Тренинг командообразования на сплочение педагогического коллектива «Мы – команда!»

Разделы: Школьная психологическая служба


Пояснительная записка

В современных условиях главным ресурсом эффективной работы образовательного учреждения является команда специалистов. Резко возрастает роль личностей, осуществляющих трудовой процесс. От квалификации педагога, деловой активности, умения взаимодействовать между собой и достигать социально значимого результата зависят судьбы детей, родителей, сотрудников и перспективы развития образовательного учреждения.
Образовательные учреждения, стремящиеся получить конкурентное преимущество за счет качества своей работы, инноваций, в первую очередь должны думать о развитии коллектива, команды. Именно в сплоченных коллективах можно рассматривать вопрос об активизации инновационной деятельности, творческом взаимодействии ее членов.  Поэтому, одним из наиболее востребованных личных качеств педагога, наряду с профессионализмом, надежностью, чуткостью,  готовностью прийти на помощь, является способность действовать в команде. Ключевым фактором эффективной работы команды является способность каждого ее члена «работать на результат» и уважать мнения всех сотрудников.
Команда, работа в команде, участники команды, командный дух – эти определения получили широкое распространение как такие качества работы, без которых ее уже практически невозможно представить. Способность работать в команде на современном этапе рассматривается как базовая компетентность человека, поскольку влияет на качество совместной работы и в то же самое время определяет результаты и успех работы.
Команда — это группа спе­циалистов, заинтересованных в достижении общего результата. Под педагогической командой понимается группа педагогов образовательного учреждения и других субъектов (родители, учащиеся), созданную для решения стратегических и тактических задач развития этого учреждения. 
Данная программа тренинга  опирается на  методологические основы  разработки и проведения тренинга и  основывается на   идеях создания эффективной команды  Т. Д. Зинкевич – Евстигнеевой, Н. Клюевой, Н. Кряжевой, К. Фопеля.

Цель тренинга: гармонизация взаимоотношений в педагогическом коллективе.

Задачи:

  • Оптимизация общения педагогов: достижение  взаимной поддержки, взаимопонимания, доверия, доброжелательности.
  • Создание  комфортной  атмосферы для развития способностей педагогов.
  • Формирование у педагогов потребности  в дальнейшем саморазвитии.

Общая продолжительность тренинга  составляет 10 занятий (20 часов). Занятия проводятся  не реже 1 раза в неделю, продолжительностью 2-2.5 часа. Оптимальное количество участников группы  составляет  12-15 человек.

 Принципы комплектования группы:

  • Принцип добровольности. Члены группы должны быть заинтересованы в гармонизации отношений с коллегами, в собственном изменении.
  • Принцип информированности участников. С участниками проводится предварительная беседа о том, что такое тренинг, групповые занятия,  каковы их цели, какие могут быть получены результаты.

Материально-техническое  оснащение:

  • Помещение не менее 18 м2.
  • Ковер.
  • Стулья  по количеству участников.
  • Стол.
  • Магнитофон с CD-проигрывателем.
  • CD-диски с музыкой.

Методическое обеспечение:

  • Магнитофон с CD-проигрывателем.
  • CD-диски с музыкой (классической, подвижной).
  • Бумага формата А4, ватман, самоклеющаяся бумага, макулатура.
  • Цветные маркеры, фломастеры, цветные мелки.
  • Скотч, ножницы, степлер.
  • Воздушные шары.
  • Корсажная прозрачная лента 3,5 м.

Требования к специалистам, реализующим программу тренинга:

Специалист, реализующий программу тренинга должен  иметь  высшее психологическое образование,  а также, по возможности,  дополнительное образование с правом ведения психологических тренингов.

Предполагаемые результаты:

 После проведения программы тренинга предполагаются  следующие изменения:

  • Оптимизация общения  в коллективе: достижение взаимопонимания, доверия, эмпатии, доброжелательности. Повышение степени доверия друг к  другу и эмоциональной сплоченности.
  • Осмысление и пересмотр  собственного отношения к коллегам.
  • Развитие в коллективе навыков командной работы.
  • Формирование у педагогов потребности в дальнейшем саморазвитии.

Критерии  отслеживания достижения планируемых результатов

Для  отслеживания достижения планируемых результатов применяется входная и выходная диагностика, в ходе которых  используются следующие методики:
1. Опросник «Взаимоотношение в педагогическом коллективе»  (см. Приложение 2).
2.  Методика определения индекса групповой сплоченности коллектива  Сишора (см. Приложение 3).
3. Экспресс-методику изучения социально-психологического климата в трудовом коллективе О. С. Михалюка и А. Ю. Шалыто (см. Приложение 4).

Сценарный план тренинга «Мы – команда!»

Время

Содержание

Методы, методика

Реквизит

Блок
Сессия
Внутри сессии

Занятие 1.
Цель:  установление доверительных отношений между участниками, снятие напряжения, создание мотивации к следующим занятиям.

Блок I

сессия 1

20 мин Знакомство. Участники знакомятся  друг с другом  и с тренером. Упражнение «Имена-качества». Работа групповая
Цель: Выявить ожидания участников, соотнести с целями и задачами тренинга, анализ  соответствия плана   тренинга заявленным ожиданиям.
Бейджи, маркеры, 1 ватман, цветные мелки.
10 мин Определение правил работы в группе. Регламент работы (сообщается тренером). Работа групповая
Цель: Установить  нормативы регуляции  отношений и поведения участников в группе. Запуск динамических процессов.
1 ватман, маркер, скотч.
10 мин Упражнение-разминка «Кто быстрее» Работа групповая
Цель: раскрепощение участников,  повышение эмоционального тонуса, разминка.
 
30 мин  Упражнение «Рисунок группы». Работа групповая
Цель: диагностика сплоченности группы.
1 ватман.
Цветные мелки.
30 мин Упражнение «Круги общения» Работа групповая
Цель: адаптация участников группы, актуализация собственно значимости, создание чувства безопасности.
 
  15 мин Упражнение «Комплимент» Работа групповая
Цель:  Создание  доброжелательных отношений, настроя на  продолжения работы группы.
 
10 мин Шеринг Обратная связь
Цель: Оценка результатов занятий, настройка на дальнейшую работу. Рефлексия участниками  полученного опыта.
2 листа  А4 на которых  изображен круг,   геометрические фигуры из самоклеящейся бумаги 3-х цветов: красного, синего и зеленого.

Занятие 2

Цель: осознание каждым участником своей ценности для группы, развитие взаимодействия в команде,    способности работать в группе, умения прислушиваться к мнению другого человека. 

Блок II

сессия 1

10 мин Беседа «Диагностика  состояния участников группы» Работа групповая
Цель: Информация о готовности участников к занятию.
 
10 мин Упражнение-разминка  «Замороженный» Работа групповая
Цель: раскрепощение участников,  повышение эмоционального тонуса, разминка.
 
35 мин Упражнение «Задача для команды 1 ». Обратная связь Работа групповая
Цель: сплочение команды, активизация мыслительных процессов.
Подготовленная диаграмма на листе бумаги, а также несколько прямоугольных листов бумаги и пара ножниц для каждой команды.
10 мин Упражнение «Поворот в прыжках» Работа групповая
Цель: раскрепощение участников,  повышение эмоционального тонуса, разминка.
 
45 мин Игра «Встречают по одежке». Обратная связь Работа групповая
Цель: развивать активное групповое общение, учиться внутренне анализировать свою социальную «маску».
 
10 мин Шеринг Обратная связь
Цель: Оценка результатов занятий, настройка на дальнейшую работу. Рефлексия участниками  полученного опыта.
2 листа  А4 на которых  изображен круг,   геометрические фигуры из самоклеящейся бумаги 3-х цветов: красного, синего и зеленого.

Занятие 3

Цель: развитие взаимодействия в команде, способности работать в группе, умения прислушиваться к мнению другого человека. 

Блок II

сессия 2

10 мин Шеринг чувств и мыслей  участников Работа групповая  
10 мин Упражнение-разминка «Липучки» Работа групповая
Цель: раскрепощение участников,  повышение эмоционального тонуса, разминка.
 
40 мин Игра «Вавилонская башня».
Обратная связь
Работа групповая
Цель: развитие взаимодействия в команде, научение координировать свои действия,  развитие навыков невербального общения.
1 ватман, цветные мелки, листки с заданиями для каждого участника.
10 мин Упражнение «Объединение» Работа групповая
Цель: сплочение, повышение эмоционального тонуса, разминка
 
40 мин Упражнение «Конструкция»
Обратная связь
Работа групповая
Цель: развитие взаимодействия в команде, способности работать в группе.
Яйцо, два шарика, веревка длиной 1м и длиной 1,5метра.
10 мин Шеринг Обратная связь
Цель: Оценка результатов занятий, настройка на дальнейшую работу. Рефлексия участниками  полученного опыта.
2 листа  А4 на которых  изображен круг,   геометрические фигуры из самоклеящейся бумаги 3-х цветов: красного, синего и зеленого.

Занятие 4

Цель: развитие взаимодействия в команде, способности работать в группе, умения прислушиваться к мнению другого человека. 

Блок II

сессия 3

10 мин Шеринг чувств и мыслей  участников Работа групповая
Цель: Информация о готовности участников к занятию.
 
10 мин Упражнение –разминка «Хлопки» Работа групповая
Цель: раскрепощение участников,  повышение эмоционального тонуса, разминка.
 
60 мин Игра «Лабиринт». Обратная связь Работа групповая
Цель: Научиться искать выход из трудной ситуации, прислушиваться к мнению окружающих.
Бумажный скотч или полоски из бумаги для разметки поля. Размер одного квадрата на поле примерно 20 * 20 см. План поля с отмеченными «незаминированными» квадратами. («Незаминированные» квадраты должны составлять «коридор», по которому можно пройти от одного края поля к другому. «Незаминированные» квадраты должны соприкасаться друг с другом углами или боками. Данный план должен быть только у ведущего. Участники не должны его видеть!)
10 мин Упражнение «Джостик» Работа групповая
Цель: сплочение коллектива, научение действовать слажено.
 
  20 мин Упражнение «Пазлы». Обратная связь Работа групповая
Цель: формирование команды, обучение умению распределения ролей в группе.
маленькие головоломки «пазлы».
10 мин Шеринг Обратная связь
Цель: Оценка результатов занятий, настройка на дальнейшую работу. Рефлексия участниками  полученного опыта.
2 листа  А4 на которых  изображен круг,   геометрические фигуры из самоклеящейся бумаги 3-х цветов: красного, синего и зеленого.

Занятие 5

Цель: развитие взаимодействия в команде, способности работать в группе, умения прислушиваться к мнению другого человека,  осознание каждым участником своей ценности для группы, дать участникам получить новый способ общения, обратить внимание на репрезентативные системы  вербально-невербальной коммуникации.

Блок II

сессия 4

10 мин Шеринг чувств и мыслей  участников Работа групповая
Цель: Информация о готовности участников к занятию.
 
10 мин Упражнение «Я хочу пожелать тебе…» Работа групповая
Цель: создание рабочего настроения и доброжелательного отношения к участникам группы.
 
10 мин Мини-лекция «Вербальные и невербальные  способы коммуникации» Цель: знакомство и информацией на основе полученного опыта Ватман, маркер.
30 мин Упражнение «Партизан» Работа групповая
Цель: отслеживание невербальной информации и ее  соответствия вербальной, применение полученных знаний на практике.
 
  50 мин Игра «Талисман команды» Работа групповая
Цель: сплочение группы, создание  доброжелательного отношения друг к другу.
Копии «Головоломки с числами» и ручка для каждой команды.
10 мин Шеринг Обратная связь
Цель: Оценка результатов занятий, настройка на дальнейшую работу. Рефлексия участниками  полученного опыта.
2 листа  А4 на которых  изображен круг,   геометрические фигуры из самоклеящейся бумаги 3-х цветов: красного, синего и зеленого.

Занятие 6

Цель:   сплочение команды, создание чувства единения, развитие эмпатии, доверия к группе,  развитие способности работать коллективно, развитие доверия.

Блок III

сессия 1

10 мин Шеринг чувств и мыслей  участников Работа групповая
Цель: Информация о готовности участников к занятию.
 
10 мин Упражнение « Вырази жестом  отношение к группе» Работа групповая
Цель: создание  рабочего настроения и позитивного  отношения.
 
70 мин Упражнение «Маски»:
- Я в коллективе.
-Маска ресурс в коллективе.
-Создание и показ истории.
Работа групповая
Цель:  осознание положительного опыта, развитие креативности, развитие способности работы в группе.
Цветные мелки, листы формата А4, ножницы на каждого участника.
20 мин Упражнение «Мне понравилось как ты…» Работа групповая
Цель:  развитие умения  искать положительное в партнере по общению, учиться  акцентировать внимание на позитиве.
 
10 мин Шеринг Обратная связь
Цель: Оценка результатов занятий, настройка на дальнейшую работу. Рефлексия участниками  полученного опыта.
2 листа  А4 на которых  изображен круг,   геометрические фигуры из самоклеящейся бумаги 3-х цветов: красного, синего и зеленого.

Занятие 7

Цель:   сплочение команды, создание чувства единения, развитие эмпатии, доверия к группе, развитие способности работать коллективно.

Блок III

сессия 2

10 мин Шеринг чувств и мыслей  участников Работа групповая
Цель: Информация о готовности участников к занятию.
 
10 мин Упражнение «Комплимент» Работа групповая
Цель: создание положительного настроя, снятие напряжения,  оптимизация взаимоотношений.
 
20 мин Упражнение «Енотов круг». Работа групповая
Цель:  получить опыт переживания  группового доверия.
Корсажная прочная лента 3.5 метра.
40 мин Упражнение  «Мой портрет глазами группы». Обратная связь Работа групповая
Цель: развитие умений давать и принимать обратную связь в необычной форме, развитие эмпатии.
Цветные мелки, листы формата А4.
30 мин Упражнение «Скульптура» Работа групповая
Цель: развитие сплоченности группы, стимуляция самовыражения через образы и символы, эмоциональная рефлексия.
Фотоаппарат
10 мин Шеринг Обратная связь
Цель: Оценка результатов занятий, настройка на дальнейшую работу. Рефлексия участниками  полученного опыта.
2 листа  А4 на которых  изображен круг,   геометрические фигуры из самоклеящейся бумаги 3-х цветов: красного, синего и зеленого..

Занятие 8

Цель: сплочение команды, создание чувства единения, развитие эмпатии, доверия к группе.

Блок III

сессия 3

10 мин Шеринг чувств и мыслей  участников Работа групповая
Цель: Информация о готовности участников к занятию.
 
10 мин Упражнение - разминка «Приветствие» Работа групповая
Цель: повышение эмоционального тонуса, разминка..
 
10 мин Упражнение  «Мне в тебе нравиться… Мне тоже это в себе нравиться» Работа групповая
Цель: создание положительного настроя, снятие напряжения,  оптимизация взаимоотношений.
 
80 мин Упражнение «Костюм из газеты».
Обратная связь.
Работа групповая
Цель: развитие взаимодействия в команде, научение координировать свои действия. 
Газета на каждую команду, степлер, скотч, косынка или платок.
10 мин Шеринг Обратная связь
Цель: Оценка результатов занятий, настройка на дальнейшую работу. Рефлексия участниками  полученного опыта.
2 листа  А4 на которых  изображен круг,   геометрические фигуры из самоклеящейся бумаги 3-х цветов: красного, синего и зеленого.

Занятие 9

Цель: сплочение команды, создание чувства единения, развитие эмпатии, доверия к группе.

Блок III

сессия 4

10 мин Шеринг чувств и мыслей  участников Работа групповая
Цель: Информация о готовности участников к занятию.
 
10 мин Упражнение-разминка «Шарики» Работа групповая
Цель: создание положительного настроя, снятие напряжения,  оптимизация взаимоотношений.
Воздушные шары на каждого участника.
30 мин Упражнение «Пустой стул». Обратная связь. Работа групповая
Цель: развитие невербального взаимодействия, взаимопонимания.
Стулья по количеству участников.
  60 мин Упражнение «Всадник на лошади» Работа групповая
Цель: развитие взаимодействия в команде, научение координировать свои действия. 
Рулон скотча (1 на команду), бумага А4, ножницы (1 на команду), маркеры 2-х цветов, трубочки для коктейля 2-х цветов, зубочистки, степлер (1 на команду).
10 мин Шеринг Обратная связь
Цель: Оценка результатов занятий, настройка на дальнейшую работу. Рефлексия участниками  полученного опыта.
2 листа  А4 на которых  изображен круг,   геометрические фигуры из самоклеящейся бумаги 3-х цветов: красного, синего и зеленого.

Занятие 10

Цель: сплочение команды, создание чувства единения, развитие эмпатии, доверия к группе; настрой участников на активное использование внутренних ресурсов.

Блок III

сессия 5

10 мин Шеринг чувств и мыслей  участников Работа групповая
Цель: Информация о готовности участников к занятию.
 
10 мин Упражнение - разминка «Образовать круг» Работа групповая
Цель: разминка. Мотивация на начало занятия, формирование согласованности  в развитии группы, развитие концентрации внимания.
 
20 мин Упражнение «Колокол» Работа групповая
Цель: развитие эмпатии, доверия к группе.
 
55 мин Игра «Таверна удачи». Работа групповая
Цель: сплочение группы, развитие эмпатии, развитие невербальных навыков взаимодействия, создание чувства единения, создание ресурса.
1 ватман или рулон обоев, цветные мелки, стол.
  10 мин Шеринг Обратная связь
Цель: рефлексия, анализ опыта, полученного на занятиях.
2 листа  А4 на которых  изображен круг,   геометрические фигуры из самоклеящейся бумаги 3-х цветов: красного, синего и зеленого.
10 мин Обсуждение итогов Цель: выявить  степень соответствия  итогов тренинга  ожиданиям участников.  
  5 мин Заключительные слова тренера группы. Цель:
Позитивный настрой участников на активное использование внутренних ресурсов.
 

Список литературы:

  1. Александрова Е.А. Практика командообразования в педагогических коллективах образовательных учреждений // Проблемы педагогической инновации в профессиональной школе. Межрегиональная научно-практическая конференция. –  СПб.: ИОВРАО, 2006.
  2. Банщикова, Т.Н. Профессиональная деятельность психолога в работе с педагогическим коллективом / Т. Н. Банщикова. – М., 2004.
  3. Большаков, В. Ю. Психотренинг: Социодинамика, игры и упражнения / В. Ю. Большаков. – СПб, 2001.
  4. Вагин, И. О., Мамонтов В. Ю. Практика эффективного поведения / И. О. Вагин, В. Ю. Мамонто. – СПб.: Питер, 2002.
  5. Вачков, И. В. Основы технологии группового тренинга / И.В. Вачко. – М., 2000.
  6. Зинкевич-Евстигнеева, Т. Д.,  Фролов Д. Ф., Грабенко Т. М. Теория и практика командообразования. Современная технология созда­ния команд / Под ред. Т. Д. Зинкевич-Евстигнеевой. –  СПб.: Речь, 2004.
  7. Ли, Д. Практика группового тренинга / Д. Ли. – СПб.: Питер, 2002.
  8. Лютова, Е. К., Монина Г. Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми / Е. К. Лютова, Г. Б. Монина. – СПб.: Изд-во «Речь», 2000.
  9. Паркер, Г., Кропп Р. Формирование команды / Г. Паркер, Р. Кропп. – СПб.: Питер, 2003.
  10. Пахно, И. В. Тренинг? Тренинг… Тренинг! Все о тренингах и тренерах / И. В. Пахно. – Хабаровск, 2010.
  11. Рейс, Ф., Смит Б. 500 лучших советов тренеру / Ф. Рейс, Б. Смит. – СПб, 2001.
  12. Фопель, К. Формирование команды. Психологические игры и упражнения / К. Фопель. – М.: Изд-во «Генезис», 2003.
  13. Фопель, К. Сплоченность и толерантность в группе. Сборник упражнений / К. Фопель. – М., 2002.
  14. Фетискин, Н. П., Козлов, В. В., Майнулов, Г. М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп / Н. П. Фетискин, В. В. Козлов, Г. М. Майнулов. – М.,2002.
  15. Шапарь, В.Б. Практическая психология. Инструментарий / В. Б. Шапарь. – Ростов-на-Дону: Изд-во «Феникс», 2002.