С началом промышленного изготовления компьютеров первых поколений и их появлением в образовательных учреждениях возникло новое направление в педагогике – компьютерные технологии обучения. Главными становятся навыки быстрой обработки и систематизации данных, умение четко выделять главное. Изменяются задачи преподавателя. Преподаватель перестает быть только источником информации, он становится еще и организатором получения знаний. Для реализации этих целей недостаточно использования старых методов обучения. Необходимо широкое внедрение информационных технологий. Благодаря своим конструктивным и функциональным особенностям современный персональный компьютер является уникальной по своим возможностям обучающей машиной. Одним из наиболее простых и доступных средств познания является компьютерная презентация. Умелое использование презентаций позволяет значительно увеличить долю самостоятельности студентов, расширить возможности их индивидуальной и групповой работы, развивать инициативу при усвоении нового материала. Эффективнее всего использование на уроках интерактивных презентаций, которые делают обучающихся не пассивными слушателями и зрителями, а активными участниками урока.
Интерактивная презентация – это диалог между компьютером и человеком, в котором человеку предоставляется возможность искать и находить для себя информацию самостоятельно, по мере необходимости. Для пользователя интерактивная презентация – это реализованная в удобной и занимательной форме возможность осуществлять поиск нужной информации, углубляясь в нее настолько, насколько это было предусмотрено создателем презентации.
Другой отличительный признак интерактивной
презентации – это заложенное в ней свойство
увлекать пользователя и удерживать в нем интерес
к представляемому материалу. Основой
современной презентации является облегчение
процесса восприятия информации с помощью ярких
образов. Студентов привлекает новизна
проведения таких моментов на уроке, вызывает
интерес. И тогда легче усваиваются и
систематизируются базовые знания по дисциплине;
повышается интерес к обучению.
Программа MSPowerPoint предлагает огромный выбор
приемов управления презентацией: гиперссылки,
триггеры, макросы, язык программирования VisualBasicfor
Applications (VBA).
Гиперссылка. Использование гиперссылки позволяет эффективно управлять презентацией и в целом учебным процессом. Гиперссылка создает связь объекта на одном слайде с другим слайдом, файлом, Web-страницей. При нажатии на область с правильным или неправильным ответом гиперссылка отправляет пользователя на нужный слайд.
Триггер. С помощью триггеров можно добиться динамики при проведении урока, создавать дидактические игры, тренажеры, кроссворды, тесты, управлять презентацией в режиме демонстрации. С помощью триггера любому объекту можно задать действие: изменение цвета заливки, размера объекта, перемещение объекта, исчезновение или появление объекта. Щелчок левой кнопкой мыши по объекту анимирует его, заставляя выполнять заданное действие.
Макросы. Использование макроса Drag And Drop (тащить и отпустить) в презентации дает возможность в режиме демонстрации переместить объект по слайду с помощью компьютерной мыши. Чтобы создать презентацию с использованием макросов необходимо макрос вписать в программу – это очень трудоемко – можно воспользоваться готовыми шаблонами.
Презентации, созданные с помощью язык
программирования VisualBasicfor Applications (VBA) используются
для закрепления и контроля знаний – это игры,
тренажеры, тесты, кроссворды. Эффективность
обучения достигается за счет наглядности,
визуализации, красочности представляемого
материала. Это требует от педагога значительных
затрат времени, знаний языков программирования и
навыков работы в программе MSPowerPoint.
При проектировании такого рода презентаций
педагогу необходимо придерживаться
определенных правил:
- задания должны соответствовать учебной программе;
- максимально кратко и четко формулировать вопросы и задания;
- включать задания различных типов;
- обеспечить настройку навигации;
- правильные ответы располагать в случайном порядке;
- ответы типа «да» и «нет» снижают качество и надежность заданий;
- на кнопках управления отобразить слова-команды: «Далее», «Проверить», «Повторить» и т.п.;
- при выводе результатов использовать слова-выражения: «Молодец!», «Умница», «Подумай еще».
Интерактивные презентации являются помощником
преподавателю. Благодаря грамотной организации
учебного процесса преподаватель развивает
умения обучающихся самостоятельно достигать
цели, умение планировать свою деятельность,
принимать ответственные решения, приучает к
аккуратности, вниманию, организованности.
Применение интерактивных презентаций позволяет
увеличить скорость урока, повысить уровень
усвоения материала и заинтересованность
студентов. Успешность использования
информационных технологий в значительной мере
зависит от профессиональной подготовленности
преподавателя и условий осуществления процесса
обучения.
Литература:
- Научно-методический журнал «Среднее профессиональное образование». 2012-2014 гг.
- Журнал «Информатика и образование». 2012-2014 гг.
- Михалева Л.Ю., Лекции дистанционных курсов «Новые возможности мультимедийной презентации», «Создание интерактивной презентации с помощью языкаVisualBasicForApplication (VBA)», «Новые возможности VisualBasicForApplication (VBA) для создания интерактивных презентаций», 2012-2013.