Классный час «Белые журавлики». 7-й класс

Разделы: Классное руководство, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 7


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (22 МБ)


Цель: формирование чувства сопричастности к происходившим историческим событиям.

Задачи:

  • формировать нравственные качества – патриотизм, любовь к  Родине, приобщение к традициям  страны;
  • формировать чувство гражданской ответственности за настоящее и будущее страны и народа;
  • развивать чувство национального достоинства на основе толерантного отношения к другим народам;
  • воспитывать у детей неприятие агрессии, насилия и войны;
  • развивать творческие способности учащихся.

Форма: литературно-музыкальная композиция.

Наглядность: рисунки, поделки, панно.

Оборудование: компьютер, проектор, экран.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Вступительное слово классного руководителя:

(Слайд 1) Ребята, посмотрите вокруг и скажите, что изменилось в оформлении этого кабинета?
(Ребята отвечают, что появились фотографии белых журавлей и поделки)
Верно это белые журавли! Как вы думаете, что символизирует эта птица?
(Слайд 2)  Журавли исстари являются одними из наиболее почитаемых людьми птиц. Они веками живут в народных пословицах, поговорках, приметах и в музыке. Практически везде журавль олицетворяет положительное и светлое начало наряду с такими птицами, как лебеди.
(Слайд 3) А знаете ли вы, что в России существует Праздник Белых Журавлей?
Наверное, нет более трогательного и грустного праздника, чем этот. Сегодня мы поговорим с вами о том, почему же именно белые журавли стали символом этого праздника, откуда он появился и что символизирует?
(Слайд 4) Этот необычный праздник с поэтическим названием был учрежден народным поэтом Дагестана Расулом Гамзатовым как праздник духовности и светлой памяти павшим на полях сражений во всех войнах и террористических актах, а песня «Журавли» стала символическим гимном памяти. (Слайд 5)
(На фоне музыки) Стихотворение, на основе которого была создана известная во всем мире песня, имеет свою предысторию.
(Слайд 6) В 1965 году Р. Гамзатов посетил Японию, где принял участие в траурных мероприятиях, посвященных 20-й годовщине ядерной бомбардировки Хиросимы. 
(Слайд 7) Тысячи женщин в белой одежде (в Японии это цвет траура) собрались в центре города у памятника девочке с белым журавлем – Садако Сасаки. Ребята, а кто из вас слышал это имя?
Ведущий 1: (Слайд 8) Это девочка, которой было всего два года, когда на ее родной город сбросили атомную бомбу.
Случилось это 6 августа 1945 года в 8 часов 14 минут. Американский летчик открыл люк самолета и бомба, медленно покачиваясь на парашюте, стала опускаться над центром города. В мимолетные доли секунды на город низвергся огненный, ярче солнечного света, шар.     
Ведущий 2: (Слайд 9) В одну секунду было сожжено 86100 человек.
Ведущий 1: В одну секунду 72000 человек получили тяжелые ранения.
Ведущий 2: В одну секунду 6820 домов превратились в пепел, который поднялся столбом, высотой в километр.
Ведущий 1: В одну секунду было разрушено и превращено в раскаленные развалины 3750 зданий.
Ведущий 2: В ту же секунду смертоносные частицы поразили смертью все живое в радиусе полутора километров.
Ведущий 1: (Слайд 10) В это утро Садако со своим братом Шигео долго стояли в очереди за хлебом. Утомившись они решили отдохнуть на берегу озера. Уложив в тени Садако, Шигео пошел купаться. Через несколько секунд мальчик был выброшен на берег огромной волной, а его сестра покатилась по земле, как легкий, скомканный из бумаги, шарик. Это все, что запомнил Шигео, да еще, пожалуй, сломанные ветви и массу сорванных с деревьев листьев, которые пронес неизвестно откуда взявшийся ветер. Садако же, кажется, вобще ничего не ощутила тогда и не запомнила. Да и что могла она запомнить, ведь ей было всего два года.
Ведущий 2: И через десять лет эхо ядерного взрыва достигло стен их дома.  Отравленные радиацией воздух, вода, земля отняли жизненные силы Садако, и она заболела тяжелой лучевой болезнью – лейкемией или раком крови. Страшная болезнь была обнаружена совершенно неожиданно для девочки и ее близких. Садако принимала участие в велосипедном кроссе. Ей предстоло пройти последний участок длиною 10 км. Она была хорошо подготовлена, только немного волновалась, потому что ее как-то непривычно лихордило.
Ведущий 1: Ее состояние заметил брат и посоветовал ей успокоиться. Садако была волевой девочкой, она взяла себя в руки и отлично прошла нужную дистанцию. А вечером дома у Садако поднялась температура, снова появилось лихорадочное состояние, головкружение. На следующий день ей стало еще хуже. А через неделю у врачей и близких уже не было сомнений в том, что Садако пополнила число жертв атомной бомбордировки Хиросимы. Девочка не оставляла надежды на исцеление. В Японии полагают: если сделаешь тысячу белых журавликов из бумаги – исполнится твоя заветная мечта.
Ведущий 2: (Слайд 11) В госпитале она вырезала из бумаги журавликов, веря в то, что, когда их будет тысяча штук, наступит выздоровление. В один из теплых, согретых ласковым весенним солнцем, дней Садако лежала на балконе больницы, напрягая волю и мышцы. Девочка вырезала из бумаги птицу. Но почему бумага стала толще, в последнее время и ножницы перестали ее слушаться. Ах, какая неуклюжая получилась птица. Ее нужно выбросить прочь, заменить другой. Выбросить? Нет, ни в коем случае! Ведь сил так мало и времени тоже. Ее волшебные птицы, нанизаны на шнурок и легко грациозно раскачиваются над кроватью. Шигео всегда говорил, что Садако молодец, она не только старается выполнить задачу, но находит силы, чтобы ободрить других.
Ведущий 1: (Слайд 12) Рядом с ней на балконе стоит кровать больного мальчика Шигетало. Он уже два года прикован к постели, изучен болями и процедурами. Шигетало также ждет выздоровления и также как Садако вырезает из бумаги журавликов. 405 птиц взмахиват крыльями над его кроватью при каждом дуновении ветерка.
Но Шигетало иногда покидает вера в победу, и он спрашивает Садако: «Скажи, ты веришь, что мы будем здоровы? Может быть, врачи обманывают нас?»
– «Стыдись, Шигетало, ты же мальчик! Больше бодрости, мы должны жить!» – слышится голос Садако.
Чуда не произошло. Держа в руках журавлика, Садако умерла 25 октября 1955 года в возрасте 12-ти лет.
Ведущий 2: (Слайд 13) До сих пор дети из разных стан мира присылают тысячи журавликов в мемориал Мира в Хиросиме с надеждой на мир. (Слайд 14) И этих журавликов складывают в большие стеклянные ящики, стоящие вокруг памятника Садако. Уходящий ввысь остов, символизирующий атомную бомбу, венчает отлитая из бронзы фигура девочки. Руки ее протянуты вверх и, кажется, вот-вот взмахнет ввысь из рук девочки блестящий журавлик. Давайте послушаем песню «Японский журавлик».
(Прослушивание песни «Японский журавлик») (Слайд 15)
Слова Владимира Лазарева, музыка Серафима Туликова

Вернувшись из Японии, пройдя немало верст,
Бумажного журавлика товарищ мне привез.
С ним связана история, история одна –
Про девочку, которая была облучена.

Припев:

Тебе я бумажные крылья расправлю,
Лети, не тревожь этот мир, этот мир,
Журавлик, журавлик, японский журавлик,
Ты вечно живой сувенир.

«Когда увижу солнышко?» – спросила у врача
(А жизнь горела тоненько, как на ветру свеча).
И врач ответил девочке: «Когда пройдет весна,
И тысячу журавликов ты сделаешь сама».

Но девочка не выжила и скоро умерла,
И тысячу журавликов не сделала она.
Последний журавленочек упал из мертвых рук,
И девочка не выжила, как тысячи вокруг.

Классный руководитель: Расул Гамзатов  был потрясен этой историей с маленькой девочкой.  Когда он стоял на площади среди человеческого горя, в небе над Хиросимой, неизвестно откуда появились настоящие журавли  (Слайд 16).
Это было неким знаком, скорбным напоминанием о погибших в жестокой войне, ведь многие в Стране восходящего солнца верят в мистическое переселение душ.
(Слайд 17) Хиросимская девочка с бумажными журавликами не уходила из памяти поэта, он думал о чудесном появлении журавлей в небе над Хиросимой, о женщинах в белом одеянии, о своих погибших на фронте братьях.
(Слайд 18) Он написал стихотворение. Ребята прочтите, пожалуйста, первое четверостишие:

Мне кажется порою, что джигиты,
С кровавых не пришедшие полей,
В могилах братских не были зарыты,
А превратились в белых журавлей…

С согласия Гамзатова некоторые слова в стихотворении заменили, и с тех пор оно звучит так: (по  щелчку)

Мне кажется порою, что солдаты,
С кровавых не пришедшие полей,
Не в землю нашу полегли когда-то,
А превратились в белых журавлей…

Песня «Журавли» стала звучать как  песня-реквием, гимн  памяти погибшим во время Великой Отечественной войны солдатам, которых авторы сравнивали с клином летящих журавлей.
Ребята, давайте попробуем вместе с Марком Бернесом спеть один куплет этой песни.

Музыка Я. Френкеля,  слова Р. Гамзатова

Мне кажется порою, что солдаты,
С кровавых не пришедшие полей,
Не в землю нашу полегли когда-то,
А превратились в белых журавлей.

Они до сей поры с времен тех дальних
Летят и подают нам голоса.
Не потому ль так часто и печально
Мы замолкаем, глядя в небеса?

(Слайд 19) 1941-1945 годы навсегда останутся в нашем сердце, как годы самой длиной и кровопролитной войны.
(Слайд 20) В следующем году наша страна будет отмечать важную дату, связанную с Великой отечественной войной. Ребята, а кто мне скажет, что это за дата?
(Слайд 21) Верно, 9 мая 2015г. исполнится 70 лет со дня Победы. Этому событию будет посвящено много разных дел и акций, в которых вы будете принимать участие.
(Слайд 22) Боль утраты не отпускает и не утихает с годами. Память о защитниках Отечества передается, и будет передаваться из поколения в поколение. Чтобы не прерывалась эта цепочка памяти, мы и отмечаем этот праздник.
(Слайд 23) Я уже говорила вам о том, что до сих пор дети из разных стан мира присылают тысячи журавликов в мемориал Мира в Хиросиме. Выполняются они в технике «оригами». Образцы таких журавликов лежат у вас на партах, и я хочу, чтобы они остались вам на память. Т.к. изготовить их требуется много времени, мы с вами сегодня сделаем более простой вариант белых журавликов.
(Слайд 24) (Ребята с помощью  учителя делают из бумаги белого журавлика)
(Слайд 25) Помните, ребята, мы говорили о том, что если сделать 1000 бумажных журавликов, то наступит выздоровление близкого человека, исполнится заветное желание, то которое нельзя купить, но очень-очень хочется, чтобы оно исполнилось. А у вас есть такое желание? И вы, наверное, тоже хотите, чтобы оно исполнилось? Что для этого нужно сделать?
(Ответы детей)
(Слайд 26) Мы сегодня выпустим наших журавликов в небо, как напоминание о том насколько хрупок мир, в котором мы живем и загадаем то самое-самое заветное желание. Для этого вы можете прикрепить своих журавликов к шарикам.
(Ребята прикрепляют своих журавликов к шарикам)
(Слайд 27) Заключительное слово классного руководителя (на фоне музыки) На этом наша встреча подошла к концу. Ребята, если вам понравился классный час, возьмите в руки шары встаньте вместе со мной в круг. Мы организовали с вами круг дружбы, мира, надежды и памяти. Спасибо вам, ребята.
(Ребята выпускают шары в небо)