Совместная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста «Готовимся к празднику Чыл Пазы (хакасский Новый год)»

Разделы: Работа с дошкольниками


Цель:создание условий для приобщения детей к хакасской культуре через оформление предметов хакасской одежды: женского украшения «Пого» и мужского пояса «Хур».

Задачи:

  • Расширять кругозор детей о традиции празднования хакасского праздника Чыл Пазы.
  • Совершенствовать умения детей составлять узор с учётом хакасских традиций при оформлении предметов хакасской одежды: женского украшения «Пого» и мужского пояса «Хур».
  • Обогащать представления детей о родном крае посредством прослушивания национальной музыки, исполнения танцевальных движений, участия в подвижных играх.

Методы и приёмы:

  • Словесный – общение взрослого и детей в течение всей деятельности; рассказы детей об украшении Пого и поясе Хур; обобщающая беседа о празднике «Чыл пазы», о том, как наряжаются на праздник «Чыл пазы»; педагогическая оценка ответов детей после просмотра слайдов мультимедийной игры;
  • Наглядный – рассматривание Пого и Хура; демонстрация мультимедийной игры «Знатоки хакасских традиций»;
  • Практический – упражнения творческого характера «Украшение Пого и пояса Хур»; игровые упражнения включающие имитацию действий воображаемой ситуации: «охоты» – мальчики, «танец с Пого» – девочки.

Технологии:

  • Технология проблемного обучения – создание проблемной ситуации, направленной на активную самостоятельную деятельность по её разрешению.
  • Технология личностно-ориентированного взаимодействия – при организации образовательной деятельности акцент делается на склонности, способности, интересы детей, темп развития.
  • Информационные технологии – расширение кругозора детей посредством использования компьютерного оборудования.

Формы организации деятельности:

  • фронтальная работа,
  • индивидуальная работа.

Технические средства, наглядность:

  • Компьютер, проектор мультимедиа.
  • Слайд- презентация «Знатоки хакасских традиций».
  • Женские нагрудные украшения «Пого», национальный мужской пояс Хур.

Ход

1. Введение в тему деятельности

Звучит хакасская музыка.

Воспитатель: Я хочу сегодня поздороваться с вами на хакасском языке: «Изенер палалар!». Как вы думаете, почему я решила поздороваться на хакасском языке?

Варианты ответов детей:

  • Потому, что мы живём в Хакасии.
  • Потому, что это язык коренных жителей Хакасии, где мы живём.
  • Потому, что приближается праздник Чыл Пазы и мы к нему готовимся.
  • Потому что завтра мы будем праздновать хакасский новый год.

2. Беседа с детьми «Празднование «Чыл Пазы»

Вопрос воспитателя к детям: Что вы знаете о празднике Чыл Пазы?

Предполагаемые ответы детей:

  • Это весёлый праздник, где поют песни на хакасском языке и танцуют народные танцы, устраивают разные конкурсы.
  • На этот праздник собирается много жителей и гостей республики Хакасия.
  • На этом празднике сжигают черные ленточки (чалама), чтобы всё плохое ушло, а цветные яркие повязывают на берёзу и загадывают желания.
  • На этом празднике кормят пищей огонь и угощают всех гостей праздника разными блюдами.

Вопрос воспитателя к детям: А как наряжаются на этот праздник?

Предполагаемые ответы детей:

  • Женщины надевают нарядные длинные платья и украшение Пого.
  • На голову повязывают красивые платки.
  • Мужчины надевают нарядные рубахи и повязывают на талию пояс Хур.

3. Проблемная ситуация

Воспитатель: Мы с вами тоже пойдём на праздник Чыл Пазы, только у нас нет нарядной одежды, красивых украшений, поясов. Как же быть?

Предполагаемые ответы детей:

  • Можно одежду и украшения купить в магазине.
  • Можно идти в нашей одежде, только девочкам украсить её с помощью Пого, а мальчикам поясом Хур.
  • Украшения можно сделать самим из картона, бумаги или ткани.

Воспитатель: Хорошая идея, действительно мы можем сделать своими руками, тем более у нас есть картон и цветная бумага, ткань. А ещё я знаю волшебную игру, которая нам тоже поможет

4. Хакасская игра малой подвижности «Кто спрятался»

Воспитатель:

Собирайся детвора,
Вас ждёт хакасская игра.

Описание игры: Дети встают в круг и, двигаясь под музыку, изображают скакунов в степи. Когда музыка останавливается, дети расходятся по группе, садятся на корточки и закрывают руками глаза. Воспитатель накрывает любого игрока большим платком и спрашивает у детей: Кто спрятался? Дети открывают глаза и называют имя игрока, которого нет среди них.
Игра повторяется 3-4 раза.

В последний раз вместо ребёнка воспитатель накрывает сундучок и предлагает угадать, кто или что спрятано под платком. Все вместе выслушивают ответы детей. Воспитатель предлагает посмотреть, что там под платком! (Снимают платок).

5. Рассматривание предметов, рассказывание детьми о них

Дети открывают сундучок и рассматривают предметы: женские украшения Пого, мужские пояса Хур. При рассматривании рассказывают, что знают об этих предметах.

Рассказы детей:

  • Это женское украшение Пого. Его надевают только на праздники. Пого не только украшает, но и оберегает от плохого всех кто носит его. Украшают Пого бусинками, пуговицами и ракушками. Узор похож на лицо девушки, потому что есть глазки, носик. А ещё украшается вышивкой: цветами, листочками, завитками.
  • Пояс который завязывается на талии хакасские мужчины называется Хур. Его носят на праздники, украшается он лентами, полосками, кистями, на концах растительным узором. Но бывает и без рисунка. Хур не только украшает одежду. Но и защищает того, кто его носит.

Воспитатель: Как хорошо и понятно вы рассказали об этих удивительных вещах. Но чтобы украсить Пого и Хур давайте вспомним, что мы знаем об узорах. Поможет нам «волшебный экран».

6. Мультимедийная игра «Знатоки хакасских традиций»

Слайд 1:

Вопрос к детям: Что здесь лишнее? (Из предложенных фотографий, дети должны выбрать фотографию, содержание которой не соответствует трём другим, и объяснить почему).

  • Нарядные хакасские мужчина и женщина идут на праздник.(«лишняя»)
  • Хакасская женщина готовит еду.
  • Пастух пасёт овец.
  • Хакасские мужчины строят юрту.

Слайд 2:

Вопрос к детям: Какой цвет никогда не используют в хакасской одежде и украшениях-оберегах, почему? (жёлтый цвет это цвет болезни и его не используют хакасы при украшении одежды).

3 Слайд:

Предложенные фотографии узоров:

  • Хохломская роспись.
  • Растительный узор.
  • Растительный узор.
  • Геометрический орнамент.
  • Геометрический орнамент.

После рассматривания узоров на экране детям предлагается ответить на вопрос: Какой из предложенных узоров никогда не увидите на Пого и поясе Хур.

Воспитатель: Молодцы ребята, вы ответили правильно на все вопросы «волшебного экрана». А теперь нам нужно поторопиться, потому что до праздника «Чыл Пазы» осталось мало времени. А нам ещё нужно украсить Пого и Хур. Давайте пройдём в мастерскую.

7. Практическая работа – украшение Пого и пояса Хур

Детям предлагается из приготовленных элементов хакасского орнамента, выполненных из самоклеющейся разноцветной бумаги, украсить: мальчикам пояс Хур, сшитый из ткани, а девочкам – Пого, сделанного из плотного картона и обтянутого тканью.
Воспитатель во время практической части даёт советы, рекомендации, оказывает помощь.

8. Демонстрация работ

По окончании работы дети надевают на себя украшенные собственными руками украшения – обереги.
Воспитатель: Мы потрудились на славу, а теперь, давайте покажем, друг другу, что у нас получилось.
Под хакасскую музыку девочки демонстрируют украшения Пого, выполняя элементы хакасского танца (мальчики зрители).

Затем мальчики демонстрируют пояса Хур, изображая сюжет «охоты (девочки зрители).

Список литературы:

  1. Бутанаев В.Я. Национальная одежда и украшения /Этническая культура хакасов/ учебное пособие для студентов вузов – Абакан издательство ХГУ, 1998.
  2. Бутанаев В.Я. Верник А.А. Детские игры и спортивные состязания народов Хакасии Абакан –1995.
  3. Грачева И. А. Хакасская национальная одежда. Школа и производство – 1991.
  4. Кидиекова И.К. Орнамент хакасов: /альбом/ Абакан, 1997.