Актуальность
Современная социокультурная ситуация привела
к тому, что в обществе происходит интенсивный
процесс изменения социальных ориентиров.
Современная школа находится на стадии
динамического обновления, постоянно происходит
совершенствование содержания, организационных
форм, а также инновационных технологий обучения.
Это делается не только для того, чтобы дать новый
и более совершенный материал, но и для того, чтобы
сделать его более удобным для изучения. Не смотря
на это учителя сталкиваются, с нежеланием детей
учиться. Вместе с тем в настоящее время учащиеся
средней общеобразовательной школы должны
обладать не только определенной суммой знаний,
умений и навыков, но и иметь богатый внутренний
потенциал, способствующий самоактуализации,
самообразованию в процессе учебной
деятельности. В связи с этим основной задачей
стоящей перед учителем в средней
общеобразовательной школе является создание
психолого-педагогических условий для развития
мотивации учебной деятельности.
Постоянно ведутся поиски методического
характера, направленного на повышение общего
уровня усвоения материала учебного предмета и
преобразование учебного материала в развивающий
компонент личности учащегося. Все эти разработки
направлены на повышение уровня познавательной
самостоятельности, решение
учебно-познавательных проблемных задач, которые
активизируют процесс учения. За всем этим стоит
стремление педагогов сформировать достаточно
устойчивую мотивацию учения, которая станет
побуждающей силой процесса учения и обеспечения
его результативности.
Представляется актуальным вопрос «что
побуждает процесс учения»? Необходимо при
этом учитывать, что под учением понимается не
просто процесс овладения знаниями, но и умение их
применения.
Любая деятельность, в том числе и учебная,
осуществляется под влиянием целого ряда условий
и факторов, главными из которых являются
потребности. Сами потребности вызывают причины
поступков человека, которые психологами
называются мотивами. Совокупность тех или иных
мотивов составляет мотивацию личности.
Анализ работ по проблемам мотивации учебной
деятельности школьников (И.Г. Коваленко, Н.И.
Ремизовой. Н.Д. Андреевой) позволил выяснить, что
рассмотрение вопроса о развитии мотивации
учебной деятельности, как системы, у школьников
в процессе изучения химии практически не
является предметом специального исследования.
Таким образом, возникает противоречие
между необходимостью организации специального
целенаправленного развития мотивов учебной
деятельности на уроках химии и фактическим
отсутствием педагогических механизмов решения
этой проблемы в педагогическом процессе средней
общеобразовательной школы.
Указанное противоречие позволило
сформулировать проблему –
необходимость разработки системы организации
учебной деятельности, отвечающей всем
психолого-педагогическим нормам и
способствующих развитию мотивации у школьников.
Цель исследования – теоретически обосновать и практически реализовать педагогическую систему развития мотивации учебной деятельности школьников на уроках химии.
Объект исследования – процесс обучения химии в средней общеобразовательной школе.
Предмет исследования – развитие мотивации учебной деятельности школьников (на материале химии).
Гипотеза исследования состоит в том,
что управление развитием мотивации школьников в
учебном процессе будет успешным, если:
– основная цель учебной деятельности является
системообразующим фактором, содействующим
формированию готовности школьников к
удовлетворению возникших внутренних
потребностей в осуществлении этой деятельности;
– формирование положительного отношения к
учению обеспечивается на протяжении всего
обучения использованием проблемных методов
презентации учебного материала, введением в
содержание системы учебно-проблемных заданий;
– в учебном процессе учитываются индивидуальные
психологические особенности личности и
особенности мотивации учеников среднего
школьного возраста;
– учащиеся приобщаются к ценностям мировой
науки, через призму собственных интересов и у них
развивается способность к целостному осмыслению
явлений и их анализу.
Исходя из актуальности цели и гипотезы, были
сформулированы следующие задачи исследования:
– на основе анализа философской и
психолого-педагогической литературы установить
содержание понятий мотива и мотивации и их
значения в учебной деятельности;
– выявить наиболее значимые мотивы учения
школьников и условия эффективного развития
мотивации учебной деятельности;
– разработать, теоретически обосновать и
экспериментально проверить эффективность
педагогической системы развития мотивации
учебной деятельности школьников (на
материале химии).
Для решения поставленных задач возможно
использование следующих методов
исследования: теоретический анализ
психолого-педагогической литературы по
исследуемой проблеме, педагогические
наблюдения, анкетирование школьников, анализ
результатов учебной деятельности.
Первый этап (2013-2014гг.) – анализ научной
психолого-педагогической и учебно-методической
литературы по проблеме исследования,
определение методических подходов к
проблеме.
Второй этап (2014-2015гг.) – проведение
мониторинга, осуществление экспериментальной
работы, на основе которой проводится сбор
фактического материала, подведение
промежуточных итогов.
Третий этап (2015-2016гг.) – анализ и обработка
накопленного фактического материала,
осуществление работа по систематизации и
обобщению полученных результатов, выводы и
практические рекомендации.
Четвертый этап (2017-2018 гг.) – апробация
педагогической системы развития мотивации
учебной деятельности школьников.
Продукт: система развития мотивации учебной деятельности.
Практическая значимость исследования состоит в том, что: разработанная педагогическая система развития мотивации учебной деятельности школьников при изучении химии может быть использована учителями других предметных областей.
1. Анализ научной психолого-педагогической и учебно-методической литературы
Мотивация учебной деятельности — это
совокупность мотивов, которые в процессе
своего взаимодействия детерминируют активность
субъекта в образовательном процессе
и обеспечивают профессиональную
направленность саморазвития.
В исследованиях ученых показана структура
мотивации учебной деятельности, механизм
возникновения учебных мотивов, а также роль
мотивации в осуществлении учебной деятельности.
В современной психолого-педагогической
литературе проблема мотивации учебной
деятельности анализируется с разных позиций:
структура и динамика мотивации, обусловленные
целями обучения, проанализированы Р.Р.Бибрих,
В.И.Васильевым, Ф.М.Рахматулиным, обусловленность
эффективности учебной деятельности мотивацией
исследуется Ю.М.Орловым, Т.С.Савочкиной,
Ю.К.Черновой. По их мнению, мотивы учебной
деятельности формируются и развиваются
достаточно эффективно в единстве с другими
сторонами мотивационной сферы, т.е.
потребностями, целями и т.д.
Мотивация неразрывно связана с самоорганизацией
личности (Н.М. Пейсахов, Н.С. Копеина, А.Т.
Цветаева), под которой понимается
"совокупность мотивационно-личностных и
индивидуальных свойств субъекта", которая
воплощается в приемах и результатах
деятельности (Н.С. Копеина). В последние два
десятилетия в качестве путей развития мотивации
и самоорганизации можно отметить интеграцию,
компьютеризацию, алгоритмизацию и т.п.,
направленность на жизненную действительность,
социальные изменения.
Развитие мотивации учебной деятельности —
это процесс изменения иерархической структуры
учебных мотивов, где наиболее актуальными
становятся мотивы самообразования,
саморазвития, овладения профессией. Также
развитие мотивации учения характеризуется
изменением отношения учащихся
к образовательной деятельности —
от отрицательного или нейтрального
(безразличного) до активного, личностного,
творческого.
Установлено, что на базе общей мотивации
учебной деятельности (профессиональной,
познавательной, прагматической,
социально-общественной
и личностно-престижной) у школьников
старших классов появляется определенное
отношение к разным учебным предметам
и непосредственно к изучению химии. Оно
обусловливается: важностью предмета для
профессиональной подготовки; интересом
к определенной отрасли знаний
и к данному предмету как ее части;
качеством преподавания и удовлетворенностью
занятиями по данному предмету; мерой
трудности данного предмета исходя
из собственных способностей;
взаимоотношениями с преподавателями данного
предмета.
Особенностями мотивации учебной деятельности
школьников являются: тенденция
к доминированию мотивов овладения новыми
знаниями, появление ярко выраженного стремления
к получению образования, интересной работы,
усиление установки на хорошие жизненные
условия и материальную обеспеченность через
профессиональную деятельность; тесное
переплетение познавательных мотивов
с мотивами профессионального
самоопределения.
Критериями сформированности мотивации учебной
деятельности школьника выступают внутренние
и внешние показатели, характеризующие его
учебную деятельность. Внешними показателями
являются высокая успеваемость по учебной
дисциплине, творческий подход к выполнению
учебных заданий, высокая активность
на занятиях, инициативность, проявление
интереса к изучаемому предмету.
К внутренним показателям относятся
готовность личности к самообразованию
и саморазвитию, получению дополнительных
знаний; устойчивое стремление к овладению
знаниями.
Условия развития мотивации учебной деятельности школьников:
- признание учащегося субъектом образовательного процесса;
- формулирование образовательных целей в соответствии с личностными особенностями школьников, создание ситуаций, стимулирующих мотивы саморазвития, самоактуализации, самовоспитания, самообразования школьника;
- создание позитивного эмоционального фона образовательной деятельности;
- осуществление оперативного, объективного контроля и организация самоконтроля эффективности развития школьников в процессе интерактивного взаимодействия; обеспечение полноценной, позитивной обратной связи.
2. Проведение мониторинга, осуществление
экспериментальной работы, сбор фактического
материала, подведение промежуточных итогов.
Химия – один из самых сложных предметов курса
обучения в средней школе. Интенсификация
учебного процесса, определяемая содержанием
нового базисного учебного плана, сделала процесс
обучения химии весьма затруднительным для
большинства учащихся.
Стартовый мониторинг
Для определения причин «неуспешности» и как следствие низкой мотивации проведен ряд исследований (октябрь 2013 г.). (Приложение 1)
- Мотивация деятельности учащихся на уроке и создание условий для ее развития. (авт. П.И. Третьяков)
- Определение уровня адаптации ученика на учебном занятии (авт. П.И. Третьяков)
- Показатель качества знаний за первую четверть.
Для самооценки деятельности учителя
использовалось микроисследование «Определение
уровня владения учителем основными методами
мотивации и стимулирования деятельности»
Кроме указанных критериев были изучены
критерии организационно-методического
характера: оптимальность усилий, средств,
времени, затрачиваемых на достижение
поставленных мотивационно-самоорганизационных
целей; рациональность способов и приемов
деятельности учителя и учащихся в их единстве и
взаимозависимости; конкретность действий,
обусловленных установкой учителя на
формирование у учащихся
мотивационно-самоорганизационные состояния;
перспективность, исключение малозначимого
итога, ограниченности результата деятельности;
актуальность выполняемой работы, активность и
самостоятельность учащихся, т.е. уровень
обеспеченной мотивации и самоорганизации
Выводы:
1. Решение проблемы развития мотивации учебной
деятельности школьников может быть оптимально
реализовано при выполнении совокупности
педагогических условий, то есть
организаторских усилий педагога в ходе
образовательного процесса:
– выбор темпа
и последовательности изучаемого материала
в границах оговоренного со школьником
времени.
– осуществление косвенного систематического
контроля над ходом работы обучаемого
позволяет устранить ощущение навязанности
учебной деятельности, что стимулирует
внутренние мотивы учения.
– организация коллективной и групповой
деятельности школьников с использованием
во время урочной и внеурочной учебной
деятельности.
– создание благоприятного психологического
климата на занятии за счет позитивных
оценочных суждений педагога в процессе
освоения учеником учебного материала,
поощрениями и советами повторить тот или иной
раздел, преобладание положительной оценки
действий школьника.
– применение инновационных педагогических
технологий с учетом принципа целесообразности.
– применение техники «самооценка учащегося»
2. Выявлены противоречие между
– постоянно растущим объемом содержания
образования и соответственно ограниченными
возможностями его передачи и усвоения;
– преимущественно фронтальной передачей
учебного материала и его первичным
индивидуальным освоением;
– социальными позициями обучающих и
обучаемых.
3. Причиной неуспешности многих учащихся являются особенности интеллектуальных функций: фрагментарность мышления, низкая компетентность чтения, недостаточная аналитическая и синтезирующая деятельность и недостаточность логичности мышления. В связи с этим важнейшей стороной обучения я считаю развитие тех сторон личности, которые характеризуют интеллектуальный ее уровень. Химия – предмет, определяющий естественно – научное мировоззрение и требующий целостного представления, серьезного осознанного отношения и формирования соответствующей стратегии деятельности. При фрагментарности мышления данные перспективы становятся призрачными. Что бы эти учащиеся скорее оказались в ситуации «успешности», необходимо включение их во все виды мыслительных операций.
Для достижения эффективности образовательного процесса, в плане развития мотивации, могут использоваться различные технологии, средства и методы. Главное условие выбора: соблюдение принципов целесообразности, эффективности, здоровьесбережения.
1. ИКТ – средство развития мотивации учебной
деятельности. Это может быть как «совокупность
средств ИКТ», так и «отдельное средство ИКТ».
Использование ИКТ позволяет успешно
решать многие задачи: разнообразие форм
представления учебного материала, доступность,
использование новых технологий и методов и
многие другие. При составлении плана урока я
учитываю особенности использования ИКТ в
индивидуальной и групповой формах учебной
работы, (Темы уроков: «Типы химических
реакций»
«Химические свойства водорода»).
2. Активизация познавательной деятельности
учащихся путем организации работы с
дидактической моделью.
Организованная работа с дидактическими моделями
гарантирует переход от репродуктивного к
творческому уровню результатов обучения по
предмету.
При работе с дидактической моделью формируются
аналитико – деятельностная, прогностическая,
коммуникативная и рефлексивная компетенции
учащихся.
Дидактическая модель в образовательном процессе
является здоровьесберегающим инструментарием,
снижающим стрессогенность образования на каждом
уроке и, в целом, при освоении предмета.
(Тема урока: «Оксиды. Свойства. Получение»)
3. Алгоритмический подход в преподавании химии позволяет систематизировать знания и умения учащихся, развивает их творческие и интеллектуальные способности. Использование компьютерных технологий делает данный метод более эффективным.
4. Алгоритмический подход позволяет:
- Устанавливать причинно-следственные связи, что является одной из основ развивающего обучения,
- Способствует формированию логического мышления у учащихся,
- Позволяет систематизировать учебный материал,
- Развивает творческое мышление учащихся,
- Формирует интерес у учащихся к предмету посредством использования современных технических средств обучения.
В настоящее время довольно много алгоритмов по химии разработано для учащихся 8-9 классов. Они встречаются как в учебниках, так и на разных образовательных сайтах (например: Селезнева О. Н., Ахметов М. А Учебно-методическое пособие (химия 8 класс) – Ульяновский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования).
В своей работе алгоритмы я использую на следующих этапах обучения:
- Самостоятельная работа учащихся при подготовке домашнего задания;
- Самостоятельное обучение учащихся, не посещающих учебное заведение по тем или иным причинам;
- Объяснение нового материала на уроке;
- Обобщение, систематизация и коррекция знаний и умений учащихся.
4. Повышение эффективности обучения химии путем активизации познавательной деятельности учащихся на уроках химии в 8-м классе в условиях модульного обучения
Урок по химии в 8-м классе с использованием
методов игровой и модульной технологий, опорных
конспектов – один из путей перехода с
развивающих технологий на модульную технологию
ЛО обучения. Цель такого урока – научить детей
самостоятельно получать знания.
Назначение данной технологии: организовать
самостоятельное учение школьников;
удовлетворить образовательные потребности
каждого учащегося в соответствии с его
склонностями, интересами, возможностями;
развивать интеллект, самостоятельность,
коллективизм, умение осуществлять
самоуправление учебно-познавательной
деятельностью, мотивационно управлять учением.
Методы технологии:
- метод самостоятельной работы с учебником и дидактическими карточками;
- частично-поисковые и проблемные методы;
- метод опорных сигналов и т. п.
Формы работы:
- лекция;
- семинар;
- консультация;
- зачёт и т. п.
- уроки-практикумы
Различные виды организации деятельности:
– самостоятельные работы с различным
прикладным содержанием,
– экспериментальные задания,
– самоконтроль,
– дифференцированные контрольно-зачетные
работы и др.
(Тема 2 «Кислород» )
При комплексном решении педагогических задач
наибольший эффект дает сочетание приемов, одни
из которых характерны для методики химии (связь с
техникой и жизнью, другими общеобразовательными
предметами, использование исторических
сведений, демонстрация физических и химических
явлений, показ логики вывода и структурной
стройности формул), а другие - основаны на
особенностях конкретной школы (близость
производства, прикладное содержание химических
задач, применимость химических знаний на
практике производства и т.п.).
После изучения каждой темы делаются
выводы об адекватности применяемых средств и
методов уровневым особенностям
сформированности воспитываемых личностных
свойств у учащихся. Весь цикл занятий темы или
раздела завершается общим итогом на предмет
мотивационно-самоорганизационных возможностей
учебного процесса, последующей коррекцией.
Результаты повторного мониторинга (февраль 2014г.)
1. Произошли положительные изменения
в структуре мотивации учебной деятельности
учащихся, заключающиеся в повышении
актуальности мотивов «получение знаний»,
«овладение практическими навыками», мотивов
саморазвития, самоактуализации.
(По сравнению с результатами стартовой
диагностики положительные изменения согласно
методике «Мотивация деятельности учащихся на
уроке и создание условий для ее развития.» произошли
в 17 случаях (24,6% от количества учащихся),
2. Наблюдалось более выраженное повышение
актуальности мотивов «стать высокообразованным
человеком с хорошим знанием химии»,
«обеспечить успешность будущей
профессиональной деятельности», а также
мотивов получения знаний «приобрести глубокие
и прочные знания», «получить интеллектуальное
удовлетворение от познавательной
деятельности».
3. 100% успеваемость по результатам первого
полугодия.
4. Положительная динамика качества знаний по
итогам первого полугодия. (Приложение
2)
Заключение
На основании всего вышеперечисленного четко выстраиваются следующие компоненты будущей системы мотивации учебной деятельности:
Целевой компонент содержит в себе такие целевые ориентации как: овладение учебным материалом как самостоятельной ценностью, формирование готовности школьников к удовлетворению возникших познавательных потребностей, обеспечение высокого мотивационного уровня изучаемого учебного материала.
Содержательный компонент включает принципы отбора учебного материала: соответствие содержания наличным потребностям ребенка, адекватный уровень доступности, адекватный уровень новизны, связь учебного материала с жизненным опытом, адекватный уровень проблемности, последовательность и системность изложения учебного материала, информационная насыщенность.
Операционально-деятельностный компонент включает в себя формы и методы преподавания учебного материала. Формы различаются по количеству учащихся и по типу уроков. По количеству учащихся: индивидуальная или микрогрупповая; по типу уроков: – комбинированные уроки, уроки-игры. Методы: проблемно-поисковые и стимулирующие мотивацию учебной деятельности; такие как: познавательные игры, учебные дискуссии, методы эмоционального стимулирования. Учебный процесс включает в себя три этапа: мотивационный, опеационально-деятельностный, рефлексивно-оценочный.
Оценочный компонент включает в себя
предварительный контроль, итоговый контроль,
проводимый в конце изучения темы. Важное
значение имеет также самоконтроль и самооценка.
Педагогическая система развития инновации
должна сопровождаться постоянной
диагностикой и корректировкой уровней развития
мотивации учебной деятельности у школьников,
отбором проблемных учебных задач,
предполагающих рефлексивные действия учащихся.
Литература:
1. Третьяков П.И. Оперативное управление
качеством образования в школе. Теория и практика.
Новые технологии. – М.. ООО «Издательство
Скрипторий 2003», 2005 г.
2. Третьяков П.И., Сенновский И.Б. Технология
модульного обучения в школе. – М., «Новая школа»,
2001 г.
3. Цветаева А.Т., Сенцов С.В. Формирование
мотивации учения у учащихся подросткового
возраста. – М., «Новая волна», 2001 г.
4. Выготский Л.С. Проблемы развития.– М.,
«Просвещение» , 1996 г.
5. Кульневич А.Н. Педагогика личности от
концепции до технологий: Учеб. пособ. – ТЦ
«Учитель», 2001 г.
6. Тучкова Т.У. Урок как показатель
грамотности и мастерства учителя.– М., ЦГЛ, АПК,
ПРО, 2003.
7. Белицкая Г.Э. Социальная компетенция
личности // Сознание личности в кризисном
обществе. – М., 1995.