Цель:создание условий для приобщения детей к хакасской культуре через оформление предметов хакасской одежды: женского украшения «Пого» и мужского пояса «Хур».
Задачи:
- Расширять кругозор детей о традиции празднования хакасского праздника Чыл Пазы.
- Совершенствовать умения детей составлять узор с учётом хакасских традиций при оформлении предметов хакасской одежды: женского украшения «Пого» и мужского пояса «Хур».
- Обогащать представления детей о родном крае посредством прослушивания национальной музыки, исполнения танцевальных движений, участия в подвижных играх.
Методы и приёмы:
- Словесный – общение взрослого и детей в течение всей деятельности; рассказы детей об украшении Пого и поясе Хур; обобщающая беседа о празднике «Чыл пазы», о том, как наряжаются на праздник «Чыл пазы»; педагогическая оценка ответов детей после просмотра слайдов мультимедийной игры;
- Наглядный – рассматривание Пого и Хура; демонстрация мультимедийной игры «Знатоки хакасских традиций»;
- Практический – упражнения творческого характера «Украшение Пого и пояса Хур»; игровые упражнения включающие имитацию действий воображаемой ситуации: «охоты» – мальчики, «танец с Пого» – девочки.
Технологии:
- Технология проблемного обучения – создание проблемной ситуации, направленной на активную самостоятельную деятельность по её разрешению.
- Технология личностно-ориентированного взаимодействия – при организации образовательной деятельности акцент делается на склонности, способности, интересы детей, темп развития.
- Информационные технологии – расширение кругозора детей посредством использования компьютерного оборудования.
Формы организации деятельности:
- фронтальная работа,
- индивидуальная работа.
Технические средства, наглядность:
- Компьютер, проектор мультимедиа.
- Слайд- презентация «Знатоки хакасских традиций».
- Женские нагрудные украшения «Пого», национальный мужской пояс Хур.
Ход
1. Введение в тему деятельности
Звучит хакасская музыка.
Воспитатель: Я хочу сегодня поздороваться с вами на хакасском языке: «Изенер палалар!». Как вы думаете, почему я решила поздороваться на хакасском языке?
Варианты ответов детей:
- Потому, что мы живём в Хакасии.
- Потому, что это язык коренных жителей Хакасии, где мы живём.
- Потому, что приближается праздник Чыл Пазы и мы к нему готовимся.
- Потому что завтра мы будем праздновать хакасский новый год.
2. Беседа с детьми «Празднование «Чыл Пазы»
Вопрос воспитателя к детям: Что вы знаете о празднике Чыл Пазы?
Предполагаемые ответы детей:
- Это весёлый праздник, где поют песни на хакасском языке и танцуют народные танцы, устраивают разные конкурсы.
- На этот праздник собирается много жителей и гостей республики Хакасия.
- На этом празднике сжигают черные ленточки (чалама), чтобы всё плохое ушло, а цветные яркие повязывают на берёзу и загадывают желания.
- На этом празднике кормят пищей огонь и угощают всех гостей праздника разными блюдами.
Вопрос воспитателя к детям: А как наряжаются на этот праздник?
Предполагаемые ответы детей:
- Женщины надевают нарядные длинные платья и украшение Пого.
- На голову повязывают красивые платки.
- Мужчины надевают нарядные рубахи и повязывают на талию пояс Хур.
3. Проблемная ситуация
Воспитатель: Мы с вами тоже пойдём на праздник Чыл Пазы, только у нас нет нарядной одежды, красивых украшений, поясов. Как же быть?
Предполагаемые ответы детей:
- Можно одежду и украшения купить в магазине.
- Можно идти в нашей одежде, только девочкам украсить её с помощью Пого, а мальчикам поясом Хур.
- Украшения можно сделать самим из картона, бумаги или ткани.
Воспитатель: Хорошая идея, действительно мы можем сделать своими руками, тем более у нас есть картон и цветная бумага, ткань. А ещё я знаю волшебную игру, которая нам тоже поможет
4. Хакасская игра малой подвижности «Кто спрятался»
Воспитатель:
Собирайся детвора,
Вас ждёт хакасская игра.
Описание игры: Дети встают в круг и,
двигаясь под музыку, изображают скакунов в степи.
Когда музыка останавливается, дети расходятся по
группе, садятся на корточки и закрывают руками
глаза. Воспитатель накрывает любого игрока
большим платком и спрашивает у детей: Кто
спрятался? Дети открывают глаза и называют имя
игрока, которого нет среди них.
Игра повторяется 3-4 раза.
В последний раз вместо ребёнка воспитатель накрывает сундучок и предлагает угадать, кто или что спрятано под платком. Все вместе выслушивают ответы детей. Воспитатель предлагает посмотреть, что там под платком! (Снимают платок).
5. Рассматривание предметов, рассказывание детьми о них
Дети открывают сундучок и рассматривают предметы: женские украшения Пого, мужские пояса Хур. При рассматривании рассказывают, что знают об этих предметах.
Рассказы детей:
- Это женское украшение Пого. Его надевают только на праздники. Пого не только украшает, но и оберегает от плохого всех кто носит его. Украшают Пого бусинками, пуговицами и ракушками. Узор похож на лицо девушки, потому что есть глазки, носик. А ещё украшается вышивкой: цветами, листочками, завитками.
- Пояс который завязывается на талии хакасские мужчины называется Хур. Его носят на праздники, украшается он лентами, полосками, кистями, на концах растительным узором. Но бывает и без рисунка. Хур не только украшает одежду. Но и защищает того, кто его носит.
Воспитатель: Как хорошо и понятно вы рассказали об этих удивительных вещах. Но чтобы украсить Пого и Хур давайте вспомним, что мы знаем об узорах. Поможет нам «волшебный экран».
6. Мультимедийная игра «Знатоки хакасских традиций»
Слайд 1:
Вопрос к детям: Что здесь лишнее? (Из предложенных фотографий, дети должны выбрать фотографию, содержание которой не соответствует трём другим, и объяснить почему).
- Нарядные хакасские мужчина и женщина идут на праздник.(«лишняя»)
- Хакасская женщина готовит еду.
- Пастух пасёт овец.
- Хакасские мужчины строят юрту.
Слайд 2:
Вопрос к детям: Какой цвет никогда не используют в хакасской одежде и украшениях-оберегах, почему? (жёлтый цвет это цвет болезни и его не используют хакасы при украшении одежды).
3 Слайд:
Предложенные фотографии узоров:
- Хохломская роспись.
- Растительный узор.
- Растительный узор.
- Геометрический орнамент.
- Геометрический орнамент.
После рассматривания узоров на экране детям предлагается ответить на вопрос: Какой из предложенных узоров никогда не увидите на Пого и поясе Хур.
Воспитатель: Молодцы ребята, вы ответили правильно на все вопросы «волшебного экрана». А теперь нам нужно поторопиться, потому что до праздника «Чыл Пазы» осталось мало времени. А нам ещё нужно украсить Пого и Хур. Давайте пройдём в мастерскую.
7. Практическая работа – украшение Пого и пояса Хур
Детям предлагается из приготовленных
элементов хакасского орнамента, выполненных из
самоклеющейся разноцветной бумаги, украсить:
мальчикам пояс Хур, сшитый из ткани, а девочкам –
Пого, сделанного из плотного картона и
обтянутого тканью.
Воспитатель во время практической части даёт
советы, рекомендации, оказывает помощь.
8. Демонстрация работ
По окончании работы дети надевают на себя
украшенные собственными руками украшения –
обереги.
Воспитатель: Мы потрудились на славу, а теперь,
давайте покажем, друг другу, что у нас получилось.
Под хакасскую музыку девочки демонстрируют
украшения Пого, выполняя элементы хакасского
танца (мальчики зрители).
Затем мальчики демонстрируют пояса Хур, изображая сюжет «охоты (девочки зрители).
Список литературы:
- Бутанаев В.Я. Национальная одежда и украшения /Этническая культура хакасов/ учебное пособие для студентов вузов – Абакан издательство ХГУ, 1998.
- Бутанаев В.Я. Верник А.А. Детские игры и спортивные состязания народов Хакасии Абакан –1995.
- Грачева И. А. Хакасская национальная одежда. Школа и производство – 1991.
- Кидиекова И.К. Орнамент хакасов: /альбом/ Абакан, 1997.