Урок природоведения на тему «Химические явления в живой и неживой природе». 5-й класс

Разделы: Биология, География, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 5


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (34 МБ)


Цель урока: 

  • Закрепить понятие – явление.
  • Уметь отличать физические явления от химических.
  • Уметь доказывать, что живая и неживая природа – фабрика химических превращений.

Задачи урока.

  • Образовательные: сформировать у учащихся понятия о химических явлениях.
  • Развивающие: развивать творческое мышление, интеллектуальные способности учащихся; развивать умения наблюдать, анализировать, делать выводы.
  • Воспитательные: продолжить формирование познавательного интереса к предмету через использование ИКТ, развить коммуникативные качества, сформировать навыки работы в группах, развивать творчество и сотрудничество, формировать чувство прекрасного.

Оборудование: макет молекулы воды, яблоко, задания для самостоятельной работы, компьютер, проектор, экран.

Тип урока: закрепление материала

Ход урока

I. Организационный момент. (слайд 1-2)

II. Актуализация знаний. (слайд 3)

В форме беседы учащиеся вспоминают, какие явления называются физическими, химическими, чем они отличаются. Вспоминают признаки химических и физических явлений. Приводят примеры явлений уже изученных ранее, особое внимание следует обратить на реакцию горения и признаки химических реакций.

Опыт с яблоком:

1. Разрезаем яблоко. Какое явление произошло?

2. Оставим яблоко на время.

III. Закрепление материала. (слайд 4-16)

1. Свойства химических и физических явлений. (слайд 4)

Чем отличаются физические явления от химических?

2. Определите, в каких из перечисленных случаев речь идет о химических реакциях? (слайд 5).

Работа на листах – выбрать нужные фразы.

3. Назовите признаки химических явлений. (слайд 6)

В предложенных видео роликах опытов определить конкретный признак химической реакции.

4. Вспомним состав тела. (слайд 7)

Тело природы состоит из веществ. Вещество – из молекул. Молекула – из атомов.

5. Поясни схему: в каком случае схема иллюстрирует физическое явление, а в каком – химическую реакцию. (слайды 8-10)

Из моделей атомов воды (выполненных из пластилина) продемонстрировать химическое и физическое явления. (работа в группе).

6. Тело природы – фабрика химических превращений. (слайд 11-16)

Назовите вещества, образуемые растениями.

Дайте определения каждому веществу.

В тетради приведите примеры растений, образующие фитонциды, дубильные вещества, витамины, яды.

Вернемся к опыту с яблоком. Какая химическая реакция произошла с яблоком?

IV. Подведем итоги. (слайд 17)

1. На листах дописать определения.

Вариант 1

  • Выделение света и тепла – признак химической реакции __________. (горение)
  • Для каждой химической реакции необходимы определенные _______________. (условия)
  • Нагревание, измельчение, охлаждение веществ – условия, оказывающие воздействия на ход _______________. (химической реакции)

Вариант 2

  • Присутствие кислорода в воздухе – первое необходимое условие реакции ____________. (горения)
  • Фитонциды – вещества, которые _____________________________. (убивают бактерии или подавляют их развитие)
  • Витамины – вещества, которые ______________________________. (требуются организму для нормальной жизнедеятельности).

2. Сделаем выводы.

3. Выставление оценок.

V. Домашнее задание

Определить, какие химические явления происходят на кухне ежедневно.