Цели урока.
Образовательная
1. Повторить изученное об обстоятельствах, закрепить умение детей находить обстоятельства в тексте, определять их разряд.
2. Познакомить детей с новым видом предложений - предложениями с прямой речью. Учить записывать этот вид предложений, отличать их от других видов.
3. Продолжить работу над предложениями как синтаксической единицей русского языка.
Развивающая
Развивать способность грамотно и быстро отличать предложения с прямой речью от других видов.
Воспитывающая
Воспитывать интерес к изучению русского языка, к творчеству А.С.Пушкина.
Оборудование и материалы:
- Ход урока сопровождается показом слайдов.
- На каждую парту – текст с прологом к поэме “Руслан и Людмила”.
- Карточка – помощь для определения разряда обстоятельства.
- Выставка книг “Сказки Пушкина”.
Ход урока
I. Организация внимания.
П. Повторение изученного материала.
- Сегодня мы будем повторять с вами ранее изученный материал и знакомиться с новой темой. А помогут нам в этом всеми любимые сказки великого русского поэта А.С.Пушкина. Перед вами отрывок из пролога к поэме “Руслан и Людмила”. Ваша задача - найти обстоятельства и подчеркнуть их. Работаем парами. Время - 5 минут.
Слайд № 4. Презентация.
У лукоморья дуб зеленый,
Златая цепь на дубе том.
И днем и ночью кот ученый
Все ходит по цепи кругом;
Идет направо - песнь заводит,
Налево - сказку говорит.
Там чудеса: там леший бродит,
Русалка на ветвях сидит.
В темнице там царевна тужит,
А бурый волк ей верно служит;
Там царь Кощей над златом чахнет;
Там русский дух... там Русью пахнет!
/Проверка - устно/
- На какие 3 группы можно разделить данные в тексте обстоятельства? Запишите в тетрадях эти группы. Кто затрудняется это сделать сразу, можно воспользоваться карточкой - подсказкой.
Слайд № 5
Карточка — помощь.
1. Определи, что обозначают найденные обстоятельства.
2. Распредели обстоятельства в группы:
Обстоятельство места | Обстоятельство времени | Обстоятельство образа действия |
Где? Куда? Откуда? | Когда? Как долго? | Как? Каким образом? |
3. Запиши обстоятельства в группы.
Слайд № 6.
Правильный ответ
1. Обстоятельства места: у лукоморья, на дубе, по цепи, направо, налево, там, на ветвях, в темнице.
2. Обстоятельства времени: днем, ночью.
3. Обстоятельства образа действия: кругом, верно.
III. Изучение нового материала.
1. Сообщение темы и целей урока.
Слайд № 7
(отрывок из “Сказки о рыбаке и рыбке” для изучения нового материала)
- Посмотрите на экран. Прочитайте отрывок. Из какой сказки Пушкина этот отрывок? (“Сказка о рыбаке и рыбке”)
Приплыла к нему рыбка, спросила:
“Чего тебе надобно, старче?”
Ей с поклоном старик отвечает:
“Смилуйся, государыня рыбка”.
- Обратите внимание на запись и построение предложений. Что нового вы увидели в оформлении предложений? (Есть кавычки, слова автора, старика и рыбки)
- Прочитайте 1-ое предложение. Из скольких частей оно состоит и из каких? (1-ое предложение состоит из двух частей: слов автора и слов рыбки)
- Ребята, кто знает, как называются такие предложения в русском языке? (Такие предложения называются предложениями с прямой речью).
- Это и есть главная тема нашего сегодняшнего урока. А наша задача - научиться правильно, грамотно записывать такие предложения и отличать их от других предложений.
Слайд № 8
(определение прямой речи)
- Чтобы наша работа была успешной, прочитайте определение термина “прямая речь” и запишите его в тетрадь.
2. Исследование построения предложений с прямой речью.
- Чьи это слова: “Чего тебе надобно, старче?” (Это слова рыбки)
- Как вы это узнали? (Есть слова, которые на это указывают: приплыла рыбка, спросила - слова автора)
- Где стоят слова автора? (Слова автора стоят в начале предложения)
- Речь, которая передается дословно, именно так, как ее произнесли, называется прямой речью. Как оформлена прямая речь? (Она заключена в кавычки. Написана с большой буквы. После слов автора – двоеточие).
Слайд № 9
(композиция предложения с прямой речью)
- Верно, ребята. Запишите схему – композицию предложения с прямой речью в тетрадь.
- А кто знает, что это за слово старче? (Выслушиваются ответы ребят)
- Это устаревшее уважительное обращение к старому человеку. В древнерусском языке, кроме известных нам ныне падежей, был еще один, он назывался звательный. Примером тому являются слова - сын мой, отче,
старче. Как вы думаете, почему этот падеж так назывался? (3вательный - значит звать кого-либо).
- Верно. Слово старче в данном случае стоит в звательном падеже. В современном русском языке такого падежа нет, а когда мы зовем кого-либо, спрашиваем или обращаемся к кому-либо, это называется обращением. Обратите внимание, как на письме выделяется обращение. (Запятыми.)
Слайд № 10
(определение термина “обращение”)
- Давайте вспомним и запишем определение в тетрадь.
- Кто сможет разобрать 2-ое предложение? (2-ое предложение состоит из слов автора - “Ей с поклоном старик отвечает”, прямой речи - “Смилуйся, государыня рыбка”, в которой есть обращение государыня рыбка).
- Давайте обобщим то, что узнали о предложениях с прямой речью.
Слайд № 11
(правило написания предложений с прямой речью)
1. Имеют 2 части - слова автора, прямая речь.
2. Прямая речь пишется всегда с большой буквы, где бы ни стояла.
З. Прямая речь заключается в кавычки.
4. После слов автора ставится двоеточие.
- Мы будем пользоваться с вами разными схемами при записи предложений с прямой речью. Буквой А мы будем обозначать слова автора, вот так непосредственно саму прямую речь – “П”.
- Посмотрите, какие схемы принято использовать для записи предложений с прямой речью.
Слайд № 12
(схемы предложений с прямой речью)
- Удивлены? Да, вариантов записи предложений с прямой речью много, И это еще не все. Мы с вами пока рассмотрим только некоторые. Вот отрывок из знакомой вам сказки А.С.Пушкина. Кто знает, из какой?
Слайд № 13
(работа с деформированным предложением)
“Мы объехали весь свет;
За морем житье не худо,
В свете ж вот какое чудо”.
- Согласны ли вы с тем, как оформлено это предложение? Нужны ли здесь кавычки? (Нет, так как отсутствуют слова автора).
- Давайте, исправим ошибку. Кто помнит слова автора? (Корабельщики в ответ: “Мы объехали ...”)
(Запись в тетради.)
- А теперь посмотрим, какие глаголы вводят прямую речь? (Спросила, сказала, говорит, отвечает).
Слайд № 14
(глаголы говорения)
- Такие глаголы принято называть глаголами говорения. Когда в речи употребляют один и тот же глагол, это говорит о бедности словарного запаса говорящего. Чтобы этого не произошло с вами, старайтесь не повторяться, заменяйте глагол другими глаголами, близкими ему по смыслу.
- Давайте вместе попробуем подобрать синонимы к глаголу сказала. (Выслушиваются ответы детей)
Возможный вариант ответов: вымолвила, произнесла, поинтересовалась, прошептала.
- Составьте с одним - двумя названными вами глаголами предложения и запишите их в тетради.
IV. Физкультминутка.
3. Самостоятельная работа.
Слайд № 15
(предложения без знаков препинания)
- А вот еще две сказки А.С.Пушкина. Узнали, откуда эти строки?
• И вопрос свой задала я ль на свете всех милее, всех румяней и белее.
• Балда мыслит этого провести не шутка!
• Вот из моря вылез старый Бес и спросил зачем ты Балда к нам залез.
• Ясный месяц продолжал погоди, об ней, быть может, ветер знает.(Это “Сказка о мертвой царевне и семи богатырях” и “Сказка о попе и работнике его Балде”)
- Расставьте знаки препинания, пользуясь схемами.
1-й вариант - “Сказка о мертвой царевне…”
2-й вариант - “Сказка о попе…”
(Проверка – устно)
4. Работа с предложением, содержащим косвенную речь.
Слайд № 16
(предложение с косвенной речью)
- Со всеми заданиями вы справились очень хорошо. Постепенно мы добрались до последней сказки. Ну-ка, знатоки, из какой сказки эти строки?
Воевода говорит, что петушок опять кричит. (“Сказка о золотом петушке”)
- А вот это предложение называется предложением с косвенной речью. Запишите его в тетрадь. Как вы думаете, чем оно отличается от предложения с прямой речью? (Выслушиваются ответы ребят)
- Верно. Эти предложения отличаются друг от друга и по смыслу, и по знакам препинания. Во втором предложении речь передана не дословно, в искажённом виде, и записана в форме сложного предложения. Запишите определение в тетрадь.
Слайд № 17
(определение косвенной речи)
Косвенная речь
-
передаёт содержание чужого высказывания
(т.е. общий смысл)
- не воспроизводит его дословно
- записывается в форме сложного предложения
- Давайте сделаем синтаксический разбор записанного предложения с косвенной речью. Составьте схему данного предложения. (Проверка – устно).
- А теперь запишите это предложение в виде прямой речи, как у Пушкина.
V. Подведение итогов урока.
- Наш урок подошел к концу. Что вы хотите сказать об уроке? Что особенно понравилось? Кому понравилось, как он работал? Кто считает, что работал не в меру своих сил?
VI. Домашнее задание.
- Прочитать параграф 48 учебника “Русский язык” М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской.
- Запомнить правила правописания предложений с прямой речью.
- Выписать 4-5 предложений с прямой речью из сказок А.С.Пушкина и записать к ним схемы.
Технологическая карта (Приложение 2)