Тема недели: «Наша родина – Россия»
Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Безопасность», «Музыка», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество».
Цель: формировать элементарные представления воспитанников о достопримечательностях малой Родине – городе Канске.
Задачи:
Образовательные:
- систематизировать представление о том, что для каждого человека малая Родина – это место, где родился, где прошло детство;
- продолжать знакомить с достопримечательностями города Канска;
- продолжать формирование навыка безопасного поведения на дороге;
- формировать знания о труде водителя, знакомить с правилами поведения в автобусе;
- формировать умение вступать в речевое взаимодействие, участвовать в коллективном разговоре;
- совершенствовать умение создавать коллективный рисунок; самостоятельно подбирать цвет красок для создания общей композиции.
Развивающие:
- развивать творческие, композиционные способности, воображение воспитанников;
- развивать навыки речевого общения;
- развивать диалогическую речь;
- актуализировать и обогащать номинативный и предикативный словарь детей по теме: «Мой родной город»;
- развивать умение наблюдать, анализировать, обобщать и сравнивать; делать выводы;
- развивать внимание, память, мышление, воображение;
- развивать творческие возможности в процессе интеграции разнообразных видов деятельности: словесной, игровой.
Воспитательные:
- воспитывать патриотические чувства, любовь к Родине;
- продолжать воспитывать доброжелательные взаимоотношения между детьми, формировать опыт общения, в малых детских группах координируя свои действия с действиями партнеров; умении договориться, выслушивать своих собеседников.
Материалы к занятию: руль для автобуса; фотографии с видами города; мультимедийный проектор, игрушки для создания аварийной ситуации на дороге.
Совместная деятельность: конструирование виадука, коллективное рисование, разыгрывание ситуаций, игра малой подвижности «Переправа через реку», просмотр мультфильма «Шёл трамвай 10 номер»
Предварительная работа:
- беседы: «Мой город», «Правила дорожного движения».
- рассматривание иллюстраций на тему «Транспорт», «Город Канск».
- чтение и разучивание стихов о городе, слушание и разучивание песен о нашем городе в грамзаписи.
- рисунки детей на тему: «Дома бывают разные».
- изготовление атрибутов.
Взаимодействие с семьёй:
- экскурсии по городу;
- рассказы родителей (о городе, о труде, где и кем работают, что делают и т. д.);
- фотовыставка «Мой город»;
- составление рассказов «Мой любимый город»;
- изобразительная деятельность «Мой любимый город».
- составление альбома «Мой город Канск».
Методические приёмы: проблемные ситуации, ситуативный разговор, д/и, д/у, игровые ситуации, беседа рассуждение, беседа, физминутки, составление рассказов по опорным картинкам, объяснение воспитателя, самостоятельная творческая деятельность детей.
Методы и приемы:
наглядно-практический метод (ответы на вопросы)
словесный метод (чтение стихотворений,
отгадывание загадок, ответы на вопросы)
игровой прием (двигательные упражнения)
прием эмоционального объединения детей в начале
занятия (сюрпризный момент, позволил за
мотивировать детей на дальнейшую деятельность,
создать доброжелательную игровую атмосферу)
использование проблемных ситуаций
рефлексия (отгадывание загадки, ответы на
вопросы)
НОД в старшей группе «Путешествие по городу Канску»
№ п/п | Формы работы |
Ход непосредственно образовательной деятельности |
Комментарии, создание предметно-развивающей среды |
І. Организационный момент.
|
|||
1. | Этюд на выразительность движений и выражение эмоции «Здравствуйте» | В.: Проходите, ребята, посмотрите,
сколько к нам сегодня пришло гостей. Давайте
поздороваемся по-волшебному – жестами. В.: Любите ли вы сказки? Какие сказки знаете? (ответы детей). |
Под музыку «» входят дети Дети одновременно выполняют этюд на выразительность движений и выражение эмоции «Здравствуйте». Педагог объединяет детей в круг. |
2. | Прослушивание музыки | В.: Слышите музыку? Как красивы эти
звуки! Сейчас обязательно произойдёт что-то
волшебное. Где играют дружно, Считают умело, Там и сказке можно Появиться смело. – Должно быть, музыка звучит из окна этого дома. Давайте постучимся. |
Звучит волшебная музыка. Воспитатель обращает внимание детей на экран. На экране эпизод известной сказки с закрытыми ставнями из сказки «». Дети и воспитатель имитируют стук в окно |
ІІ. Подготовка детей к работе на основном этапе (Мотивационная составляющая). Обеспечение мотивации, принятие цели детьми | |||
1. | Видео-обращение | Сказительница: Здравствуйте, дети! (дети
отвечают) – Я бабушка Сказительница живу в Тридесятом царстве, слушаю сказки, которые рассказывают люди и рассказываю их детям. А вы где живёте? Как называется ваш город? (дети отвечают) – Что за город такой? Не слышала я историй о вашем городе. Знаю много сказок и историй о городах русских, людях и животных, но о вашем городе никогда не слышала, поэтому не могу придумать сказание о нём. Где найти истории я знаю, дам вам подсказку. Вот вам волшебное зеркало оно укажет дорогу к тому месту, где на большой площади, в окружении старинных теремов голуби сбиваются в стаи, а люди весело проводят своё свободное время. Все, что найдёте по дороге – забирайте с собой. Эти находки помогут запомнить истории о вашем родном городе. – Дети, поможем бабушке? |
Отворяется окно, на экране появляется
бабушка Сказочница. Появляется слайд с изображением зеркала, в котором изображение площади Коростелева. |
ІІІ. Основной этап (усвоение
представлений и способа действий).
|
|||
1 | Просмотр видеосюжета о железной дороге, беседа о правилах безопасного поведения |
В.: Зеркало указывает, куда нам
двигаться. Вы узнаёте это место города? Вот так препятствие на нашем пути. Что это? (железная дорога) Осторожно – это очень опасное место. Ух! По железнодорожным путям проходят поезда с большой скоростью. Дети вы знаете как нужно вести себя рядом с железной дорогой? (ответы детей) Правильно, здесь играть и ходить запрещается. |
На экране появляется зеркало с фото
железнодорожные пути Видеосюжет проходящего поезда |
2 | Решение проблемной ситуации | В.: Железная дорога находится рядом с
детским садом. Да не одна дорога, а несколько. И
одновременно по ним могут проходить сразу три
поезда. Давайте оглядимся вокруг, может быть увидим что-то, что нам поможет перейти дорогу? (ответы детей) Называется этот мост виадук. Правильно, через железные дороги для безопасности передвижения нужно построить мост. Предлагаю вам стать строителями и построить мост через железные дороги из строительного материала, по которому можно будет дальше продолжить путь. |
Для решения проблемной ситуации детям
предлагается макет железной дороги и несколько
деталей строительного конструктора. |
3 | Конструирование «Мост» | В.: Мосты строят для преодоления опасных
участков. Посмотрите на этот стол, здесь макет
опасного участка железной дороги. Мост нужно построить точно по схеме, которую вы увидите в зеркале. Давайте рассмотрим схему. Предлагаю обсудить порядок строительства, что будем делать сначала и что потом. С чего начнём постройку? Мост состоит из опор, которые его удерживают высоко над землей. Опоры должны быть крепкими. Сколько опор у моста? Из каких деталей сделаны опоры? Что будем строить дальше? Затем строители выкладывают автодорожное полотно, по которому будут ездить машины, автобусы. Как автобус поднимется на высоту моста? Правильно, у моста должны быть спуск и подъем. Теперь можно начинать строительство железнодорожного моста. Мост построен. Дальняя и долгая дорога ожидает нас. На память мы возьмём кусочек железной дороги. |
На слайде схема моста. Дети по схеме
строят мост
Воспитатель складывает «найденные» предметы в сумку. |
4 | Отгадывание загадки | В.: Наше путешествие продолжится, если
вы отгадаете загадку. Это просто супердом Очень много людей в нём Обувь его резиновая, А еда – бензиновая (Автобус) |
|
5 | Просмотр фрагмента мультфильма «Шёл
трамвай 10 номер»
|
Давайте посмотрим одну историю о пассажирах, которую покажет волшебное зеркало. Садитесь на стульчики и будьте очень внимательны! | Фрагмент мультфильма по произведению С.Михалкова «Шёл трамвай 10 номер» (спрашивайте материал у автора статьи. Прим. ред.) |
6 | Обсуждение мультфильма, Беседа о правилах поведения в общественном транспорте |
Вот так история! Где происходит событие?
Как называется этот вид транспорта? (трамвай) Про кого этот мультфильм? Почему «пассажиру Николаю ехать очень хорошо»? Кто помог старушке? Как и везде в автобусе необходимо соблюдать правила поведения. Скажите, что можно и чего нельзя делать в автобусе? (ответы детей) Заходите в заднюю дверь автобуса, а выходите — в переднюю. Не садитесь на места, предназначенные для детей и инвалидов! Уступайте место женщинам! Уважаемые пассажиры, не забывайте оплачивать проезд! |
Рассматривание предметной картинки с изображением трамвая и автобуса. |
7 | Беседа | В.: Все автобусы останавливаются в
особом месте у дороги, как оно называется? (автобусная
остановка) Она обозначается особым знаком (знак автобусной остановки). Ребята, скажите, а кто водит автобус? (Водитель, шофёр) Кого возит автобус? (Людей, пассажиров). Люди, которые едут в автобусе – называются пассажирами, а значит транспорт, который перевозит пассажиров, называется… – пассажирский или общественный. |
Дети находят знак «автобусная остановка» из многих других и воспитатель закрепляет его в особом месте. |
8 | Физминутка «Мы в автобусе сидим» | А вот и наш автобус №3, давайте войдем в
него. Садитесь на свободные места. В нашем автобусе хватает сидений, для всех детей. Усаживайтесь поудобней, отправляемся в путь. А чтобы было не скучно споём песенку. Вы помните задание, которое дала нам бабушка? (воспитатель напоминает) |
Звучит песенка: «В автобусе» – дети
выполняют подражательные движения сидя,
под музыку. На слайде появляется следующий пункт назначения Предмостная площадь. |
9 | Беседа | Мы проезжаем красивое место в городе.
Какой-то странный дом. Кто там живёт? Это дом?
Почему вы так думаете? Для чего оно нужно? Это памятник – триумфальная арка. Памятники нужны для того, чтобы люди, глядя на него, вспоминали важные события. Арка была выстроена жителями города в честь приезда царя. А теперь, глядя на арку, все вспоминают о том, что когда то, здесь проезжал царь. |
На слайде появляются фотографии с изображением Триумфальной арки. |
10 | Решение проблемной ситуации | – Как вы думаете, что случилось? – Давайте выйдем из автобуса и посмотрим. – Что произошло? – Кто виноват? – Что нужно было сделать щенку перед тем, как перейти дорогу? – Улицы большого города шумные и многолюдные. Туда-сюда снуют машины. Как же нам пройти по пешеходному переходу и не попасть под машину. Чтоб тебе помочь, дружок, Путь пройти опасный, День и ночь горят огни, Зеленый, желтый, красный. – Что это такое? (Светофор) – Как правильно проходить на светофор? (Ответы детей) – Что нужно сделать еще, прежде чем перейти дорогу? (Ответы детей) – Теперь переходим дорогу. Молодцы, улицу мы перешли. Давайте научим нашего друга переходить улицу. Дружок научился переходить улицу, а нам пора отправляться дальше. Садитесь в автобус. Что мы возьмём с собой «Дружка» |
Раздаётся звук аварии. Младший воспитатель оборудует предметно-развивающую среду: на фрагмент проезжей части дороги – «зебру» кладёт игрушку шенка, ставит большие автомобили в аварийную ситуацию.
Дети обыгрывают ситуацию безопасного
поведения на дороге. Фоном звучат звуки города
(движение автомобилей по дороге, шаги прохожих,
чириканье птиц и т.д.) |
11 | Беседа, рассматривание фотографий | – Вы помните, куда мы едем? (ответы
детей) Зеркало показывает нам новое направление. Что это? (река Кан) Как будем переправляться через реку? Когда-то давно моста не было. На чём переправлялись жители города через реку как вы думаете? С одного берега на другой была перетянута верёвка и, перебирая руками верёвку, перетягивали плот с людьми и даже лошадьми на другой берег. |
В «зеркале» появляется вид реки Кан
появляется старая фотография переправы через реку Кан на пароме |
12 | Игра малой подвижности «Перетягивание плота» | Предлагаю переправиться на пароме. Жителям с одного берега реки нужно перебраться на другой берег. На реке паром перевозит людей. Паромщик подплывает к одному берегу берёт за руку первого пассажира и плывёт с ним на противоположный берег. На другом берегу второй пассажир ожидает переправы. берёт за руку второго снова. | Воспитатель объясняет правила игры |
13 | Беседа | Стоп! Осмотритесь здесь. Напомните, что
мы должны найти. Давайте поищем то, о чем рассказывала Сказительница. Мы пришли в нужное место? Вы знаете, как называется оно? Это – площадь Коростелева. Кто-нибудь из вас бывал здесь с родителями? Что вы делали на площади? |
На слайде появляются сюжетные фотографии с изображением житейских сцен горожан: празднование Нового Года, проводы зимы, День Победы, кормление голубей, игры в фонтанах детей, отдыхающие на скамьях. |
14 | Рисование «Салют» | Все праздники часто заканчиваются
салютом! Давайте полюбуемся на это зрелище. Фейерверк закончился и мне хочется его увидеть снова. А вам хочется? У меня есть идея: все, что мы видели, мы сейчас нарисуем, и на память у нас в группе останется рисунок с изображением фейерверка. Возьмите кусочек поролона макните его в краску и прижмите к листу. Если вы макнули поролон в красную краску, то ни в какую другую его макать нельзя. А если вы хотите рисовать разными цветами, что нужно сделать? (поменяться) |
На слайде вспышки салюта. Воспитатель предлагает тонированный в цвет ночного неба лист ватмана, гуашь и кусочки поролона по количеству детей. |
ІV. Итог. Рефлексия Подведение итогов и оценка результатов. К оценке и самооценке результатов привлекаются дети. |
|||
1 | Двигательное упражнение | Ну, что же, ребята, наше путешествие со
всеми препятствиями подошло к концу и нам пора
возвращаться назад в детский сад. Давайте
закроем глаза и скажем волшебные слова: Мы три раза хлопнем, 1, 2, 3 Мы три раза топнем, 1, 2, 3 Обернемся 1, 2, 3 В детский сад скорей иди! Вот мы и оказались
снова в детском саду! |
Дети встают в круг Дети рассказывают о том, что напоминают им находки. |