Правильное употребление слов с данными звуками в свободной речи.
Цели урока.
Познавательные: общеучебные -
дифференциация согласных звуков [с] - [з], развитие
фонематического слуха и восприятия звуков;
отражение характеристики согласных звуков по
звонкости-глухости; выполнение звукового
анализа слов; обозначение звонкого согласного
звука в модели слова символом “звонок”;
осмысление прочитанного произведения;
Тип урока. Нестандартный.
Оборудование. Звуковые схемы в конвертах, сигнальные карточки, тексты для чтения, интерактивный комплекс для демонстрации презентации, презентация, цветные карандаши, материалы и инструменты для создания аппликации.
Ход урока
I. Организация класса. Мотивация учебной деятельности. (Ведет учитель)
- Сегодня мы с вами не только будем продолжать знакомство со звуками, но и отправимся в виртуальное путешествие в зоопарк. (Слайд 2 – надпись ЗООПАРК и пустые “клетки”)
- Сейчас я вам прочитаю стихотворение, а вы постарайтесь запомнить о каких животных идет речь и назвать их. Если вы назовете правильно, то появятся изображения животных. Итак, слушаем и запоминаем.
В зоопарке шум и гам,
Вон сидит гиппопотам,
А, напротив, в клетке
Попугай на ветке.
Там пантера и лисица,
Обезьяна, крокодил,
Бродит важная тигрица,
Спит сердитый гамадрил.
Встал я возле странной клетки,
Ноги есть, а тела нет.
Да ведь это же жирафа,
Сверху шлёт большой привет!
И. Евдокимова
Дети называют животных (появляются изображения на слайде)
- Может вам встретились непонятные слова? (гиппопотам - бегемот, гамадрил – порода обезьян)
- За правильные ответы и хорошую работу вы будете получать в награду зеленый листочек. Постарайтесь собрать их как можно больше, а в конце урока они нам пригодятся.
II. Основная часть.
1. Речевая разминка. Чистоговорки с отраженным проговариванием. (Ведет логопед)
- Ребята, что нам помогает произносить звуки? (дети называют органы артикуляции). Давайте подготовим речевой аппарат к дальнейшей работе.
Звук [с], [ с']
Са-са-са, са-са-са - у сосны стоит лиса,
Си-си-си, си-си-си - мы едем мимо на такси.
Са-са-са - по лесу идет лиса,
Со-со-со - лиса катит колесо,
Сы-сы-сы - хвост красивый у лисы,
Су-су-су - видел я в лесу лису.
Су-су-су-су — тихо осенью в лесу.
Звук [з], [ з']
За-за-за – на лугу стоит коза.
Зу-зу-зу – мы увидели козу.
Зе-зе-зе – травку дали мы козе.
Зой-зой-зой – бежит козленок за козой.
За-за-за - идет коза,
Зы-зы-зы - есть козлята у козы,
Зу-зу-зу - веду козу,
Зой-зой-зой - козлята с козой.
2. Формулировка темы урока. (Ведет учитель)
- Какие звуки вы сейчас произносили чаше всего?
- Как вы думаете, о каких звуках пойдет речь сегодня на уроке?
- Расскажите, что вы про них знаете? (Чем они отличаются? Чем похожи? Как их называют?)
3. Дифференциация согласных звуков [с] ,[з]. Отражение характеристики звуков в модели слова.
- Продолжаем путешествие по ЗООПАРКУ. Какие еще нас ждут встечи?! Отгадайте загадку:
Слайд 3. Работа со словом ЗАЯЦ.
Комочек пуха,
Длинное ухо,
Прыгает ловко,
Любит морковку.
Дети отгадывают и слайде появляется надпись ЗАЯЦ и изображение животного.
- Давайте подарим зайчику схему.
Звуко-буквенный анализ слова ЗАЯЦ.
- Сколько в слове слогов?
- Какой первый слог? Второй?
- Какие звуки слышим в первом слоге? Дайте им характеристику.
- Какие звуки слышим во втором слоге? Дайте им характеристику.
- Откройте конверт и среди предложенных схем, выберите ту, которая подходит к слову заяц.
- Сколько букв в слове ЗАЯЦ? Сколько звуков? Почему?
После выбора учащимися схемы, производится проверка. На слайде появляется схема.
- Каким цветом закрасим первый квадратик, почему? Дается характеристика звука [з] и дети закрашивают. На слайде квадратик тоже “закрашивается”
По такому же алгоритму проводится работа с остальными загадками.
Слайд 4. Работа со словом ЗЕБРА.
- Посмотрите! Конь в матроске!
В чёрно-белую полоску!
- Нет, я вовсе не лошадка!
- А о ком тогда загадка?
Слайд 5. Работа со словом РЫСЬ.
Пятнистая хищница, леса гроза,
На ушках по кисточке, злые глаза.
Живёт она в тёмной чаще лесной,
И лучше её обходить стороной.
Слайд 6. Работа со словом СОРОКА.
Одета скромно эта птица.
Она, как будто ученица -
Бело-чёрный весь наряд.Воровка, люди говорят.
Всё блестящее хватает,
Не спросив, и улетает.
- Хорошо поработали! Приятно иметь дело с такими умными детьми!!! А сейчас отдохнем
Физкультминутка “Зоопарк” (Ведет логопед)
Мы шагаем в зоопарк, Ходьба на месте.
Побывать там каждый рад.
Там медведи и пингвины, попугаи и павлины, Повороты
вправо/влево с отведение руки.
Там жирафы и слоны, обезьяны, тигры, львы.
Это - лев. Он царь зверей в мире нет его сильней. Потягивания.
Он шагает очень важно, он красивый и отважный. Ходьба
на месте.
А вот добрый, умный слон, посылает всем поклон. Наклоны.
Он кивает головой и знакомится с тобой.
Кенгуру так быстро скачет, словно мой любимый
мячик. Прыжки.
Мишка головой мотает, к себе в гости
приглашает. Ходьба на месте.
Он вразвалочку идет. Танцевать с собой зовет.
3. Работа с текстом. (Ведет учитель).
Первичное восприятие текста
- Что вы знаете про зайцев?
- Сейчас я вам прочитаю рассказ, может вы услышите про зайца что-то новое? Учитель читает рассказ.
ЗАЯЦ
В сказках зайчик всегда маленький и беззащитный. В жизни заяц совсем не маленькое животное. Ноги длинные, уши большие. Очень сильные передние лапы! Оказавшись один на один с лисой или собакой, заяц падает на спину и отбивается от врага задними лапами. Таких тумаков надаёт – искры из глаз!
Есть у зайца ещё умение запутывать следы. Бежит заяц по чистому снегу, а потом останавливается и бежит обратно. И вдруг – длинный прыжок в сторону. Да так несколько раз. Лежит заяц да посмеивается над своими врагами!
Зайца прозвали косым вовсе не из-за плохого зрения. Просто шея у него неповоротливая. Когда он удирает от погони, скашивает глаза, чтобы узнать, далеко ли преследователи.
Сергей Махотин
- Кому было интересно?
- Что нового вы узнали про зайца?
Чтение текста учащимися по цепочке с комментариями.
- Как отбивается заяц от врагов?
- Что значит “надаёт тумаков”?
- Как понимаете выражение “искры из глаз”?
- Как заяц запутывает следы?
- Почему зайца прозвали косым?
Самостоятельная работа в парах.
- Найдите и подчеркните слова, в которых встречаются звуки [с], [ с'], [з], [ з'].
Проверка.
- Прочитайте слова, которые вы нашли.
- А сейчас мы с вами сделаем гимнастику под музыку вместе с веселыми зверями.
Физкультминутка под музыку с использованием презентации “Веселые звери” из ИНТЕРНЕТ.
- Замечательно! Вы хорошо потрудились и сейчас можно поиграть.
4. Закрепление знаний во внешней речи. (Ведет логопед)
Слайд 7. Игра “Путаница”. Развитие логического мышления.
- Продолжаем экскурсию по ЗООПАРКУ. Здесь зашифрованы названия животных. Если вы угадаете, то они вам покажутся.
СО ГУ ВА ЗМЕ СИ Я (сова, гуси, змея)
Игра “Это чье?”
Учить образовывать притяжательные прилагательные в устной речи и правильно их произносить.
- Сейчас я вам буду задавать вопросы и показывать на животных, а вы должны правильно мне ответить
- Чей хвост? (Совиный, гусиный, змеиный).
- Чье перо? Чьи глаза? Чье туловище? Чья голова? Чьи крылья? Чьи лапы? Чей язык?
Игра “Один-много”. Формировать навыки образования форм множественного числа существительных, обозначающих названия животных.
- В зоопарке животным скучно в одиночестве, давайте поможем им.
Был один гусь, а стало много. Как их назвать?
(гусь-гуси, сова-совы, змея-змеи).
Слайды 8, 9, 10. Игра “У кого какой детеныш”. Закреплять умения называть детенышей животных.
- Если животным хорошо живется в зоопарке, то у них появляются детеныши. Как их правильно назвать?
(у гуся-гусенок, гусята, у змеи –змеёныш, змеёныши у совы-совенок, совята).
Слайд 11. Игра “Маленький-большой” “Совиное семейство” Учить соотносить по величине два предмета и обозначать их отношения словами, учить образовывать существительные с суффиксами “увеличительного” значения.
Мы остановились с вами на сове, давайте поговорим про совиное семейство, рассмотрим их. Что у них есть?
- Например. У маленького – лапы, у большого – лапищи. Продолжите. (У маленького-когти, у большого – когтищи, у маленького - голова, у большого – головища и т.д.).
Слайд 12. Игра “Угадай, где животное?” Развивать внимание, быстроту реакции, умение ориентироваться в открытом пространстве, учить употреблять разные предлоги.
- Посмотрите на экран. Кто это? Сейчас я вам буду задавать вопрос: “ Где аист?”. Вы должны мне ответить, но будьте внимательны. (Аист летит над деревом и др.)
Слайд 13. Игра “Страшный зверь” Учить употреблять притяжательные прилагательные.
-Наша прогулка по зоопарку приближается к концу. И мы с вами подошли к последней клетке с животным. Но, посмотрите, там какой-то страшный зверь!
Рассмотрите это странное животное и постарайтесь отгадать, чьи у зверя ноги, голова, туловище, хвост, уши, крылья. (Уши заячьи, лисий хвост, змеиная голова, гусиные лапы, совиные крылья).
- Кто же от нас так спрятался? (Лось).
- Послушайте стихотворение про лося. (Читает заранее подготовленный ученик).
Шёл по лесу добрый лось.
На рогах-лопатах нёс:
Паутинку с пауком,
Птицу с жёлтым хохолком,
Дятла и пичужку
С тёмно синим брюшком.
Заяц от лисы спасался,
На рога лосю забрался,
Белка села отдохнуть
(В лес соседний долгий путь).
Попросился бурундук,
Нёс тяжёлый он сундук,
Очень утомился
Вот и примостился.
Мышь нашла себе местечко,
Так бы лось носил их вечно,
Но как выпали снега,
Взял и сбросил он рога.
Ю. Симбрская
Лось – самое крупное животное в нашем лесу.
Ребята, а еще говорят, что лось на своей голове лес носит. А почему так говорят?
- Где лучше жить животным в зоопарке или на свободе в лесу? Давайте отпустим зверей на свободу, но для этого нам нужно, чтобы появился лес. Вы, наверное много насобирали листочков? Сейчас мы их приклеим на изображение дерева и у нас получится лес.
Каждый ученик берет изображение дерева без листьев и приклеивает свои листочки. Затем работы закрепляются на доске с помощью магнитов.
III. Подведение итогов урока.
- Наша экскурсия подошла к концу. Что вам запомнилось?
- Что вы можете рассказать про звуки [с], [з]. Устроим АУКЦИОН. Объясняются правила аукциона. Для победителя звучит музыка.
Ссылки
- Стихи и загадки на сайте
- http://www.numama.ru/blogs/kopilka-detskih-stihov/stihi-pro-zopark.html
- Текст ЗАЯЦ
- http://setilab.ru/modules/article/view.article.php/c24/214/p17
- Физкультминутка ЗООПАРК
- http://www.detsadclub.ru/35-vospitatelu/zaryadki/494-fizminutka-veselyi-zoopark