Пояснительная записка
В современных условиях главным ресурсом
эффективной работы образовательного учреждения
является команда специалистов. Резко возрастает
роль личностей, осуществляющих трудовой процесс.
От квалификации педагога, деловой активности,
умения взаимодействовать между собой и
достигать социально значимого результата
зависят судьбы детей, родителей, сотрудников и
перспективы развития образовательного
учреждения.
Образовательные учреждения, стремящиеся
получить конкурентное преимущество за счет
качества своей работы, инноваций, в первую
очередь должны думать о развитии коллектива,
команды. Именно в сплоченных коллективах можно
рассматривать вопрос об активизации
инновационной деятельности, творческом
взаимодействии ее членов. Поэтому, одним из
наиболее востребованных личных качеств
педагога, наряду с профессионализмом,
надежностью, чуткостью, готовностью прийти на
помощь, является способность действовать в
команде. Ключевым фактором эффективной работы
команды является способность каждого ее члена
«работать на результат» и уважать мнения всех
сотрудников.
Команда, работа в команде, участники команды,
командный дух – эти определения получили
широкое распространение как такие качества
работы, без которых ее уже практически
невозможно представить. Способность работать в
команде на современном этапе рассматривается
как базовая компетентность человека, поскольку
влияет на качество совместной работы и в то же
самое время определяет результаты и успех
работы.
Команда — это группа специалистов,
заинтересованных в достижении общего
результата. Под педагогической командой
понимается группа педагогов образовательного
учреждения и других субъектов (родители,
учащиеся), созданную для решения стратегических
и тактических задач развития этого
учреждения.
Данная программа тренинга опирается на
методологические основы разработки и
проведения тренинга и основывается на
идеях создания эффективной команды Т. Д.
Зинкевич – Евстигнеевой, Н. Клюевой, Н. Кряжевой,
К. Фопеля.
Цель тренинга: гармонизация взаимоотношений в педагогическом коллективе.
Задачи:
- Оптимизация общения педагогов: достижение взаимной поддержки, взаимопонимания, доверия, доброжелательности.
- Создание комфортной атмосферы для развития способностей педагогов.
- Формирование у педагогов потребности в дальнейшем саморазвитии.
Общая продолжительность тренинга составляет 10 занятий (20 часов). Занятия проводятся не реже 1 раза в неделю, продолжительностью 2-2.5 часа. Оптимальное количество участников группы составляет 12-15 человек.
Принципы комплектования группы:
- Принцип добровольности. Члены группы должны быть заинтересованы в гармонизации отношений с коллегами, в собственном изменении.
- Принцип информированности участников. С участниками проводится предварительная беседа о том, что такое тренинг, групповые занятия, каковы их цели, какие могут быть получены результаты.
Материально-техническое оснащение:
- Помещение не менее 18 м2.
- Ковер.
- Стулья по количеству участников.
- Стол.
- Магнитофон с CD-проигрывателем.
- CD-диски с музыкой.
Методическое обеспечение:
- Магнитофон с CD-проигрывателем.
- CD-диски с музыкой (классической, подвижной).
- Бумага формата А4, ватман, самоклеющаяся бумага, макулатура.
- Цветные маркеры, фломастеры, цветные мелки.
- Скотч, ножницы, степлер.
- Воздушные шары.
- Корсажная прозрачная лента 3,5 м.
Требования к специалистам, реализующим программу тренинга:
Специалист, реализующий программу тренинга должен иметь высшее психологическое образование, а также, по возможности, дополнительное образование с правом ведения психологических тренингов.
Предполагаемые результаты:
После проведения программы тренинга предполагаются следующие изменения:
- Оптимизация общения в коллективе: достижение взаимопонимания, доверия, эмпатии, доброжелательности. Повышение степени доверия друг к другу и эмоциональной сплоченности.
- Осмысление и пересмотр собственного отношения к коллегам.
- Развитие в коллективе навыков командной работы.
- Формирование у педагогов потребности в дальнейшем саморазвитии.
Критерии отслеживания достижения планируемых результатов
Для отслеживания достижения
планируемых результатов применяется входная и
выходная диагностика, в ходе которых
используются следующие методики:
1. Опросник «Взаимоотношение в педагогическом
коллективе» (см. Приложение 2).
2. Методика определения индекса групповой
сплоченности коллектива Сишора (см. Приложение
3).
3. Экспресс-методику изучения
социально-психологического климата в трудовом
коллективе О. С. Михалюка и А. Ю. Шалыто (см. Приложение 4).
Сценарный план тренинга «Мы – команда!»
Время |
Содержание |
Методы, методика |
Реквизит |
|
Блок Сессия |
Внутри сессии | |||
Занятие 1. |
||||
Блок I сессия 1 |
20 мин | Знакомство. Участники знакомятся друг с другом и с тренером. Упражнение «Имена-качества». | Работа групповая Цель: Выявить ожидания участников, соотнести с целями и задачами тренинга, анализ соответствия плана тренинга заявленным ожиданиям. |
Бейджи, маркеры, 1 ватман, цветные мелки. |
10 мин | Определение правил работы в группе. Регламент работы (сообщается тренером). | Работа групповая Цель: Установить нормативы регуляции отношений и поведения участников в группе. Запуск динамических процессов. |
1 ватман, маркер, скотч. | |
10 мин | Упражнение-разминка «Кто быстрее» | Работа групповая Цель: раскрепощение участников, повышение эмоционального тонуса, разминка. |
||
30 мин | Упражнение «Рисунок группы». | Работа групповая Цель: диагностика сплоченности группы. |
1 ватман. Цветные мелки. |
|
30 мин | Упражнение «Круги общения» | Работа групповая Цель: адаптация участников группы, актуализация собственно значимости, создание чувства безопасности. |
||
15 мин | Упражнение «Комплимент» | Работа групповая Цель: Создание доброжелательных отношений, настроя на продолжения работы группы. |
||
10 мин | Шеринг | Обратная связь Цель: Оценка результатов занятий, настройка на дальнейшую работу. Рефлексия участниками полученного опыта. |
2 листа А4 на которых изображен круг, геометрические фигуры из самоклеящейся бумаги 3-х цветов: красного, синего и зеленого. | |
Занятие 2 Цель: осознание каждым участником своей ценности для группы, развитие взаимодействия в команде, способности работать в группе, умения прислушиваться к мнению другого человека. |
||||
Блок II сессия 1 |
10 мин | Беседа «Диагностика состояния участников группы» | Работа групповая Цель: Информация о готовности участников к занятию. |
|
10 мин | Упражнение-разминка «Замороженный» | Работа групповая Цель: раскрепощение участников, повышение эмоционального тонуса, разминка. |
||
35 мин | Упражнение «Задача для команды 1 ». Обратная связь | Работа групповая Цель: сплочение команды, активизация мыслительных процессов. |
Подготовленная диаграмма на листе бумаги, а также несколько прямоугольных листов бумаги и пара ножниц для каждой команды. | |
10 мин | Упражнение «Поворот в прыжках» | Работа групповая Цель: раскрепощение участников, повышение эмоционального тонуса, разминка. |
||
45 мин | Игра «Встречают по одежке». Обратная связь | Работа групповая Цель: развивать активное групповое общение, учиться внутренне анализировать свою социальную «маску». |
||
10 мин | Шеринг | Обратная связь Цель: Оценка результатов занятий, настройка на дальнейшую работу. Рефлексия участниками полученного опыта. |
2 листа А4 на которых изображен круг, геометрические фигуры из самоклеящейся бумаги 3-х цветов: красного, синего и зеленого. | |
Занятие 3 Цель: развитие взаимодействия в команде, способности работать в группе, умения прислушиваться к мнению другого человека. |
||||
Блок II сессия 2 |
10 мин | Шеринг чувств и мыслей участников | Работа групповая | |
10 мин | Упражнение-разминка «Липучки» | Работа групповая Цель: раскрепощение участников, повышение эмоционального тонуса, разминка. |
||
40 мин | Игра «Вавилонская башня». Обратная связь |
Работа групповая Цель: развитие взаимодействия в команде, научение координировать свои действия, развитие навыков невербального общения. |
1 ватман, цветные мелки, листки с заданиями для каждого участника. | |
10 мин | Упражнение «Объединение» | Работа групповая Цель: сплочение, повышение эмоционального тонуса, разминка |
||
40 мин | Упражнение «Конструкция» Обратная связь |
Работа групповая Цель: развитие взаимодействия в команде, способности работать в группе. |
Яйцо, два шарика, веревка длиной 1м и длиной 1,5метра. | |
10 мин | Шеринг | Обратная связь Цель: Оценка результатов занятий, настройка на дальнейшую работу. Рефлексия участниками полученного опыта. |
2 листа А4 на которых изображен круг, геометрические фигуры из самоклеящейся бумаги 3-х цветов: красного, синего и зеленого. | |
Занятие 4 Цель: развитие взаимодействия в команде, способности работать в группе, умения прислушиваться к мнению другого человека. |
||||
Блок II сессия 3 |
10 мин | Шеринг чувств и мыслей участников | Работа групповая Цель: Информация о готовности участников к занятию. |
|
10 мин | Упражнение –разминка «Хлопки» | Работа групповая Цель: раскрепощение участников, повышение эмоционального тонуса, разминка. |
||
60 мин | Игра «Лабиринт». Обратная связь | Работа групповая Цель: Научиться искать выход из трудной ситуации, прислушиваться к мнению окружающих. |
Бумажный скотч или полоски из бумаги для разметки поля. Размер одного квадрата на поле примерно 20 * 20 см. План поля с отмеченными «незаминированными» квадратами. («Незаминированные» квадраты должны составлять «коридор», по которому можно пройти от одного края поля к другому. «Незаминированные» квадраты должны соприкасаться друг с другом углами или боками. Данный план должен быть только у ведущего. Участники не должны его видеть!) | |
10 мин | Упражнение «Джостик» | Работа групповая Цель: сплочение коллектива, научение действовать слажено. |
||
20 мин | Упражнение «Пазлы». Обратная связь | Работа групповая Цель: формирование команды, обучение умению распределения ролей в группе. |
маленькие головоломки «пазлы». | |
10 мин | Шеринг | Обратная связь Цель: Оценка результатов занятий, настройка на дальнейшую работу. Рефлексия участниками полученного опыта. |
2 листа А4 на которых изображен круг, геометрические фигуры из самоклеящейся бумаги 3-х цветов: красного, синего и зеленого. | |
Занятие 5 Цель: развитие взаимодействия в команде, способности работать в группе, умения прислушиваться к мнению другого человека, осознание каждым участником своей ценности для группы, дать участникам получить новый способ общения, обратить внимание на репрезентативные системы вербально-невербальной коммуникации. |
||||
Блок II сессия 4 |
10 мин | Шеринг чувств и мыслей участников | Работа групповая Цель: Информация о готовности участников к занятию. |
|
10 мин | Упражнение «Я хочу пожелать тебе…» | Работа групповая Цель: создание рабочего настроения и доброжелательного отношения к участникам группы. |
||
10 мин | Мини-лекция «Вербальные и невербальные способы коммуникации» | Цель: знакомство и информацией на основе полученного опыта | Ватман, маркер. | |
30 мин | Упражнение «Партизан» | Работа групповая Цель: отслеживание невербальной информации и ее соответствия вербальной, применение полученных знаний на практике. |
||
50 мин | Игра «Талисман команды» | Работа групповая Цель: сплочение группы, создание доброжелательного отношения друг к другу. |
Копии «Головоломки с числами» и ручка для каждой команды. | |
10 мин | Шеринг | Обратная связь Цель: Оценка результатов занятий, настройка на дальнейшую работу. Рефлексия участниками полученного опыта. |
2 листа А4 на которых изображен круг, геометрические фигуры из самоклеящейся бумаги 3-х цветов: красного, синего и зеленого. | |
Занятие 6 Цель: сплочение команды, создание чувства единения, развитие эмпатии, доверия к группе, развитие способности работать коллективно, развитие доверия. |
||||
Блок III сессия 1 |
10 мин | Шеринг чувств и мыслей участников | Работа групповая Цель: Информация о готовности участников к занятию. |
|
10 мин | Упражнение « Вырази жестом отношение к группе» | Работа групповая Цель: создание рабочего настроения и позитивного отношения. |
||
70 мин | Упражнение «Маски»: - Я в коллективе. -Маска ресурс в коллективе. -Создание и показ истории. |
Работа групповая Цель: осознание положительного опыта, развитие креативности, развитие способности работы в группе. |
Цветные мелки, листы формата А4, ножницы на каждого участника. | |
20 мин | Упражнение «Мне понравилось как ты…» | Работа групповая Цель: развитие умения искать положительное в партнере по общению, учиться акцентировать внимание на позитиве. |
||
10 мин | Шеринг | Обратная связь Цель: Оценка результатов занятий, настройка на дальнейшую работу. Рефлексия участниками полученного опыта. |
2 листа А4 на которых изображен круг, геометрические фигуры из самоклеящейся бумаги 3-х цветов: красного, синего и зеленого. | |
Занятие 7 Цель: сплочение команды, создание чувства единения, развитие эмпатии, доверия к группе, развитие способности работать коллективно. |
||||
Блок III сессия 2 |
10 мин | Шеринг чувств и мыслей участников | Работа групповая Цель: Информация о готовности участников к занятию. |
|
10 мин | Упражнение «Комплимент» | Работа групповая Цель: создание положительного настроя, снятие напряжения, оптимизация взаимоотношений. |
||
20 мин | Упражнение «Енотов круг». | Работа групповая Цель: получить опыт переживания группового доверия. |
Корсажная прочная лента 3.5 метра. | |
40 мин | Упражнение «Мой портрет глазами группы». Обратная связь | Работа групповая Цель: развитие умений давать и принимать обратную связь в необычной форме, развитие эмпатии. |
Цветные мелки, листы формата А4. | |
30 мин | Упражнение «Скульптура» | Работа групповая Цель: развитие сплоченности группы, стимуляция самовыражения через образы и символы, эмоциональная рефлексия. |
Фотоаппарат | |
10 мин | Шеринг | Обратная связь Цель: Оценка результатов занятий, настройка на дальнейшую работу. Рефлексия участниками полученного опыта. |
2 листа А4 на которых изображен круг, геометрические фигуры из самоклеящейся бумаги 3-х цветов: красного, синего и зеленого.. | |
Занятие 8 Цель: сплочение команды, создание чувства единения, развитие эмпатии, доверия к группе. |
||||
Блок III сессия 3 |
10 мин | Шеринг чувств и мыслей участников | Работа групповая Цель: Информация о готовности участников к занятию. |
|
10 мин | Упражнение - разминка «Приветствие» | Работа групповая Цель: повышение эмоционального тонуса, разминка.. |
||
10 мин | Упражнение «Мне в тебе нравиться… Мне тоже это в себе нравиться» | Работа групповая Цель: создание положительного настроя, снятие напряжения, оптимизация взаимоотношений. |
||
80 мин | Упражнение «Костюм из газеты». Обратная связь. |
Работа групповая Цель: развитие взаимодействия в команде, научение координировать свои действия. |
Газета на каждую команду, степлер, скотч, косынка или платок. | |
10 мин | Шеринг | Обратная связь Цель: Оценка результатов занятий, настройка на дальнейшую работу. Рефлексия участниками полученного опыта. |
2 листа А4 на которых изображен круг, геометрические фигуры из самоклеящейся бумаги 3-х цветов: красного, синего и зеленого. | |
Занятие 9 Цель: сплочение команды, создание чувства единения, развитие эмпатии, доверия к группе. |
||||
Блок III сессия 4 |
10 мин | Шеринг чувств и мыслей участников | Работа групповая Цель: Информация о готовности участников к занятию. |
|
10 мин | Упражнение-разминка «Шарики» | Работа групповая Цель: создание положительного настроя, снятие напряжения, оптимизация взаимоотношений. |
Воздушные шары на каждого участника. | |
30 мин | Упражнение «Пустой стул». Обратная связь. | Работа групповая Цель: развитие невербального взаимодействия, взаимопонимания. |
Стулья по количеству участников. | |
60 мин | Упражнение «Всадник на лошади» | Работа групповая Цель: развитие взаимодействия в команде, научение координировать свои действия. |
Рулон скотча (1 на команду), бумага А4, ножницы (1 на команду), маркеры 2-х цветов, трубочки для коктейля 2-х цветов, зубочистки, степлер (1 на команду). | |
10 мин | Шеринг | Обратная связь Цель: Оценка результатов занятий, настройка на дальнейшую работу. Рефлексия участниками полученного опыта. |
2 листа А4 на которых изображен круг, геометрические фигуры из самоклеящейся бумаги 3-х цветов: красного, синего и зеленого. | |
Занятие 10 Цель: сплочение команды, создание чувства единения, развитие эмпатии, доверия к группе; настрой участников на активное использование внутренних ресурсов. |
||||
Блок III сессия 5 |
10 мин | Шеринг чувств и мыслей участников | Работа групповая Цель: Информация о готовности участников к занятию. |
|
10 мин | Упражнение - разминка «Образовать круг» | Работа групповая Цель: разминка. Мотивация на начало занятия, формирование согласованности в развитии группы, развитие концентрации внимания. |
||
20 мин | Упражнение «Колокол» | Работа групповая Цель: развитие эмпатии, доверия к группе. |
||
55 мин | Игра «Таверна удачи». | Работа групповая Цель: сплочение группы, развитие эмпатии, развитие невербальных навыков взаимодействия, создание чувства единения, создание ресурса. |
1 ватман или рулон обоев, цветные мелки, стол. | |
10 мин | Шеринг | Обратная связь Цель: рефлексия, анализ опыта, полученного на занятиях. |
2 листа А4 на которых изображен круг, геометрические фигуры из самоклеящейся бумаги 3-х цветов: красного, синего и зеленого. | |
10 мин | Обсуждение итогов | Цель: выявить степень соответствия итогов тренинга ожиданиям участников. | ||
5 мин | Заключительные слова тренера группы. | Цель: Позитивный настрой участников на активное использование внутренних ресурсов. |
Список литературы:
- Александрова Е.А. Практика командообразования в педагогических коллективах образовательных учреждений // Проблемы педагогической инновации в профессиональной школе. Межрегиональная научно-практическая конференция. – СПб.: ИОВРАО, 2006.
- Банщикова, Т.Н. Профессиональная деятельность психолога в работе с педагогическим коллективом / Т. Н. Банщикова. – М., 2004.
- Большаков, В. Ю. Психотренинг: Социодинамика, игры и упражнения / В. Ю. Большаков. – СПб, 2001.
- Вагин, И. О., Мамонтов В. Ю. Практика эффективного поведения / И. О. Вагин, В. Ю. Мамонто. – СПб.: Питер, 2002.
- Вачков, И. В. Основы технологии группового тренинга / И.В. Вачко. – М., 2000.
- Зинкевич-Евстигнеева, Т. Д., Фролов Д. Ф., Грабенко Т. М. Теория и практика командообразования. Современная технология создания команд / Под ред. Т. Д. Зинкевич-Евстигнеевой. – СПб.: Речь, 2004.
- Ли, Д. Практика группового тренинга / Д. Ли. – СПб.: Питер, 2002.
- Лютова, Е. К., Монина Г. Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми / Е. К. Лютова, Г. Б. Монина. – СПб.: Изд-во «Речь», 2000.
- Паркер, Г., Кропп Р. Формирование команды / Г. Паркер, Р. Кропп. – СПб.: Питер, 2003.
- Пахно, И. В. Тренинг? Тренинг… Тренинг! Все о тренингах и тренерах / И. В. Пахно. – Хабаровск, 2010.
- Рейс, Ф., Смит Б. 500 лучших советов тренеру / Ф. Рейс, Б. Смит. – СПб, 2001.
- Фопель, К. Формирование команды. Психологические игры и упражнения / К. Фопель. – М.: Изд-во «Генезис», 2003.
- Фопель, К. Сплоченность и толерантность в группе. Сборник упражнений / К. Фопель. – М., 2002.
- Фетискин, Н. П., Козлов, В. В., Майнулов, Г. М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп / Н. П. Фетискин, В. В. Козлов, Г. М. Майнулов. – М.,2002.
- Шапарь, В.Б. Практическая психология. Инструментарий / В. Б. Шапарь. – Ростов-на-Дону: Изд-во «Феникс», 2002.