Методическое обоснование темы урока:
- данный урок относится к ступени основного общего образования по истории;
- раздел «история России»;
- курс «История России. Конец XVI-XVIII век»;
- 7 класс;
- шестой урок по теме « Россия в 1762 – 1801 годах».
Цели урока:
- Образовательная – сформировать представление об эпохе правления Павла I; о личности императора; раскрыть содержание внутренней и внешней политики России в период правления Павла I; подвести обучающихся к пониманию причин заговора против императора;
- Развивающая – продолжить формирование умений работать с различными источниками исторической информации; проводить информационно – смысловой анализ текста; выделять характерные причинно – следственные связи; овладевать монологической и диалогической речью, участвовать в диалоге, приводить примеры, подбирать аргументы;
- Воспитательная – формировать умение давать нравственную оценку деятельности исторического персонажа; на великом подвиге русского войска под командованием А.В.Суворова в Итальянском и Швейцарском походах; победах Черноморского флота под командованием Ф.Ф.Ушакова воспитывать у обучающихся патриотические чувства и любовь к Отечеству.
Ожидаемый результат:
На данном уроке обучающиеся усовершенствуют навыки работы с различными источниками исторической информации (текст, карта, иллюстрация); коммуникативные навыки; аналитические способности. Обучающиеся придут к выводу, что дать однозначную оценку историческому факту, личности невозможно, задумаются над вопросом сосуществования нравственности и власти.
Методы и приемы обучения:
- решение проблемной задачи;
- эвристическая беседа;
- многоперспективный подход к изучению истории;
- диалог;
- характеристика;
- анализ, обобщение, сравнение.
Виды познавательной деятельности учеников:
- работа с печатными источниками;
- составление таблиц;
- анализ исторического документа;
- работа с исторической картой;
- работа с репродукцией картины как историческим источником;
- составление рассказа, описания события;
- составление характеристики исторического деятеля;
- решение проблемной задачи.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Оборудование: учебник А.А.Данилова и Л.Г.Косулиной «История России. Конец XVI-XVIII век. 7 класс», статья И.Абрамовой «Рыцарь или безумец?» (газета «История, №17” 2006 г.), карты «Россия в 1760 – 1800 г.г.», «Итальянский и швейцарский походы Суворова в 1799г.», портреты Павла I, А.В.Суворова, Ф.Ф.Ушакова; репродукция картины В.Сурикова «Переход Суворова через Альпы», карточки с заданиями.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
II. Изучение нового материала
План изучения новой темы:
- Павел I: самодур или реформатор?
- Внутренняя политика Павла I («царь-избавитель» или крепостник?)
- Внешняя политика Павла I (в чьих интересах проводилась?)
- Дворцовый переворот 11 марта 1801 года (кто выиграл?)
Вступительное слово учителя. Постановка проблемы.
6 ноября 1796 года умерла Екатерина II. Закончилась целая эпоха в истории государства Российского, которая получила название «золотой век дворянства».
Вопрос классу: почему время правления Екатерины II получило такое название?
На престол вступил ее сын Павел I, пожалуй, самый загадочный русский император, о котором сохранились самые противоречивые суждения.
В дореволюционной, а потом и советской историографии выпячивались такие стороны его правления, как мелочная до абсурда регламентация быта подданных и репрессии против дворян за самые незначительные оплошности. За ним закрепилась репутация самодура, тирана и деспота. В оде «Вольность» Пушкин называет его «увенчанным злодеем».
С другой стороны, предпринимались попытки (особенно во второй половине XX века) подчеркнуть его рыцарственность и обострённое чувство справедливости («романтик на троне», «Русский Гамлет»). Есть сведения, что накануне Февральской революции православная церковь готовила материалы для канонизации Павла.
Так кто же он: самодур или реформатор? Какое
значение имело правление Павла I для России?
На эти вопросы нам предстоит ответить сегодня на
уроке.
Далее заслушивается сообщение ученика о Павле I (детские и юношеские годы; взаимоотношения с матерью; жизнь в Гатчине; факторы, повлиявшие на формирование характера Павла; его воспитание и юношеские устремления).
Учитель. Итак, Павел I вступил на престол зрелым человеком, имеющим свои представления о государственном правлении. Сегодня на уроке нам предстоит проанализировать деятельность этого императора. Для этого класс разделится на группы, каждая группа получает свое задание.
Задание первой группе. Проанализируйте документ (газета «История» №17” 2006 г., рубрика «Анфас и профиль», статья И.Абрамовой «Рыцарь или безумец?»).
Манифест 5 апреля 1797 года.
«Объявляем всем нашим верноподданным. Закон Божий, в десятисловии нам преподанный, назначает нас седьмой день посвящать ему; почему в день настоящий, торжеством веры Христианской прославленный, и в который Мы удостоились воспринять священное миропомазание и царское на Прародительском Престоле нашем венчание, почитаем долгом нашим перед Творцом и всех благ Подателем подтвердить во всей империи нашей о точном и непременном сего закона исполнении, повелевая всем и каждому наблюдать, дабы никто и ни под каким видом не дерзал в воскресные дни принуждать крестьян к работам, тем более что для сельских изделиев остающиеся в неделе шесть дней, по равному числу оных вообще разделяемые, как для крестьян собственно, так и для работы их в пользу помещиков следующих, при добром распоряжении достаточны будут на удовлетворение всяким хозяйственным надобностям».
Вопросы к документу.
- Как называется документ и к какому виду источников он относится?
- Кто автор документа?
- Определите время появления документа.
- С какими событиями связано появление данного документа?
- Как регламентирует Манифест использование крестьянского труда в пользу двора, государства и помещиков?
- Чем объясняет Павел населению, и в первую очередь помещикам, необходимость запрета привлечения крестьян к работам в выходные дни?
- Как данное объяснение характеризует Павла I?
- Как вы думаете, что побудило Павла I издать данный Манифест?
- Как был воспринят данный Манифест различными слоями российского общества (дворянством, крестьянством)?
- Предположите, имел ли он практическое значение?
- Можно ли утверждать, что Манифест стал началом ограничения крепостного права в Российской империи?
- Что нового помог вам этот документ узнать о внутренней политике Павла I?
Задание второй группе. Проблема. Еще
со времен Пугачева жила в народе странная вера в
Павла как в царя – избавителя. На самом ли деле
Павел сочувственно относился к крестьянам? И
если это так, то почему к январю 1797 года страна
оказалась охвачена массовыми крестьянскими
волнениями?
Проанализируйте политику Павла I в отношении
крестьянства. Используйте материал параграфа 29
учебника А.А.Данилова и Л.Г.Косулиной «История
России. Конец XVI-XVIII век. 7 класс» и статьи
И.Абрамовой «Рыцарь или безумец?» (газета
«История, №17” 2006 г.). Выпишите в таблицу меры,
принятые в отношении крестьянства: в левую
колонку таблицы положительные, в правую –
отрицательные.
Ответьте на вопросы.
- Перечислите меры, улучшающие положение крестьян.
- Перечислите меры, ухудшающие положение крестьян.
- Какими методами были подавлены крестьянские волнения?
- Какой вывод можно сделать о целях внутренней политики Павла I?
- Как вы можете определить отношение авторов учебника и автора статьи к личности Павла I и проводимой им внутренней политике? Свой ответ аргументируйте (приведите цитаты).
- На ваш взгляд, какой материал (учебника или статьи) более объективно освещает политику Павла I в отношении крестьянства? Ответ аргументируйте.
Задание третьей группе. Проблема. Павел I стремился укрепить авторитет самодержавной власти. Он был убежден, что лишь от Бога полученная власть монарха является единственной гарантией прав и привилегий дворянства. Почему же он снискал ненависть со стороны дворян?
Проанализируйте политику Павла I в отношении дворянства. Используйте материал параграфа 29 учебника А.А.Данилова и Л.Г.Косулиной «История России. Конец XVI-XVIII век. 7 класс» и статьи И.Абрамовой «Рыцарь или безумец?» (газета «История, №17” 2006 г.).
Ответьте на вопросы.
- Перечислите меры Павла I, которые можно охарактеризовать как «Разжалованную грамоту дворянству».
- Можно ли расценивать эти меры как подрыв положения дворянства?
- В интересах какой категории населения проводилась внутренняя политика Павла I?
- Как вы можете определить отношение авторов учебника и автора статьи к личности Павла I и проводимой им внутренней политике? Свой ответ аргументируйте (приведите цитаты).
- На ваш взгляд, какой материал (учебника или статьи) более объективно освещает политику Павла I в отношении дворянства? Ответ аргументируйте.
Задание четвертой группе. Проследите,
как менялась внешняя политика России в конце XVIII
века. Чем можно объяснить непоследовательность
внешнеполитического курса Павла I?
Прочтите документ «План франко – русского
похода на Индию, предложенный Павлу Наполеоном
(1800 год)» (учебник, стр. 213).
Ответьте на вопросы.
1. Как называется документ и к какому виду
источников он относится?
2. Кто автор документа?
3. Определите время появления документа.
4. С какими событиями связано появление данного
документа?
5. О чем говорится в документе?
6. Проследите по карте путь соединенной армии.
7. Какова цель предложенного Наполеоном похода?
8. Чьим интересам в большей степени отвечали
планы совместного франко – русского похода на
Индию и почему?
9. Можем ли мы на основании данного документа дать
характеристику Наполеону? А Павлу I?
10. Что нового помог вам этот документ узнать о
внешней политике России в конце XVIII века и об
отношениях России и Франции в этот период?
Задание пятой группе. Подготовьте сообщения о военных действиях России в Италии, Швейцарии, на Средиземном море. Для этого используйте карты, текст учебника, репродукцию картины В.Сурикова «Переход Суворова через Альпы».
Ответьте на вопросы.
- Покажите на карте территории, захваченные французами к 1798 г.
- Проследите по карте маршрут Средиземноморского похода Ф.Ф.Ушакова.
- В чем проявился полководческий талант Ф.Ф.Ушакова в сражении при Корфу?
- Почему в Греции был поставлен памятник русскому флотоводцу?
Заслушивается сообщение учащегося о Средиземноморском походе Ф.Ф.Ушакова.
Вопросы по карте.
- Проследите по карте маршрут Итальянского и Швейцарского походов А.В.Суворова.
- Найдите места сражений русской армии с французской.
- Какие крепости были взяты русскими войсками?
- С какими французскими полководцами пришлось сражаться Суворову?
- Подсчитайте, сколько времени понадобилось армии под командованием А.В.Суворова для того, чтобы освободить Северную Италию от французских войск?
Вопросы по картине.
- Кто автор картины и когда она была создана?
- Сколько лет прошло со времени Швейцарского похода Суворова до создания данной картины?
- Каково место действия изображенного на картине?
- Кто изображен на картине? Легко ли узнать реальные исторические лица?
- Какие художественные средства использованы автором для своего произведения: цвета, символы?
- Как передано Суриковым стремительное движение русских солдат вниз?
- Какими художественными средствами передана смертельная опасность перехода через Альпы?
- Как изображен Суворов? Определите выражение его лица. Можем ли мы на основании данного изображения дать характеристику великому полководцу? Можем ли мы судить о его отношении к солдатам?
- Как солдаты относятся к своему полководцу?
- Как вы думаете, что хотел сказать художник своим современникам и потомкам, обращаясь к истории Швейцарского похода Суворова?
- Можно ли к данной картине относиться как к правдивому источнику по истории нашей страны XVIII века? Почему вы так думаете?
- Что дала вам эта картина для понимания данного исторического события?
Заслушивается сообщение учащегося об Итальянском и Швейцарском походах А.В.Суворова.
Задание: назовите общее в военном искусстве А.В.Суворова и Ф.Ф.Ушакова. Какое значение имели победы русской армии и флота?
Рассказ учителя о дворцовом перевороте 11 марта 1801 года.
Обсуждение вопроса: кто выиграл от смерти Павла I?
III. Подведение итогов урока. Даются ответы на вопросы, поставленные в начале урока:
Павел I: самодур или реформатор? Какое значение имело правление Павла I для России?
Рефлексия. Что нового узнали на уроке? Чему научились? Как работали группы?
Выставление отметок.
IV. Домашнее задание:подготовиться к
дебатам по теме «Павел I – реформатор,
продолжатель дела Петра I».
Класс делится на две команды. Одна команда должна
подобрать аргументы в защиту приведенного
тезиса, другая – в опровержение данного тезиса.
Дебаты будут проведены на следующем уроке. Для
подготовки рекомендуется использовать материал
учебника и дополнительную литературу.