«Наши помощники – органы чувств». 1-й класс

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 1


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (979 кБ)


Цели:

показать роль и специфику разных органов чувств;
– показать связь между своими ощущениями и теми органами чувств, которые их обеспечивают;
прививать бережное отношение к своему организму;
– учить сопоставлять признаки предметов и органы чувств, с помощью которых они узнаются.

Оборудование:

а) презентация
б) видеофрагмент «Звуки леса»;
в) для работы в группах:

1) мешочки с предметами: кубик из пенопласта, пробка, болт, стеклянный шарик.;
2) кофе, лимон, лук, огурец;
3) карточки с картинками, держатель для карточек (Приложение 1);
4) бутылки со сладкой, соленой, кислой и обычной водой;
5) музыкальные коробочки.

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД

Оргмомент

I. Актуализация знаний

– Ребята, у нас сегодня на уроке гости. Давайте поприветствуем их:

Придумано кем-то просто и мудро, 
При встрече здороваться: – Доброе утро! 
– Доброе утро! Солнцу и птицам!
Доброе утро! Улыбчивым лицам.
И каждый становится добрым, доверчивым...
Пусть доброе утро длится до вечера.

– Наш учебник называется «Я и мир вокруг».
– Широка, богата наша земля. Человек может всем этим распоряжаться и отвечает за нашу землю, потому что он разумное существо. Предлагаю отправиться в путешествие по лесу.
(Показ видеоролика «Звуки леса»)
– Какие чувства вызвало у вас это видео? (Чувство радости, добра, спокойствия)
– Что мы наблюдали?
– Что помогло вам увидеть красоту родной природы? (Наши глаза)
–Что услышали? (Пение птиц, журчание ручья)
– Что помогло все это услышать? (Наши уши)
– Что увидели в нашем лесу? (Цветы) А как мы узнаём нравится нам цветок или нет? (По запаху)
С помощью чего мы узнаем запах? (Носа)
– Кто из вас ходил в лес, собирал ягоды?
– Какие ягоды? Какие ягоды на вкус? (Сладкие)
– Как вы узнали, что она вкусная и сладкая? (С помощью языка)
– Возвращаемся с прогулки из леса. Посмотрите за окно. Какая погода на улице? (Холодная)
– Как вы узнали что на улице холодно? (По термометру, по телевизору сказали).
– Как наше тело узнает, что нам холодно? Чем чувствуем холод или тепло? (Кожей)
– Что же помогает нам ощущать окружающий нас мир?
–  Как мы узнали, например, что  маки – красные, небо – голубое, арбуз – сладкий, ветер – холодный, а музыка – прекрасная?
– Что же это за волшебные помощники, которые помогают ощущать красоту и неповторимость окружающего нас мира? (Дети перечисляют органы чувств)
– Совершенно верно, эти помощники – наши глаза, уши, нос, язык, кожа.
– Кто из вас знает, каким понятием можно объединить все эти части тела? Правильно, это – органы чувств.
– Как вы думаете, какая у нас будет тема урока? 1
– Что мы узнаем на уроке?
– Нам надо узнать, какова работа этих органов чувств.

Познавательные УУД:
1) формируем умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текста;
2) формируем умение представлять информацию в виде схемы;
3) формируем умение выявлять сущность, особенности объектов;
4) формируем умение на основе анализа объектов делать выводы;
5) формируем умение устанавливать аналогии;
6) формируем умение обобщать и классифицировать по признакам.

Коммуникативные УУД:
1)
формируем умение слушать и понимать других;
2) формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
3) формируем умение оформлять свои мысли в устной форме;
4) формируем умение совместно договариваться о правилах общения и поведения.

Регулятивные УУД:
1)
формируем умение учиться определять цель деятельности на уроке;
2) формируем умение определять успешность своего задания в диалоге с учителем;
3) формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

Личностные УУД:
1)
формируем умение определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила.

Духовно-нравственное развитие и воспитание:
1) воспитание нравственного чувства, этического сознания и готовности совершать позитивные поступки, в том числе речевые;
2) гражданско-патриотическое воспитание;
3) воспитание трудолюбия, способности к познанию;
4) воспитание здорового образа жизни;
5) экологическое воспитание;
6) эстетическое воспитание.

ТООУ

 

 

 

 

 

ТООУ

 

 

 

ТООУ

II. Постановка учебной проблемы. Совместное открытие знаний Работа в группах. 4 3 4 5

– Предлагаю провести исследования.
– Работать будем в группах. Вспомним правила работы в группе. (Дети отвечают)

  1. Внимательно читаем задание, договариваемся, кто какую работу выполняет.
  2. Работаем быстро, дружно, выслушиваем мнение каждого.
  3. Назначаем того, кто будет отвечать.
  4. Представляем результат
  5. – Внимание.  Каждая группа получит задание. В каждой группе своя технологическая карта. (Показываю)
  6. Действие производится каждым членом группы. Главное условие: качественно выполнить работу в своей группе и не мешать другим группам.
  7. Ваша цель  – определить, какой орган чувств помогает выполнить работу.
  8. –  Поднимите руки, кто не понял задание?

Задания:

I группе – на ощупь определить, что находится в «волшебном» мешочке.
Группе выдаётся мешочек, в котором: кубик из пенопласта, пробка, болт, стеклянный шарик. Каждый член группы должен, на ощупь, определить, что находится в мешочке,  не подглядывая и выбрать карточку с изображением органа чувств.

II группе – определить по запаху кофе, лимон, огурец, чеснок.
Группе  выдаются бутылочки  с кофе, апельсином, луком, чесноком.
Каждому члену группы нужно по запаху определить, что находится в каждой бутылочке и выбрать карточку с изображением органа чувств.

III группе  – карточки с картинками.  Понаблюдать, что будет при вращении карточки  между ладонями в разные стороны Выбрать карточку с изображением органа чувств, который помог им выполнить это задание.

IV группе – определить кто издает звуки, которые они слышат при переворачивании коробочки. Выбрать карточку с изображением органа чувств, который помог им выполнить это задание. Группе даются две коробочки. При поворачивании коробочки издаются звуки, которые произносят кошка и собака, при поворачивании другой коробочки – петух и утка.

V группе  – определить, вкус воды в каждой бутылочке. Выбрать карточку с изображением органа чувств, который помог им выполнить это задание.
Группе выдаются 4 бутылочки: со сладкой водой, соленой, кислой и обычной.
Поднимите руки те, кто не нарушил правила работы в группе.

III. Применение нового знания Анализ работы в группах 4

Представители каждой группы дают ответ на вопрос, выбирая символы – органы чувств, которые помогли выполнить задание. Учитель вывешивает на доску изображения органов чувств и их названия. (Приложение 2)

I группа. Ученики: «Мы определили, что в мешочке находятся кубик из пенопласта, пробка, болт, стеклянный шарик, с помощью кожи рук».
– Как помогает нам кожа? (В коже много чувствительных клеток, которые воспринимают тепло и холод, форму и величину предметов, их поверхность. Кожа – орган осязания.)
II группа. Ученики: «Мы определили, где находятся лук, чеснок,  кофе, огурец с помощью носа».
– Как помогает нам нос? (Умение человека различать запахи называется обонянием: мы чувствуем запах цветов, свежей зелени, вкусной пищи. Запахи предупреждают и об опасности: запах газа, гари, испорченной пищи.)
III группа. Ученики: «Мы вставили карточки в держатель для карточек и увидели, что при вращении одно изображение накладывается на другое. Видеть предметы нам помогают глаза.
– Глаза – это орган зрения.
– Какие признаки помогают различать глаза? (Глазами мы различаем форму предметов.)
(С помощью глаз мы можем определить, движутся ли предметы или стоят на месте.)
– Какое значение в нашей жизни имеют органы зрения? (Глазами мы видим предметы и можем определять их признаки: форму, цвет, величину. Также мы видим красоту окружающего мира, можем читать, смотреть кино и телевизор.)
– Глаза надо беречь – потерянный глаз ничем не заменишь!  4  1
IV группа. Ученики: «Нам помогли выполнить задание уши».
– Как помогают нам уши? (Уши – это орган слуха.)
V группа. Ученики: «Мы определили, где находятся сладкая, соленая, кислая и обычная вода. Нам помог язык.
– Что помогает нам определить язык? (Мы пробуем ту или иную пищу, ощущаем вкус. Органом вкуса является язык. Благодаря ему мы чувствуем вкус пищи.)
– Какой вывод можно сделать? ( Кожа – орган осязания, нос – орган обоняния, глаза – орган зрения, уши – орган слуха, язык – орган вкуса, они нам помогают ощущать окружающий мир).

VI. Итог урока – Чему мы сегодня учились? 2
– Для чего это нужно знать?
– Какие виды заданий мы выполняли?
– Зачем человеку необходимы органы чувств?
– Что у вас получилось лучше всего?
– Как бы оценили своё настроение после урока?
– С помощью какого органа мы можем сообщить свое настроение другому человеку?
– Возьмите смайлик и дорисуйте его
(Приложение 3)
ТООУ

Список литературы:

1. http://www.school2100.ru/ Конспекты уроков и методические материалы на каждый день.