В исследованиях ведущих ученых-тифлопедагогов (В. П. Ермаков, М. И. Земцова, А. И. Зотов, Б. И. Коваленко, Ю. А. Кулагин, А. Г. Литвак, Г. В. Никулина, Л. И. Плаксина, Л. С. Сековец, Л. И. Солнцева, В. М. Сорокин, Б. К. Тупоногов, В. А. Феоктистова, М. Е. Хватцев и др.) отмечается, что нарушение зрения отрицательно сказывается на развитии восприятия, перцептивных действий, формировании представлений и познавательных процессов в целом. Но поскольку зрительная система в дошкольном периоде находится в стадии развития, то существует возможность в процессе коррекционно-педагогического воздействия осуществлять влияние на развитие зрительного восприятия.
Изобразительная деятельность – одно из эффективных средств развития ребенка-дошкольника, так как в ее процессе ребенок учится видеть, понимать и отображать окружающие предметы и явления, анализировать сходство и различие предметов окружающего мира, изучать большое количество иллюстративного материала, что служит основой для последующего отображения объектов с натуры, по памяти и по представлению.
Акопова А.Ф., Руденко Л.А., Сербина Л.Ф. и др. считают, что изобразительная деятельность с применением нетрадиционных техник рисования, таких как пальцевая живопись, монотипия, печать-клише, кляксография, рисование с помощью открыток, коллаж и другие способствуют развитию у детей мелкой моторики рук, внимания, усидчивости, воображения, мышления, речи, эмоциональной отзывчивости, изобразительных навыков и умений, а так же способствуют развитию зрительного восприятия: уточняются представления о цвете, форме, величине, пространственном расположении объекта.
Актуальность исследования определяется важностью дошкольного возраста для психического развития детей, в том числе для развития зрительного восприятия у детей с функциональными нарушениями зрения; необходимостью расширения и совершенствования специальных средств, методов и приемов коррекционно-педагогической работы с детьми, имеющими нарушения зрения.
Актуальность разработки проекта обусловлена недостаточностью разработанности проблемы обучения нетрадиционным техникам рисования как средства развития зрительного восприятия у детей старшего дошкольного возраста с функциональными нарушениями зрения, а также данными, полученными в ходе проведения психолого-педагогическое обследования зрительного восприятия (В.А. Феоктистова, Л.В. Рудакова и др., 1995), свидетельствующими о недостаточной сформированности восприятия цвета, формы, размера, ориентировки в пространстве, пространственного восприятия, а так же восприятия и воспроизведения сложной формы детьми старшего дошкольного возраста с функциональными нарушениями зрения.
Цель: разработка отельных компонентов работы по обучению нетрадиционным техникам рисования как средству развития зрительного восприятия детей старшего дошкольного возраста с функциональными нарушениями зрения.
Задачи:
- разработать содержание работы по использованию нетрадиционных техник рисования как средства развития зрительного восприятия у детей старшего дошкольного возраста с функциональными нарушениями зрения;
- определить этапы работы, организационные формы обучения нетрадиционным техникам рисования как средства развития зрительного восприятия у детей старшего дошкольного возраста с функциональными нарушениями зрения;
Проект опирается на требования к формированию у детей старшего дошкольного возраста представлений о зрительных сенсорных эталонах, развитию предметности восприятия, формированию способов обследования предметов окружающего мира, создания на этой основе целостных представлений о предметном мире, обозначенные в программе «Развитие зрительного восприятия», разработанной Л.И. Плаксиной и входящей в Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для детей с нарушениями зрения) (2003).
При планировании последовательности организации непосредственно образовательной деятельности тифлопедагога и воспитателя, направленной на использование нетрадиционных техник рисования как средства коррекции зрительного восприятия, учитывались публикации А.Ф. Акоповой, Л.А. Руденко, Л.Ф. Сербиной [1], Р.Г. Казаковой [7], Е.Н. Лебедевой [4], Л.И. Плаксиной [6], в соответствии с которыми предполагается сначала знакомство и обучение детей старшего дошкольного возраста с функциональными нарушениями зрения приемам нетрадиционных техник рисования, а затем их использование как средства развития зрительного восприятия, формирования представлений о сенсорных эталонах цвета, формы, величины, ориентировки в пространстве у изучаемой категории детей.
Воспитатель реализует направление работы, связанное с ознакомлением и обучением приемам нетрадиционных техник рисования: показывает способы действия и учит детей пользоваться нетрадиционными материалами, инструментами; учит планировать свою деятельность, выполнять действия в определенной последовательности; адекватно оценивать свою работу и работу сверстников; создает развивающую среду [1], [4].
Тифлопедагог реализует направление работы, связанное с использованием нетрадиционных техник рисования как средства развития зрительного восприятия у детей старшего дошкольного возраста с функциональными нарушениями зрения.
Тифлопедагог начинает применять нетрадиционные техники рисования для развития зрительного восприятия у детей старшего дошкольного возраста с функциональными нарушениями зрения после того, как воспитатель осуществил знакомство и обучение приемам определенной нетрадиционной техники рисования. Усложнение происходит от наиболее простых к наиболее сложным нетрадиционным техникам рисования.
Планирование содержания непосредственно образовательной деятельности по развитию зрительного восприятия у детей старшего дошкольного возраста с функциональными нарушениями зрения посредством обучения использованию нетрадиционных техник рисования осуществляется с учетом комплексно-тематического принципа построения образовательного процесса. На основе анализа работ Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, Т.Р. Кисловой [3], Л.А. Дружининой и др. [2], Н.В. Нищевой [5], Е.Н. Подколзиной и др. [8], с учетом принципа сезонности, событийности было осуществлено тематическое планирование содержания коррекционной работы с детьми старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения. Знакомство, обучение приемам, применение определенной нетрадиционной техники рисования проходит в рамках определенного временного периода и затрагивает несколько тем, включенных в тематическое планирование.
Сентябрь – проведение
психолого-педагогического обследования с целью
установления исходного уровня сформированности
зрительного восприятия у детей старшего
дошкольного возраста с функциональными
нарушениями зрения;
Октябрь – знакомство, обучение детей приемам
нетрадиционной техники рисования «Печать-клише»
(темы «Овощи», «Фрукты, ягоды»); использование
данной нетрадиционной техники с целью развития
зрительного восприятия (темы «Грибы», «Как хлеб
на стол пришел»);
Ноябрь – знакомство, обучение детей приемам
нетрадиционной техники рисования «Монотипия»
(темы «Деревья и кустарники», «Дикие животные
наших лесов»); использование данной
нетрадиционной техники с целью развития
зрительного восприятия (темы «Части тела»,
«Семья»);
Декабрь – знакомство, обучение детей приемам
нетрадиционной техники рисования
«Кляксография» (темы «Посуда», «Продукты
питания»); использование данной нетрадиционной
техники с целью развития зрительного восприятия
(темы «Зимующие птицы», «Новогодний праздник»);
Январь – 1 половина февраля – знакомство,
обучение детей приемам нетрадиционной техники
рисования «Пальцевая живопись» (темы «Зимние
забавы», «Животные севера», «Наш дом. Бытовая
техника»); использование данной нетрадиционной
техники с целью развития зрительного восприятия
(темы «Домашние животные и птицы, их детеныши»,
«Животные жарких стран», «Мебель»);
2 половина февраль – 1 половина марта –
знакомство, обучение детей приемам
нетрадиционной техники рисования «Рисуем с
помощью открыток» (темы «День защитника
Отечества», «Международный женский день»);
использование данной нетрадиционной техники с
целью развития зрительного восприятия (темы
«Профессии. Инструменты», «Одежда, обувь,
головные уборы»);
2 половина марта – апрель – знакомство, обучение
детей приемам нетрадиционной техники рисования
«Коллаж» (темы «Транспорт», «Весна. Первоцветы»,
«Космос»); использование данной нетрадиционной
техники с целью развития зрительного восприятия
(темы «Весна. Перелетные птицы», «Рыбы», «Лето.
Насекомые»);
Май – проведение обследования с целью
определения эффективности проведенной работы,
установления динамики развития зрительного
восприятия у детей старшего дошкольного
возраста с функциональными нарушениями зрения (Приложение 1).
Формы организации работы с воспитанниками: в соответствии с ФГОС, Программами специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для детей с нарушениями зрения) (2003) педагогическая работа, связанная с ознакомлением и обучением приемам нетрадиционных техник рисования детей старшего дошкольного возраста с функциональными нарушениями зрения, осуществляется в рамках непосредственно образовательной деятельности воспитателя при реализации образовательной области «Художественное творчество»; а направление работы, связанное с использованием нетрадиционных техник рисования как средства развития зрительного восприятия у детей старшего дошкольного возраста с функциональными нарушениями зрения, организуется в рамках такого вида непосредственно образовательной деятельности, как «Развитие зрительного восприятия», реализуемого тифлопедагогом.
Выявление эффективности процесса обучения предполагается осуществлять двумя путями. Каждый месяц после знакомства, обучения воспитателем детей приемам определенной нетрадиционной техники рисования, а затем использования определенной нетрадиционной техники рисования с целью развития зрительного восприятия у детей старшего дошкольного возраста с функциональными нарушениями зрения, тифлопедагогом отмечается динамика развития зрительного восприятия у каждого ребенка. Получаемые результаты позволят оценить эффективность проводимой работы, спланировать дополнительные индивидуальные занятия с детьми, затрудняющимися в усвоении предлагаемых заданий. В мае организуется обследования с целью определения эффективности проведенной работы, установления динамики развития зрительного восприятия у детей старшего дошкольного возраста с функциональными нарушениями зрения.
Список использованной и рекомендованной литературы:
- Акопова, А. Ф., Руденко, Л. А., Сербина, Л. Ф. Изобразительная деятельность дошкольников с нарушением зрения /А.Ф. Акопова, Л.А. Руденко, Л.Ф. Сербина // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2004 – № 1, 2, 3, 4.
- Занятия по развитию зрительного восприятия у дошкольников с нарушениями зрения: Методические рекомендации. Науч. ред. Л.А. Дружинина. – Челябинск, 2011.
- Кислова, Т.Р. По дороге к Азбуке. Методические рекомендации для воспитателей, логопедов, учителей и родителей к частям 1 и 2 / Под науч. ред. Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой. – М., 2007.
- Лебедева, Е. Н. Использование нетрадиционных техник в формировании изобразительной деятельности дошкольников с задержкой психического развития / Е.Н. Лебедева. – М.: Классикс Стиль, 2004.
- Нищева, Н.В. Конспекты подгрупповых логопедических занятий в старшей группе детского сада для детей с ОНР / Н.В. Нищева. – С-Пб., Детство-пресс, 2012.
- Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для детей с нарушением зрения): Программы детского сада. Коррекционная работа / Под ред. Л.И. Плаксиной. М., 2003
- Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий / Под ред. Р.Г. Казаковой. – М: ТЦ Сфера, 2007.
- Социально-бытовая ориентировка дошкольников с нарушением зрения (перспективное планирование и конспекты специальных коррекционных занятий) / Под ред. Е.Н. Подколзиной. – М., 2007.