушкина и записать к ним схемы.

Технологическая карта (Приложение 2)