Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину, не может быть успешно решено без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры.
Процесс познания и усвоения должен начинаться как можно раньше, образно говоря, с молоком матери ребёнок должен впитывать культуру своего народа через колыбельные песни, пестушки, потешки, игры-забавы, загадки, пословицы, поговорки, сказки, произведения народного декоративного искусства. Только в этом случае народное искусство оставит в душе ребёнка глубокий след, вызовет устойчивый интерес.
Красота родной природы, особенности быта русского народа, его всесторонний талант, трудолюбие, оптимизм предстают перед детьми живо и непосредственно в произведениях народных мастеров. Культуру России невозможно представить себе без народного искусства. Устное народное творчество, музыкальный фольклор, народно-прикладное искусство должны найти большое отражение в содержании образования и воспитания подрастающего поколения сейчас. Народное искусство, включая все его виды, обладает большими воспитательными возможностями. Одной из задач художественно- эстетического воспитания дошкольников является развитие детского творчества и художественных способностей. Огромную воспитательную ценность имеет знакомство детей с декоративно-прикладным искусством, с изделиями народных мастеров.
Очень важно, чтобы дети полюбили русское народное творчество, научились наблюдать, умели использовать элементы народного творчества в самостоятельной художественной деятельности. Доступным и любимым материалом для детского творчества является глина. В русском народном искусстве раскраска глины богаче всего представлена в дымковской игрушке. Именно дымковская глиняная игрушка поражает нас своей яркостью, декоративностью и красочностью.
Важно, чтобы на занятиях детям было интересно, чтобы детские лица излучали радость, а глаза горели восторгом. Ведь именно от этого зависит успех развития детского художественного творчества. Я стараюсь занятия разнообразить, использовать игровые приемы, создавать игровые ситуации.
На данном занятии, дети выполняют роль народных мастеров и расписывают игрушки. Детям интересно действовать в игровом образе. Это создает радостную, необычную атмосферу, повышает интерес детей к занятию, вызывает яркий эмоциональный отклик, что способствует развитию детского творчества. На занятиях учу связывать изобразительное творчество народных мастеров с устным народным творчеством. Дети с удовольствием рассматривают свои работы, играют с ними, говорят о них. Эту активность детей я поддерживаю и развиваю.
На занятиях по изодеятельности и в свободное время детей знакомлю с видом декоративно-прикладного искусства – дымковской игрушкой; рассматриваем предметы народных мастеров, обращая внимание на контрастные сочетания цветов – красного, малинового, желтого, голубого, зеленого, нанесенных на белую основу, на декоративные приемы рисования, основанные на применении простого геометрического орнамента; используя шаблоны, дети учились расписывать силуэты игрушек; заучивали материал русского народного творчества: стихи, потешки, загадки; организовывали выставку книг, картинок, открыток и рисунков детей, вылепили фигурки игрушек, загрунтовали их. В качестве натуры я всегда использую дымковские игрушки, т.е. подлинные произведения народных умельцев.
Во время работы дети проявляют свое творчество, но необходимо внимательно следить за тем, чтобы налепы прочно были прикреплены к поверхности изделия. Детям нравится, что они лепят так же, как народные мастера. Они стараются сделать свою игрушку похожей на те образцы, которые им предлагали для рассматривания. Затем детские изделия , грунтуем белой гуашью и раскрашиваем гуашью.. И… начинается самая интересная и увлекательная работа, которую дети выполняют, затаив дыхание – раскрашивание изделия по собственному замыслу или подражая декоративной росписи народных мастеров. Главное для детей в этом процессе – делать все творчески, т.е. с фантазией, любовью, выдумкой, вдохновенно.
Задачи:
- Знакомить детей с изделиями народных промыслов: знакомить с историей народной игрушки, развивать интерес к традиционной народной культуре; закреплять знания детей о процессе изготовления глиняной игрушки; знакомить с дымковской, филимоновской и каргопольской игрушками и их росписями.
- Учить расписывать объёмные фигуры-игрушки дымковскими узорами.
- Развивать чувство цвета при составлении узора.
Побуждать создавать изображения по мотивам
народной декоративной росписи.. Закрепить умения
ритмично располагать узор.
Воспитывать самостоятельность и творчество.
Предварительная работа.
- Знакомство со свойствами глины и соленого теста, знакомство с правилами обращения с ним.
- Знакомство с процессом изготовления дымковской игрушки.
- Чтение книг, стихов, потешек, рассматривание иллюстраций, игрушек.
- Знакомство с декоративными приемами рисования.
- Рассматривание альбома «Дымковские игрушки»
- Используя шаблоны, учились расписывать бумажные силуэты игрушек.
- Изготовление детьми объёмных игрушек.
- Консультации для родителей: «Влияние народных промыслов на эстетическое воспитание детей дошкольного возраста»; «Народные игры в семье.»
Материал:
Для музея: в группе оформлены столы с подлинные
произведения народных умельцев игрушки из глины:
дымковской, каргопольской и филимоновской
игрушками; матрешки; фото альбомы представлены и
детские игрушки: куклы-квадки. Народные костюмы
на ребенка-экскурсовода.
Для мастерской: фигурки вылепленные детьми,
гуашь, палитры, кисти, ватные палочки, салфетки,
баночки с водой (непроливайки).