Вечер, посвященный юбилею двух композиторов: Исаака Дунаевского – 115 лет со дня рождения и Максима Дунаевского – 70 лет…

Разделы: Музыка


Презентация. СЛАЙД 1 Наш сегодняшний вечер посвящен юбилею двух композиторов: Исаака Дунаевского — 115 лет со дня рождения и Максима Дунаевского — 70 лет…
Сейчас прозвучит песня «Моя Москва» Эта песня — гимн Москвы, сочинение 1942 года. Слова Марка Лисянского, музыка Исаака Дунаевского. Исполняют все присутствующие.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1. (аккомпанемент учителя музыки)

«Дунаевский! Вот одно из тех имен, которые никогда не забудутся» — писал французский композитор Мишель Филипп-Жерар.
Пленительная мелодичность его музыки, ее глубокий лиризм навеки запали в душу миллионам людей нашей страны старшего поколения. Его жизнерадостные песни звучали с киноэкрана, их пели в концертных залах, домах и на улицах. Истинный Мастер он совершил переворот в жанре «легкой» музыки, наполнив ее дыханием классики, джаза и народных напевов. Он оставил богатое творческое наследие: 13 оперетт, музыку к 25 фильмам и трем десяткам театральных постановок, два балета и не менее сотни мелодий различных жанров.
Вопрос: Ребята, какой самый распространенный жанр музыки?
Ответ: песня.
Дунаевский считается мастером песенного жанра. Его называют основателем «массовой песни», классиком «лёгкого жанра», «визитной карточкой» советского периода истории нашей страны.
Ровесник века Исаак Осипович Дунаевский родился в 1900 году в украинском городе Лохвица в многодетной семье. Отец его был мелким служащим. Семья была весьма музыкальной, мать играла на рояле и скрипке, хорошо пела. Все пять братьев Дунаевские стали музыкантами (дирижерами, композиторами, педагогами).

СЛАЙД 2. Когда Исааку исполнилось 10 лет, он вместе с братом Борисом переехал в Харьков. Там Исаак поступил в классическую гимназию и одновременно в музыкальное училище. Уже в те годы он пробовал сочинять музыку, но из-под его пера выходили почему-то лишь печальные произведения — «Одиночество», «Тоска», «Слезы»... Будущий композитор еще не осознавал своих возможностей великого оптимиста!
Вопрос: Ребята, давайте вспомним, что происходило в стране с 1910 по 1920 годы?
Ответ: В 1914 году началась первая мировая война, в 1917 году произошла революция, потом была гражданская война.

Закончив гимназию с золотой медалью, И. Дунаевский поступил на юридический факультет Харьковского университета. Одновременно Исаак продолжал заниматься в музучилище (по классу скрипки), которое закончил в 1919 году. В 20-летнем возрасте он решительно порвал с юриспруденцией и поступил работать в оркестр Харьковского русского драматического театра, в котором поначалу был скрипачом, а затем концертмейстером. Позже он стал дирижером этого оркестра и заведующим музыкальной частью театра. В этом театре впервые определилось тяготение Дунаевского к комедийному жанру, проявился лукавый и веселый нрав его музы. Дунаевский писал музыку к спектаклям Мольера, Бомарше, Гоцци, Лопе де Вега. Он самостоятельно оформил постановку спектаклей «Тартюф», «Принцесса Турандот», «Женитьба Фигаро» и «Слуга двух господ». Работа с театральным оркестром позволила ему мастерски овладеть искусством оркестровки.

СЛАЙД 3. В 1924 году Дунаевский переехал в Москву. В столице он два года руководил музыкальной частью театра «Эрмитаж» (молодой театр оперетты), а в 1926 году возглавил музыкальную часть театра Сатиры, где работал над музыкальным оформлением многих спектаклей. Сама жизнь заставляла его писать музыку, причем много музыки. Дунаевский сразу взялся за дело и сочинял, казалось, даже на ходу. Коллеги, работавшие с ним, вспоминали: если композитору случалось слышать в свой адрес упреки, что он якобы срывает сроки, в нем рождался «яростный дух сочинительства»...
В 1927 году И. Дунаевский сочинил первую оперетту, она называлась «Женихи». Затем из-под пера Дунаевского выходят еще пять оперетт: «И нашим, и вашим» (1924), «Соломенная шляпка» (1927), «Ножи» (1928), «Полярные страсти» (1929), «Миллион терзаний» (1932). На провинциальной сцене шла его оперетта «Карьера премьера» (1929).
И. Дунаевского можно назвать основоположником советской оперетты.
Оперетта СООБЩЕНИЕ группы обучающихся 8 класса.
Опере?тта (итал.operetta, дословно маленькая опера)— театральное представление, в котором отдельные музыкальные номера чередуются с диалогами без музыки. Оперетты пишутся на комический сюжет, музыкальные номера в них короче оперных, в целом музыка оперетты носит лёгкий, популярный характер, однако наследует напрямую традиции академической музыки.
Основоположниками советской оперетты считаются композиторы Н. Стрельников и И. Дунаевский. Эмоциональность, юмор, зрелищность, прекрасная музыка сделала советскую оперетту одним из самых популярных жанров театрального искусства.

Слушание песни Пеппиты из оперетты «Вольный ветер» (1947 г) ПРИЛОЖЕНИЕ6-01.

Вопрос: Какими способностями (качествами) должен обладать артист оперетты?
Ответ: артистизм, вокальные данные, умение танцевать, легко двигаться на сцене. Артисты оперетты имеют особый темперамент, жизнерадостный характер, интересную внешность, память, музыкальность, чувство ритма, слух…

СЛАЙД 4. В 1929 году Дунаевский переехал в Ленинград работать дирижером в Мюзик-холле. В Мюзик-холле Дунаевский знакомится с Леонидом Утёсовым — артистом, певцом, руководителем ансамбля теа-джаз (театрализованный джаз). Естественно, у Дунаевского с Утесовым возникает творческая дружба. Оба любили джаз.
Звонкие ритмы диксиленда и рэгтайма доносились с океанских берегов Америки до СССР — наступил «век джаза». Исполнение учителем на фортепиано муз. фрагмента регтайма С. Джоплина: «Theentertainer».

СЛАЙД 5. СООБЩЕНИЕ о ДЖАЗЕ группы обучающихся 6 класса.
Музыкальное искусство джаз появилось в конце 19-го века в результате слияния африканской и европейской культур. Появился он в США в результате завоза туда рабов из Африки, которые пытались создать свою культуру.
Для любой африканской музыки характерен очень сложный ритм. Музыка негритянских народов всегда сопровождается танцами, которые представляют собой быстрые притопывания и прихлопывания.

СЛАЙД 6. В основе джаза лежат народные песни африканского народа: Блюз (англ. blues — грусть). Он берет свое начало от старинных негритянских трудовых песен. “Спиричуэлс” — духовные песни негров.
Особенности джаза: сложный ритм, импровизационность (свобода музыкального движения), эмоциональность исполнения.
В те годы в СССР были популярны джазовые оркестры: джаз-банды, их исполнителей называли — джазмены.

Сейчас вы услышите увертюру из кинофильма «Веселые ребята». ПРИЛОЖЕНИЕ6-02.
Вопрос: Обратите внимание, какие инструменты входят в состав джазового оркестра?
Ответ: барабаны, саксофон, тромбон, кларнет, пианино, банджо.

СЛАЙД 7. Музыка в кино
Кинофильм «Весёлые ребята» (первое название фильма — «Джаз-комедия») вышел в 1934 году. Музыку к фильму сочинил И.Дунаевский. «Весёлые ребята» — это музыкальная история о похождениях талантливого пастуха-музыканта Кости Потехина. Будучи принятым за модного заграничного гастролёра, простодушный Костя произвёл сенсацию в Московском мюзик-холле, благодаря чему стал дирижёром джазового оркестра, а домашняя работница Анюта — певицей. Главную роль пастуха и Джазового музыканта сыграл Леонид Утёсов.
За шесть лет Дунаевский написал музыку к шестнадцати кинофильмам! «Веселые ребята» (1934) , «Три товарища», «Золотые огни», «Путь корабля», в 1936 году — уже семь: «Цирк», «Вратарь», «Дочь Родины», «Попутный ветер», «Дети капитана Гранта», «Девушка спешит на свидание», «Искатели счастья», в 1937 году были «Концерт Бетховена» и «Богатая невеста», в 1938 году — «Волга-Волга», в 1940 году — «Светлый путь» и «Моя любовь».
Большинство кинофильмов — муз. комедии. Музыкальная комедия — жанр, получивший особое распространение в 30-х гг. Создателем жанра является режиссер Григорий Васильевич Александров.
Дунаевский был уверен, что песенный «джаз» является разновидностью джаза, наиболее приемлемой в советской стране. И он один из первых в России сочиняет джазовые песни. Колыбельная «Спи мой мальчик», из кинофильма «Цирк» написана в лучших традициях американского блюза.
Исполнение песни «Спи мой мальчик» из к/ф «Цирк» учителем музыки.

СЛАЙД 8. А сейчас школьный хор исполнит песню «Капитан» из кинофильма «Дети капитана Гранта». (аккомпанемент учителя музыки) ПРИЛОЖЕНИЕ 2.

СЛАЙД 9. ИГРА «УГАДАЙ ПЕСНЮ».

Правила игры: обучающимся раздаются карточки с названиями песен. Звучит музыкальный фрагмент. Владелец карточки, угадав свою песню, откликается и поднимает руку, называя песню. Затем все ребята выбирают слово, подходящее к музыке песни. Для подбора слов используется таблица и словарик. ПРИЛОЖЕНИЕ3 и ПРИЛОЖЕНИЕ4.

СЛАЙД 10 Песни Дунаевского были необычайно популярны: «А ну-ка песню нам пропой, веселый ветер», «Капитан, капитан, улыбнитесь» (фильм «Дети капитана Гранта»), «Я по свету немало хаживал» (фильм «Моя Москва»), «Каховка, Каховка…» (фильм «Три товарища»); Лирические песни Дунаевского из «Кубанских казаков» — «Каким ты был» и «Ой цветет калина», выдержанные в стиле фольклора; песня «Летите, голуби, летите!» — одна из лучших лирических песен о мире... (фильм «Мы за мир»), и наконец «Школьный вальс», без которого трудно представить себе школьный выпускной бал. «Маршем веселых ребят» началась целая серия молодежных маршей композитора («Спортивный марш», «Марш энтузиастов», «Весенний марш» из фильма «Весна» и многие другие).

СЛАЙД 11. Почти в каждом кинофильме мы слышим музыку. Мы так привыкли к этому, что даже не всегда задумываемся:

Зачем нужна музыка в фильме?

СЛАЙД 12. Ответ:

  • Музыка — средство характеристики героев фильма, времени, всей атмосферы действия.
  • Песни в кинофильме, казалось бы, ничем не отличаются от обычной массовой или лирической песни, тем не менее, ставят перед композитором нелегкие задачи: "услышать" своих героев, найти круг интонаций, соответствующий их облику и характеру.

СЛАЙД 13. Вопрос: Является ли композитор одним из авторов фильма, наряду с режиссером и сценаристом, или подчиняется им?

Рассказ «Кто создатель фильма?». В августе 1932 года создатель будущих советских музыкальных кинокомедий Г. В. Александров возвратился в Москву после работы в Европе, Америке и Мексике. Его не оставляла мысль о создании комедийного музыкального фильма. Но режиссер ещё не знал, о чем будет новый фильм. Александрову порекомендовали Дунаевского. Их встреча состоялась на квартире Утесова. Дунаевский подошел к роялю «Об этой работе, музыка которой, как мне кажется, уже приближается к нам, мне хочется сказать... » — И он в раздумье опустил руки на клавиши. Музыка, разрастаясь, превращалась то в размышление о счастье, то в веселые куплеты и галоп, то обретала ритм жизнерадостного марша. Когда растаял последний звук этой романтической импровизации, Дунаевский повернулся к Александрову и Утесову и доверительно спросил: «Похоже немножко?». Пораженный Александров сквозь музыкальные картины, набросанные Дунаевским, вдруг увидел кадры еще не созданного фильма.
Музыка Дунаевского не только помогала отыскивать внутренний стильи внутреннюю сущность будущего кинопроизведения, но и порой вела к разработке характеров будущих героев. Примером активного воздействия музыки Дунаевского на литературное творчество является тот факт, что не роман Льва Кассиля «Вратарь республики» стал основой сценария, а сценарий фильма и музыка к нему повлекли за собой рождение книги.

СЛАЙД 14. Исаак Осипович Дунаевский не стало 25 июля 1955 года во время работы над клавиром оперетты «Белая акация».
На закате жизни Дунаевский проницательно заметил в одном из писем, что его творчество было органично для своего времени, поскольку произошло «…объективное соединение характера эпохи с характером моего субъективного творчества…»
В личной жизни композитор был вполне счастлив: Он был женат дважды, второй брак в 1945 году с балериной Большого театра Зоей Пашковой. Первый сын — художник, а второй Максим — композитор.

СЛАЙД 15. Максим Дунаевский — потомственный композитор, сын Исаака Дунаевского. Песни Максима Дунаевского, как и песни его отца, знает вся страна. Можно ли сказать, что популярность передалась ему по наследству? И да и нет.

Отец и сын Исаак и Максим Дунаевские написали 29 оперетт и мюзиклов, 4 балета и одну поп-оперу, музыку к 60 кинофильмам, десяткам драматических спектаклей и больше двухсот песен.

СЛАЙДЫ 16-17. Он — автор музыки к более, чем 30 фильмам (самые известные — тетралогия «Д’Артаньян и три мушкетёра», «Мушкетёры двадцать лет спустя» и «Сокровища кардинала Мазарини, или Возвращение мушкетёров», «Ах, водевиль, водевиль…», «Карнавал», «Трест, который лопнул», «Зелёный фургон», «Мэри Поппинс, до свидания!», «Маленькое одолжение», «Светлая личность»), телеспектаклю «Мальчик со шпагой», мультфильмам «Пиф-паф, ой-ой-ой!», «Летучий корабль» и «Кошкин дом», автор мюзиклов «Тили-тили-тесто…», «Емелино счастье», «Три мушкетёра», «В поисках капитана Гранта», «Веселые ребята-2», «Алые паруса» и др.

СЛАЙД 18. Исполнение песни «Я Водяной» обучающимся школы. ПРИЛОЖЕНИЕ6-03.

В 1965 году окончил теоретико-композиторское отделение музыкального училища при Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского. В 1970 году окончил теоретико-композиторское отделение Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского по классу композиции. Его педагогами были Николай Раков, Дмитрий Кабалевский, Андрей Эшпай, Тихон Хренников, Альфред Шнитке.
Максим Дунаевский мог стать композитором, пишущим академическую музыку. Но его судьбу определила встреча со студенческим театром МГУ «Наш дом» (музыкальный руководитель студии с августа 1964 года по 1969 год), которым руководили Марк Розовский, Илья Рутберг и Альберт Аксельрод. Они приобщили Дунаевского к музыке для театра С 1969 года по 1974 год — Дунаевский был дирижёром Театра им. Е. Вахтангова; в 1974 — 75 гг. — главным дирижёром и музыкальным руководителем Московского Мюзик-холла; в 1981—1985 гг. — художественным руководителем и главным дирижёром Государственного эстрадного оркестра РСФСР; в 1987 году — музыкальным руководителем Театра-студии музыкальной драмы (худ. рук. Юрий Шерлинг).
Наряду с симфоническими, камерными и вокальными произведениями Максим Дунаевский стал писать музыку для театра, а позднее для кино и эстрады. Для спектакля Марка Розовского в ТЮЗе он написал в 1974-м многие песни, вошедшие затем в телефильм «Д’Артаньян и три мушкетёра» (1978, Розовский был автором сценария).
СЛАЙД 19. Исполнение песни «Пора-пора-порадуемся» обучающимся школы. ПРИЛОЖЕНИЕ6-04.
Максим Исаакович Дунаевский сотрудничал как автор песен с такими поэтами, как Леонид Дербенёв, Илья Резник, Роберт Рождественский, Николай Денисов.[3] Песни Максима Дунаевского являются неотъемлемой частью творчества Михаила Боярского, Жанны Рождественской, Николая Караченцова, Павла Смеяна, Дмитрия Харатьяна, Любови Успенской, Маши Распутиной, Игоря Наджиева, Татьяны Булановой и других исполнителей.
Максим Дунаевский вёл программу об оперетте «С легким жанром!» на телеканале «Культура». Прожил в США почти восемь лет (1992[5] — 1999), работал в Голливуде.
Через несколько месяцев в театрах Москвы будет идти новый мюзикл М.Дунаевского «Алые паруса».

СЛАЙД 20. Исполнение «Арии Ассоль» обучающейся школы. ПРИЛОЖЕНИЕ6-05.

СЛАЙДЫ 21-22. Сообщение о «мюзикле» группы обучающихся 9 класса.

  • Мюзикл — это шоу (музыкально-сценический спектакль или фильм), в котором главная роль музыки, как выразительного средства соединяется с ярким интересным содержанием.
  • Мюзикл появился в США в ХХ веке в результате синтеза ряда жанров: оперетта, ревю, водевиль, эстрадная песня…
  • Мюзикл — слово английского происхождения: MUSICAL — сокращенное от MUSICAL COMEDY — музыкальная комедия.

Во второй половине ХХ века мюзикл шагает за пределы Америки и отправляется покорять мир.
Расцвет отечественного мюзикла приходится на 60-70 годы, когда появились мюзиклы Геннадия Гладкова «Бременские музыканты», Алексея Рыбникова «Юнона» и «Авось», Максима Дунаевского «Мэри Поппинс, до свидания!»

СЛАЙДЫ 23-24. Вспомним кто такая Мэри Поппинс? Мэри Поппинс (англ. Mary Poppins) — героиня сказочных повестей детской писательницы Памелы Трэверс, няня-волшебница, воспитывающая детей в одной из лондонских семей. Книги о Мэри Поппинс, первая из которых вышла в 1934 году, приобрели огромную популярность. В России пользуются популярностью повести о Мэри Поппинс в переводе Бориса Заходера.

Исполнение хором школы песни «33 коровы». ПРИЛОЖЕНИЕ 5. (аккомпанемент учителя музыки).
Исполнение песни «Ветер перемен» обучающейся школы. (аккомпанемент учителя музыки).

СЛАЙДЫ 25-36. В конце мероприятия проводится ВИКТОРИНА.

СЛАЙД 25. Исаак Осипович Дунаевский родился:

  • В январе 1900 года
  • В январе 2000 года

СЛАЙД 26.

Иоганн Штраус сочинил 15 оперетт
Имре Кальман сочинил 20 оперетт
Исаак Дунаевский сочинил 13 оперетт
Сколько оперетт сочинили все три композитора вместе?

СЛАЙД 27. Угадай песню?

СЛАЙД 28. Особенностью джазовой музыки является:

  • Витееватость
  • Изобретательность
  • Импровизационность

СЛАЙД 29. Оперетта это:

  • Маленькая опера
  • Большая опера

СЛАЙД 30. Напой мелодию песни Максима Дунаевского.

СЛАЙД 31. Выбери жанры искусства, которые присутствуют в мюзикле:

  • Эстрадная музыка
  • Бытовая музыка
  • Хореография
  • Современный танец
  • Драма
  • Изобразительное искусство

СЛАЙД 32. Кто создаёт литературный сценарий к музыкальному фильму?:

  • Режиссёр
  • Сценарист
  • Композитор

СЛАЙД 33. Музыка в кинофильме:

  • Иллюстрирует действие
  • Раскрывает содержание кинофильма
  • Подчеркивает эмоциональное состояние, настроение героев

СЛАЙД 34. Кинофильм И. Дунаевского «Весёлые ребята» это:

  • Музыкальная комедия
  • Музыкальная трагедия
  • Музыкальная драма

СЛАЙДЫ 35-36. Используя таблицу, назови литературное произведение, положенное в основу сценария фильма с музыкой Дунаевского.

Кинофильм с музыкой Дунаевского Литературное произведение писатель
«Дети капитана Гранта» Роман «Дети капитана Гранта» Жюль Верн
«Д Артаньян и три мушкетера» Роман «Три мушкетера» Александр Дюма (отец)
«Алые паруса» Повесть-феерия «Алые паруса» Александр Грин
«Мэри Поппинс» Сказочная повесть «Мэри Поппинс» Памела Трэверс

Список использованной литературы:

  1. Музыкальная энциклопедия. Издательство «Советский композитор» Москва 1976 г.
  2. Ю. Вайнкоп, И. Гусин «Краткий биографический словарь композиторов» Ленинград «Музыка» 1987 г.
  3. В.Симоненко «Мелодии джаза» Издательство «музична Украiна» 1976 г.
  4. Т.В.Попова «О музыкальных жанрах» издательство «Знание» Москва 1981 г.
  5. Г.П.Сергеева. Е.Д. Критская «Музыка» 5, 6, 7 классы издательство «Просвещение» 2008 г.
  6. Интернет-ресурсы.

Примечание: материалы приложений спрашивайте у автора статьи.