Цели урока:
- поднять восьмиклассников на новый уровень осмысления глобальной проблемы загрязнения реки Волги;
- максимально актуализировать их знания по другим предметам на данную тему;
- продолжить работу над развитием умений и навыков:
- систематизации и анализа полученной информации;
- выступления перед аудиторией;
- работать в группе;
- продолжить работу по формированию:
- критического мышления;
- экологической, политической и духовной культуры.
Оборудование: проектор, экран, мультфильм, бумага, карандаши.
Учебники: под редакцией Л.Н.Боголюбова «Обществознание», Е.Н.Салыгин, Ю.Г. Салыгина «Обществознание», Л.В. Поляков « Обществознание : глобальный мир в XXI веке», А.И.Алексеев «География России».
Технология обучения: критического мышления, дебаты.
Метод обучения проблемный, частично-поисковый.
Формы организации познавательной деятельности: групповая работа.
Ход урока
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
Самоопределение к деятельности Организационный момент |
Подготовка учащихся к работе на уроке |
|
|
1 этап – вызов Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности |
Стихотворение И.И. Ландо – Как вы думаете, о чем эти стихи? – Что такое глобальные проблемы? – На какие группы мы их можем разделить? – О каких проблемах говорилось в стихотворении? |
– О глобальных проблемах – Глобальными называют проблемы, которые охватывают весь мир, все человечество, создают угрозу для его настоящего и будущего. – Политические, демографические, экологические, экономические, социальные. – Экологических |
Умение применять ранее полученные знания в новой ситуации |
2 стадия – осмысление новых знаний |
Статья 42 Конституции РФ гласит, что «каждый имеет право на благоприятную окружающую среду», но мы об этом вспоминаем только тогда, когда что-то происходит, и наносит вред нашему здоровью. Мы предлагаем вам сегодня обратиться к экологическим проблемам, но т.к. время ограничено, обратимся лишь к одной из них. Какой? Попробуйте определить сами. Мультфильм «Большое и маленькое море» – Так, какие проблемы поднимает автор мультфильма? – Характерны ли эти проблемы для нашей Волги? |
Просмотр мультфильма – 3 мин. rumultik.ru – загрязнение – гибель рыбы |
Умение делать обобщения и выводы |
3 стадия – усвоение новых понятий |
Мы предлагаем вам разбиться на 3 группы и рассмотреть 3 экологических проблемы, связанные с Волгой. За 10 минут вы должны ответить на следующие вопросы: Почему возникла эта проблема? (Объективные и субъективные) Как её решить на
Ответ должен быть дан в виде кластера. |
Работа с дополнительным материалом, составление выступления и кластера Выступления учащихся от имени групп:
|
Умение работать в группах
Умение обобщать полученную информацию и излагать главные мысли в кратких выражениях |
Рефлексия |
– Какие выводы я сделал для себя? – Что я сегодня понял? – Можно ли решить проблемы реки Волги? |
|
Умение делать выводы из полученной информации |
Домашнее задание |
Эссе «Природа и общество: поиски равновесия» |
|
|
Релаксация |
Презентация. Стихотворение Алексея Мушкина «Распахни свое сердце настежь» |
|
|