Цели урока:
- подвести учащихся к критическому осмыслению и обобщению уже известной и новой информации;
- ознакомить с типами, назначении, принципах работы, особенностях, коэффициенте полезного действия, технологичности, перспективах применения, экологичности тепловых машин.
Задачи урока:
- Образовательные: изучить типы, назначение, особенности тепловых машин
- Развивающие: развивать умение связно и логично излагать свои мысли, классифицировать, сравнивать и анализировать, задавать вопросы, развивать коммуникативные навыки в процессе работы в группе, систематизировать изученный материал с помощью кластеров.
- Воспитывающие: показать значение, экологичность тепловых машин
Урок – это структура, имеющая в своей основе развивающие и воспитательные цели и задачи.
Работа выполняется учениками индивидуально, а также в парах и группах.
Урок направлен на достижение следующих образовательных результатов:
– умение работать с информационным потоком;
– пользоваться различными способами
интегрирования информации;
– задавать вопросы, самостоятельно
формулировать гипотезу;
– решать проблемы;
– вырабатывать собственное мнение;
– выражать свои мысли;
– аргументировать свою точку зрения и учитывать
точки зрения других;
– способность самостоятельно заниматься своим
обучением;
– участвовать в совместном принятии решения;
– умение сотрудничать и работать в группе .
Урок, проводимый по этой технологии, строится в соответствии с технологической цепочкой: вызов – осмысление – рефлексия.
Подготовительный этап
Подготовить домашнее задание к данному уроку:
прочитать в учебнике или в дополнительной литературе материал о тепловых машинах и выписать данные о типе, назначении, принципах работы, особенностях, коэффициенте полезного действия, технологичности, перспективах применения, экологичности.
Стадия вызова
Эта стадия позволяет:
– актуализировать и обобщить имеющиеся
у ученика знания по данной теме или – проблеме;
– вызвать устойчивый интерес к изучаемой теме,
мотивировать ученика к учебной деятельности;
– сформулировать вопросы, на которые хотелось бы
получить ответы;
– побудить ученика к активной работе на уроке.
Демонстрируется презентация о видах тепловых
машин с кратким описанием. Это машины Папена,
Севери, Ньюкомена, Уатта, Лебона, Ленуара, Отто, Бо
де Роша, Даймлера, Дизеля, Ванкеля, газотурбинные
двигатели, водородные двигатели.
Стадия осмысления
Эта стадия позволяет ученику:
– получить новую информацию, осмыслить
ее;
– соотнести с уже имеющимися знаниями;
– искать ответы на вопросы, поставленные в
первой части.
Класс делится на группы.
Участникам раздаются текстовые
материалы о различных типах тепловых машин.
Происходит работа с текстом – чтение, которое
сопровождается действиями ученика: маркировкой
с использованием значков "v", "+",
"–", "?" (по мере чтения ставятся на
полях справа), поиск ответов на поставленные в
первой части урока вопросы и др. В результате
этого ученики получают новую информацию,
соотносят новые и имеющиеся знания,
систематизируют полученные данные.
Каждая группа анализирует
параметры, характеристики, свойства тепловых
машин.
На данном этапе используются такие приемы
технологии РКМЧП, как:
– чтение текста с выделением ключевых
слов;
– маркировка текста;
– создание кластеров.
Условные обозначения при работе с текстом:
v – знаю, думаю, что знаю;
+ – новая информация;
– – думаю иначе;
? – сомнительная информация.
Прием «Кластер» («пучок», «гроздь»). Нужен для обобщения и систематизации информации.
Стадия рефлексии
На стадии рефлексии учащиеся
обращаются к первоначальным записям и
предположениям, дополняют их, выполняют
исследовательские, творческие задания на основе
изученного материала, обобщают и
систематизируют изученный материал.
Поочередно учащиеся выходят к доске и обобщают
полученную информацию по типу машин, подводя
итоги, предлагая свой варианты их дальнейшего
развития.
Общие выводы
Водородными двигателями активно занимаются
крупнейшие немецкие, японские, американские и др.
автомобильные компании. Водородный двигатель
представил и АвтоВАЗ. Подобные двигатели находят
поддержку у правительств: США выделяет на
разработку миллиард долларов, президент нашей
страны делает громкое заявление о поддержке
водородной энергетики, «Единая Россия»
добивается выделения из бюджета миллиарда
рублей.
Основная проблема водородного двигателя состоит
в том, что добывать водород в природе невозможно
– его приходится получать электролизом воды, или
переработкой природных углеводородов, все равно,
сжигая при этом нефть, газ, уголь или уран. Таким
образом, водород является не топливом, а лишь
аккумулятором энергии.
Кроме того, по различным оценкам, на сегодняшний
день суммарная мощность всех автомобилей в
десятки раз превосходит суммарную мощность всех
электростанций, а электростанции и так не всегда
справляются с возрастающей нагрузкой (вспомним
недавние отключения в Москве, Владивостоке,
США…). Если учесть, что на ввод в строй только
одной электростанции нужно (при полном
финансировании) 3-5 лет, то становится очевидно,
что массовый переход транспорта на водород в
обозримой перспективе невозможен в принципе.
Оценка деятельности учащихся
Учитель по результатам работы учащихся оглашает оценки за урок.
Домашнее задание
На электронную доску выводится домашнее
задание на расчет КПД теплового двигателя.
В работе использованы материалы Википедии.