Пояснительная записка
В настоящее время знания в области теории
вероятностей, комбинаторики и математической
статистики становятся одной из основ изучения
современной науки. Сегодня школьники часто
встречаются с различными событиями, носящие
случайный характер, с оценкой степени рисков и
шансов добиться успеха в той или иной ситуации.
Изучая математическую статистику, школьник
может по результатам наблюдений (опыта,
эксперимента, сравнения данных и т.д.) дать
количественную оценку какому-либо событию,
научиться выдвигать гипотезы и их проверять. В
результате проведения статистических
исследований обучающиеся развивают логику на
практике, они способны абстрагироваться,
выделять сущность вопроса, анализировать факты,
обещать полученные результаты, находить пути
решения конкретной задачи.
Полученные навыки позволят в дальнейшем
современному школьнику эффективно овладевать
профессиональными навыками.
Цель обучения: Формирование у
обучающихся умения анализировать информацию
статистического характера, наглядно
представлять результаты исследований.
На изучение курса отводится 24 часа.
Планируемые результаты
В результате изучения данного курса обучающиеся должны
- Иметь представление о математической статистике, как одного из разделов математики.
- Получить начальные представления о проведении статистического исследования и его этапах.
- Уметь работать с таблицами, в том числе электронными, графиками, диаграммами.
Способы оценки планируемых результатов
Результатом изучения курса является групповые
проекты по статистическому исследованию.
По результатам защиты проектов обучающимся
выставляется оценка по пятибалльной системе.
Ресурсы
- Учебники и учебные пособия.
- Математика: Алгебра. Функции. Анализ данных. Учебники для 7-9 классов общеобразовательных учреждений/ Под редакцией Г.Ф. Дорофеева. – М.: Просвещение, 2014.
- Бунимович Е.А., Булычев В.А. Вероятность и статистика. Учебное пособие для 5-9 классов образовательных учреждений. – М.: Дрофа, 2004
- Мордкович А.Г., Семенов В.П. События, Вероятности. Статическая обработка данных. Дополнительные параграфы к курсу алгебры 7-9 классов общеобразовательных учреждений. – М.: Мнемозима, 2009.
- Ткачева М.Ф., Федорова Н.Е. Элементы статистики и вероятность. Учебное пособие для 7-9 классов общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2007.
- Дополнительная литература для школьников.
- Бродский Я.С. Статистика. Вероятность. Комбинаторика. – М.: ООО «Издательство Оникс»; ООО «Издательство «Мир и Образование», 2008
- Лютикас В.С. Факультативный курс по математике. Теория вероятностей. – М.: Просвещение, 1990.
- Кордемский Б.А. Математика изучает случайности. – М.: Просвещение, 1975.
- Материальные ресурсы: компьютеры для обучающихся с выходом в Интернет, АРМ учителя.
- Элективный курс проходит вне учебных занятий по расписанию элективных курсов.
Содержание обучения
- Анализ данных. Математическая статистика. Связь математической статистики и теории вероятностей. Предмет математической статистики. Задачи математической статистики. Сбор и анализ статистических данных. Таблицы. Диаграммы. Электронные таблицы.
- Случайная выборка и ее представление. Генеральная совокупность. Случайная выборка. Таблица частот. Группировка данных. Полигон и гистограмма.
- Числовые характеристики выборки. Среднее арифметическое. Мода. Интервальная мода. Унимодальный ряд. Полимодальный ряд. Медиана. Вычисление средних величин по таблице частот. Интервальная таблица частот. Характеристики разброса: размах, дисперсия, стандартное (среднее квадратичное) отклонение. Вычисление характеристик разброса по таблице частот.
- Практическая работа.
Учебно-тематическое планирование
Тема |
№ занятия |
Тема занятия |
Содержание занятия |
Количество часов |
Из них внеаудиторных |
1. Анализ данных (5 часов) | 1 |
Математическая статистика | Математическая статистика как раздел
математики. Связь математической статистики и теории вероятностей. Предмет математической статистики. Задачи математической статистики. История развития математической статистики. Сбор и анализ статистических данных. |
1 |
|
2 |
Таблицы | Способы представления информации. Таблица и ее элементы. Виды таблиц. Использование таблиц на практике. Чтение таблиц. Построение таблиц. Использование таблиц при статистических исследованиях |
1 |
||
3 |
Диаграммы | Графические способы представления
информации. Виды диаграмм. Построение графиков, столбчатых, круговых, точечных диаграмм. Чтение диаграмм, графиков. Уравнение линейной регрессии. |
1 |
||
4,5 |
Электронные таблицы | Составление электронных таблиц. Построение графиков и диаграмм при помощи электронных таблиц. |
2 |
||
2. Случайная выборка и ее представление (5 часов) | 6 |
Генеральная совокупность и случайная выборка | Выборочный метод. Генеральная совокупность. Случайная выборка. Репрезентативная выборка. Математическая модель случайной выборки. |
1 |
|
7 |
Таблица частот | Упорядочение данных. Ранжированный ряд. Частотная таблица (таблица распределения частот). Абсолютная частота. Относительная частота. Объем выборки. |
1 |
||
8 |
Группировка данных | Интервальная таблица. Накопленная частота. |
1 |
||
9 |
Полигон и гистограмма | Полигон частот. Гистограмма частот. |
1 |
||
10 |
Решение задач | Составление таблиц. Построение полигонов и гистограмм частот. | 1 |
||
3. Числовые характеристики выборки. (9 часов) | 11 |
Характеристики среднего (характеристики положения) | Среднее арифметическое (выборочное
среднее). Мода. Интервальная мода. Унимодальный ряд. Полимодальный ряд. Медиана. |
1 |
|
12 |
Решение задач | Вычисление характеристик среднего. | 1 |
||
13 |
Вычисление средних величин по таблице частот. | Вычисление средних величин по таблице
частот. Интервальная таблица частот. Вычисление средних величин по интервальной таблице. |
1 |
||
14 |
Решение задач | Вычисление средних величин по таблице
частот. Вычисление средних величин по интервальной таблице. |
1 |
||
15 |
Характеристики разброса: размах, дисперсия, стандартное (среднее квадратичное) отклонение. | Характеристики разброса или рассеяния. Размах. Дисперсия. Стандартное (среднее квадратичное) отклонение |
1 |
||
16 |
Решение задач | Вычисление характеристик разброса. | 1 |
||
17 |
Вычисление характеристик разброса по таблице частот. | Вычисление характеристик разброса по таблице частот. | 1 |
||
18, 19 |
Практическая работа | Вычисление средних величин и величин разброса при проведении статистического исследования. | 2 |
1 |
|
20, 21, 22 |
Групповая практическая работа | Проведение статистического исследования. | 3 |
3 |
|
23, 24 |
Защита практической работы | 2 |
Литература
- Математика: Алгебра. Функции. Анализ данных. Учебники для 7-9 классов общеобразовательных учреждений/ Под редакцией Г.Ф. Дорофеева. – М.: Просвещение, 2014.
- Бунимович Е.А., Булычев В.А. Вероятность и статистика. Учебное пособие для 5-9 классов образовательных учреждений. – М.: Дрофа, 2004
- Бунимович Е.А., Булычев В.А. Вероятность и статистика в курсе математики общеобразовательной школы: лекции 5-8. – М.:Педагогический университет «Первое сентября», 2006.
- Мордкович А.Г., Семенов В.П. События, Вероятности. Статическая обработка данных. Дополнительные параграфы к курсу алгебры 7-9 классов общеобразовательных учреждений. – М.: Мнемозима, 2009.
- Письменный Д.Т. Конспект лекций по теории вероятностей, математической статистике и случайным процессам.– М.: Айрис-пресс, 2008.
- Ткачева М.Ф., Федорова Н.Е. Элементы статистики и вероятность. Учебное пособие для 7-9 классов общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2007