Занятие по теме «Типы текста» проводилось после изучения темы «Текст. Тема текста. Основная мысль текста», а творческая работа по этой теме была одним из видов контроля по теме. И работа с текстом явилась отправной точкой для вхождения в тему «Типы текста», для постановки учебной задачи: истинное или ложное утверждение , что тексты, несмотря на их различия, можно распределить всего лишь в три группы. Если истинное, то в чем особенность каждой группы. Так и появилась в ходе обсуждения тема урока «Типы текста», результатом которого должно стать решение трёх задач: сформировать понятие «Типы текста», осуществить диагностику смыслового чтения текста и диагностику сформированности понятия «Тип текста».
Учащиеся сами предложили способы решения учебной задачи, указав на то, что ответ можно найти, только работая с разными текстами.
Учащимся были предложены три текста, и работа с каждым из них имела свои особенности, обусловленные его видом. Так, первый текст, представляющий текст-описание, «определил» приём работы с ним – «Ключевые слова» (работали индивидуально). Учащиеся прокомментировали каждое ключевое слово и составили синквейн по тексту, затем определили цель автора – описать указав основные черты, и назвали первый вид – текст-описание.
Работа со вторым текстом была построена иначе: учащимся было предложено составить план текста (работа в паре), который и привел их к выводу, что перед ними текст- повествование, так как в основе лежит цепь событий.
Третий текст начинается с толстого вопроса, поэтому приём «Тонкие и толстые вопросы» (работа в группе) очень уместен для работы с текстом – рассуждением.
Таким образом, учащиеся пришли к выводу, что действительно все тексты можно распределить в три группы в зависимости от цели автора, и утверждение, прозвучавшее в начале урока, признали истинным. Однако, пришли также к выводу, что в чистом виде данные типы текстов встречаются не всегда, что каждая часть текста, выполняя определенную задачу, может быть отнесена к тому или иному типу, а весь текст (особенно больших размеров) определенно отнести к конкретному типу иногда бывает затруднительно. Тем не менее было доказано, что можно создавать тексты определенного типа. Если стоит такая задача.
Таблица, представленная графами: линии
сравнения, текст-повествование, текст-описание,
текст-рассуждение – отразила и зафиксировала
сформированность понятия «Виды текста».
Тексты, предложенные для работы, интересны с
точки зрения познавательности (третий текст),
образца художественного стиля (первый текст).
Учитывая возрастные особенности учащихся (11
лет) в качестве второго текста был предложен
отрывок, вызывающий эмоции.
Метод для достижения цели урока был выбран следующий: метод постановки и решения учебных задач. Именно он привел к предполагаемому результату. Интерактивная доска помогала на этапе обобщения знаний, когда нужно было проверить усвоение темы урока.
УУД в ходе занятия развивались следующим образом: коммуникативные УД развивались в ходе обсуждения содержания каждого текста, развитие личностных УД – определяется теми позитивными впечатлениями от содержания текстов ,которые были интересны учащимся и стали их личным приобретением, регулятивные УД развивались во время заполнения таблицы, во время составления синквейна, плана текста.
Развитию познавательных способностей учащихся способствовали приёмы работы с текстом по технологии критического мышления, смысловое чтение текста.
Учащиеся не испытали затруднений во время работы по достижению цели урока. Цель, поставленная вначале, была достигнута.
Совершенствовать можно домашнее задание: оно может быть связано как с созданием текста научного стиля, так и художественного.
Цель урока: Учащиеся смогут различать разные типы текста. Они самостоятельно выработают способ различения текста-описания, текста-рассуждения, текста- повествования. Учащиеся проиллюстрируют понимание данных понятий.
Задачи урока:
1. Создание условий для формирования понятий:
текст-описание, текст-повествование,
текст-рассуждение.
2.Создание условий для формирования УУД:
познавательных, регулятивных, коммуникативных и
личностных.
3. Создание условий для диагностики
сформированности понятий: текст-описание,
текст-повествование, текст-рассуждение.
Методы и приёмы: Групповая, парная и индивидуальная работа. Постановка и решение учебных задач. Приёмы технологии развития критического мышления.