Урок истории «Россия при Павле I»

Разделы: История и обществознание


Методическое обоснование темы урока:

  • данный урок относится к ступени основного общего образования по истории;
  • раздел «история России»;
  • курс «История России. Конец XVI-XVIII век»;
  • 7 класс;
  • шестой урок по теме « Россия  в 1762 – 1801 годах».

Цели урока:

  • Образовательная – сформировать представление об эпохе правления Павла I; о личности императора; раскрыть содержание внутренней и внешней политики России в период правления Павла I; подвести обучающихся к пониманию причин заговора против императора;
  • Развивающая – продолжить формирование умений работать с различными источниками исторической информации; проводить информационно – смысловой анализ текста; выделять характерные причинно – следственные связи; овладевать монологической и диалогической речью, участвовать в диалоге, приводить примеры, подбирать аргументы;
  • Воспитательная – формировать умение давать нравственную оценку деятельности исторического персонажа; на великом подвиге русского войска под командованием А.В.Суворова в Итальянском и Швейцарском походах; победах Черноморского флота под командованием Ф.Ф.Ушакова воспитывать у обучающихся патриотические чувства и любовь к Отечеству.

Ожидаемый  результат:

На данном уроке обучающиеся усовершенствуют навыки работы с различными источниками исторической информации (текст, карта, иллюстрация); коммуникативные навыки;  аналитические способности. Обучающиеся придут к выводу, что дать однозначную оценку историческому факту, личности невозможно, задумаются над вопросом сосуществования нравственности и власти.

Методы и приемы обучения:

  • решение проблемной задачи;
  • эвристическая беседа;
  • многоперспективный подход к изучению истории;
  • диалог;
  • характеристика;
  • анализ, обобщение, сравнение.

Виды познавательной деятельности учеников:

  • работа с печатными источниками;
  • составление таблиц;
  • анализ исторического документа;
  • работа с исторической картой;
  • работа с репродукцией картины как историческим источником;
  • составление рассказа, описания события;
  • составление характеристики исторического деятеля;
  • решение проблемной задачи.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Оборудование: учебник А.А.Данилова и Л.Г.Косулиной «История России.   Конец XVI-XVIII век. 7 класс», статья И.Абрамовой «Рыцарь или безумец?» (газета «История, №17” 2006 г.), карты «Россия в 1760 – 1800 г.г.», «Итальянский и швейцарский походы Суворова в 1799г.», портреты Павла I, А.В.Суворова, Ф.Ф.Ушакова; репродукция картины В.Сурикова «Переход Суворова через Альпы», карточки с заданиями.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II. Изучение нового материала

План изучения новой темы:

  1. Павел I: самодур или реформатор?
  2. Внутренняя политика Павла I («царь-избавитель» или крепостник?)
  3. Внешняя политика Павла I (в чьих интересах проводилась?)
  4. Дворцовый переворот 11 марта 1801 года (кто выиграл?)

Вступительное слово учителя. Постановка проблемы.

6 ноября 1796 года умерла Екатерина II. Закончилась целая эпоха в истории государства Российского, которая получила название «золотой век дворянства».

Вопрос классу: почему время правления Екатерины II получило такое название?

На престол вступил ее сын Павел I, пожалуй, самый загадочный русский император, о котором сохранились самые противоречивые суждения.

В дореволюционной, а потом и советской историографии выпячивались такие стороны его правления, как мелочная до абсурда регламентация быта подданных и репрессии против дворян за самые незначительные оплошности. За ним закрепилась репутация самодура, тирана и деспота. В оде «Вольность» Пушкин называет его «увенчанным злодеем».

С другой стороны, предпринимались попытки (особенно во второй половине XX века) подчеркнуть его рыцарственность и обострённое чувство справедливости («романтик на троне», «Русский Гамлет»).  Есть сведения, что накануне Февральской революции православная церковь готовила материалы для канонизации Павла.

Так кто же он: самодур или реформатор? Какое значение имело правление Павла I для России?
На эти вопросы нам предстоит ответить сегодня на уроке.

Далее заслушивается сообщение ученика о  Павле I (детские и юношеские годы; взаимоотношения с матерью; жизнь в Гатчине; факторы, повлиявшие на формирование характера Павла; его воспитание и юношеские устремления).

Учитель. Итак, Павел I вступил на престол зрелым человеком, имеющим свои представления о государственном правлении. Сегодня на уроке нам предстоит проанализировать деятельность этого императора. Для этого класс разделится на группы, каждая группа получает свое задание.

Задание первой группе.  Проанализируйте документ (газета «История» №17” 2006 г., рубрика «Анфас и профиль», статья И.Абрамовой «Рыцарь или безумец?»).

Манифест 5 апреля 1797 года.

«Объявляем всем нашим верноподданным. Закон Божий, в десятисловии нам преподанный, назначает нас седьмой день посвящать ему; почему в день настоящий, торжеством веры Христианской прославленный, и в который Мы удостоились воспринять священное миропомазание и царское на Прародительском Престоле нашем венчание, почитаем долгом нашим перед Творцом и всех благ Подателем подтвердить во всей империи нашей о точном и непременном сего закона исполнении, повелевая всем и каждому наблюдать, дабы никто и ни под каким видом не дерзал в воскресные дни принуждать крестьян к работам, тем более что для сельских изделиев остающиеся в неделе шесть дней, по равному числу оных вообще разделяемые, как для крестьян собственно, так и для работы их в пользу помещиков следующих, при добром распоряжении достаточны будут на удовлетворение всяким хозяйственным надобностям».

Вопросы к документу.

  • Как называется документ и к какому виду источников он относится?
  • Кто автор документа?
  • Определите время появления документа.
  • С какими событиями связано появление данного документа?
  • Как регламентирует Манифест использование крестьянского труда в пользу двора, государства и помещиков?
  • Чем объясняет Павел населению, и в первую очередь помещикам, необходимость запрета привлечения крестьян к  работам в выходные дни?
  • Как данное объяснение характеризует Павла I?
  • Как вы думаете, что побудило Павла I издать данный Манифест?
  • Как был воспринят данный Манифест  различными слоями российского общества (дворянством, крестьянством)?
  • Предположите, имел ли он практическое значение?
  • Можно ли утверждать, что Манифест стал началом ограничения крепостного права в Российской империи?
  • Что нового помог вам этот документ узнать о внутренней политике Павла I?

Задание второй группе. Проблема. Еще со времен Пугачева жила в народе странная вера в Павла как в царя – избавителя. На самом ли деле Павел сочувственно относился к крестьянам? И если это так, то почему к январю 1797 года страна оказалась охвачена массовыми крестьянскими волнениями?
Проанализируйте политику Павла I в отношении крестьянства. Используйте материал параграфа 29 учебника А.А.Данилова и Л.Г.Косулиной «История России. Конец XVI-XVIII век. 7 класс» и статьи И.Абрамовой «Рыцарь или безумец?» (газета «История, №17” 2006 г.). Выпишите в таблицу меры, принятые в отношении крестьянства: в левую колонку таблицы положительные, в правую – отрицательные.

Ответьте на вопросы.

  1. Перечислите меры, улучшающие положение крестьян.
  2. Перечислите меры, ухудшающие  положение крестьян.
  3. Какими методами были подавлены крестьянские волнения?
  4. Какой вывод можно сделать о целях внутренней политики Павла I?
  5. Как вы можете определить отношение авторов учебника и автора статьи к личности Павла I и проводимой им внутренней политике? Свой ответ аргументируйте (приведите цитаты).
  6. На ваш взгляд, какой материал (учебника или статьи) более объективно освещает политику Павла I в отношении крестьянства? Ответ аргументируйте.

Задание третьей группе. Проблема.  Павел I стремился укрепить авторитет самодержавной власти. Он был убежден, что лишь от Бога полученная власть монарха является единственной гарантией прав и привилегий дворянства. Почему же он снискал ненависть со стороны дворян?

Проанализируйте политику Павла I в отношении дворянства. Используйте материал параграфа 29 учебника А.А.Данилова и Л.Г.Косулиной «История России. Конец XVI-XVIII век. 7 класс» и статьи И.Абрамовой «Рыцарь или безумец?» (газета «История, №17” 2006 г.).

Ответьте на вопросы.

  1. Перечислите меры Павла I, которые можно охарактеризовать как «Разжалованную грамоту дворянству».
  2. Можно ли расценивать эти меры как подрыв положения дворянства?
  3. В интересах какой категории населения проводилась внутренняя политика Павла I?
  4. Как вы можете определить отношение авторов учебника и автора статьи к личности Павла I и проводимой им внутренней политике? Свой ответ аргументируйте (приведите цитаты).
  5. На ваш взгляд, какой материал (учебника или статьи) более объективно освещает политику Павла I в отношении дворянства? Ответ аргументируйте.

Задание четвертой группе. Проследите, как менялась внешняя политика России в конце XVIII века. Чем можно объяснить непоследовательность внешнеполитического курса Павла I?
Прочтите документ «План франко – русского похода на Индию, предложенный Павлу Наполеоном (1800 год)» (учебник, стр. 213).

Ответьте на вопросы.

1. Как называется документ и к какому виду источников он относится?
2. Кто автор документа?
3. Определите время появления документа.
4. С какими событиями связано появление данного документа?
5. О чем говорится в документе?
6. Проследите по карте путь соединенной армии.
7. Какова цель предложенного Наполеоном похода?
8. Чьим интересам в большей степени отвечали планы совместного франко – русского похода на Индию и почему?
9. Можем ли мы на основании данного документа дать характеристику Наполеону? А Павлу I?
10. Что нового помог вам этот документ узнать о внешней политике России в конце XVIII века и об отношениях России и Франции в этот период?

Задание пятой группе. Подготовьте сообщения о военных действиях России в Италии, Швейцарии, на Средиземном море. Для этого используйте карты, текст учебника, репродукцию картины В.Сурикова «Переход Суворова через Альпы».

Ответьте на вопросы.

  1. Покажите на карте территории, захваченные французами к 1798 г.
  2. Проследите по карте маршрут Средиземноморского похода Ф.Ф.Ушакова.
  3. В чем проявился полководческий талант Ф.Ф.Ушакова в сражении при Корфу?
  4. Почему в Греции был поставлен памятник русскому флотоводцу?

Заслушивается сообщение учащегося о  Средиземноморском походе Ф.Ф.Ушакова.

Вопросы по карте.

  1. Проследите по карте маршрут Итальянского и Швейцарского походов  А.В.Суворова.
  2. Найдите места сражений русской армии с французской.
  3. Какие крепости были взяты русскими войсками?
  4. С какими французскими полководцами пришлось сражаться Суворову?
  5. Подсчитайте, сколько времени понадобилось армии под командованием А.В.Суворова для того, чтобы освободить Северную Италию от французских войск?

Вопросы по картине.

  1. Кто автор картины и когда она была создана?
  2. Сколько лет прошло со времени Швейцарского похода Суворова до создания данной картины?
  3. Каково место действия изображенного на картине?
  4. Кто изображен на картине? Легко ли узнать реальные исторические лица?
  5. Какие художественные средства использованы автором для своего произведения: цвета, символы?
  6. Как передано Суриковым стремительное движение русских солдат вниз?
  7. Какими художественными средствами передана смертельная опасность перехода через Альпы?
  8. Как изображен Суворов? Определите выражение его лица. Можем ли мы на основании данного изображения дать характеристику великому полководцу? Можем ли мы судить о его отношении к солдатам?
  9. Как солдаты относятся к своему полководцу?
  10. Как вы думаете, что хотел сказать художник своим современникам и потомкам, обращаясь к истории Швейцарского похода Суворова?
  11. Можно ли к данной картине относиться как к правдивому источнику по истории нашей страны XVIII века? Почему вы так думаете?
  12. Что дала вам эта картина для понимания данного исторического события?

Заслушивается сообщение учащегося об Итальянском и Швейцарском походах А.В.Суворова.

Задание: назовите общее в военном искусстве А.В.Суворова и Ф.Ф.Ушакова. Какое значение имели победы русской армии  и флота?

Рассказ учителя о дворцовом перевороте 11 марта 1801 года.

Обсуждение вопроса: кто выиграл от смерти Павла I?

III. Подведение итогов урока. Даются ответы на вопросы, поставленные в начале урока:

Павел I: самодур или реформатор? Какое значение имело правление Павла I для России?

Рефлексия. Что нового узнали на уроке? Чему научились? Как работали группы?

Выставление отметок.

IV. Домашнее задание:подготовиться к дебатам по теме «Павел I – реформатор, продолжатель дела Петра I».
Класс делится на две команды. Одна команда должна подобрать аргументы в защиту приведенного тезиса, другая – в опровержение данного тезиса.
Дебаты будут проведены на следующем уроке. Для подготовки рекомендуется использовать материал учебника и дополнительную литературу.