Физика в якутских сказках

Разделы: Физика


Задачи урока: повторение и систематизация изученного материала по темам : «Агрегатные состояния вещества», «Диффузия», «Силы», «Давление в твердых телах», «Механическая работа»

Цели урока:

  • Обучающие:
    • обобщение ранее изученного материала;
    • привитие интереса к предмету;
    • демонстрация применимости  знаний, полученных на уроках физики к сказкам;
    • создание физического образа по фольклорным произведениям.
  • Воспитательные:
    • применение якутского фольклора к физическим явлениям;
    • привитие общекультурного сознания;
    • развивать познавательную самостоятельность и творческие способности учащихся;
    • воспитывать навыки творческого усвоения и применения знаний.
  • Развивающие:
    • формирование умений «увидеть» физические явления в окружающем мире;
    • развивать умения творчески подходить к созданию физического образа и к решению задач;
    • развитие коммуникативных способностей детей.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент – 1-2 мин

– Здравствуйте, ребята!  Меня зовут Федорова Соломаида Валериевна. Я – учитель физики Тюбяй-Жарханской средней школы. На сегодняшнем уроке мы повторим пройденный материал, применив полученные знания к якутской сказке «Старушка Таал-таал».

II. Презентационный материал

– Все мы знаем сказку «Старушка Таал-таал» В этой сказке рассказывается, как старушка Таал-Таал пошла по воду зимой, поскользнулась и упала. Вскочить сразу не сумела, а когда собралась с силами – уже поздно было: успела примерзнуть ко льду. Старушка обращается к физическим телам и явлениям: к солнцу, облакам, горе, ветру, серой землеройке, собаке, людям – что из них могущественно.

По этой сказке можно получить понятия о свойствах некоторых физических тел и явлений. Например, в сказке вода разлилась по льду, пропитала одежду старушки, и старушка примерзла ко льду. В Якутии средняя температура воздуха зимой колеблется от 30-35 градусов до 58-60 градусов мороза,  а температура воды подо льдом не ниже 0 градусов. Вода, пропитавшая одежду старушки,  сразу примерзает, превратившись в лед. Чем отличаются вода и лед? Лед – это все равно вода, но в твердом состоянии, он получается из воды при определенной температуре. Температура замерзания воды – 0oС, а температура таяния льда –также 0oС. Все зависит от температуры окружающей среды, произойдет замерзание или, наоборот, таяние. Молекулы воды имеют большую скорость, нежели молекулы льда. Это объясняется строением веществ. В твердых телах расстояние между молекулами короче, чем расстояние между молекулами жидкого вещества, следовательно,  взаимное притяжение молекул воды слабее, поэтому она и растекается.
Каким физическим явлением можно объяснить то, что вода пропитала одежду старушки? Смачиванием. А является ли смачивание явлением диффузии. Диффузия – это проникновение молекул двух веществ в их межмолекулярные промежутки. Если одежда Таал-Таал пропитывается водой, и некоторые детали одежды смачиваются, то ее обувь – торбоза, особым способом изготовленная из кожи, пропитанной жиром, не смачивается. Почему? Потому, что они смазаны жиром, а жир не смачивается водой.
На старушку действует сила притяжения Земли – сила тяжести. Сила тяжести – это вектор. Сила характеризуется : 1. точкой приложения; 2. направлением; 3. числовым значением (модулем);
Под действием силы тяжести Таал-Таал деформируется лед, прогибаясь вниз. Появляется сила упругости деформированного льда, направленная против деформации и прилагается к старушке в точке О.

Когда сила упругости становится равной силе тяжести, действующей на тело, опора и тело останавливаются. Другими словами, сумма сил, направленных по одной прямой в противоположные стороны, приложенных к одному телу, равных по величине, равна нулю. В данном случае, если бы сумма сил, действующих на старушку и направленных вниз, была бы больше силы упругости льда, то лед проломился бы, и старушка провалилась бы в воду.  При взаимодействии льда и старушки оба тела деформируются. Вес старушки прилагается ко льду и направлен вниз. Вес тела – это сила, с которой Земля притягивает к себе тело, в данном случае он равен силе упругости деформированного тела. Если вес тела старушки равен P = 500Н, то и сила упругости деформированного льда равен  Fупр = 500Н.
А при каком соотношении сил старушка сможет подняться? При этом надо рассмотреть силы, действующие на старушку. Давление, оказываемое старушкой  на лед, – это величина, численно равная силе, перпендикулярно действующей на единицу площади опоры:

P = F / S или P = (mg) / S.

Таал-Таал пытается подняться, прилагая свою мускульную силу, чтобы освободиться от плена льда. При этом не совершается механическая работа, так как механическая работа – это физическая величина, A = F * S;    F =/= 0;    S = 0;    A = 0.
Старушку спасают люди. Какую помощь, основанную на физике, они могли ей оказать? Можно применить метод рычага.

Плечо силы – это
Момент силы – это
Чтобы рычаг находился в равновесии, надо P * l1 = F * l2
Чтобы поднять старушку необходимо, чтобы: P * l1 <  F  l2
Итак, обобщим все физические явления и законы, примененные к сказке «Старушка Таал-Таал».

Мы рассмотрели, как можно применить физические явления и законы к сказкам. Можно привести еще и другие примеры. Например, вы все знаете якутскую сказку про девушку с коромыслом, которую Луна забрала к себе. Девушка увидела на проруби отражение луны. Это можно применить к закону отражения, можно вычислить угол отражения. А коромысло девушки – это рычаг.
В олонхо «Нюргун Боотур стремительный» рассказывается про девушку Туйаарыма Куо у которой коса в 9 взмахов. Можно вычислить длину косы, если один взмах примерно 1,5 м.
Так можно в каждой сказке, не только в якутских, но и в сказках других народов,  рассмотреть физические явления. Спасибо за внимание!

Презентация