Цель: познакомить обучающихся с историей возникновения Новогоднего праздника.
Планируемые результаты: школьники узнают о традициях празднования Нового года; научатся соблюдать элементы традиционной обрядовой культуры.
Авторский медиапродукт: презентация PowerPoint
Оборудование: серия иллюстраций, посвященных новогоднему празднику; фотовыставки “Новый год в нашей школе”, “Праздник Нового года в нашем классе”, “ Новый год в кругу семьи”; аудиозаписи новогодних песен; книжная выставка “Наш любимый Новый год”.
Ход занятия
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний.
Снег ложится на дома,
К нам опять пришла зима!
Принесла в котомке
Вьюги да позёмки,
Холода, сугробы, лёд,
И весёлый...
(Новый год!)
- Любите ли вы этот праздник? Почему?
III. Самоопределение к деятельности
- Ребята, пройдёт немного времени, и мы будем отмечать один из самых любимых вами праздников – Новый год. Как к нам пришёл этот праздник? Отмечают ли Новый год в других странах? Какие традиции празднования Нового года существуют в вашем городе, школе, семье?
Хотите узнать о Новом годе больше?
Тогда смотрите нашу телевизионную программу “ Новогодние новости”!
IV. Работа по теме занятия
1. Деловая игра “Телевизионная программа “Новогодние новости”.
Телеведущий:
- Добрый день! Начинаем нашу телевизионную программу “ Новогодние новости”.
Приближается один из самых любимых всеми праздников – Новый год. Он приходит к нам 1 января. А всегда ли так было?
Об этом вам расскажут наши телерепортёры – Снежинка и Снеговик.
“Репортаж” об истории возникновения праздника на Руси
Снежинка: - Новый год начали отмечать ещё в глубокой древности.
Сначала древние славяне отмечали его в марте. Позже, при Иване III, - 1 сентября.
А обычай встречать Новый год в ночь на 1 января был введён на Руси в 1700 году. Именно царь Пётр I своим указом повелевал украшать дома еловыми и сосновыми ветками. Указ этот звучал так: “ В знак доброго начинания в весели друг друга поздравлять с Новым годом... по знатным проезжим улицам у ворот и домов учинить некоторое украшение древ и ветвей сосновых, еловых и можжевеловых, чинить стрельбу их небольших пушек и ружей, пускать ракеты и зажигать огни”.
Снеговик: - Одновременно с ёлкой постоянными персонажами новогоднего праздника становится Дед Мороз, хотя возраст его – больше 1000 лет. Дед Мороз является символической фигурой. Любители праздничной символики решили, что у нашего Деда Мороза должна быть своя родина. Резиденцией русского Деда Мороза в декабре 1990 года был объявлен, расположенный на севере Вологодской области, Великий Устюг.
Много интересного о Дедушке Морозе вы сможете прочитать сами.
(Работа с выставкой книг)
Телеведущий:
- А как отмечают Новый год в других странах?
Об этом в своих репортажах вам расскажут Ёлочка, Льдинка, Сугробик и Метелица.
“Репортаж” о праздновании Нового года в других странах
- Первыми на земном шаре встречают Новый год жители островов архипелага Фиджи, состоящего из 320 островов, часть из которых необитаема.
Нигде в мире Новый год не отмечают так часто, как на индонезийском острове Бали. Год там длится 210 дней. Главный атрибут праздника – разноцветный рис. Новый год на Бали празднуют как день тишины. В преддверии праздника проходит много красивых, необычных церемоний: парад с фигурами демонов, ловля даров, фестиваль поцелуев и обливание водой, очищение огнём.
- Вьетнамцы в новогоднюю ночь дарят родным и друзьям веточки цветущего персикового дерева и маленькие мандариновые деревца с плодами.
- В день проводов старого и встречи Нового года в Шотландии открыты двери всех домов: каждый может зайти в гости в любую семью. По древней традиции в новогоднюю ночь устраивают огненные шествия, “сжигая” таким интересным способом, старый год и приглашая новый.
- Испанцы в Новый год дарят друг другу виноград. На тарелке каждого гостя 12 виноградин. С каждым ударом колокола надо съесть по одной виноградине, тогда весь год будет сопутствовать удача.
- Как только начинается Новый год, итальянцы спешат избавиться от вещей, которые уже "отслужили свое".
- Во Франции, кому достается боб, запеченный в новогодний пирог, получает титул "бобового короля" и в праздничную ночь все подчиняются его приказам.
- В Англии принято на Новый год разыгрывать представления для детей на сюжеты старинных английских сказок. Лорд Беспорядок ведет за собой веселое карнавальное шествие, в котором принимают участие сказочные персонажи: Хобби Хорс, Мартовский заяц, Шалтай-Болтай, Панч и другие. Всю новогоднюю ночь уличные торговцы продают игрушки, свистульки, пищалки, маски, воздушные шары. Именно в Англии возник обычай обмениваться к Новому году поздравительными открытками.
Телеведущий:
- В каждой стране празднование Нового года имеет свои традиции.
О том, как отмечается Новый год в нашем городе, свой репортаж подготовила Звёздочка.
“Репортаж” о городском празднике ( с использованием фотоматериалов)
Телеведущий:
- В нашей школе тоже ведётся подготовка к этому замечательному празднику. Репортаж об этом подготовил Иней.
“ Репортаж” о традициях проведения праздника в школе.( В “репортаже” также может содержаться отчёт о подготовке класса к общешкольному празднику)
Телеведущий:
- Новый год – это и семейный праздник. О традициях празднования Нового года в своей семье нам расскажет Снежок.
“Репортаж” о семейных традициях празднования Нового года( с использованием фотографий).
VII. Динамическая пауза. Двигательно-речевые упражнения
У всех Новый год,
И у нас Новый год. (Делают шаг с притопом и
одновременно хлопают в ладоши, поворачиваясь в
правую сторону и в левую.)
Возле ёлочки зелёной Хоровод, хоровод.
К нам пришёл Дед Мороз. (Делают лёгкие наклоны
головой в разные стороны, как бы сообщая друг
другу эту новость.)
Он игрушек, и хлопушек,
И конфет нам принёс! (Кружатся на месте, подняв
руки и вращая кистями.)
Он добрый у нас,
Он весёлый у нас, — (Делают шаг с притопом,
одновременно хлопают)
Возле ёлочки зелёной
Сам пошел с нами в пляс. (Шагаем на месте)
VIII. Продолжение работы по теме занятия
1.Исполнение песни “ В лесу родилась ёлочка”
- Среди многих традиций, присущих новогоднему празднику, существует обязательное исполнение песни “ В лесу родилась ёлочка”. Нет человека, который не пел сам или хотя бы не слышал эту новогоднюю песенку. Слова этой песни написала Раиса Кудашева, а музыку – Леонид Карлович Бекман. В канун Рождества в 1903 году Р.Кудашева опубликовала стихотворение под названием “ Ёлка” в журнале “ Малютка” . Спустя три года кандидат естественных наук, Л.Бекман, положил шесть четверостиший этого стихотворения на музыку. Так появилась эта замечательная песня, без которой невозможно представить встречу Нового года.
(Разучивание и исполнение песни под музыку).
2. Выразительное чтение стихотворений, посвященных Новому году.
IX. Динамическая пауза. Гимнастика для глаз “Глазкам нужно отдохнуть”
Глазкам нужно отдохнуть.( Ребята закрывают
глаза)
Нужно глубоко вздохнуть. (Глубокий вдох. Глаза
все так же закрыты.)
Глаза по кругу побегут. (Глаза открыты. Движение
зрачком по кругу по часовой и против часовой
стрелки.)
Много-много раз моргнут. (Частое моргание
глазами.)
Глазкам стало хорошо. (Легкое касание кончиками
пальцев закрытых глаз.)
Увидят мои глазки все! (Глаза распахнуты. На лице
широкая улыбка.)
X. Продолжение работы по теме занятия
- Разучивать стихотворения о Новом годе и водить хоровод у новогодней ёлки – замечательные традиции. Тем не менее, это не единственное развлечение. Существует множество игр и забав, которые создадут на новогоднем празднике атмосферу веселья и радости.
1. Викторина загадок
Зимние загадки.
В тулупе с красным кушаком
И с замечательным мешком.
(Дед мороз).У неё все ветки
Праздничной расцветки.
(Ёлка).Она в серебро с жемчугами одета –
Волшебная внучка волшебного деда.
(Снегурочка).Полетают в небесах
И растают на носах.
(Снежинки).С метёлкой, в шляпе из ведра –
Директор зимнего двора.
(Снеговик).Всё лето стояли,
Зимы ожидали.
Дождались поры,
Помчались с горы.
(Санки).Прозрачен, как стекло,
А не вставишь в окно.
(Лёд).
2. Игра “Доскажи словечко”
Есть ещё игра для вас:
Я начну стихи сейчас.
Я начну, а вы кончайте,
Хором дружно отвечайте!
На дворе снежок идёт,
Скоро праздник...
(Новый год).Мягко светятся иголки,
Хвойный дух идёт от...
(ёлки).Ветви слабо шелестят,
Бусы яркие...
(блестят).И качаются игрушки –
Флаги, звёздочки...
(хлопушки).Белоус и краснонос
Под ветвями...
(Дед Мороз).
Ну и ёлка, просто диво!
Как нарядна, как ...
(красива).Двери настежь, точно в сказке,
Хоровод несётся в...
(пляске).
3. Игра “Укрась ёлочку”
- Выберите только те игрушки, которые украсят новогоднюю ёлочку.
(На слайде следует нажать на выбранную новогоднюю игрушку)
4. Творческое задание “Новогоднее поздравление”
Ёще одна замечательная новогодняя традиция – дарить друг другу добрые пожелания.
У каждого из вас на парте – вырезанный из бумаги ёлочный шар. Напишите на нём какое-нибудь новогоднее пожелание, прикрепите его к изображению ёлочки, и тогда оно обязательно сбудется.
Говорят под Новый год,
Что не пожелается,
Всё всегда произойдёт,
Всё всегда сбывается.
XI. Рефлексия
- Удалось ли вам узнать что-то новое для себя? Какие разделы наших Новогодних новостей вам понравились? Почему?
- Кто из ведущих и репортёров запомнился больше?
- Какие изменения и дополнения вам бы хотелось внести в эту “программу”?