Задачи урока: повторение и систематизация изученного материала по темам : «Агрегатные состояния вещества», «Диффузия», «Силы», «Давление в твердых телах», «Механическая работа»
Цели урока:
- Обучающие:
- обобщение ранее изученного материала;
- привитие интереса к предмету;
- демонстрация применимости знаний, полученных на уроках физики к сказкам;
- создание физического образа по фольклорным произведениям.
- Воспитательные:
- применение якутского фольклора к физическим явлениям;
- привитие общекультурного сознания;
- развивать познавательную самостоятельность и творческие способности учащихся;
- воспитывать навыки творческого усвоения и применения знаний.
- Развивающие:
- формирование умений «увидеть» физические явления в окружающем мире;
- развивать умения творчески подходить к созданию физического образа и к решению задач;
- развитие коммуникативных способностей детей.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент – 1-2 мин
– Здравствуйте, ребята! Меня зовут Федорова Соломаида Валериевна. Я – учитель физики Тюбяй-Жарханской средней школы. На сегодняшнем уроке мы повторим пройденный материал, применив полученные знания к якутской сказке «Старушка Таал-таал».
II. Презентационный материал
– Все мы знаем сказку «Старушка Таал-таал» В этой сказке рассказывается, как старушка Таал-Таал пошла по воду зимой, поскользнулась и упала. Вскочить сразу не сумела, а когда собралась с силами – уже поздно было: успела примерзнуть ко льду. Старушка обращается к физическим телам и явлениям: к солнцу, облакам, горе, ветру, серой землеройке, собаке, людям – что из них могущественно.
По этой сказке можно получить понятия о
свойствах некоторых физических тел и явлений.
Например, в сказке вода разлилась по льду,
пропитала одежду старушки, и старушка примерзла
ко льду. В Якутии средняя температура воздуха
зимой колеблется от 30-35 градусов до 58-60 градусов
мороза, а температура воды подо льдом не ниже 0
градусов. Вода, пропитавшая одежду старушки,
сразу примерзает, превратившись в лед. Чем
отличаются вода и лед? Лед – это все равно вода,
но в твердом состоянии, он получается из воды при
определенной температуре. Температура
замерзания воды – 0oС, а температура таяния
льда –также 0oС. Все зависит от температуры
окружающей среды, произойдет замерзание или,
наоборот, таяние. Молекулы воды имеют большую
скорость, нежели молекулы льда. Это объясняется
строением веществ. В твердых телах расстояние
между молекулами короче, чем расстояние между
молекулами жидкого вещества, следовательно,
взаимное притяжение молекул воды слабее, поэтому
она и растекается.
Каким физическим явлением можно объяснить то,
что вода пропитала одежду старушки? Смачиванием.
А является ли смачивание явлением диффузии.
Диффузия – это проникновение молекул двух
веществ в их межмолекулярные промежутки. Если
одежда Таал-Таал пропитывается водой, и
некоторые детали одежды смачиваются, то ее обувь
– торбоза, особым способом изготовленная из
кожи, пропитанной жиром, не смачивается. Почему?
Потому, что они смазаны жиром, а жир не
смачивается водой.
На старушку действует сила притяжения Земли –
сила тяжести. Сила тяжести – это вектор.
Сила характеризуется : 1. точкой приложения; 2.
направлением; 3. числовым значением (модулем);
Под действием силы тяжести Таал-Таал
деформируется лед, прогибаясь вниз. Появляется
сила упругости деформированного льда,
направленная против деформации и прилагается к
старушке в точке О.
Когда сила упругости становится равной силе
тяжести, действующей на тело, опора и тело
останавливаются. Другими словами, сумма сил,
направленных по одной прямой в противоположные
стороны, приложенных к одному телу, равных по
величине, равна нулю. В данном случае, если бы
сумма сил, действующих на старушку и
направленных вниз, была бы больше силы упругости
льда, то лед проломился бы, и старушка
провалилась бы в воду. При взаимодействии
льда и старушки оба тела деформируются. Вес
старушки прилагается ко льду и направлен вниз. Вес
тела – это сила, с которой Земля притягивает
к себе тело, в данном случае он равен силе
упругости деформированного тела. Если вес тела
старушки равен P = 500Н, то и сила упругости
деформированного льда равен Fупр = 500Н.
А при каком соотношении сил старушка сможет
подняться? При этом надо рассмотреть силы,
действующие на старушку. Давление,
оказываемое старушкой на лед, – это величина,
численно равная силе, перпендикулярно
действующей на единицу площади опоры:
P = F / S или P = (mg) / S.
Таал-Таал пытается подняться, прилагая свою
мускульную силу, чтобы освободиться от плена
льда. При этом не совершается механическая
работа, так как механическая работа – это
физическая величина, A = F * S; F =/=
0; S = 0; A = 0.
Старушку спасают люди. Какую помощь, основанную
на физике, они могли ей оказать? Можно применить
метод рычага.
Плечо силы – это
Момент силы – это
Чтобы рычаг находился в равновесии, надо P * l1 = F * l2
Чтобы поднять старушку необходимо, чтобы: P * l1
< F l2
Итак, обобщим все физические явления и законы,
примененные к сказке «Старушка Таал-Таал».
Мы рассмотрели, как можно применить физические
явления и законы к сказкам. Можно привести еще и
другие примеры. Например, вы все знаете якутскую
сказку про девушку с коромыслом, которую Луна
забрала к себе. Девушка увидела на проруби
отражение луны. Это можно применить к закону
отражения, можно вычислить угол отражения. А
коромысло девушки – это рычаг.
В олонхо «Нюргун Боотур стремительный»
рассказывается про девушку Туйаарыма Куо у
которой коса в 9 взмахов. Можно вычислить длину
косы, если один взмах примерно 1,5 м.
Так можно в каждой сказке, не только в якутских,
но и в сказках других народов, рассмотреть
физические явления. Спасибо за внимание!