Цель урока:
- Закрепить понятие – явление.
- Уметь отличать физические явления от химических.
- Уметь доказывать, что живая и неживая природа – фабрика химических превращений.
Задачи урока.
- Образовательные: сформировать у учащихся понятия о химических явлениях.
- Развивающие: развивать творческое мышление, интеллектуальные способности учащихся; развивать умения наблюдать, анализировать, делать выводы.
- Воспитательные: продолжить формирование познавательного интереса к предмету через использование ИКТ, развить коммуникативные качества, сформировать навыки работы в группах, развивать творчество и сотрудничество, формировать чувство прекрасного.
Оборудование: макет молекулы воды, яблоко, задания для самостоятельной работы, компьютер, проектор, экран.
Тип урока: закрепление материала
Ход урока
I. Организационный момент. (слайд 1-2)
II. Актуализация знаний. (слайд 3)
В форме беседы учащиеся вспоминают, какие явления называются физическими, химическими, чем они отличаются. Вспоминают признаки химических и физических явлений. Приводят примеры явлений уже изученных ранее, особое внимание следует обратить на реакцию горения и признаки химических реакций.
Опыт с яблоком:
1. Разрезаем яблоко. Какое явление произошло?
2. Оставим яблоко на время.
III. Закрепление материала. (слайд 4-16)
1. Свойства химических и физических явлений. (слайд 4)
Чем отличаются физические явления от химических?
2. Определите, в каких из перечисленных случаев речь идет о химических реакциях? (слайд 5).
Работа на листах – выбрать нужные фразы.
3. Назовите признаки химических явлений. (слайд 6)
В предложенных видео роликах опытов определить конкретный признак химической реакции.
4. Вспомним состав тела. (слайд 7)
Тело природы состоит из веществ. Вещество – из молекул. Молекула – из атомов.
5. Поясни схему: в каком случае схема иллюстрирует физическое явление, а в каком – химическую реакцию. (слайды 8-10)
Из моделей атомов воды (выполненных из пластилина) продемонстрировать химическое и физическое явления. (работа в группе).
6. Тело природы – фабрика химических превращений. (слайд 11-16)
Назовите вещества, образуемые растениями.
Дайте определения каждому веществу.
В тетради приведите примеры растений, образующие фитонциды, дубильные вещества, витамины, яды.
Вернемся к опыту с яблоком. Какая химическая реакция произошла с яблоком?
IV. Подведем итоги. (слайд 17)
1. На листах дописать определения.
Вариант 1
- Выделение света и тепла – признак химической реакции __________. (горение)
- Для каждой химической реакции необходимы определенные _______________. (условия)
- Нагревание, измельчение, охлаждение веществ – условия, оказывающие воздействия на ход _______________. (химической реакции)
Вариант 2
- Присутствие кислорода в воздухе – первое необходимое условие реакции ____________. (горения)
- Фитонциды – вещества, которые _____________________________. (убивают бактерии или подавляют их развитие)
- Витамины – вещества, которые ______________________________. (требуются организму для нормальной жизнедеятельности).
2. Сделаем выводы.
3. Выставление оценок.
V. Домашнее задание
Определить, какие химические явления происходят на кухне ежедневно.