Формирование понятия «однокоренные слова» у учащихся начальной школы

Разделы: Начальная школа


Важно подготовить школьников к освоению способов решения орфографических задач – изучение основных орфографических правил. Поэтому осмысление понятий: "родственные слова", "корень слова", "однокоренные слова" – должно происходить на основе разграничения родственных слов и слов тех же семантических групп, а затем синонимов и слов с омонимичными корнями, т.е. с тем же звуко-буквенным составом, но другим значением. При этом важно «видовое» разнообразие упражнений и сам языковой материал, предлагаемый учащимся. Постановка учебной задачи формирует у учащихся познавательный интерес, способствует осознанному восприятию нового материала, ведет к целенаправленной и мотивационной работе в течение урока по овладению обобщенным способом деятельности при изучении понятий.
В работе над осознанным усвоением понятия родственных (однокоренных) слов детьми можно выделить следующие направления.

I. Опознавание однокоренных слов в предложении и тексте на основе семантико-структурного анализа в предложении и тексте и при выполнении других заданий

1. Например, в следующих текстах ученики должны не только обнаружить однокоренных слова, но и обязательно объяснить, почему они являются однокоренными.

1) Серый ёж был очень тих
И ежиха тоже
И ребенок был у них
Очень тихий ёжик.

(С. Маршак)

2) Выпал чистый мягкий снежок. Проглянуло солнышко. Так сделалось славно в лесу! Сахарный снег блестит, переливается. И над лесом голубое небо сияет. (По Э. Шиму)

Важно обратить внимание учащихся на чередование согласных корня (г/ж и др) в однокоренных словах

2. Работая с предложениями или текстами, в которых использованы однокоренные слова, важно обращать внимание на их уместное употребление. Бывает, что рядом или близко употреблённые однокоренные слова создают «неблагозвучие». Чтобы устранить этот недостаток приходится одно из однокоренных слов либо заменять синонимом, либо убирать лишнее слово, т. е. параллельно проводить работу по культуре речи.
Например, выполняя задание по нахождению однокоренных слов, обсуждать вопросы:

Чем неудачны эти предложения? Какое из слов в каждом предложении лишнее? Почему? Как сказать по-другому, лучше?

1) Со мной случился случай. (Лучше: произошёл)
2) Журавль клювом клюнул мальчика. (Лучше: ударил)
3) Все люди празднуют этот праздник. (Лучше: отмечают)

Интересным видом работы может стать структурно-смысловой анализ слов-отгадок, которые самостоятельно находят ученики, работая с серией загадок. Вот, к примеру, загадки, в которых задуманные слова являются однокоренными (-снег- // -снеж-):

1) Жил я посреди двора,
Где играет детвора.
Но от солнечных лучей
Превратился я в ручей. (Снеговик)

2) Покружилась звездочка
В воздухе немножко,
Села и растаяла
На моей ладошке. (Снежинка)

3) У занесенных снегом кочек,
Под белой шапкой снеговой,
Нашли мы маленький цветочек
Полузамерзший, чуть живой. (Подснежник)

4. Приём накопления гнёзд однокоренных слов в обучении является одним из наиболее эффективных. Можно предложить учащимся составлять словарик корней русского языка.

Эта работа позволяет зафиксировать в сознании ребенка определенную морфему и показать ее присутствие в однокоренных словах.

Запись можно оформлять так:

-верт- : верт-ушк-а, верт-ит
-свист- : свист-ок, свист-ит

Словарик должен непрерывно пополняться. А чтобы эта работа целенаправленно и результативно проводилась школьниками, можно предлагать такие задания:

  • подготовиться к словарному диктанту (предложить записать несколько слов с теми корнями, о которых шла речь на прошлых уроках);
  • самостоятельно составить задания по этому словарику (на уроке выясняется, чье задание получилось наиболее интересным);
  • дополнить список однокоренных слов, используя упражнения учебника, словари.

В работе, направленной на накопление гнезд однокоренных слов, большое значение имеют и специальные упражнения, нацеливающие на составление ряда однокоренных слов по указанной морфеме.

1) Прочитайте слова. Что их объединяет?

Св_стеть, св_сток, св_стулька, св_стун, засв_стеть, св_стящий.

2) В словарик запишите слова с корнем -холод-. Не забудьте привести примеры однокоренных слов. Объясните, можно ли включить в эту группу однокоренных слов слова холодильник, похолодание, холодец.

II. Дифференциация понятий: "однокоренные слова" и "синонимы".

Далеко не сразу ученики начальных классов понимают существенную разницу однокоренных слов и синонимов. Происходит это потому, что в определении синонимов и однокоренных слов общим признаком является смысловая близость слов. Упражнения на дифференциацию этих понятий, могут быть разными. Например:

1) Выпиши только пары однокоренных слов:
Подосиновик – осина, гриб – боровик, мебель – стул, лес – лесник, домик – избушка, книга – книжный.
Объясните, почему не выписали остальные пары слов.
2) Собери слова парами и запиши. Однокоренные ли они? Докажи.

Толковать, смотреть, беседа, алфавит, разговор, азбука, объяснять, глядеть.

3) Проверь задание, выполненное другим учеником:

«В тетради Пети Двойкина»

Учительница дала задание подобрать однокоренные слова к существительному вода. Петя Двойкин записал в тетради слова: водяной, водный, озеро, бассейн, водопровод.
Оцените ответ Пети. Как вы думаете, почему ученик допустил ошибки?

III. Сопоставительный анализ слов с корнями-омонимами.

Слова с корнями-омонимами очень интересны с точки зрения задач обучения, так как они входят в противоположные по смыслу и часто смешиваемые группы слов, которые при беглом и формальном взгляде можно принять за однокоренные.

Задания для работы над словами с корнями-омонимами могут быть, например, такими:

1) Что общего и что различного в словах:

У меня друзей немало,
Но я всех нарисовала:
Коля колет, Поля полет,
Паша пашет, Варя варит,
Валя валит, Света светит,
Катя катит, Тоня тонет,
Но не дам ей утонуть!
Я спасу подружку Тоню:
Подрисую что-нибудь.

(Г. Комаровский, Г. Ладонщиков)

2) Запишите слова, разбив их на группы однокоренных. Сколько семей слов здесь записано? Как докажешь?

Дороже, дорогой, дороговизна, дорожный, дорогой, дорога, придорожный.

IV. Использование приёма словообразовательного толкования слова.

Приём словообразовательного толкования слова (подбора однокоренных слов, использование при этом словообразовательных формул) готовит учеников к овладению правильным способом проведения морфемного разбора и помогает вооружить детей правильным способом действия при анализе правописания корня.

Облегчить поиски ближайшего однокоренного слова и определение смысловой связи частей словообразовательной пары помогают специальные формулировки (формулы):

тот, кто…,
там, где…,
детёныш…,
похожий на…,
сделанный из… и т. д.

В работе с детьми можно использовать задания:

1) Попробуйте догадаться, какие слова нужно написать вместо пропусков. Напишите эти слова и докажите, что они являются однокоренными.

… – немного, чуть-чуть глухой
… – делать глухим
… – то, чем глушат

2) Почему люди дали такие названия? Используй в ответе однокоренные слова:

Подорожник, подберёзовик, подосиновик, черника;
шапка меховая, платок шерстяной, рельс стальной.

3) Объясни значение каждого из слов с помощью однокоренного слова. Для этого скажи, кого так называют?

_________________ – ст . рик
_________________ – х . трец
_________________ – гр . знуля

4) Что это значит? Объясни значение слов с помощью однокоренного.

_________________ – ш . гнуть
_________________ – под . рить
_________________ – пог . стить

Такая работа над осознанным усвоением понятия родственных (однокоренных) слов детьми по вышеизложенным направлениям должна способствовать лучшему усвоению понятия «однокоренные слова».