Цели внеклассного мероприятия:
- Формирование основ экологических знаний.
- Воспитание бережного и ответственного отношения к живой природе.
- Расширение представлений учащихся об этических правилах поведения в природе.
- Развитие познавательных интересов.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, компьютерная презентация, плакаты по охране природы, костюмы животных для сценки.
Ход мероприятия
Слайд 1 – Обложка устного журнала.
Слайд 2 –
видеофрагмент с изображением вращающейся Земли.Музыка:
И.С.Бах. Фуга Токката ре минор. Чтение стихотворения на фоне музыки и изображения.Учащийся:
Мой родной, мой земной, мой кружащийся шар!
Солнце в жарких лучах, наклонясь как гончар,
Варит влажную глину, с любовью лепя,
Округляя, лаская, рождая тебя.
Керамической печью космических бурь
Обжигает бока и наводит глазурь.
Наливает в тебя голубые моря,
И – где надо – закат, и – где надо – заря.
И когда ты отделан, и весь обожжен,
Солнце чудо свое омывает дождем,
И отходит за воздух, за облака
Посмотреть на творенье издалека.
Ни отнять, ни прибавить – такая краса!
До чего ж этот шар гончару удался!
Он руками лучей, сквозь туманы светя,
Дарит нам свое чудо – бери, мол, дитя!
Дорожи, не разбей, на гончарном кругу
Я удачи такой повторить не смогу!
Слайд 3
1 ведущий: 4,5 миллиарда лет в бесконечных просторах Вселенной мчится удивительная голубая планета. Единственная и неповторимая – дорогая человеку Земля.
2 ведущий: Что же дорого человеку на нашей старушке Земле? Ее синева. Ее воздух. Ее речки. Леса. Ее звуки и запахи. Ее снег и цветы. И все живое, что на ней обитает: люди и комары, галки и мыши, зайцы и лягушки, кузнечики и слоны – все, что дышит, подает голосок, что называется очень хорошим словом – жизнь. Все нужно беречь. Все нужны на Земле.
1 ведущий: К сожалению, за последние 50 лет стало совершенно ясно, что человечество стоит на грани экологической катастрофы. Стремясь покорить и изменить природу, человек нанес Земле глубочайшие раны, вызвал глобальные, катастрофические, и часто необратимые, изменения.
2 ведущий: Не случайно наш устный журнал мы назвали вызывающими тревогу словами: “Земля у нас одна”. Перелистаем страницы журнала.
Слайд 4
1 ведущий: Страница 1. “Океан просит помощи!”. Эпиграфом к этой страничке служат слова известного французского писателя Антуана Сент-Экзюпери: “Вода! ...ты не просто необходима для жизни, ты и есть сама жизнь”.
Слайд 5.
1 учащийся:
Что важнее всего в биосфере? Атмосфера? Да, без воздуха, без кислорода нет жизни. Ну, а вода, обыкновенная вода? Менее она важна? Могут без нее существовать живые организмы?2 учащийся:
Более70% поверхности планеты занято океаном. Еще 3% - реки и озера. Гигантские ледники – это тоже вода, чистая, пресная, только затвердевшая. Еще недавно всем казалось, что в воде человечество не будет испытывать недостатка. И вот: многим странам уже недостает чистой воды, родниковая вода продается как товар или выдается по карточкам. Вода становится дорогим дефицитным сырьем.3 учащийся:
Почему же стало не хватать воды? Потому что пресная вода во все возрастающих количествах расходуется промышленостью и сельским хозяйством. На протяжении многих десятилетий человек сбрасывал отходы производства в ближайшие реку, озеро, пруд. И вот результат: потеря многих рек, озер планеты и гибель множества рыбы ценнейших пород.4 учащийся:
Рейн, одна из красивейших рек Европы, когда-то славилась лососями. Но в былые времена не только лосось, но и никакая рыбешка в Рейне жить не могла – так он был загрязнен. Комиссия Организации Объединенных Наций, обследовавшая Рейн, признала реку пригодной лишь для судоходства. Немцы смогли вовремя забить тревогу, сейчас Рейн возрождается.5 учащийся:
В 70-е годы ХХ века в США, в штате Огайо, произошло невероятное событие: воспламенилась река Кайахога. В нее долго сбрасывали промышленные отходы, в том числе и горючее. Пожар был нешуточный: река спалила две железнодорожные эстакады, переброшенные через нее. Самовозгоревшись, Кайахога покончила с собой. Теперь это сточная канава.6 учащийся
: Загрязнены и российские реки: Волга, Обь, Енисей, Кубань и многие другие. В бассейне реки Амур зарегистрированы неоднократные крупные разливы нефтепродуктов, здесь также сохраняется повышенное содержание фенолов, обусловленное сбросами неочищенных сточных вод в Китае, что придает рыбе специфический фенольный запах и делает ее непригодной для еды.7 учащийся:
В романе С. Лема “Солярис” изображена некая планета, где обитает мыслящее живое существо Океан. Если бы наш океан мог говорить, он бы сказал современному человеку: “Как ты неопрятен, какой же ты неряха! Ты даже меня умудрился загрязнить. Теперь тебе придется меня чистить. Вспомни, что ты натворил в ХХ веке.8 учащийся
: 1968 год. В Атлантическом океане близ Англии потерпел катастрофу танкер – нефтеналивное судно. Вся нефть нефтевоза оказалась в море. Нефтяная пленка покрыла 500 квадратных километров площади океана слоем в два сантиметра. Погибло множество живых организмов.9 учащийся:
1972 год. В Персидском заливе, где пробурено множество нефтяных скважин, лопнула одна из труб, подающих нефть наверх. 22 дня нефть через пробоину выбрасывалась в море. На поверхности залива образовалось гигантское нефтяное пятно. Погибли гигантские черепахи, морские змеи, диковинные рыбы, многочисленные морские птицы. Птицы не в состоянии очистить перья, испачканные смазочным маслом, отравляются нефтепродуктами, попадающими в их организм.10 учащийся:
Океан замусорен. В него без раздумий сваливают все, что попало. Подсчитано, что в северной части Тихого океана плавает около пяти миллионов старых резиновых сандалий, приблизительно35 миллионов порожних пластмассовых бутылок и около 70 миллионов стеклянных поплавков. Все эти предметы – нетленные. Если их не выловить, они будут плавать хоть сто лет. И ведь они небезопасны для обитателей океана.Слайд 6
2 ведущий:
Океан седой гремит набатно,
Он таит обиду в глубине,
Черные раскачивая пятна
На крутой разгневанной волне.
Стали люди сильными, как боги,
И судьба Земли у них в руках.
Но темнеют страшные ожоги
У земного шара на боках.
Мы давно освоили планету,
Широко шагает новый век.
На Земле уж белых пятен нету,
Черные сотрешь ли, человек?
1 ведущий: Реки, озера, моря, океаны нас и поят, и кормят. Но если неуважительно обращаться с водой, она не станет ни поить, ни кормить, а нас же отравит. Так давайте же уважать воду!
Слайд 7
2 ведущий: Вторая страница журнала посвящена братьям нашим меньшим: “Защитим соседей по планете”
Слайды 8, 9
Чтоб дел не натворить бесповоротных
Перепиши скорей из Книги Красной
Названья исчезающих животных
И помоги им выжить в час опасный!
Они когда-то бегали стадами,
Но истреблялись их стада годами...
И превратились в мировую редкость,
И надо срочно проявить к ним чуткость!
1 учащийся:
Немного истории. Цари, императоры, короли и герцоги во все времена любили поохотиться. Ассирийский царь Тиглатпаласар, живший в XII веке до нашей эры, известен как неистовый завоеватель. Но и не только. Он убил 1000 львов и очень этим гордился. К слову, в те времена ближний Восток кишмя кишел львами. А вот король Август Саксонский в XVII веке нашей эры за свою недолгую тридцатитрехлетнюю жизнь убил на охоте 3412 оленей.2 учащийся:
Буффало Билл не был королем и вообще не имел никаких титулов. Но он превзошел и Тиглатпаласара, и Августа Саксонского. Он убил 4280 бизонов. И не за всю жизнь, а за несколько лет. И произошло это во второй половине XIX века. Бизоны мешали строить железную дорогу, проходящую поперек материка Северной Америки, а стрелять бизонов было очень легко, так как они держались плотной массой.Слайд 10
3 учащийся
: Буффало Билл получал немалое жалованье за уничтожение бизонов – 500 долларов в месяц. И он был не один. А убивали тогда в прериях по нескольку миллионов бизонов в год. Когда американцы опомнились, на Великих равнинах осталось 800 бизонов. А сколько же их было до прихода сюда белых? Предполагают, что 75 миллионов. Америка содрогнулась: за сто лет было уничтожено самое большое стадо крупных зверей! Но американское общество нашло в себе мужество посмотреть правде в глаза и принять меры для спасения бизонов.4 учащийся:
Пока в Северной Америке убивали бизонов, в Европе мало-помалу исчезали их близкие родичи – зубры. Зубров истребляли в течение многих столетий ради вкусного мяса и прочных шкур. А после первой мировой войны в 1921 году в Беловежской пуще уже не осталось ни одного зубра. На Кавказе в двадцатые годы XX века бродил по лесам один единственный зубр, но пуля браконьера не миновала и его.В зоологических садах и заповедниках разных стран ученые нашли 48 чистокровных зубров, часть их водворили в Беловежскую пущу. Стадо зубров удалось возродить за пятьдесят лет.
5 учащийся:
Но не всегда все заканчивалось так благополучно. Куда больше историй про животных с постыдным для рода людского результатом. Началось все это давно. Многие ученые считают, что такие гиганты животного мира, как мамонт, шерстистый носорог и пещерный медведь исчезли с лица Земли вовсе не потому, что ухудшились для них условия обитания. Их уничтожили древние люди.6 учащийся:
В 1966 году у города Межирич на Украине было открыто доисторическое жилище, построенное из костей мамонта. А близ селения Амвросиевка на нижней Волге в большом овраге раскопали кладбище зубров. Как жесток был, по-звериному жесток был первобытный человек!7 учащийся:
Постойте, постойте, а не менее ли жесток, чем дикарь, современный человек?Из-за утеса, как из-за угла
Почти в упор ударили в орла.
А он спокойно свой покинул камень,
Не оглянувшись даже на стрелка,
И как всегда, широкими кругами,
Не торопясь ушел за облака.
Быть может, дробь совсем мелка была,
Для перепелок, а не для орла?
Иль покачнулся ствол дробовика?
Нет, ни дробинки не скользнуло мимо.
А сердце и орлиное ранимо.
Орел упал..., но средь далеких скал...
Чтоб враг не видел, не торжествовал.
1 ведущий: “Самый страшный зверь на земле” - так гласит надпись при входе в один из германских зоопарков. Когда заинтригованный посетитель приближает свое лицо к массивным прутьям железной решетки, он видит самого себя. За решеткой установлено зеркало. Безосновательна ли эта надпись?
2 ведущий: К сожалению, нет. За последнюю тысячу лет человеком истреблено примерно 150 видов птиц и более 100 видов млекопитающих. Массовое истребление животных и растений вызвало необходимость создания Красной книги природы.
Сценка: “Крик животных”
Жирафа:
Послушайте, что здесь происходит?Сова
: Понятия не имею. Вы не знаете, мартышка?Мартышка
: Лично меня вызвали персональной телеграммой-молнией: “Срочно явитесь общее собрание животных тчк подпись Лев”Гепард:
Гм, и я получил такую же телеграмму. Но зачем нас собрали?Мартышка
: Кто-то что-то у кого-то украл!Лягушка:
Мда, точные сведения... Ага, вездесущий воробей явился. Простите воробей, вы не знаете, что случилось?Воробей:
У медузы свистнули ухо.Сова:
Медузе свистнули в ухо? Ну и что?Лягушка:
Тише, тише, сам Лев явился!Лев:
Прошу присутствующих занять свои места. Друзья, я собрал вас в связи с чрезвычайным происшествием: человек создал Красную книгу.Мартышка:
Какой ужас!Жирафа
: А при чем здесь мы?Лев:
Человек – это страшное существо!Мартышка:
он вырубает леса.Воробей:
распахивает степи.Лягушка:
осушает болота.Гепард:
сооружает плотины.Жирафа:
загрязняет атмосферу и воду.Сова:
он убивает животных и разоряет гнезда.Мартышка:
Я боюсь человека!Гепард:
А зачем человеку Красная книга?Лев:
Природа – это величайший в истории изобретатель. Она, одна лишь она – Природа – с помощью эволюции за каких-нибудь три или четыре миллиарда лет терпеливо перепробовала множество вариантов всего живого. Многие поколения наших предков отдали свои жизни во имя того, чтобы мы с вами достигли нынешнего совершенства. Даже человек вынужден был признать, что простейшая живая клетка неизмеримо сложнее всего, что сделано человеческими руками.Мартышка:
Подумаешь! Я бы тоже могла превратиться в человека, мне предлагали, но я не захотела, для этого пришлось бы расстаться с хвостом, а что это за жизнь – без хвоста?Лев:
Без хвоста, мартышка? Как бы нам всем не остаться без головы?Гепард:
Снявши голову, по хвостам не плачут!Лев:
Вот именно! Друзья, все вы знаете человека! Это самый молодой член нашей семьи и, надо отдать ему должное, самый одаренный. Но, к сожалению, он отдалился от нас, поставил себя над нами. И вот, пока мы благодушествовали и смотрели на его проделки сквозь лапы...Лягушка
: сквозь ласты...Сова:
сквозь крылья...Жирафа
: сквозь копыта...Лев:
Повторяю, пока мы смотрели сквозь перечисленное, произошло самое страшное – человек создал Красную книгу! Красная книга – это сигнал бедствия, сигнал грозящей нам опасности. В Красную книгу он занес те виды растений и животных, которые почти исчезли с нашей планеты. Я боюсь, что он уничтожит и эти жалкие остатки, и нас с вами. Он уже стер с лица Земли тура и тарпана, бескрылую гагарку и дронта, стеллерову корову.Гепард
: Он объявил хищникам войну и устраивает на них облавы.Сова:
Он, человек, не понимает, что хищники поддерживают равновесие в природе. Вот, например, я. Я за одно лето уничтожаю более тысячи полевок, которые способны сожрать за этот срок тонну зерна. В отдельные годы мне и птицы не нужны, мне хватает мышей.Лягушка:
Давайте напишем человеку письмо. Пусть люди оставят нас в покое. Им же будет хуже, если они нас уничтожат. Ох, как тоскливо будет им одним в этом мире!Жирафа:
Но что же мы напишем ему? Начинайте Вы, Лев!Лев:
В катакомбах музея пылится пастушья свирель,
Бивень мамонта, зуб кашалота и прочие цацки...
Человек, ты послушай царя терпеливых зверей
И прости, что слова мои будут звучать не по-царски.
Я – последний из львов, но пускай за меня говорят
Лань в объятьях капкана, ползущего смога громадность
И дельфинья семья, за которой неделю подряд
С вертолета охотился ты, чтоб развеяться малость.
Жирафа:
Пусть тебе повстречается голубь, хлебнувший отрав,
Муравейник сожженный, разрытые норы барсучьи,
Оглушенная семга, дрожащий от страха жираф
И горластые чайки, по горло в мазуте.
Сова:
Пусть они голосят, вопрошая карающий век,
Пусть они стороною обходят любую машину,
Ты, бесспорно, вершина природы, мой брат, человек,
Только где и когда ты видал без подножья вершину?
Мартышка:
Ты командуешь миром, пророчишь, стоишь у руля,
Ты – хозяин, мы спорить с тобой не хотим и не можем.
Но без нас, ты пойми, разве будет Землею Земля,
Разве море останется морем?
Гепард:
Будут жить на бетонном безмолвье одни слизняки,
Океан разольется огромной протухшею лужей.
Мы тебя не пугаем, но очень уж сети крепки,
И растет скорострельность твоих замечательных ружей.
Лягушка:
Все твое на планете, а нашего нет ничего.
Мы уже лишь на чучела гожи.
Зоопарки твои превосходны, да жаль одного –
Мы в твоих зоопарках давно на себя не похожи.
Воробей:
Так устроена жизнь. Мы поладить с тобой не смогли.
Нашу поступь неслышную тихие сумерки спрячут.
Мы уходим в историю этой печальной Земли,
Человечьи детеныши вспомнят о нас и заплачут.
Лев:
Мы – пушистые глыбы тепла. Мы – живое зверье.
Может, правда, что день ото дня мир становится злее?
Вот глядит на тебя поредевшее царство мое,
Не мигая глядит, и почти ни о чем не жалея.
И совсем ни о чем не прося, ни коря,
Видно, в хоботы, когти и ласты судьба не дается.
Я с седеющей гривы срываю корону царя
И реву от бессилья, а что мне еще остается?
Слайд 11
1 ведущий: На Земле примерно 2 миллиона видов живых организмов, из них животных- 1,5 миллиона видов. За первые семнадцать столетий нашей эры человек уничтожил 50 видов животных, в XVIII-XIX веках – также 50 видов, за XX век - еще 100 видов. В Красную книгу России в настоящее время занесено 430 видов животных.
Слайды 12 -16
Слайды 17 - 31
2 ведущий: Современный человек уразумел, что звери, даже самые хищные, самые свирепые, никакие ему не враги. Животный мир – неотъемлемая часть биосферы. И мы не только не вправе обеднять, обкрадывать природу, сокращая численность зверей, птиц, рыб и других представителей животного мира. Мы обязаны сделать все от нас зависящее, чтобы этот многообразный, многокрасочный мир живого процветал и умножался.
Слайд 32
Слайд 33
1 ведущий: Третью страницу нашего журнала “Жизнь сохраните живым” предваряют слова Константина Паустовского: “Уничтожая леса, люди подрезают основу своего существования”.
Слайд 34
1 учащийся:
Первый человек жил в мире с деревьями. Но вот приблизительно 10 тысяч лет назад зародилось земледелие. Потребовались свободные куски земли. И тогда человек объявил лесу беспощадную войну. Сначала люди истребляли лес только потому, что он мешал им разводить скот и расширять пашни. Но уже древнеиудейский царь Давид возвел для себя дворец из кедровых деревьев.2 учащийся:
Сыну Давида Соломону отцовский дворец показался мал. Он послал в горы Ливана 80 тысяч дровосеков – заготовлять лес для нового дворца и храма. Цари Давид и Соломон, конечно, не смогли вырубить все кедры Ливана. Они только положили начало. Понадобилось еще три тысячелетия, чтобы от громадных ливанских кедровых лесов осталась только одна рощица. Деревья в ней пересчитаны. Их четыреста.3 учащийся:
В 1815 году Наполеон был сослан на остров Святой Елены. Остров выглядел мрачно. На нем не было леса, хотя лежит он в благодатном тропическом климате. А были ли здесь когда-нибудь леса? Были, да еще какие! Остров открыли в 1502 году португальцы. Они застали здесь сплошной лес, в котором преобладало черное эбеновое дерево.4 учащийся
: В 1513 году какому-то португальцу пришла в голову идея – выпустить на остров коз и свиней. Сказано – сделано. И козы, не встретив препятствия, сожрали всю прибрежную растительность. “Человеку предшествуют леса, его сопровождают пустыни” - эти слова принадлежат знаменитому путешественнику А.Гумбольту. Ученый не преувеличивал. Примеры судьбы ливанского кедра и эбенового дерева говорят сами за себя.5 учащийся:
Часто безрассудны и современные люди. Растет число туристов, по легкомыслию или незнанию вызывающих многочисленные лесные пожары. Не до конца погашенный костер, горящий окурок, осколок бутылочного стекла, брошенный на хорошо освещаемой солнцем лесной поляне и фокусирующий солнечные лучи на сухую подстилку – и вот лес уже заполыхал. 97% лесных пожаров происходит по вине человека.6 учащийся:
Забывчивый охотник на привале
Не разметал, не растоптал костра,
Он в лес ушел, а ветки догорали
И нехотя чадили до утра.
А утром ветер разогнал туманы,
И ожил потухающий костер.
И, сыпля искры посреди поляны,
Багровые лохмотья распростер.
Он всю траву с цветами вместе выжег,
Кусты спалил, в зеленый лес пошел,
Как вспуганная стая белок рыжих,
Он заметался со ствола на ствол.
И лес гудел от огненной метели,
С морозным треском падали стволы,
И, как снежинки, искры с них летели
Над серыми сугробами золы.
7 учащийся:
Леса – легкие нашей планеты, неутомимые труженики, фабрики кислорода, хранители вод и почвы. Они защищают от ледяных арктических ветров, регулируют жизнь гигантских рек, дают древесину очень высокого качества. Они щедро дарят нам то, что мы сами не можем вырастить ни в огороде, ни в саду, ни в поле – бесценные грибы, ягоды. Они дают кров и пищу зверю и птице.8 учащийся:
Нельзя представить себе леса и луга без цветущих травянистых растений. Но замечали ли вы, как красива поляна в цветах, и как сиротливо смотрит она в спину тем, кто опустошил ее, безжалостно оборвал ради сиюминутной прихоти приветливые венчики ярких цветков?На Земле исчезают цветы,
С каждым годом заметнее это.
Меньше радости и красоты
Оставляет нам каждое лето.
Откровенье цветов луговых
Нам понятно было едва ли.
Беззаботно топтали мы их
И безумно, безжалостно рвали.
В нас молчало разумное “стой!”.
Нам казалось все мало, все мало.
А потом в толчее городской
Мы охапки тащили устало.
И не видели, как из-под ног
Молчаливо, дыша еле-еле,
Обреченно глядел василек,
Безнадежно гвоздики глядели...
Слайды 35-37
2 ведущий: На Земле примерно 2 миллиона видов живых организмов, из них растений – 500 тысяч. В ближайшем будущем могут исчезнуть 20000 видов растений. В России взяты под охрану 533 вида растений.
Слайды 38-58, 59
1 ведущий:
Я должен над цветами наклониться,
Не для того, чтоб рвать или срезать,
А чтоб увидеть добрые их лица,
И доброе лицо им показать.
2 ведущий: Говорят, в Болгарии существует обычай: юноша, прежде чем жениться, должен вырастить три дерева. В Бразилии сложена поговорка: “Человек, посадивший за свою жизнь хотя бы одно дерево, прошел правильный путь”. Человеку – дружить с деревом, человеку – уважать дерево, человеку – сажать и растить деревья. Так во веки веков.
Слайд 60
1 ведущий: Мы переходим к последней странице нашего журнала и обращаемся к каждому из Вас: “Береги свою планету!”
Слайд 61
Берегите эти земли, эти воды,
Даже малую былиночку любя.
Берегите всех зверей внутри природы.
Убивайте лишь зверей внутри себя!
2 ведущий: Природа – наш общий дом, дом всего живого на Земле.
Все организмы в природе взаимосвязаны, все полезны друг другу, и каждый вносит свой вклад в сохранение глобальной экологической системы - биосферы. Всякая жизнь уникальна, неповторима и бесценна. И именно человек – разумное существо – должен нести ответственность за сохранение жизни на Земле. Разрушая природу, мы причиняем ущерб не только самим себе, но и всем живым организмам – неповторимым созданиям природы.
1 учащийся:
Земного человека никогда
Не отделяйте от земной природы.
Он часть ее как воздух и вода,
Как дерево и горные породы.
2 учащийся
:Да, он изведал мысли торжество,
Он сочинил симфонии и оды,
Он сам творец, но творчество его
Есть повторенье творчества природы.
3 учащийся
:Когда творя по выкройкам ума,
Стучит искусной мысли молоточек,
Природа здесь работает сама,
А человек при ней – как переводчик.
4 учащийся:
Планету обживаешь словно дом,
Идешь по ней и мыслишь по-земному,
Там – открываешь сложное в простом,
Там – тонко сводишь сложное к простому.
5 учащийся
:Дерзай, работай, забывай покой!
Но помни в упоении законном:
Ты – мастер у Природы в мастерской,
Ты подчинен, как все, ее законам.
6 учащийся:
Так уважай в любые времена законы те,
И будь к себе построже,
Работай на нее, тогда она –
Работать на тебя согласна тоже.
7 учащийся
:Спасая, приручая и любя,
Зверей и птиц, растенья, земли, воды,
Не отлучай природу от себя,
И сам себя не мысли без природы!
1 ведущий: Пройдет много лет. Тысячи космических кораблей отправятся бороздить бесконечные просторы Вселенной.
2 ведущий: Но всегда, во все времена, для нас – детей Земли – будет действовать сила, которая не поддается описанию физическими приборами – это сила земного притяжения, запаха травы, шума дождя, синевы лазурного неба, песни жаворонка.
1 ведущий: “Есть такое твердое правило: встал рано поутру, умылся, привел себя в порядок - и сразу приведи в порядок свою планету” - этими словами Антуана Сент-Экзюпери мы завершаем наш устный журнал.
Слайды 62, 63 – 89
Литература.
- М.Е. Ивин. Чтобы жить. Л. “Детская литература” 1974 г.
- С.В. Рянжин. Экологический букварь. СПб. Печатный двор. 1994 г.
- М. Константиновский. КОАПП. Серия публикаций.
- Р. Рождественский. “Монолог царя зверей”.
- С.И.Кирсанов. “Мой родной, мой земной, мой кружащийся шар...”
- А.Плотников “Океан седой гремит набатно”
- С.Данилов “Земного человека никогда...
- Е.Карасев “На земле исчезают цветы”
- В. Шефнер “Лесной пожар”
- Н.А.Заболоцкий “Просьба”
- С.Вургун “Я должен над цветами наклониться...”
- Е.Евтушенко “Берегите эти земли, эти воды...”