Урок химии по теме «Чистые вещества и смеси». 8-й класс

Разделы: Химия

Класс: 8


Тема урока

Место урока по теме

Чистые вещества и смеси.

Урок 3 в теме № 1 «Первоначальные химические понятия».

Тип урока

Формы, приемы, методы, средства

Практикум: Практическая работа № 2 «Очистка загрязненной поваренной соли».

Методы: проблемно-диалогические элементы технологии, метод сравнения, практико-ориентированный метод, метод наблюдения, элементы ИКТ технология на основе интернет ресурсов и электронно-образовательных ресурсов  и метода виртуальной демонстрации.
Приемы: раскрытие причинно-следственных связей, составление обобщенных таблиц, решение экспериментальных задач, обращение к жизненному опыту обучающихся.
Формы: индивидуальные, групповые, практические, работа в парах.
Средства: учебник, электронные образовательные ресурсы, сеть Интернет, химический эксперимент, таблица, схема, лабораторное оборудование.
Цель урока: создать условия для развития у обучающихся ключевых компетенций. Задачи урока: задать алгоритмы учебных действий у обучающихся, которые могут привести к достижению предполагаемых результатов обучения.
Коммуникативной:

умение: 
– ставить учебную цель деятельности;
– определять пути её достижения;
– оценивать результаты;
– защищать свою точку зрения;
– работать в группе;
владение:
– письменной коммуникацией;
– устной коммуникацией;
– продуктивной коммуникацией.

Учебно-познавательной:

– применять знания в стандартной ситуации;
– осуществлять практическую деятельность.

Информационной:

– самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую учебную информацию;
– преобразовывать её в знание, передавать и осмысливать информацию;
– владеть современными средствами информации (интерактивной доской, сетью Интернет).

Общекультурной и здоровьесберегающей:

познавать опыт в области практической деятельности;
приобретать опыт безопасной деятельности при проведении практических работ по химии;
безопасного обращения с лабораторным оборудованием, химическими веществами, опасными (горючими) веществами;
приобретать навыки рациональной организации учебного труда.

Обучающие:

– классифицировать понятие «вещество» с введением подпонятий «чистое вещество» и «смесь»;
– рассмотреть способы разделения смеси в ходе практической работы «Очистка смеси поваренной соли и песка».

Развивающие:

– тренировать умения оперировать теми химическими понятиями, которые необходимы для объяснения собственных учебных действий;
– развивать умения  составлять алгоритм рассуждения  и предполагаемых действий при практическом определении способов очистки смеси поваренной соли и песка.

Воспитательные:

– вызывать интерес к изучению предмета «Химия» через практико-ориентированные учебные действия;
– поощрять активность, направленную на решение учебных задач;
– создавать ситуации коммуникационного взаимодействия и отрабатывать умения  письменной, устной и продуктивной коммуникации.

Компетенции:

Предполагаемые результаты:
Коммуникативные: обучающийся Метапредметные: обучающийся
ставит учебную цель деятельности умеет ставить учебную цель, согласованную с темой урока
определяет пути достижения учебной цели выбирает наиболее эффективные способы достижения
оценивает результаты умеет самостоятельно и аргументированно оценивать свои действия и действия своих одноклассников, партнеров по группе, паре;
защищает свою точку зрения умеет корректно отстаивать свою позицию, в том числе в ситуации столкновения интересов.
работает в группе умеет эффективно сотрудничать и взаимодействовать на основе координации  различных позиций при выработке общего решения в совместной деятельности; слушать и слышать партнеров; продуктивно решать конфликтные ситуации на основе учета интересов и позиций всех его участников. 
владеет письменной коммуникацией умеет в письменной форме давать определение понятиям, классифицировать и структурировать учебно-информационный материал
владеет устной коммуникацией умеет в устной форме ставить вопросы, выдвигать гипотезы, решения проблемной ситуации.
владеет продуктивной коммуникацией владеет основными логическими приемами: анализом, синтезом, обобщением, умением делать выводы.
Учебно-познавательные: обучающийся Предметные: обучающийся
применяет знания в стандартной ситуации Знание: определяет понятия «чистое вещество» и «смесь»;
называет способы разделения смесей.
осуществляет практическую деятельность Понимание: сопоставляет опытным
пути разделения смеси песка и поваренной соли.
Информационные: обучающийся Применение: демонстрирует знания о способах разделения смесей на практике; соблюдает технику безопасности при проведении опытов.
самостоятельно ищет, анализирует и отбирает необходимую учебную информацию Анализ: сравнивает чистые вещества и смеси; сделать вывод о способах разделения смеси песка и поваренной соли.
преобразовывает её в знание, передает и осмысливает информацию Синтез: аргументирует выбор способа разделения смеси песка и поваренной соли; составляет и записывает свои действия и наблюдения в таблицу.
владеет современными средствами информации Оценивание: определяет чистые вещества и смеси из предложенного учителем списка  веществ; предлагает примеры чистых веществ и смесей самостоятельно на основе жизненного опыта; делает выводы о применяемых способах разделения веществ на практике
Общекультурные и здоровьесберегающие: обучающийся Личностные: обучающийся
познает опыт в области практической деятельности имеет целостное мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общественной практики
приобретает опыт безопасной деятельности при проведении практических работ по химии;
безопасного обращения с лабораторным оборудованием, химическими веществами, опасными (горючими) веществами
умеет организовывать учебно-практическую деятельность в соответствие с представлениями о здоровом и безопасном образе жизни, правилах безопасности; организует собственное безопасное поведение
приобретет навыки рациональной организации учебного труда умеет находить способы рациональной организации учебного труда
Информационно-коммуникационные средства:

Учебно-методическое обеспечение урока:

Оборудование:

сеть Интернет: поисковые системы Яндекс http://www.yandex.ru/ 
Словари и энциклопедии в Академике  http://dic.academic.ru/
Википедия
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D1%EC%E5%F1%FC_(%F5%E8%EC%E8%FF)
Электронные образовательные ресурсы: Единая коллекция ЦОР
http://school-collection.edu.ru./
ЦОР «Физические явления Выпаривание и кристаллизация». http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/617f8dc7-8cff-11db-b606-0800200c9a66/ch08_25_05.swf
программное обеспечение:
авторская презентация в программе Microsoft PowerPoint 2010 «Чистые вещества и смеси».
Учебная литература для обучающихся:
Учебник. Неорганическая  химия 8 класс, авторы: Рудзитис Г.Е., Просвещение  2012 [c.7-8]
Фельдман Ф.Г.
Рабочая тетрадь Химия 8, автор Габрусева Н.И., Просвещение 2012. [c.4-5]
Методическая литература для учителя:
Химия достижение метапредметных результатов обучения. Методическое пособие. 8 – 9 классы, авторы Шаталов М.А., Кузнецова Н.Е., Вентана-Граф, 2012 [c. 75 – 78]
Дидактический материал:
карточки «Практическая работа №2 Очистка загрязненной поваренной соли».
Техника: компьютер учителя, компьютеры у учащихся видеопроектор, интерактивная доска.
Лабораторное оборудование: штатив с кольцом, колба плоскодонная, воронка коническая, стеклянная палочка, спиртовка, фильтр бумажный, стакан химический, фарфоровая чашка, спички, мерный стакан.
Вещества: смесь песка и поваренной соли, вода.

Структура урока
(указание этапов и их хронология)

№ п\п

Этапы урока

Планируемое время

1. Организационный момент. Мотивация.

2 мин.

2. Создание проблемной ситуации, целеполагание.

3 мин.

3. Актуализация знаний.

3 мин.

4. Открытие новых знаний.

4 мин.

5. Практическая работа.

20 мин.

6. Развитие умений.

7 мин.

7. Подведение итога урока, рефлексия.

5 мин.

8. Домашнее задание.

1 мин.

ХОД УРОКА

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Время

Организационный момент. «Здравствуйте! Прежде чем начать урок, давайте проверим готовность ваших рабочих мест. Садитесь».
«Чтобы оценить вашу работу на уроке я предлагаю ввести следующую систему оценки вашей работы, посмотрите на слайд презентации 1»
«Спасибо, что большинство ребят в классе согласны с данной системой оценки учебной деятельности».
Обучающие проверяют наличие учебных принадлежностей и садятся на свои места.
Смотрят на слад презентации и голосуют «за», «против», «воздержался».
По ходу урока во время ответов, выполнения заданий, практической работы, упражнений обучающиеся получают смайлики:
 отличный ответ

 неверный ответ

 ответ с ошибкой

2 мин.

Мотивация. «Сегодня на одном сайте я прочитала  интересное объявление. Попробуйте найти его сами через поисковую систему Яндекс, открыв сайт:  http://strelnikovairinatarielovna.jimdo.com/%D0%B1%D0%BB%D0%BE%D0%B3/ ».

Кто-то может спросить: «Зачем нам записываться в алхимики?». «Действительно, зачем?».

Ответ учителя: «Да, верно, именно этим занимались алхимики. Но мы с вами живем в современном мире, проживаем в местности, где добывают золотоносную руду и производят золото. Конечно с эликсиром молодости немного сложнее, но все же мы с вами изучаем химию, поэтому можем стать немного волшебниками и записаться на курсы, которые объявил Химикус и провести опыты. Согласны?».

Работают в сети интернет, занимаются поиском сайта через поисковую систему Яндекс.
Открывают сайт:
и читают объявление: «Великий маг и чародей Химикус объявляет набор на курсы алхимиков».
Предположительные ответы обучающихся:
– Чтобы получить эликсир молодости!
– Чтобы получить золото из других веществ!

 

Обучающиеся отвечают: «Да».

Создание проблемной ситуации

 

 

 

Целеполагание

Вопрос: «Вы говорили о получении золота, но в каком виде встречается это вещество в природе?».

Постановка проблемной ситуации: «Так в каком виде встречаются вещества в природе? В чистом виде или в виде смесей? Прежде чем ответить на эти вопросы, попробуйте назвать тему нашего урока».
«Посмотрите на первый слайд и найдите тему урока в рабочей тетради на странице 4».
Вопрос: «Кто из вас угадал с темой?

 

«Теперь вспомните, о чем мы говорили в самом начале урока? И сформулируйте цель нашего сегодняшнего урока».
«Верно.  Вы сможете определять понятия «чистое вещество» и «смесь».  Находить отличия чистых веществ и смесей. И провести опыты по разделению смеси».

Предположительные ответы обучающихся:
– Золото встречается в природе в чистом виде.
– Золото – драгоценный металл, входящий в состав золотоносной руды.
Предположительные ответы обучающихся:
– Тема нашего урока: «Вещества и смеси».
– Тема нашего урока: «Какие бывают вещества?».
– Тема нашего урока, «Чистые вещества и смеси».

Смотрят на первый слайд презентации и открывают рабочие тетради и читают, тему урока.
Ответы: называют имя ученика правильно сформулировавшего тему урока, либо близкого к теме.
Ответы:
– Какие вещества называются чистыми, а какие смесями.
– Чем отличаются чистые вещества и смеси.
– Провести опыты.

3 мин.

Актуализация знаний Организует межпредметную беседу для актуализации знаний обучающихся о структурных частицах вещества: «Вспомните из курса физики, из каких частиц состоят вещества?».
Вопрос: «Отличаются ли друг от друга молекулы одного и того же вещества?».
Вопрос: «А молекулы разных веществ?».
Ответы:
– Вещества состоят из молекул и атомов.
– Да.
– Нет.
– Не отличаются, потому что у одного и того же вещества молекулы одного вида.
– Да.
– Нет.
– Отличаются, потому что у разных веществ молекулы разных видов.

3 мин.

Открытие новых знаний Задача, которая приводит обучающихся к пониманию сущности понятий «чистое вещество» и «смесь»: «Попробуем определить какие из ваших ответов верные. На интерактивной доске 2 модели. Первая модель молекулы воды и вторая вещества воды. 
«Чем они отличаются?». 
«Верно. Тогда вода – это чистое вещество или смесь?».

Вопрос: «А если к воде добавить соль, то это будет смесь или чистое вещество?».
Повторяю вопрос: «Тогда вода – это чистое вещество или смесь?».
Вывод: «Вот вы сами и дали определение понятий «чистое вещество» и «смеси». Проверяем  определение понятий на сайте:
Чистые вещества – это вещества, которые  обладают постоянными физическими свойствами и постоянным составом, а также состоят из молекул или атомов одного и того же вида.
Смеси – это вещества, которые  не имеют постоянного состава и получены перемешиванием двух и более веществ, а, следовательно, состоят из нескольких разновидностей молекул или атомов.

Предположительные ответы обучающихся:
– Чистое вещество, потому что состоит только из одинаковых молекул – из молекул воды.
– Смесь, потому что состоит из разных молекул.
– Это смесь, так как  смешали два разных вещества: соль и воду.


– Это чистое вещество, потому что состоит из одних и тех же частиц – молекул воды.


Яндекс

Википедия

Заходят в поисковую систему Яндекс http://www.yandex.ru/ и в браузере поисковика Словари и энциклопедии в Академике, открывают сайт и в ее поисковой системе задают понятие 1,  http://dic.academic.ru/ Также «Википедия», открывают сайт и в её поисковой системе задают поиск понятия 2. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D1%EC%E5%F1%FC_(%F5%E8%EC%E8%FF)
Записывают определение понятий в рабочей тетради на странице 4 задание №8.

4 мин.

Практическая работа Решение учебной проблемы через осуществление практической деятельности: «Мы совсем забыли, что маг и чародей Химикус ждет нас в своей лаборатории. Он приготовил для вас интересную практическую задачку, которую как он считает решить нелегко. А именно, он соединил два вещества: поваренную соль и песок. Вам нужно их разделить».
Вопрос: «Кто мне скажет, какие последовательные действия вы будете осуществлять для того, чтобы достичь заданной цели: разделить смесь песка и поваренной соли?»

 

 

 

 

«Молодцы, ребята, вы все верно сказали, а теперь каждая группа приступить к разработке своей части плана практической работы, т.е. вы должны составить алгоритм своих практических действий и записать их в колонку таблицы под названием: «Что делаю?».

«Ну, что вы готовы? Давайте послушаем ответы каждой группы».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Молодцы ребята, давайте посмотрим, как правильно проделать опыт. Об этом нам расскажет маг и чародей Химикус».
«Теперь выполняем опыт. Записываем в тетрадь свои наблюдения. Если вы затрудняетесь, то смотрите в карточку хода практической работы. Карточка находится у вас на столах».
«Подведем итоги практической работы и сделаем выводы. Цель нашей работы была…?».
«Разделили?».
«Какие способы разделения данной смеси мы использовали?».
«Верно. Запишите это утверждение в выводе».
«Дальше….»
«Верно. Запишите это утверждение в выводе».
«Верно. Запишите это утверждение в выводе».
«Молодцы, ребята! Теперь уберите свои рабочие места. Передайте тетради для практических работ на проверку. Спасибо вы отлично справились с заданием мага и чародея Химикуса».

Обучающиеся находят на столах лотки с приготовленным оборудованием и веществами.
Готовят тетради для записи своих практических действий. Преобразуются в группы.

Предположительные ответы обучающихся:
– Нужно вспомнить технику безопасности, прежде чем начинать проводить опыты.
– Нужно подготовить прибор, чтобы разделить смесь песка и поваренной соли.
– Нужно начертить таблицу в тетради для практической работы, чтобы записывать, что ты делаешь и что наблюдаешь.
– Нужно составить ход опыта по разделению смеси песка и поваренной соли.
– В конце работы нужно сделать выводы о том, какие способы разделения смеси я использовал для проведения заданного опыта.
– Нужно убрать свое рабочее место.
Обучающиеся делятся на 3 группы и выбирают себе задание, обсуждают способы их решений, спорят и приходят к единому мнению:
1 группа вспоминает правила техники безопасности.
2 группа составляет алгоритм проведения опыта.
3 группа определяет, как собрать прибор для разделения смеси песка и поваренной соли.
Все группы чертят в тетради для практических работ таблицу со слайда 2.
Отвечают группы:
Первая группа:
– прежде чем начать опыты вспомним технику безопасности: Нельзя
– пробовать вещества на вкус;
– перемещаться из группы в группу при проведении опытов;
– передавать лабораторное оборудование и вещества с парты на парту;
Нужно:
– аккуратно обращаться со спиртовкой, спичками и веществами, чтобы не пролить и не просыпать их, а потушенные спички после зажжения спиртовки нужно класть в специальные фарфоровые стаканчики;
– осторожно наливать, ссыпать и перемешивать вещества, растворы; работать с ножницами;
– класть лабораторное оборудование в лоток;
– после проведения опыта все убрать за собой в лоток.
Вторая группа:
– Чтобы разделить смесь песка и поваренной соли нужно: 1) растворить смесь в воде; 2) отфильтровать песок; 3)полученный раствор выпарить, чтобы соль кристаллизовалась.
Третья группа:
– Нужно взять штатив с круглой лапкой, в лапку вставить делительную воронку и положить в нее фильтровальную бумагу.
– Под воронку поставить плоскодонную колбу для сбора раствора соли с водой.
– Затем собрать другой прибор, чтобы выпарить воду.
– Взять фарфоровую чашку и налить в нее отфильтрованную воду.
– Под фарфоровую чашку поставить спиртовку, так чтобы нагревание происходило на верхнем пламени спиртовки.
Смотрят электронный образовательный ресурс «Физические явления. Выпаривание и кристаллизация».
Выполняют практическую работу, записывают свои наблюдения в тетрадь для практических работ.

Ответы обучающихся:
– Мы должны были разделить смесь песка и поваренной соли.
– Да.
– Когда мы добавили в смесь песка и поваренной соли воду, то способ разделения смеси назывался растворение.
Записывают первый вывод по практической работе.
– Когда мы получили песок на фильтре, то способ называется фильтрацией.
Записывают второй вывод по практической работе.
– Когда мы выпарили воду из раствора, то способ называется кристаллизация.
Записывают третий вывод по практической работе.
Убирают свои рабочие места и сдают тетради для практических работ на проверку.

20 мин.

Развитие умений Вопрос: «Отлично, у нас осталось время, чтобы проанализировать все ли мы узнали на уроке, что сами намечали в его начале?».
Вопрос: «А разве, мы это не выяснили в ходе практической работы?».

«Посмотрите на слайд 3 и выполните задания 1 и 2». Учитель проверяет выполненные задания в процессе фронтальной беседы.
«Спасибо. Вы хорошо справились с этими заданиями».
«Откройте рабочие тетради и выполните задание №1 на странице 4, письменно. Проведите взаимопроверку». Учитель проверяет выполненные задания в процессе индивидуальной проверки обучающихся.

Ответы обучающихся:
– Да.
– Нет.
– Мы забыли выяснить, в каком виде встречаются вещества в природе? В чистом виде или в виде смесей?
– Да, выяснили. Вещества в природе встречаются в виде смесей. А чистые вещества можно получить в лаборатории.
Устно выполняют задания, размещенные на 3 слайде презентации.

Выполняют задание №1 в рабочей тетради. Проводят взаимопроверку в парах.

7 мин.

Подведение итогов урока, рефлексия. «Давайте, подведем итог нашего урока. Перечислим цели урока  и все ли они достигнуты?».

 

 

 

«Следовательно, мы достигли всех целей нашего урока и пора поставить оценки за работу на уроке. Оценки за практическую работу будут объявлены в начале следующего урока».
Оценки за урок:
Зырянов Родион – «4»
Колесникова Ксения – «3»
Перов Петр – «4»

Ответы обучающихся:
– Мы узнали, какие бывают чистые вещества и смеси, а также дали определения этим понятиям.
– Мы научились разделять опытным путем смесь песка и поваренной соли способами: растворением, фильтрацией, кристаллизацией.
– Мы умеет отличать и сравнивать чистые вещества и смеси друг с другом.
Выставляют оценки за урок в дневник с подсчетом у каждого обучающегося заработанных на уроке смайликов и учетом критерий оценивания представленных на слайде 1.

Результат:

Зырянов Родион:

 отличный ответ  (3)

 неверный ответ (2)

 ответ с ошибкой (3)

Колесникова Ксения:

 отличный ответ (1)

 неверный ответ (2)

 ответ с ошибкой (3)

Перов Петр:

 отличный ответ  (2)

 неверный ответ (2)

 ответ с ошибкой (1)

5 мин.

Домашнее задание § 2 с. 6-10 с.12 упр. 4, 5, 7, 9 (2 на выбор). Смотрят на слайд 4 и записывают домашнее задание на следующий урок в дневник.

1 мин