Тема урока |
Место урока по теме |
||
Чистые вещества и смеси. |
Урок 3 в теме № 1 «Первоначальные химические понятия». | ||
Тип урока |
Формы, приемы, методы, средства |
||
Практикум: Практическая работа № 2 «Очистка загрязненной поваренной соли». |
Методы:
проблемно-диалогические элементы технологии,
метод сравнения, практико-ориентированный метод,
метод наблюдения, элементы ИКТ технология на
основе интернет ресурсов и
электронно-образовательных ресурсов и метода
виртуальной демонстрации. Приемы: раскрытие причинно-следственных связей, составление обобщенных таблиц, решение экспериментальных задач, обращение к жизненному опыту обучающихся. Формы: индивидуальные, групповые, практические, работа в парах. Средства: учебник, электронные образовательные ресурсы, сеть Интернет, химический эксперимент, таблица, схема, лабораторное оборудование. |
||
Цель урока: создать условия для развития у обучающихся ключевых компетенций. | Задачи урока: задать алгоритмы учебных действий у обучающихся, которые могут привести к достижению предполагаемых результатов обучения. | ||
Коммуникативной: умение: Учебно-познавательной: – применять знания в стандартной ситуации; Информационной: – самостоятельно искать, анализировать и
отбирать необходимую учебную информацию; Общекультурной и здоровьесберегающей: – познавать опыт в области
практической деятельности; |
Обучающие: –
классифицировать понятие «вещество» с введением
подпонятий «чистое вещество» и «смесь»; |
||
Развивающие: –
тренировать умения оперировать теми химическими
понятиями, которые необходимы для объяснения
собственных учебных действий; |
|||
Воспитательные: –
вызывать интерес к изучению предмета «Химия»
через практико-ориентированные учебные
действия; |
|||
Компетенции: |
Предполагаемые результаты: | ||
Коммуникативные: обучающийся | Метапредметные: обучающийся | ||
ставит учебную цель деятельности | умеет ставить учебную цель, согласованную с темой урока | ||
определяет пути достижения учебной цели | выбирает наиболее эффективные способы достижения | ||
оценивает результаты | умеет самостоятельно и аргументированно оценивать свои действия и действия своих одноклассников, партнеров по группе, паре; | ||
защищает свою точку зрения | умеет корректно отстаивать свою позицию, в том числе в ситуации столкновения интересов. | ||
работает в группе | умеет эффективно сотрудничать и взаимодействовать на основе координации различных позиций при выработке общего решения в совместной деятельности; слушать и слышать партнеров; продуктивно решать конфликтные ситуации на основе учета интересов и позиций всех его участников. | ||
владеет письменной коммуникацией | умеет в письменной форме давать определение понятиям, классифицировать и структурировать учебно-информационный материал | ||
владеет устной коммуникацией | умеет в устной форме ставить вопросы, выдвигать гипотезы, решения проблемной ситуации. | ||
владеет продуктивной коммуникацией | владеет основными логическими приемами: анализом, синтезом, обобщением, умением делать выводы. | ||
Учебно-познавательные: обучающийся | Предметные: обучающийся | ||
применяет знания в стандартной ситуации | Знание: | определяет понятия «чистое
вещество» и «смесь»; называет способы разделения смесей. |
|
осуществляет практическую деятельность | Понимание: | сопоставляет опытным пути разделения смеси песка и поваренной соли. |
|
Информационные: обучающийся | Применение: | демонстрирует знания о способах разделения смесей на практике; соблюдает технику безопасности при проведении опытов. | |
самостоятельно ищет, анализирует и отбирает необходимую учебную информацию | Анализ: | сравнивает чистые вещества и смеси; сделать вывод о способах разделения смеси песка и поваренной соли. | |
преобразовывает её в знание, передает и осмысливает информацию | Синтез: | аргументирует выбор способа разделения смеси песка и поваренной соли; составляет и записывает свои действия и наблюдения в таблицу. | |
владеет современными средствами информации | Оценивание: | определяет чистые вещества и смеси из предложенного учителем списка веществ; предлагает примеры чистых веществ и смесей самостоятельно на основе жизненного опыта; делает выводы о применяемых способах разделения веществ на практике | |
Общекультурные и здоровьесберегающие: обучающийся | Личностные: обучающийся | ||
познает опыт в области практической деятельности | имеет целостное мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общественной практики | ||
приобретает опыт безопасной
деятельности при проведении практических работ
по химии; безопасного обращения с лабораторным оборудованием, химическими веществами, опасными (горючими) веществами |
умеет организовывать учебно-практическую деятельность в соответствие с представлениями о здоровом и безопасном образе жизни, правилах безопасности; организует собственное безопасное поведение | ||
приобретет навыки рациональной организации учебного труда | умеет находить способы рациональной организации учебного труда | ||
Информационно-коммуникационные средства: | Учебно-методическое обеспечение урока: |
Оборудование: |
|
сеть Интернет: поисковые системы
Яндекс http://www.yandex.ru/ Словари и энциклопедии в Академике http://dic.academic.ru/ Википедия https://ru.wikipedia.org/wiki/%D1%EC%E5%F1%FC_(%F5%E8%EC%E8%FF) Электронные образовательные ресурсы: Единая коллекция ЦОР http://school-collection.edu.ru./ ЦОР «Физические явления Выпаривание и кристаллизация». http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/617f8dc7-8cff-11db-b606-0800200c9a66/ch08_25_05.swf программное обеспечение: авторская презентация в программе Microsoft PowerPoint 2010 «Чистые вещества и смеси». |
Учебная литература для обучающихся: Учебник. Неорганическая химия 8 класс, авторы: Рудзитис Г.Е., Просвещение 2012 [c.7-8] Фельдман Ф.Г. Рабочая тетрадь Химия 8, автор Габрусева Н.И., Просвещение 2012. [c.4-5] Методическая литература для учителя: Химия достижение метапредметных результатов обучения. Методическое пособие. 8 – 9 классы, авторы Шаталов М.А., Кузнецова Н.Е., Вентана-Граф, 2012 [c. 75 – 78] Дидактический материал: карточки «Практическая работа №2 Очистка загрязненной поваренной соли». |
Техника: компьютер учителя,
компьютеры у учащихся видеопроектор,
интерактивная доска. Лабораторное оборудование: штатив с кольцом, колба плоскодонная, воронка коническая, стеклянная палочка, спиртовка, фильтр бумажный, стакан химический, фарфоровая чашка, спички, мерный стакан. Вещества: смесь песка и поваренной соли, вода. |
Структура урока
(указание этапов и их хронология)
№ п\п | Этапы урока |
Планируемое время |
1. | Организационный момент. Мотивация. | 2 мин. |
2. | Создание проблемной ситуации, целеполагание. | 3 мин. |
3. | Актуализация знаний. | 3 мин. |
4. | Открытие новых знаний. | 4 мин. |
5. | Практическая работа. | 20 мин. |
6. | Развитие умений. | 7 мин. |
7. | Подведение итога урока, рефлексия. | 5 мин. |
8. | Домашнее задание. | 1 мин. |
ХОД УРОКА
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
Время |
Организационный момент. | «Здравствуйте! Прежде чем начать урок,
давайте проверим готовность ваших рабочих мест.
Садитесь». «Чтобы оценить вашу работу на уроке я предлагаю ввести следующую систему оценки вашей работы, посмотрите на слайд презентации 1» «Спасибо, что большинство ребят в классе согласны с данной системой оценки учебной деятельности». |
Обучающие проверяют наличие учебных
принадлежностей и садятся на свои места. Смотрят на слад презентации и голосуют «за», «против», «воздержался». По ходу урока во время ответов, выполнения заданий, практической работы, упражнений обучающиеся получают смайлики: отличный ответ неверный ответ ответ с ошибкой |
2 мин. |
Мотивация. | «Сегодня на одном сайте я прочитала
интересное объявление. Попробуйте найти его сами
через поисковую систему Яндекс, открыв сайт: http://strelnikovairinatarielovna.jimdo.com/%D0%B1%D0%BB%D0%BE%D0%B3/
». Кто-то может спросить: «Зачем нам записываться в алхимики?». «Действительно, зачем?». Ответ учителя: «Да, верно, именно этим занимались алхимики. Но мы с вами живем в современном мире, проживаем в местности, где добывают золотоносную руду и производят золото. Конечно с эликсиром молодости немного сложнее, но все же мы с вами изучаем химию, поэтому можем стать немного волшебниками и записаться на курсы, которые объявил Химикус и провести опыты. Согласны?». |
Работают в сети интернет, занимаются
поиском сайта через поисковую систему Яндекс. Открывают сайт: и читают объявление: «Великий маг и чародей Химикус объявляет набор на курсы алхимиков». Предположительные ответы обучающихся: – Чтобы получить эликсир молодости! – Чтобы получить золото из других веществ!
Обучающиеся отвечают: «Да». |
|
Создание проблемной ситуации
Целеполагание |
Вопрос: «Вы говорили о получении
золота, но в каком виде встречается это вещество
в природе?». Постановка проблемной ситуации:
«Так в каком виде встречаются вещества в природе?
В чистом виде или в виде смесей? Прежде чем
ответить на эти вопросы, попробуйте назвать тему
нашего урока».
«Теперь вспомните, о чем мы говорили в самом
начале урока? И сформулируйте цель нашего
сегодняшнего урока». |
Предположительные ответы
обучающихся: – Золото встречается в природе в чистом виде. – Золото – драгоценный металл, входящий в состав золотоносной руды. Предположительные ответы обучающихся: – Тема нашего урока: «Вещества и смеси». – Тема нашего урока: «Какие бывают вещества?». – Тема нашего урока, «Чистые вещества и смеси». Смотрят
на первый слайд презентации и открывают рабочие
тетради и читают, тему урока. |
3 мин. |
Актуализация знаний | Организует межпредметную беседу для
актуализации знаний обучающихся о структурных
частицах вещества: «Вспомните из курса физики,
из каких частиц состоят вещества?». Вопрос: «Отличаются ли друг от друга молекулы одного и того же вещества?». Вопрос: «А молекулы разных веществ?». |
Ответы: – Вещества состоят из молекул и атомов. – Да. – Нет. – Не отличаются, потому что у одного и того же вещества молекулы одного вида. – Да. – Нет. – Отличаются, потому что у разных веществ молекулы разных видов. |
3 мин. |
Открытие новых знаний | Задача, которая приводит обучающихся
к пониманию сущности понятий «чистое вещество» и
«смесь»: «Попробуем определить какие из ваших
ответов верные. На интерактивной доске 2
модели. Первая модель молекулы воды и вторая
вещества воды. «Чем они отличаются?». «Верно. Тогда вода – это чистое вещество или смесь?». Вопрос: «А если к воде добавить
соль, то это будет смесь или чистое вещество?». |
Предположительные ответы
обучающихся: – Чистое вещество, потому что состоит только из одинаковых молекул – из молекул воды. – Смесь, потому что состоит из разных молекул. – Это смесь, так как смешали два разных вещества: соль и воду.
Википедия Заходят в поисковую систему Яндекс http://www.yandex.ru/ и в браузере
поисковика Словари и энциклопедии в
Академике, открывают сайт и в ее поисковой
системе задают понятие 1, http://dic.academic.ru/
Также «Википедия», открывают сайт и в её
поисковой системе задают поиск понятия 2. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D1%EC%E5%F1%FC_(%F5%E8%EC%E8%FF)
|
4 мин. |
Практическая работа | Решение учебной проблемы через
осуществление практической деятельности: «Мы
совсем забыли, что маг и чародей Химикус ждет нас
в своей лаборатории. Он приготовил для вас
интересную практическую задачку, которую как он
считает решить нелегко. А именно, он соединил два
вещества: поваренную соль и песок. Вам нужно их
разделить». Вопрос: «Кто мне скажет, какие последовательные действия вы будете осуществлять для того, чтобы достичь заданной цели: разделить смесь песка и поваренной соли?»
«Молодцы, ребята, вы все верно сказали, а теперь каждая группа приступить к разработке своей части плана практической работы, т.е. вы должны составить алгоритм своих практических действий и записать их в колонку таблицы под названием: «Что делаю?». «Ну, что вы готовы? Давайте послушаем ответы каждой группы».
«Молодцы ребята, давайте посмотрим, как
правильно проделать опыт. Об этом нам расскажет
маг и чародей Химикус». |
Обучающиеся находят на столах лотки с
приготовленным оборудованием и веществами. Готовят тетради для записи своих практических действий. Преобразуются в группы. Предположительные
ответы обучающихся: Ответы обучающихся: |
20 мин. |
Развитие умений | Вопрос: «Отлично, у нас осталось
время, чтобы проанализировать все ли мы узнали на
уроке, что сами намечали в его начале?». Вопрос: «А разве, мы это не выяснили в ходе практической работы?». «Посмотрите на слайд 3 и
выполните задания 1 и 2». Учитель проверяет
выполненные задания в процессе фронтальной
беседы. |
Ответы обучающихся: – Да. – Нет. – Мы забыли выяснить, в каком виде встречаются вещества в природе? В чистом виде или в виде смесей? – Да, выяснили. Вещества в природе встречаются в виде смесей. А чистые вещества можно получить в лаборатории. Устно выполняют задания, размещенные на 3 слайде презентации. Выполняют задание №1 в рабочей тетради. Проводят взаимопроверку в парах. |
7 мин. |
Подведение итогов урока, рефлексия. | «Давайте, подведем итог нашего урока.
Перечислим цели урока и все ли они
достигнуты?».
«Следовательно, мы достигли всех целей нашего
урока и пора поставить оценки за работу на уроке.
Оценки за практическую работу будут объявлены в
начале следующего урока». |
Ответы обучающихся: – Мы узнали, какие бывают чистые вещества и смеси, а также дали определения этим понятиям. – Мы научились разделять опытным путем смесь песка и поваренной соли способами: растворением, фильтрацией, кристаллизацией. – Мы умеет отличать и сравнивать чистые вещества и смеси друг с другом. Выставляют оценки за урок в дневник с подсчетом у каждого обучающегося заработанных на уроке смайликов и учетом критерий оценивания представленных на слайде 1. Результат: Зырянов Родион: отличный ответ (3) неверный ответ (2) ответ с ошибкой (3) Колесникова Ксения: отличный ответ (1) неверный ответ (2) ответ с ошибкой (3) Перов Петр: отличный ответ (2) неверный ответ (2) ответ с ошибкой (1) |
5 мин. |
Домашнее задание | § 2 с. 6-10 с.12 упр. 4, 5, 7, 9 (2 на выбор). | Смотрят на слайд 4 и записывают домашнее задание на следующий урок в дневник. | 1 мин |