Тип урока: введение нового материала и его закрепление.
Цели:
- рассмотреть разные определения термина «сайт»; сформировать понятие «сайт»;
- рассмотреть разновидности сайтов;
- обеспечить усвоение учащимися классификации сайтов,
- рассмотреть два способа создания сайта;
- сформировать у учащихся первичное представление о языке HTML;
- сформировать у учащихся первичное представление о конструкторе сайтов;
- научить анализировать, какой из способов создания сайта необходимо применить в том или ином случае;
Учащиеся должны знать:
– что такое сайт;
– какие разновидности сайтов существуют;
– какими способами можно создать сайт;
– что такое язык HTML;
– что такое конструктор сайтов.
Учащиеся должны уметь:
– определять, является ли то или иное
определение сайта верным, исчерпывающим, излишне
развернутым;
– отличать один вид сайта от другого;
– классифицировать предложенные им сайты по
разновидностям;
– делать вывод о том, какой из способов создания
сайтов предпочтителен в том или ином случае.
1. Оргмомент – 2 минуты (приветствие, отмечание отсутствующих)
2. Повторение пройденного – 5 минут
Слайд 1. Веб-сайт. Создание веб-сайта.
Учитель: Мы уже обсуждали с вами
термины "гипертекст", "гиперссылка",
"веб-страница". Давайте вспомним, как
расшифровывается каждый из них.
Учащиеся озвучивают, как, по их мнению,
расшифровываются данные понятия. Учитель
корректирует их ответы в сторону как
правильности, так и краткости. Так, например,
учащиеся часто отвечают, что гипертекст – это
"текст с такими синенькими ссылками, при
нажатии на которых открываются другие окошки"
и т.д.
После обсуждения учитель выводит на экран
правильные определения данных понятий.
Слайд 2.
Гипертекст (англ. hypertext) – это
текст, содержащий гиперссылки.
Гиперссылка (англ. hyperreference) – это
«активная» ссылка на другой объект (часть того же
документа, другой документ, файл, каталог,
программу и т.д.).
Веб-страница – это гипертекстовый
документ в Интернете.
3. Введение нового материала – 35 минут
Учитель: Понятие "сайт" или
"веб-сайт" в наше время знакомо очень и очень
многим. Давайте обсудим, что же подразумевается
под понятием "сайт"?
Обсуждение. Учитель при необходимости
помогает с формулировками, а по завершении
обсуждения предлагает учащимся несколько
определений данного понятия.
Слайд 3.
1. Сайт – это система электронных документов
(файлов данных и кода) частного лица или
организации в компьютерной сети под общим
адресом (доменным именем или IP-адресом)
2. Сайт – некая совокупность файлов,
расположенных на электронном адресе в
компьютерной сети и принадлежащая конкретному
лицу или организации.
3. Сайт – это онлайн представительство одного
человека, группы людей или организации в
Интернете.
4. Сайт – группа веб-страниц, которые
объединены общей темой и оформлением, связаны
гиперссылками.
Учитель: Как вы думаете, какое из этих определений наиболее подходящее?
В результате обсуждения этого вопроса с
учащимися должно быть сформулировано примерно
следующее.
Наиболее подходящим является определение №
4.
Большой недостаток первого определения
заключается в его перегруженности
терминологией. Можно обсудить с учениками,
необходимо ли в определении сайта указывать его
принадлежность лицу или группе лиц. С одной
стороны, сайт действительно создается людьми для
каких-то целей. С другой, речь скорее идет о
"техническом" определении сайта, а это
означает, что понятие следует рассматривать само
по себе, без отсылки к "социальной" части,
иначе в определение пришлось бы добавлять, что
сайт может быть использован для... а учитывая
огромное множество целей, для которых можно
использовать сайты, включать все это в
определение было бы попросту невозможным.
В отношении третьего определения можно также
проговорить, что "онлайн представительство"
означает скорее не принадлежность сайта
кому-либо, а то, что с помощью этого сайта человек,
группа лиц или же организация рассказывают о
себе. А далеко не все сайты соответствуют этому
показателю.
Далее учитель может попросить учащихся
подумать, для чего же, для каких именно целей
могут создаваться сайты?
Чаще всего учащиеся первыми вспоминают ресурсы,
с которых можно скачать
1. Музыкальную и видеопродукцию
2. ГДЗ
Затем учитель предлагает учащимся подумать, на
какие виды можно разделить (как
классифицировать) сайты, которые приходилось им
видеть или с которыми доводилось работать.
Часто всплывает вопрос, являются ли сайтами
ресурсы, предназначенные для общения, такие как
различные форумы, социальные сети и т.д. После
возникновения вопроса, является ли, к примеру,
"ВКонтакте" сайтом или же нет, можно
предложить учащимся разобрать его по пунктам с
точки зрения четвертого (наиболее верного)
определения.
Является ли он группой веб-страниц? (Да.)
Объединены ли они общей темой и оформлением? (Да.)
Связаны ли страницы гиперссылками? (Да.)
Следовательно, можно сделать вывод, что
"ВКонтакте" тоже является сайтом.
По завершении обсуждения предполагаемой
классификации сайтов учитель предлагает
учащимся следующую информацию.
Слайды 4-6.
Виды сайтов
Тематический – раскрывает одну или несколько
тематик без высказывания личного мнения.
Авторский блог – ведется от первого лица.
Автор, как личность, высказывает свое мнение по
различным вопросам.
Авторско-тематический – ведется от первого лица
и раскрывает какую-то определенную тематику.
Новостной портал – большой сайт, который
раскрывает много тематик. Освещает происходящие
новости, в которых непосредственно участвует.
Портал широкого профиля – мужские и женские,
которые освещают много тематик на одном ресурсе.
Форум – представляет собой небольшую социальную
сеть, где общаются люди на различные темы.
Интернет-магазин – занимается продажей товаров
и услуг со своих страниц.
Сайт-визитка – ресурс, на котором размещается
общая информация об услугах и товарах, а так же
ценах, акциях, скидках. Должен быть у каждого
предпринимателя для демонстрации своим
клиентам.
Социальная сеть – без тематической
направленности, объединяет огромное количество
людей с разными увлечениями.
Стоит также упомянуть, что данная
классификация не является единственно возможной
и абсолютно исчерпывающей.
Далее учитель спрашивает у учащихся, как, по их
мнению, можно создать сайт?
Вероятны два ответа:
1) с помощью языка HTML
2) с помощью конструктора сайтов
Важно отметить, что
Слайд 7-8.
HTML по своей сути не является языком
программирования. Он является языком разметки
гипертекстовых документов, иными словами –
отвечает за расположение в документе ваших
текстов, рисунков, таблиц, предназначенных для
выкладки в сети Интернет. Заставить его
произвести арифметические подсчеты, даже такие
простые, как дважды два, невозможно, поскольку
в нем нет логических функций.
Зато с его помощью можно легко выложить
информацию о том, что дважды два равняется
четырем.
Читается этот язык при помощи браузеров
(обозревателей), которые "знают" стандартные
команды html языка, и "осмысливая" их, выводят
на монитор компьютера документы в том виде, в
котором хочет представить их составитель
документа.
Здесь учитель может задать учащимся вопрос,
какие браузеры они помнят. Варианты ответа: Internet
Explorer, Opera, Mozilla Firefox, Google Chrome.
На следующем слайде приводятся ознакомительные
строки из языка HTML.
Слайд 9.
Структура HTML-страницы:
<HTML>
<HEAD>
описание заголовка
</HEAD>
<BODY>
текст документа
</BODY>
</HTML>
Слайд 10.
Конструктор сайтов – это общедоступный и
бесплатный инструмент для редактирования и
создания вашего собственного сайта. Он даёт
пользователям возможность быстро и легко
создать свой интернет-сайт на основе готового
шаблона, путём добавления готовых блоков на вашу
страницу (например, фотогалерея, новости и
прочее). Также в его функции входит настройка
собственного дизайна или изменение внешнего
вида вашего сайта.
Слайд 11.
Чтобы воспользоваться конструктором сайтов, не
нужно обладать какими-то специальными знаниями и
техническими навыками, не нужно устанавливать
никакого специального программного обеспечения
и дополнительного оборудования. Единственное
необходимое – это веб-браузер.
Главный принцип работы конструктора сайтов –
сайт создаётся очень и очень быстро, всего за
несколько коротких шагов, а позже редактируется
и наполняется контентом благодаря размещению и
настройке готовых блоков. Любой из этих блоков
может быть размещён на конкретной странице сайта
или же быть продублированным на всех. Их можно
настраивать, перемещать, редактировать.
Учитель обсуждает с учащимися достоинства и
недостатки каждого варианта; ключевые моменты
обсуждения указаны ниже.
Формирование сайтов с использованием
конструктора это, безусловно, простой и быстрый
способ создать собственный сайт почти любой
направленности. Этот способ отлично подойдёт
новичкам, желающим создать свой бесплатный
ресурс без потери лишних сил и времени.
Однако у сайта, созданного при помощи
конструктора сайтов, будет иметься несколько
довольно серьёзных недостатков. Использовав
конструктор сайтов, мы получаем сайт,
находящийся на бесплатном хостинге и стоящим на
бесплатном домене третьего уровня (название
вашего сайта. сайт конструктора .ru). Это означает,
что:
1) такой сайт будет долго индексироваться
поисковыми системами (иногда за индексацию сайта
требуется заплатить, но это может быть весьма
небольшая сумма, около пары десятков рублей).
2) на сайте может находиться чужая реклама,
размещаемая хостинг-провайдером, причем
зачастую такая реклама имеет высокий возрастной
ценз
3) наличествует угроза удаления вашего сайта
(хотя обычно причины, ведущие к удалению сайта,
указаны в правилах, которые желающий создать
сайт должен прочитать и принять еще до того, как
сайт будет создан).
4). каждый день при помощи конструктора сайтов
создается множество бесплатных проектов, и
каждому из них система предлагает одни и те же
шаблоны оформления. Соответственно, в сети
образуется огромное количество сайтов с
одинаковым оформлением. Однако если для
торгового сайта (или сайта, ориентированного на
его посещение как можно большим количеством
людей) это может создать существенные трудности
(ведь его не будут сразу же узнавать среди
десятков и сотен других сайтов, а значит, могут
"зайти" к конкурентам), то для сайта,
предназначенного для изложения какой-либо
информации, это почти не играет роли – ведь
посетители сайта будут в первую очередь
интересоваться наличествующими там сведениями,
а не "фоновой картинкой".
Люди же, умеющие пользоваться языком HTML, могут
изменить любой шаблон фактически на 90 %, создав
свое, уникальное оформление.
5. Повторение пройденного – 3 минуты.
Слайд 12.
1. Что такое сайт?
2. Какие виды сайтов вы знаете?
3. Какие способы создания сайта вам известны?
4. В чем состоят особенности создания сайта с
помощью языка HTML и с помощью конструктора сайтов?
Какие достоинства и недостатки есть у каждого
способа?
Учитель выслушивает ответы учащихся и, при необходимости, дополняет и корректирует таковые.