Цели урока:
- знакомить с правилом написания гласных е, и в корнях с чередованием;
- учить различать орфограммы в корне слова;
- повторить постановку знаков препинания при диалоге и обращении ;
- развивать память, внутреннюю речь, логическое мышление;
Тип урока: первичное обучение.
Оборудование: компьютерная презентация, раздаточный материал.
Ход урока
I. Оргмомент.
II. Мотивационное введение.
Сегодня нашими помощниками на уроке будут сказочные герои Баба-Яга и Иван-царевич. Между ними произошёл следующий диалог. Давайте прочитаем его (слайд 1).
Вспомним, как оформляется на письме диалог. Расставьте знаки препинания в тексте (раздаточный материал, слайд 2).
Назовите однокоренные слова в тексте (слайд 3). Почему эти слова являются однокоренными, несмотря на то, что гласные в корнях разные? Как называется данное явление в русском языке?
А теперь попробуем сформулировать тему урока (слайд 4).
III. Изучение нового материала.
Выпишите однокоренные слова, выделите в них корни (слайд 5). Давайте попробуем определить закономерность при написании букв е, и в корнях с чередованием (слайд 6).
Необходимо выучить эти корни наизусть и помнить про слова-исключения (слайд 7).
Для этого правила ещё есть небольшая подсказка: в некоторые слова “забралось” сочетание букв, похожее на имя девочки Ира. Сочетание складывается из части корня -..ир- и идущего за ней суффикса –а-: -...ира-. Этот суффикс любит командовать гласным звуком в некоторых корнях. Поэтому, если вы напишете слово неправильно, то “Ира” превратится в “Еру” (слайд 8).
IV. Закрепление изученного.
Теперь потренируемся применять новое правило. Спишите предложения, расставьте знаки препинания. Найдите слова с чередующимися гласными в корне, выделите орфограммы (слайды 9, 10).
Задание-ловушка. Вставьте пропущенные буквы, выделите орфограммы (слайды 11, 12). Примечание: при проверке нужно обратить внимание на слова “помирить”, “пировать”, в которых нет данной орфограммы.
V. Итоги урока.
Посмотрите на экран (слайд 13). Скажите, почему Ваня допустил ошибки при написании слов “заблистали”, “подстилает”?
Не забывайте о том, что нельзя путать правила “Правописание гласных в корнях с чередованием” и “Правописание проверяемых безударных гласных в корнях”.