«Путешествие в волшебную страну зеленого листа». 6-й класс

Разделы: Биология

Класс: 6


Цели: повышать интерес у учащихся к предмету биология, формировать умения систематизировать и анализировать информацию, полученную на уроках биологии.

Задачи:

  • актуализировать и развивать знания о фотосинтезе на основе рассмотрения условий протекания и результатов процесса;
  • сформировать умение обосновывать космическую роль  растений, показать роль отечественных ученых в изучении процесса фотосинтеза;
  • продолжить формировать умения выдвигать и аргументировать предположения, работать с различными источниками информации.

Оборудование: карта «Волшебная страна Зеленого листа», на которой указаны станции, схемы «Опыт Пристли», «Передвижение веществ в растении», весы.

Оформление кабинета: портрет К.А.Тимирязева, плакаты:

1. «Человечество спасут зеленые растения, выделяющие в атмосферу кислород». (К.А.Тимирязева)
2. «Человечество погибнет от удушья, поскольку выделяется огромное количество углекислого газа» (Кельвин Томсан)

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

Учитель: Добрый день, ребята! Мы с вами изучили одну из главных тем  биологии, в разделе растения –  «Фотосинтез»

Презентация. На экран проектируется слайд №2.  Кто прав?

Учитель: В 1898 г. английский ученый Кельвин Томсан утверждал, что человечеству грозит удушье, поскольку в воздух выделяется огромное количество углекислого газа, не только при дыхании, но и еще и промышленными предприятиями.

Учитель: Это утверждение опроверг отечественный ботаник К.А.Тимирязев. «Человечество спасут зеленые растения, выделяющие в атмосферу кислород».

Учитель: Ребята,  как вы думаете, кто прав?

Учащиеся высказывают свои предположения.

На экран проектируется слайд №3.

Учитель: Посмотрите  на столе стоят весы. Мы с вами должны выяснить, кто из  ученых прав и чья чаша весов перевесит.

В ходе занятия учитель будет класть хролофилловые зерна на чаши весов.

Учитель: За  доказательствами мы с вами отправимся в путешествие   в Волшебную страну Зеленого листа. Путешествовать мы будем по станциям. На каждой станции нас ждут задания.  Ваша задача правильно ответить на вопросы.

Учитель: В добрый путь, друзья!

На экран проектируется слайд №. Опыт Д. Пристли.

Учитель: Первая наша станция называется  «Историческая». Процесс фотосинтеза впервые наблюдал Джозеф Пристли в 1771 году. Он знал, что есть несколько видов  воздуха – чистый, которым дышит все живое и другой, который тяжелее чистого воздуха. В нем живые существа погибали.

Учитель: Ребята, почему мышь погибла в  I  колоколе, а во II, где растение осталась жива?

Учащиеся вместе с учителем  анализируют опыт Пристли и приходят к выводу, что растение   «исправляют» воздух, испорченный дыханием животных  т.е выделяют кислород, поэтому мышь не погибает.

Учитель:  Ребята, следующая станция называется «Похищенные лучи».

Учитель:  Каким опытом можно доказать, что органические вещества образуются на свету?

На экран проектируется слайд №5 .Опыт. Образование крахмала.

Ученик рассказывает методику постановки опыта и делает вывод.

Учитель: Мы с вами проехали две станции. Какие выводы можем сделать? Какой  газ выделяется при фотосинтезе?

Учащиеся: При фотосинтезе  выделяется кислород.

Учитель: При каких условиях протекает фотосинтез?

Учащиеся: Фотосинтез протекает на свету.

Учитель: Молодцы! Наше путешествие продолжается. Следующая станция      «Таинственный пигмент».

Учитель: Ребята, во всех ли клетках листа протекает фотосинтез и образуется крахмал?

Опыт 2. Ученик объясняет опыт с листом колеуса.

Учитель: На свету в  листьях, в хлоропластах , образуется крахмал. В хлоропластах содержится хлорофилл. В переводе означает «зеленый». Чем же занимается этот таинственный пигмент? Давайте мы его послушает.

Хлорофилл

Я хлорофилл зеленый
Пускай прохлада или зной,
Но я тружусь, как заведенный,
И каждый раз иду, как бой.
Лишь только солнышко проглянет
Я первый луч его ловлю
И сразу воздух чистым станет,
И  сразу всех я накормлю.

Учитель демонстрирует результаты опыта «Выращивание растений без света».

Учитель: Ребята, почему растения без света погибают?

Учащиеся: В темноте листья желтеют, там нет хлорофилла, значит не идет фотосинтез.

Вывод:  Фотосинтез идет в хлоропластах.

Учитель: Станция «Фотосинтез». Мы с вами теперь знаем, что органические вещества образуются на свету, в зеленых листьях. А из чего образуются органические вещества? Послушайте стихотворение.

Ученик:

Вода по стеблю поднимаясь,
Идет к зеленому листу
И с СО2 соединяясь
Дает нам сахар на свету.
Вот так творение природы
Волшебный добрый хлорофилл.
Способен прокормить народы
Хотя  уж в вечеру без сил.

На экран проектируется слайд №6.

Учитель: Их каких веществ образуется крахмал?

Учащиеся: Крахмал образуется из углекислого газа и воды.

На экран проектируется слайд №7. Мальчик с цветами.

Учитель: Почему случилось это чудо?

Учащиеся  высказывают свои предположения.

Ученик:

Фотосинтез идет
На свету круглый год
Из простых минеральных веществ.
Солнце свет свой прольет,
Луч  на лист упадет,
Чтобы всем подарить кислород.
И никак не поймет
Наш упрямый народ
Что он дышит, ест и живет
Потому что с утра,
Лишь приходит пора.
Сладкий сок производит листва.

Учитель: Фотосинтез называют воздушным питанием растений.

Учитель: Давайте остановимся на основных моментах нашего путешествия. Но сначала вспомним слова К.А. Тимирязева и К. Томсана

На экран проектируется слайд № 2. Кто прав?

Учитель: Нам нужно решить, кто из ученых  был  прав. Чье утверждение было верным?

На экран проектируется слайд № 8. Вывод.

Учитель с учащимися делают вывод по пройденным станциям. Учитель в это время кладет хлорофилловые зерна на чашу весов. Чаша К.А. Тимирязева перетягивает.

Учитель: Кто из ученых был прав?

Учащиеся:  Прав был К.А. Тимирязев.

Учитель: Отечественный ученый К.А. Тимирязев внес большой вклад в выяснении космической роли зеленых растений

На экран проектируется слайд №9.Космическая роль зеленых растений.

Учитель: Заканчиваем мы свое путешествие на станции «Игровая»

Учащиеся играют в игры.

  • «Третий лишний»
  • «Мозаика»
  • «Угадай кто я».

Учитель: Наше путешествие по волшебной стране Зеленого листа мы заканчиваем песней.

Фотосинтез-дружочек
Вот твой домик-листочек
Там творишь ты свои чудеса
Очень нужен, ты людям,
Мы тебя не забудем
И запомним тебя навсегда.
Пусть нам солнышко светит,
чтобы взрослым и детям
Было радостно, ясно, светло
Чтобы каждый цветочек
Даже малый листочек
Нам давал и еду и тепло.

Подведение итогов занятия