День зимующих птиц России

Разделы: Внеклассная работа


Цель: формирование у обучающихся экологической культуры и активной гражданской позиции, развитие творческих способностей и опыта ведения природоохранной деятельности.

Задачи:

  • познавательная: закрепить знания детей о многообразии зимующих птиц и их значении для человека и в  природе; 
  • развивающая: привить учащимся практические навыки и умения по изготовлению кормушек для птиц;
  • воспитательная:  воспитание чуткости, формирование у обучающихся экологической культуры и активной гражданской позиции.

Оборудование: презентация к занятию (приложение); шишки с двустишиями,  баллы – жетоны, сувениры для награждения победителей. 

Предварительная подготовка: обучающиеся выполняют  листовки с призывом «Покормите птиц зимой!».

ХОД УРОКА

Оргмомент (2 мин.)

Педагог: Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас особенный день – день, когда юннаты по всей нашей стране помогают пернатым друзьям – зимующим птицам. Этот день 15 января мы собрались, чтобы отметить всероссийский экологический праздник «День зимующих птиц России».
Чтобы наше занятие прошло интересно и весело, я предлагаю вам разделиться на две команды. Для этого загляните под стул и достаньте прикреплённую там птицу. Ребята, у кого зимующие птицы садятся к правому столу, а те, у кого кочующие и перелётные птицы – слева. И так у нас получилось две команды. Изображения птиц пока отложите, они вам пригодятся в одном из конкурсов.

Введение в тему и актуализация знаний (3 мин.)

Педагог: «В этом учебном году мы уже немало сделали для птиц, не правда ли? Кто перечислит, что сделано нашим объединением для помощи птицам в зимнее время?»

Ответы воспитанников:

1) Осенью мы начали агитационную работу по защите птиц: нарисовали мхом на стене школьного здания птицу на ладони и подписали «Береги птиц!»;
2) Всю осень заготавливались корма для птиц (арбузные и тыквенные семена, цветоносы конского щавеля, лебеды и т.п.);
3) в начале зимы на праздник «Зиновия-синичника» ребятами вывешивались кормушки в школьном саду и дома.
4) осенью при первом похолодании и выпадении снега начался этап активной подкормки птиц.

Как вы думаете, почему мы ежегодно столько внимания уделяем птицам? (Ответы обучающихся)
Верно, ребята, птицы большие помощники в борьбе с вредителями в наших садах и огородах. А каково количество вредителей, уничтожаемых птицами!? Обычно синичка производит на свет от 6 до 12 птенцов, причем, делает это дважды за лето. Выкармливает потомство 18 дней, успевая слетать за кормом не менее 10 000 раз. И это только одна птичка! А ведь их целые стаи живут рядом с нами, защищая наши сады-огороды не только летом, но и зимой.
Зимующие птицы очень страдают в зимние дни.  Для их поддержки и проводится всероссийская акция «Птицы  наши друзья!», одним из этапов которой, является праздник «День зимующих птиц России».
Этот праздник довольно молодой, т.к. впервые был отмечен в Иркутской области зимой  2002-2003 годов. Вернее юннатами там была проведёна акция по защите птиц зимующих рядом с нами. Её инициатором стал публицист Анатолий Сосунов и областные газеты в память о писателе Евгении Носове. (Показ фотографии писателя) Может быть кто-то знает, почему именно в память об этом человеке? (предположения обучающихся). Да потому, что именно Евгений Носов, прошу не путать с детским писателем Николаем Носовым, написал рассказ «Покормите птиц» и всю жизнь заботился о птицах, развешивая кормушки и подкармливая их в зимнее время. В родном городе Курске он расклеивал листовки со стихотворением Александра Яшина:

Покормите птиц зимой.
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.

Не богаты их корма.
Горсть зерна нужна,
Горсть одна –
И не страшна
Будет им зима.

Сколько гибнет их – не счесть,
Видеть тяжело.
А ведь в нашем сердце есть
И для птиц тепло.

Разве можно забывать:
Улететь могли,
остались зимовать
Заодно с людьми.

Приучите птиц в мороз
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну.

В январе 2003 года к акции присоединился город Курск – родина писателя. Тогда же иркутяне предложили внести в Российский экологический календарь 12 ноября как Осенний день птиц (Зиновий-Синичник) и считать его началом общероссийской культурно-экологической акции «Покормите птиц!», а 15 января – день рождения Евгения Носова (в 2015 году ему исполнилось бы 90 лет) – объявить Днём зимующих птиц России. Союз охраны птиц России полностью поддержал эту инициативу, и День зимующих птиц вошёл  в  календарь экологических праздников.  

Основная часть (25 мин.)

Педагог: Чтобы вспомнить и расширить свои знания о зимующих птицах, я предлагаю вам игру «Угадай по описанию».
Каждой команде зачитывается описание птицы,  вы должны угадать о какой птице идёт речь. Если команда затрудняется, могут ответить их соперники. 
Заслушав ответы, можно предложить школьникам голос этой птицы.

Педагог: Прошу вас, ребята, внимательно вслушиваться в голоса птиц, т.к. нам очень это пригодится при проведении зимних учётов птиц».

1. «Питаются они и насекомыми, живущими в коре и под корой деревьев, в древесине, на ветках. …. С утра до вечера позднего работает птица: упёршись в ствол упругим хвостом, зацепившись сильными лапами, он долбит дерево крепким, как долото, клювом, а потом  длинным (до 15 см.) крепким с зазубринами языком достаёт насекомых из выдолбленного отверстия…»

Ответ: дятел.

По Г. Скребицкому и С. Покровскому [1].

2. «Зимою они, также как и вороны, живут в городах и в деревнях, вместе роются в мусорных кучах, еду себе добывают. Различить их совсем не трудно. Эта птица вдвое меньше вороны и вся чёрная, только вокруг шеи серые пёрышки, будто она серым платочком повязана. А у вороны наоборот: всё туловище серое, чёрные только голова, шея, крылья да хвост.
К зиме эти птицы собираются в большие стаи, так и летают целыми днями вместе. А вечером облепят деревья где-нибудь в городском саду или парке, прижмутся друг к дружке и сидят греются. Так и дремлют всю долгую зимнюю ночь. Только изредка будто окликают друг друга».

Ответ: галка.

По Г. Скребицкому.

3. «Загляните в ближайшую рощу. Через минуту с дерева раздаётся: «Ци-фи, ци-фи». 
Что за беспокойные птички! Ни минуты не посидят. Все  движения их порывисты и быстры. Никогда нельзя знать, что они сделают в следующую секунду. Летом они питаются насекомыми; зимой подбирают любое семечко, какое попадётся. Но не даром шныряю они по веткам. Там находят они то приклеенные к веткам яички каких-нибудь бабочек, то оцепеневшую гусеницу в трещине коры, то куколку, прикреплённую к сучку паутинкой».

Ответ: большая синица.

По В. Бианки и В. Строкову.

4. «Вдруг, точно живые цветы, запорхают между деревьями, мелькнут жёлтым, красным, оранжевым, повиснут на еловых лапах. Это стайка яркопёрых ….облепила ели, лущит из шишек семена…»

Ответ: клесты

По В. Бианки.

Педагог: Хорошо, ребята! Вы удачно справились с заданием разминки. А теперь давайте быстренько вспомним, какие ещё птицы остаются зимовать вместе с нами. Ребята нашего объединения приготовили вам вот такие необычные еловые шишки. Тут вы найдёте двустишия-шифровки. Они не отличаются литературным мастерством, но хорошо потренируют ваше внимание.
Каждой команде выдаётся шишка, на чешуйках которой номера заданий-шифровок для каждого обучающегося. В «шифровке» необходимо найти название кочующей или зимующей птицы. Верно ответивший, обучающийся получает балл индивидуально.
Команда быстро и верно давшая ответы получает дополнительный  балл.

Двустишия – шифровки

1. Прокоп оползень предотвратил
Деревья вдоль оврага посадил.

2. Щурится лисица:
– Хватит веселиться!

3. Володя телефон свой потерял,
И потому всех без разбора обвинял.

4.  Вообще Гольфстрим – тёплое течение,
Без него замёрзнут все без исключения.

5. В небесной сини царила суета,
Мошкара шныряла туда и сюда.

6.  Мне  сегодня во сне
Гирька ударила по голове.

7.  Щурилась Даша от яркого солнца,
Хоть и не очень большое оконце.

8.  Прокл ест сало полдня,
– Ну оставь же для синькиного дня!

9.   Мелочи ждёт бедняк,
– Куплю-ка себе рюкзак.

10.  Лазарев кадетом бывши
Уехал на работу  евши.

11.  Короче, чёткая игра,
И дети не уходят со двора.

Педагог: «Прекрасно, мы вспомнили и перечислили птиц, которые зимуют в Белгородской области.  В начале занятия мы уже сказали, что птицам трудно  зимой.  Многие птицы погибают. По литературным данным из десяти синиц зимой выживает только одна. Как вы думаете, от чего же птицы страдают больше от мороза или голода?» (Ответы обучающихся.) За верные ответы каждый получает балл – жетон.  

Педагог: Верно ребята, сытым птицам морозы не страшны.

Педагог:  А  кто из вас уже подкармливает птиц? (ответы  детей). Молодцы! У многих есть кормушки.  Для нас,  ребята, старшеклассники подготовили вот такой сюрприз.

Педагог демонстрирует  коробку с надписью:

Что за стол среди берез
Под открытым небом?
Угощает он в мороз
Птиц зерном и хлебом.

Педагог: Как вы думаете, что здесь находится? Верно, это  модели кормушек различных размеров и модификаций, сделанных из бросовых материалов.  

Педагог: Видите, ребята, не так уж и сложно изготовить кормушку для птиц.  
Давайте посмотрим, чья же кормушка самая интересная и необычная. Не нарушены, ли правила  изготовления кормушек (отверстие не должно быть очень большим, чтобы корм не заносило снегом, чтобы крупные птицы-голуби и вороны не могли воспользоваться этой кормушкой, края отверстия не должны быть острыми, чтобы птица не поранилась). В конце занятия мы развешаем их в школьном саду».

Педагог: Надеюсь, что вы не забываете регулярно подсыпать корм в свои кормушки. Давайте  ещё раз вспомним, какие же корма можно применять для подкормки зимующих птиц. Для этого я вам предлагаю  разгадать головоломку:

«Подарок синичке»

Каждому воспитаннику выдаётся головоломка.

Расставьте правильно буквы на картинке – и вы узнаете, что за угощение приготовлено нами на праздник Синичке. Какие зашифрованные здесь предметы, птицам не нужны? [2].

На этом этапе обязательно, заострить внимание обучающихся на том, что ни в коем случае нельзя подкармливать птиц жареными семечками, солёным салом и крошками чёрного хлеба, т.к. эти продукты им вредят.

Команда, справившаяся первой и верно давшая пояснения, получает балл.

Педагог: «А теперь я предлагаю конкурс «Самый голосистый», в ходе которого мы проверим кто же у нас имеет самый большой объём лёгких.  А  люди у кого большие лёгкие отличаются завидным здоровьем.
Разбейтесь по парам. Задача игрока в паре пропищать звук «пи» как можно дольше. Победители  каждого тура, соревнуются между собой до тех пор, пока не выявляется самый «голосистый» участник.

Закрепление (10 мин.)

Педагог: Чтобы запомнить зимующих птиц нашего края  и немного подвигаться я предлагаю вам игру «Что ни шаг, то птица».
Условия игры таковы: на каждый шаг вы должны назвать зимующую птицу. Победит тот, кто назовёт наибольшее количество птиц.    

Педагог: А теперь, оценим ваше домашнее задание. За каждую листовку вы получаете ещё по баллу. Это был наш последний конкурс. Теперь мы можем подсчитать полученные баллы и определить победителей. Ребята, набравшие наибольшее количество баллов получают сувениры.

Заключение (5 мин.)

Педагог: Ребята, какие выводы мы можем сделать в конце нашего занятия? (Ответы обучающихся).

Обобщение педагога: 1. Птицы имеют огромное значение в природе и приносят  пользу человеку
Подкармливая птиц, мы решаем несколько экологических проблем, т.к. одна кормушка может спасти от смерти до 50 синиц за зиму. Одна синица спасает от вредителей до 10 деревьев за сезон. Одно небольшое дерево обеспечивает кислородом трёх человек. Эти цифры очень наглядно подтверждают необходимость нашей заботы о пернатых.
А теперь мы можем отправиться в школьный сад, чтобы правильно развесить кормушки с кормом на пришкольной территории. А заготовленные дома листовки вы развесите в людных местах, чтобы привлечь к этому благородному делу как можно больше людей.

Литературные источники:

  1. Запартович Б.Б., Криворучко Э.Н.,Соловьёва Л.И. С любовью к природе. Дидактический материал по природоведению для начальной школы. Под ред. И. Д.    Зверева. М., «Педагогика», 1976.
  2. Тарасов А.К. Ботаника, зоология, химия. Книга для учащихся и учителей.–        Смоленск: Русич,1999.– 256 с. (Весёлый урок)

Источники фото и голосов птиц для презентации:

http://www.floranimal.ru/gallery_his.php?flid=2059
http://www.diary.ru/~tyanavlad/p192140838.htm?oam
http://birds.ucoz.ua/photo/1-0-68
http://foto-tula.ru/view_ball.php?num=73410
http://www.topguns.ru/birds/20610
http://www.topguns.ru/birds/20370
http://onbird.ru/opredelitel-ptic/obyknovennaya-chechetka-830/golos

Приложение