«Твердый согласный звук [ш], буквы "Ш, ш". Сочетание "ши"». 1-й класс

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 1


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (3 МБ)


Тип урока. Решение учебной задачи.

Цель: создать условия для организации деятельности учащихся по ознакомлению со звуком [ш] и буквой Ш, ш.

Задачи:

Предметные:

  • организовать деятельность учащихся по изучению и первичному закреплению условного обозначения глухого твердого звука [ш] с помощью печатной буквы;
  • обеспечить закрепление умения перекодировать звуковую форму слова в буквенную на основе звуковых моделей слов;
  • обеспечить закрепление приема воспроизведения слов вслух на основе его звукобуквенной модели;
  • способствовать обогащению словаря учащихся на уроке;
  • содействовать активизации словаря учащихся, развитию фонематического слуха и культуры звукопроизношения, развитию познавательного интереса к чтению;
  • содействовать воспитанию навыков культуры учебного труда на уроках обучения грамоте.

Личностные УУД: способствовать формированию положительной мотивации к учебной деятельности.

Метапредметные задачи:

  • Регулятивные: содействовать формированию умения принимать и сохранять учебную задачу; понимать выделенные учителем действия в учебном материале; оценивать совместно с учителем и одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы.
  • Познавательные: содействовать развитию умения понимать знаки, символы, модели и схемы, приведенные в учебнике; понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме;
  • Коммуникативные: принимать участие в работе парами и группами, допускать существование различных точек зрения; договариваться, приходить к общему решению; использовать в общении правила вежливости.

Оборудование: компьютер, проектор, колонки, презентация, диск “Обучение грамоте” DVD, фасоль (10 штук) у каждого ученика, карточки для работы в группах, учебник “Азбука” (2 часть), картинки (в словах звук [ш], индивидуальные карточки, абаки, толковый словарь Ожегова.

Ход урока

I. Организационный момент.

<Слайд 1>

- Прозвенел звонок, урок начинается.

Садитесь. Я дарю вам свою улыбку, и вы улыбнитесь друг другу. Подумайте, как хорошо, что мы сегодня все вместе. Мы спокойны, добры, приветливы, ласковы. Мы все здоровы. Глубоко вдохните и выдохните. Выдохните обиду, злость, беспокойство. Забудьте о них. Вдохните в себя свежесть этого дня, радость этого дня, тепло солнечных лучей. Я желаю вам, дорогие ребята, и вам, уважаемые гости, хорошего настроения и бережного отношения друг к другу.

Итак, начинаем урок литературного чтения.

II. Подготовка к работе на основном этапе.

- Перед началом работы проведем разминку речевого аппарата.

<Слайд 2>

1) Дыхательная гимнастика “Ароматный цветок”

2) Артикуляционная разминка “Губы”

3) Упражнение для дикции.

Скороговорка “Мышонку шепчет мышь: “Ты все шуршишь, не спишь?”.

III. Усвоение новых знаний и способов действий.

- Назовите звук, который часто повторяется в этой скороговорке. (ш)

- Сформулируйте тему урока.

(ответы детей)

<Слайд 3,4>

- Какие цели и задачи мы поставим перед собой на уроке?

(ответы детей)

<Слайд 5>

- Это и будет планом нашего урока.

- Как вы думаете, для чего нам нужно знакомиться с новыми звуками, буквами?

(Для улучшения дикции, чтобы уметь читать слова с новой буквой).

- Какие знания и умения нам потребуются?

(Знания о звуке и букве, умение выделять звук, сравнивать, делать выводы).

IV. Реализация построенного проекта.

<Слайд 6>

1. Работа с картинками.

- Назовите слова, изображенные на картинках.

- Что общего у всех картинок?

- Исключите одну из данных картинок по самостоятельно найденному признаку.

(ответы детей).

- А кто такой шарманщик? (Бродячий музыкант с шарманкой).

- А что такое шарманка? (Ручной орган).

- Произнесите первый звук в слове Шарманщик. ([ш]).

- Какой это звук: гласный или согласный? Докажите.

- Какой он: твердый или мягкий? (Твердый).

- Звонкий или глухой?

- Дайте полную характеристику звуку [ш].

- Подумайте, имеет ли этот звук звонкую пару?

- Как это определить? (“Включить” голос).

- Какой согласный является парным глухому согласному звуку [ш]?

2. Постановка проблемы, открытие новых знаний.

- Звук [ш] не простой, а с секретом. И секрет этот вы сможете открыть сами, если правильно выполните следующее задание.

(один ученик за компьютером работает над составлением звуковой схемы) Диск “Обучение грамоте” DVD

<Слайд 7>

Работа в группах.

- Каждой группе нужно отгадать загадку и составить звуковые схемы отгадок.

1 группа.

На квадратиках доски
Короли свели полки.
Нет для боя у полков
Ни патронов, ни штыков.
(Шахматы)

3 группа.

У меня нос колкий,
Как у иголки,
Но не шью,
А дырявлю только.
(Шило)

2 группа.

На четыре ноги
Надевали сапоги.
Перед тем как надевать,
Стали обувь надувать.
(Шины)

4 группа.

Сижу верхом, не зная на ком,
Знакомого встречу –
Соскочу, привечу.
(Шапка)

- Какой звук [ш] во всех отгадках: твердый или мягкий?

- Может быть, случайно так получилось, что звук [ш] во всех словах твердый? Попробуйте сами подобрать такие слова, в которых звук [ш] произносился бы мягко. (Дети работают в парах).

- Получилось? (Нет).

- Какой вывод можно сделать? (Звук [ш] всегда твердый).

- Вот вы и открыли секрет согласного звука [ш]. Он всегда твердый.

3. Знакомство с новой буквой.

- С новым звуком познакомились. Что дальше по нашему плану мы должны делать?

- Кто знает, как называется буква, которая обозначает звук [ш]?

- Звук [ш] обозначается буквой “ша”.

Диск “Обучение грамоте” DVD

(показ картинки с написанием печатного и письменного вариантов букв, строчной и заглавной)

- Для чего нужна заглавная, строчная буква “ша”?

- Найдите в алфавите букву “ша”.

<Слайд 8>

- На что похожа буква “ша”? Прослушав стихотворении, вы узнаете, с чем сравнили образ буквы “ша” поэты?

(ребята читают стихи и показывают букву)

1.

Посмотри на букву Ш –
Буква очень хороша,
Потому что из нее
Можно сделать Е и Ё.

2.

Ах, табуретка хороша!
Перевернул – и буква “ша”.

3.

Шура сено ворошил,
Вилы в сене позабыл.

- Ребята, выложите на парте букву “ша” из фасоли.

Физкультминутка.

А теперь, ребята, встали!
Быстро руки вверх подняли,
В стороны, вперед, назад,
Повернулись вправо, влево,
Тихо сели, вновь за дело!

- Не поворачивая головы, скажите, картинки с изображением каких предметов вы заметили? В какой части слова находится звук [ш]?

- Еще раз поверните голову вправо, влево. Чем отличаются картинки изображенные справа от картинок изображенных слева? (ед. число, мн. число)

V. Первичное закрепление во внешней речи.

1. Работа с абаками.

- А чтобы прочитать букву “ша”, нужно просто назвать звук [ш]. Возьмите абаки.

- Итак, знакомим букву “ша” с гласными буквами: с буквой “а”, запишите и прочитайте.

- Знакомим букву “ша” с гласной буквой “о”, запишите и прочитайте.

- Знакомим букву “ша” с гласной буквой “у”, запишите и прочитайте.

- Знакомим букву “ша” с гласной буквой “е”, запишите и прочитайте.

- Как звучит согласный звук [ш]: твердо или мягко? (Твердо).

- Прочитайте еще раз открытый слог. Какое несоответствие вы заметили? (Слышим [э], а пишем “е”).

- Сделайте вывод.

- Знакомим букву “ша” с гласной буквой “и”, запишите и прочитайте.

- Как звучит согласный звук [ш]: твердо или мягко? (Твердо).

- Прочитайте еще раз открытый слог. Какое несоответствие вы заметили? (Слышим [ы], а пишем “и”).

- Сделайте вывод.

- Давайте проверим, правильно ли вы сформулировали вывод? Открыли учебник стр. 17.

<Слайд 9>

- Какие это слоги открытые или закрытые. Докажите.

Чтение слов.

<Слайд 10>

- Прочитайте слова:

школа Миша
кошка Гриша

- Почему одни слова написаны со строчной буквы, а другие с заглавной?

- По каким признакам мы можем разделить эти слова еще на 2 группы?

(одушевленные и неодушевленные)

- Составьте предложение со словом школа.

- Сколько слов в вашем предложении?

VI. Самостоятельная работа

1. Работа по учебнику на с.16

Чтение пословицы и нахождение новой буквы самостоятельно.

- Прочитайте пословицу и отметьте количество букв.

Добрая шутка дружбы не рушит.

- Сколько букв в этом предложении? (24 буквы)

- Сколько букв “ша” встретилось в предложении? (2)

- В каких словах?

- Прочитаем предложение. Почему так говорят?

- Как вы думаете, может ли шутка разрушить дружбу?

Физкультминутка.

Работа с офтольмотренажером.

(тренажер Базарного В. Ф.)

VII. Включение в систему знаний и повторение.

1. Работа с книгой

Чтение текста с. 17 (по цепочке).

Выборочное чтение.

- О каком времени года упоминается в рассказе?

- Свой ответ подтвердите предложением из текста. Прочитайте это предложение.

- Какой бывает осень? (золотой, дождливой, поздней)

- Какое слово должно звучать в нашем предложении?

- Что автор говорит нам о рябине? Прочитайте.

- Как вы понимаете слово кисти “горели”? (краснели, алели, пылали)

- Вспомните, какие значения имеет слово кисти?

<Слайд 11>

кисти ягод ( синоним- грозди), кисти для рисования, кисти рук)

- Что говорится о ребятах?

- Сколько ребят пошли в лес?

- Как вы догадались?

- Придумайте имена детям, которые пошли в лес? Обязательное условие: в словах должен быть звук [ш].

- Какое название вы дадите нашему рассказу?

2. Индивидуальная работа по карточкам.

(один ученик работает на компьютере, составляет слова) Диск “Обучение грамоте” DVD

- Если вы будете внимательно выполнять упражнения, то у вас обязательно все получится!

<Слайд 12>

Карточка 1 (не читающим учащимся)

1. Найди и вычеркни в строчках все буквы “ша”.

(Сколько из них строчных, заглавных?)

ОРШПМИКИшИБЮьШЭтМЧБЬсяАЫ
СЦЫФоПАвКЕНцШДИшлРПВШтЭЪХ

Карточка 2 (читающим учащимся)

1. Найди границы слов и запомни, сколько их спряталось на строке. Как, одним словом назвать все эти предметы?

ГРУШАБРИКОСЛИВАНАНАС

<Слайд 13> Проверка

VIII. Итог урока.

- Посмотрите на наш план урока и подведите итог нашей работы.

- Справились мы со своими задачами?

IX. Рефлексия.

Смайлики.

- Оцените свою работу на уроке.

<Слайд 14>

- Я желаю вам успехов и хорошего настроения на весь день!