Урок русского языка по теме «Типы текста». 5-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 5


Занятие по теме «Типы текста» проводилось после изучения темы «Текст. Тема текста. Основная мысль текста», а творческая работа по этой теме была одним из видов контроля по теме. И работа с текстом явилась отправной точкой для вхождения в тему «Типы текста», для постановки учебной задачи: истинное или ложное утверждение , что тексты, несмотря на их различия, можно распределить всего лишь в три группы. Если истинное, то в чем особенность каждой группы. Так и появилась в ходе обсуждения тема урока «Типы текста», результатом которого должно стать решение трёх задач: сформировать понятие «Типы текста», осуществить диагностику смыслового чтения текста и диагностику сформированности понятия «Тип текста».

Учащиеся сами предложили способы решения учебной задачи, указав  на то,  что ответ можно найти, только   работая с разными текстами.

Учащимся были предложены три текста, и  работа с каждым из них имела свои особенности, обусловленные  его видом. Так, первый текст, представляющий текст-описание, «определил» приём работы с ним  – «Ключевые слова» (работали индивидуально). Учащиеся прокомментировали каждое ключевое слово и составили синквейн по тексту, затем определили цель автора – описать указав основные черты, и назвали первый вид – текст-описание.

Работа со вторым текстом была построена иначе:  учащимся было предложено составить план текста (работа в паре), который и привел  их к выводу, что перед ними текст- повествование, так как  в основе лежит цепь событий.

Третий текст начинается с толстого вопроса, поэтому приём «Тонкие и толстые вопросы» (работа в группе) очень уместен для работы с текстом – рассуждением.

Таким образом, учащиеся пришли к выводу, что действительно все тексты можно распределить в три группы в зависимости от цели автора, и утверждение,  прозвучавшее в начале урока,  признали истинным. Однако, пришли также к выводу, что в чистом виде данные типы текстов встречаются не всегда, что каждая часть текста, выполняя определенную задачу, может быть отнесена к тому или иному типу, а весь текст (особенно больших размеров) определенно отнести к конкретному типу иногда бывает затруднительно. Тем не менее было доказано, что можно создавать тексты определенного типа. Если стоит такая задача.

Таблица, представленная  графами: линии сравнения, текст-повествование, текст-описание, текст-рассуждение – отразила и зафиксировала  сформированность понятия «Виды текста».
Тексты, предложенные для работы, интересны  с точки зрения познавательности (третий текст), образца художественного стиля (первый текст). Учитывая  возрастные особенности учащихся (11 лет) в качестве второго текста был предложен отрывок, вызывающий эмоции.

Метод для достижения цели урока был выбран следующий: метод постановки и решения учебных задач. Именно он привел к предполагаемому результату. Интерактивная доска помогала на этапе обобщения знаний, когда нужно было проверить усвоение темы урока.

УУД в ходе занятия развивались следующим образом: коммуникативные УД развивались в ходе обсуждения содержания каждого текста, развитие личностных  УД –  определяется теми позитивными впечатлениями  от содержания текстов ,которые были интересны учащимся и стали их личным приобретением, регулятивные УД развивались во время заполнения таблицы, во время составления синквейна, плана текста.

Развитию познавательных способностей учащихся способствовали приёмы работы с текстом по технологии критического мышления, смысловое чтение текста.

Учащиеся не испытали затруднений во время работы по достижению цели урока. Цель, поставленная вначале, была достигнута.

Совершенствовать можно домашнее задание: оно может быть связано как  с созданием текста   научного стиля, так и художественного.

Цель урока: Учащиеся смогут различать разные типы текста. Они самостоятельно выработают способ различения текста-описания, текста-рассуждения, текста- повествования. Учащиеся  проиллюстрируют понимание данных понятий.

Задачи урока:

1. Создание условий для формирования понятий: текст-описание, текст-повествование, текст-рассуждение.
2.Создание условий для формирования УУД: познавательных, регулятивных, коммуникативных и личностных.
3. Создание условий для диагностики сформированности  понятий: текст-описание, текст-повествование, текст-рассуждение.

Методы и приёмы: Групповая, парная и индивидуальная работа. Постановка и  решение учебных задач. Приёмы технологии развития критического мышления.

Технологическая карта урока